Рабочая программа по литературному чтению УМК "Гармония" для 2класса (ФГОС)
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Рабочая программа (пояснительная записка,календарно-тематическое планирование) по литературному чтению УМК "Гармония" для 2 класса к учебнику Кубасовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2_klass.docx62.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Исходными документами  для составления рабочей программы послужили:

  • федеральный государственный образовательный стандарт
  • Программа по литературному чтению «Любимые страницы». Автор Кубасова О.В.;
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  • федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества.

Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

З. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию, воспитанию и социализации ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

 Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

• потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

• читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах

и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

• готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

В связи с этим концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

• обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

• внимание к личности писателя;

• бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

• наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

При создании литературно-методических материалов курса «Литературное чтение» основное внимание уделялось гармоничному сочетанию двух педагогических направлений: всестороннему развитию личности учащегося и формированию у него определённых образовательным стандартом читательских компетенций. При этом приоритетной является задача общего развития ребёнка. Каким образом реализуется эта педагогическая позиция?

1. Это выражается прежде всего в активной направленности учебного курса на формирование мировоззрения детей, чему способствуют и специально отобранные про изведения, и их систематизация по темам духовно-нравственного содержания. Важную роль в осмыслении вечных истин играет не только тематика чтения, но и характер вопросов и заданий, которые предлагаются в учебниках после текстов.

2. Развитию творческих способностей учащихся помогают специальные задания, обучающие иллюстрированию (графическому, словесному, музыкальному); выразительному чтению и инсценированию; азам словесного творчества (подбору рифм, сравнений, творческому пересказу, сочи нению небольшого высказывания по подобию) и т. п.

3. Умственный потенциал детей обогащается благодаря целенаправленному формированию у них типа правильной читательской деятельности, заключающегося в обдумывании предстоящего чтения, осмыслении читаемого в процессе и по окончании чтения. Это обеспечивается системой вопросов и заданий, развивающих умение прогнозировать читаемое (читательское качество антиципация), а также творчески интерпретировать полученную во время чтения информацию, усваивая не только фактическое содержание литературного произведения, но также подтекст и идейный замысел.

4. Развитию эмоциональной сферы способствуют не только литературные тексты, раскрывающие широкий спектр человеческих чувств, но также вопросы и задания, при помощи которых дети учатся ориентироваться в мире эмоций персонажей и разбираться в собственных чувствах. Осознанию эмоций и чувств служат вопросы и задания, привлекающие внимание детей к авторским ремаркам, к анализу особенностей речи и поведения персонажей. Адекватному выражению эмоционального состояния способствует систематическая работа над выразительностью чтения и применение различных форм драматизации (анализ иллюстраций с точки зрения эмоциональных знаков, постановка «живых картин», произнесение реплик персонажей с использованием мимики и пантомимики, чтение по ролям, развернутая драматизация).

5. Тот факт, что литературное произведение является продуктом коммуникативно-речевой деятельности автора, обуславливает развитие речи читателя. Однако в курсе литературного чтения этот спонтанный процесс подкрепляется высокохудожественным кругом чтения, а также системой вопросов и заданий, формирующих навыки связной речи и культуру речи детей.

С этой целью в методический аппарат учебников включены задания по работе над заголовками, планом, всеми видами пересказа, над созданием собственных высказываний. В области культуры речи ведущим является наблюдение над правильностью, точностью, богатством, выразительностью речевого оформления литературных произведений.

Для развития речи учащихся определяющим является формирование их отношения к чтению как к процессу общения с автором. Этому благоприятствует активизация методическими средствами мотивационной стороны чтения; акцент на внимании к личности писателя, к его «присутствию» в произведении; развитие бережного отношения к авторскому замыслу, выражающемуся в отборе и подаче информации; развитие потребности в ответном коммуникативном акте, содержащем интерпретацию и оценку полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Чтобы литература стала средством всестороннего развития личности, источником познания жизни, читатель должен обладать определённым набором литературоведческих и читательских компетенций. В связи с этим курс «Литературное чтение» включает детально разработанный методический аппарат, направленный на систематическое и тщательное формирование всех необходимых читателю младшего школьного возраста видов деятельности, перечисленных в программе.

Такой подход обусловил наличие в учебниках методических материалов для организации работы на каждом из этапов урока.

1. Для подготовки к чтению используются упражнения, задания и вопросы разных типов, выполнение которых обеспечивает не только совершенствование навыка чтения, но и переход к самостоятельному чтению и адекватному восприятию следующего за ними произведения. Соответственно, упражнения, задания и вопросы располагаются перед текстом и, будучи ориентированы на определённый литературный материал, содержат наиболее трудные для про чтения слова, выражения, предложения из текста, который будет прочитан после выполнения данных упражнений и заданий.

2. Методическая помощь при организации основного этапа урока (чтения литературного произведения) выражается в следующем: там, где это целесообразно, слова поделены на слоги, выделен ударный слог, сделаны сноски с разъяснением лексического значения слов. В ряде случаев в текст включены вопросы и задания, развивающие антиципацию читателей.

3. На заключительном этапе урока (анализ и интерпретация прочитанного) педагог использует вопросы и задания,

предложенные методическим аппаратом учебника, относясь к этому творчески, то есть, выбирая, дополняя их по-своему

усмотрению, исходя из особенностей контингента обучающихся и собственных предпочтений.

Вопросы и задания отличаются тем, что не являются лишь общим указанием на вид деятельности («Читай выразительно», «Сделай краткий пересказ» и т. п.), а содержат систему разъясняющих вопросов и заданий, которые определяют последовательность действий учащихся (например, для организации чтения по ролям, драматизации, составления плана, выборочного и краткого пересказа); нередко это оформляется в виде памяток.

Следует заметить, что к художественным и познавательным текстам даются вопросы и задания разного характера. Первые прежде всего направлены на развитие воссоздающего воображения, умения чувствовать, представлять то, о чём рассказывается в произведении. Вторые — на формирование общеучебных умений (выделение непонятных слов и выражений и объяснение их смысла, распознавание новой информации, умение выделять опорные слова, определение главного в содержании, способность составлять план, пересказывать прочитанное и др.).

Таким образом, на любом из этапов урока учитель может опереться на литературно-методические материалы, помещённые в учебнике.

Следующая особенность обучения по курсу «Литературное чтение» заключается в том, что комплект учебников последовательно, с 1 по 4 класс, реализует три основных направления обучения чтению: совершенствование навыка чтения, формирование умений работы с текстом, обучение ориентировке в книгах.

1. Формированию таких компонентов навыка чтения, как правильность и беглость, способствует выполнение упражнений, расположенных перед текстами. Работу над осмысленностью и выразительностью чтения обеспечивают вопросы и задания, находящиеся после текстов.

2. Вопросы и задания, направленные на формирование навыков работы с текстами разных типов и жанров, по являются в методическом аппарате учебников не периодически, а систематически. Они расположены согласно дидактическому принципу «от простого — к сложному», образуя методические линии, пронизывающие учебники с 1 по 4 класс. На выходе они формируют компетенции, заданные образовательным стандартом.

3. Третьим направлением, закладывающим основы читательской самостоятельности, является обучение ориентировке в мире книг. В связи с этим учебники курса «Литературное чтение» в качестве учебного материала содержат не только тексты литературных произведений, но и изображения элементов книг (обложка, иллюстрации, титульный лист, предисловие, оглавление). Это позволяет организовать практическое знакомство с функциями разных компонентов книги, что помогает сформировать элементарные навыки, необходимые детям для ориентировки в книгах.

Базисный план по программе 4 часов в неделю

4 часа в неделю

34 недели – 136 часов

1 четверть – 9 недель (36 часов)

2 четверть – 7 недель (28 часов)

3 четверть – 10 недель (40часов)

4 четверть – 8 недель (32 часа)

        Тематический план

Название темы

Количество часов

1

Учимся читать: читая – думаем

29

2

Учимся читать: читаем правильно

10

3

Учимся читать: читаем быстро

8

4

Учимся читать: читаем выразительно

20

5

Учимся работать с текстом: автор  и его герои

21

6

Учимся работать с текстом: слова, слова, слова...

9

7

Учимся работать с текстом: план и пересказ

19

8

В мире книг

20

Основное содержание всех тем.

«Учимся читать: читая – думаем »

М. Бородицкая «Первое сентября», В. Берестов «Читалочка», К.Ушинский «Наше отечество», В. Орлов «Разное»,  Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине», П. Воронько «Лучше нет родного края», О.Дриз «Загадка», Б.Заходер «Два и три», Р.Сеф «Считалка», .М,.Юдалевич «Три плюс пять», В.Левин «Чудеса в авоське», С.Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...», А Шибаев «Кто слово найдет?», В.Берестов «Если хочешь пить», «Гололедица», Б.Заходер «Как волк песни пел», С. Прокофьев. «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»,  В. Зотов «За двумя зайцами»,  Э. Шим  «Жук на ниточке», Э Шим «Очень вредная крапива», Л. Толстой  «Косточка», С. Прокофьев «Когда можно плакать», В.Сухомлинский «Пусть будет и соловей и жук», В. Козлов «В сладком морковном лесу», В.Осеева «Сторож»,  В. Осеева «Кто наказал его?» А. Барто «Рыцари», В Осеева «Плохо»,  Д.Хармс «Удивительная кошка», сказка «Лиса и журавль», Индийская сказка «Ссора птиц», В. Берестов «Посади игрушку на полку», Э.Мошковская  «Всего труднее дело», русская сказка «Самое дорогое», С. Баруздин «Кузнец», Б. Заходер «Петя мечтает», русская сказка «Два мороза»

«Учимся читать: читаем правильно»

 Бардадым «Мы читаем»,  В. Гусев «Вот так кот», Н. Бурсов «Кот и крот», Д.Биссет «Орел и овечка», В. Драгунский «Заколдованная буква», В. Драгунский «Когда я был маленький», В. Драгунский «Не пиф! Не паф!», Н. Носов «Находчивость», Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков», Б. Заходер «Муравей»

«Учимся читать: читаем быстро»

В. Голявкин «Про то, для кого Вовка учится». дагестанская сказка «Храбрый мальчик», скороговорки,  И. Мазин «Шла лисица», Е. Благинина «У Вари на бульваре», М. Бородицкая «Были галчата в гостях у волчат...», Р. Сеф. «Бесконечные стихи*» , Э. Мошковская «Болельщики»,  Ю. Ермалаев «Угодили», В. Осеева «Просто старушка», В. Голявкин «Как я под партой сидел»

«Учимся читать: читаем выразительно»

Д. Биссет «Про тигренка Бианки…», К. Ушинский «Срок деревьев», А. Прокофьев. «Как на горке, на горе»,  А Фет «Чудная картина*», С. Воронин «Храбрый клоун», С. Маршак «Жадина», О.Григорьев «Яма»,  Э.Успенский «Все в порядке», В. Осеева «Три товарища», Н. Матвеева «Девочка и пластилин», Ю. Ермолаев «Два пирожка», Э. Мошковский «Обида», Э .Мошковский «Трудный путь», Е. Благинина «Посидим в тишине*», И. Дик «Красное яблоко», А. Барто «Перед сном», С.Козлов «Заяц и Медвежонок», И Пивоварова «Про сверчка, мышь и паука», К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху», Н. Юсупов «Серый волк», Дж. Родари «Рыбы»,  .Заходер «Кискино горе», Э. Мошковская «Говорящая кошка», А Фройденберг «Великан и мышь»

«Учимся работать с текстом: автор  и его герои»

Е. Пермяк «Волшебные краски», С. Михалков «Аисты и лягушки», С Козлов «Правда мы будем всегда?», С. Козлов «Вольный осенний ветер», Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайцев», русская народная сказка «Заяц – хвастался», Л.Пантелеев «Две лягушки», Ф. Кривин «Родная коробка», В. Чаплин «Мушка», Л.Пантелеев «Карусели», Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился», В.Голявкин «В шкафу», А. Гайдар «Совесть», Б. Юнгер «Белая роза», Г. Цидеров «Град», Г. Горобовский «Розовый слон*», В. Голявкин «Про веселую книжку», С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах»,

«Учимся работать с текстом: слова, слова, слова...»

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сказку сочинил», «Шотландская песенка*», Б.Шергин «Рифмы», В. Даль «Кузовок», А. Борто «Игра в слова», Б. Заходер «Дырки в сыре», А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову», Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...», Г.Циферов «Что такое звезды?», А.Толстой «Вот уж снег*…», «Колокольчики мои», С. Есенин «Черемуха», М.Исаковский «Ветер» В. Рахманов «Одуванчики»

«Учимся работать с текстом: план и пересказ»

Н. Сладков «Медведь и Солнце», В. Осеева «Добрая хозяюшка», Б. Житков «Храбрый утенок», Э.Мошковская «Жадина», русская народная сказка «Мена», В.Сухамменский «Вьюга», В. Осеева «Хорошее», Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать», В. Гаршин «Лягушка – путешественница», С. Михалков «Бараны*», К. Ушинский «Два козлика», С. Козлов «Черный омут», М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял», Е. Караганова «Как цыпленок голос искал», немецкая сказка «Русалочка»

«В мире книг»

К. Ушинский «Два плуга», Л. Толстой «Филиппок», В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга», русская народная сказка «Лисичка со скакалочкой», Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца», Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке», М. Пришвин «Еж», Б. Заходер «Птичья школа», Н. Носов «Затейники», Н. Носов «Живая шляпа»,

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное», Н. Носов «Фантазеры»,Б.Емельянов «Зеленая букашка», Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава1)

Поурочно - календарное планирование                                                                                                                                                                                                                                    

Тема урока

Кол-во часов

Дата

УМК

Оборудование

1четверть (36 часов).

  1. Учимся читать: читая – думаем  (26 часов)

1.

М. Бородицкая «Первое сентября», В. Берестов «Читалочка*»

1

02.09.13

Учебник

1часть

стр.3-6

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

2

К.Ушинский «Наше отечество» , В. Орлов «Родное*»

1

03.09.13

стр.7-10

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

3

Л. Ладонщиков «Скворец на чужбине»,

П. Воронько «Лучше нет родного края», О.Дриз «Загадка»

1

04.09.13

стр.11-13

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

4

Б.Заходер «Два и три», Р.Сеф «Считалка*», М.Юдалевич «Три плюс пять»

1

06.09.13

стр.14-16

5

В.Левин «Чудеса в авоське», С.Иванов «Какой сегодня веселый снег...», «Зимой Ваня сделал кормушку...»

1

09.09.13

стр.17-19

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

6

А Шибаев «Кто слово найдет?»

1

10.09.13

стр.20-23

7

В.Берестов «Если хочешь пить*», «Гололедица»

1

11.09.13

стр.24-26

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

8

Б.Заходер «Как волк песни пел»

1

13.09.13

стр.27-31

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

9

Б.Заходер «Как волк песни пел» (продолжение)

1

16.09.13

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

10

С. Прокофьев. «Сказка о том, как зайцы испугали серого волка»

1

17.09.13

стр.32-34

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

11

В. Зотов «За двумя зайцами»

1

18.09.13

стр.35-37

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

12

Э. Шим «Жук на ниточке»

1

20.09.13

стр.38-40

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

13

Э Шим «Очень вредная крапива»

1

23.09.13

стр.40-42

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

14

Л. Толстой «Косточка»

1

24.09.13

стр.43-44

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

15

С. Прокофьев «Когда можно плакать»

1

25.09.13

стр.45-46

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

16

Е. Пермяк «Как Маша стала большой»

1

27.09.13

стр.47-48

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

17

В. Сухомлинский «Пусть будет и Соловей и Жук»

1

30.09.13

стр.49-51

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

18

В. Козлов «После долгой разлуки…», В. Осеева «Сторож»

1

01.10.13

стр.52-55

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

19

В. Осеева «Кто наказал его?» А. Барто «Рыцари»

1

02.10.13

стр.56-58

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

20

В Осеева «Плохо» Д. Хармс «Удивительная кошка»

1

04.10.13

стр.59-61

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

21

Сказка «Лиса и журавль»

1

07.10.13

стр.62-65

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

22

Индийская сказка «Ссора птиц»

1

08.10.13

стр.66-68

23

В. Берестов «Посади игрушку на полку», Э.Мошковская  «Всего труднее дело*»

1

09.10.13

стр.69-71

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

24

Русская сказка «Самое дорогое»

1

11.10.13

стр.71-75

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

25

С. Баруздин «Кузнец», Б. Заходер «Петя мечтает»

1

14.10.13

стр.76-80

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

26

Русская сказка «Два мороза»

1

15.10.13

стр.80-88

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

27

Русская сказка «Два мороза» (продолжение)

1

16.10.13

28

Белорусская сказка «Краденным сыт не будешь»

1

18.10.13

стр.89-94

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

29

Братья Гримм «Звездные талеры»

1

21.10.13

стр.94-97

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

2. Учимся читать: читаем правильно (10 часов)

30

В. Бардадым «Мы читаем». В. Гусев «Вот так кот». Н. Бурсов «Кот и крот»

1

22.10.13

стр.98-101

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

31

Д. Биссет «Орел и овечка»

1

23.10.13

стр.102-104

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

32

В. Драгунский «Заколдованная буква»

1

25.10.13

стр.105-110

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

33

В. Драгунский «Заколдованная буква» (продолжение)

1

28.10.13

34

В. Драгунский «Когда я был маленький»

1

29.10.13

стр.111-112

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

35

В. Драгунский «Не пиф! Не паф!»

1

30.10.13

стр.113-121

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

36

В. Драгунский «Не пиф! Не паф!»

1

01.11.13

2четверть (28 часов).

37

Н. Носов «Находчивость»

1

11.11.13

стр.122-129

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

38

Дж. Родари «Машинка для приготовления уроков»

1

12.11.13

стр.130-133

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

39

Б. Заходер «Муравей»; Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка»

1

13.11.13

стр.134-142

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

3.Учимся читать: читаем быстро (8 часов)

40

Скороговорки. И. Мазин «Шла лисица»

1

15.11.13

стр.143-146

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

41

Р.Сеф «Апчхи!»; М. Яснов «Чучело-мяучело»

1

18.11.13

стр.147-149

42

Р. Сеф. «Бесконечные стихи*» Э. Мошковская «Болельщики»

1

19.11.13

стр.150-152

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

43

Ю. Ермалаев «Угодили», В. Осеева «Просто старушка»

1

20.11.13

стр.153-157

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

44

В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Про то, для кого Вовка учится»

1

22.11.13

стр.158-162

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

45

Дагестанская сказка «Храбрый мальчик»

1

25.11.13

стр.162-166

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

46

Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»

1

26.11.13

стр.167-172

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

47

Г. Балл «Москвичок, который не знал правил уличного движения»

1

27.11.13

4.Учимся читать: читаем выразительно (20 часов)

48

А. Прокофьев. «Как на горке, на горе». А Фет «Чудная картина*»

1

29.11.13

2часть

стр.3-6

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

49

С. Воронин «Храбрый клоун»

1

02.12.13

стр.7-12

50

С. Воронин «Храбрый клоун»

1

03.12.13

51

С. Маршак «Жадина» О.Григорьев «Яма» Э.Успенский «Разгром»

1

04.12.13

стр.13-16

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

52

В. Осеева «Три товарища», Н. Матвеева «Девочка и пластилин»

1

06.12.13

стр.17-20

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

53

Ю. Ермолаев «Два пирожных»

1

09.12.13

стр.21-23

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

54

Э. Мошковский «Обида», «Трудный путь»,

1

10.12.13

стр.24-27

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

55

Е. Благинина «Посидим в тишине*»

1

11.12.13

стр.27-28

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

56

И. Дик «Красное яблоко»

1

13.12.13

стр.29-35

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

57

А. Барто «Перед сном»,

1

16.12.13

стр.36-37

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

58

В. Орлов «Светлячок-маячок»

1

17.12.13

стр.38-41

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

59

С.Козлов «Заяц и Медвежонок», И Пивоварова «Про сверчка, мышь и паука»

1

18.12.13

стр.41-46

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

60

Ю. Ермолаев «Угодили», К. Ушинский «Гусь и журавль», «Кто дерет нос кверху», Л. Пантелеев «Карусели» (отрывок)

1

20.12.13

стр.47-48, 77-79

61

Н. Юсупов «Серый волк»

1

23.12.13

стр.49-53

62

Дж. Родари «Рыбы». Б.Заходер «Кискино горе»

1

24.12.13

стр.54-56

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

63

Э. Мошковская «Говорящая кошка». А Фройденберг «Великан и мышь»

1

25.12.13

стр.57-59

64

Д. Биссет «Про тигренка Бианки, у которого исчезли полоски»

1

27.12.13

стр.60-65

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

3 четверть (40 часов).

65

Д. Биссет «Про тигренка Бианки, у которого исчезли полоски»

1

13.01.14

стр.60-65

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

66

К. Ушинский «Спок деревьев»

1

14.01.14

стр.66-68

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

67

Обобщающий урок

1

15.01.14

5. Учимся работать с текстом: автор  и его герои (21 часа)

68

В. Голявкин «Про веселую книжку», С. Баруздин «Стихи о человеке и его делах»

1

17.01.14

стр.70-76

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

69

Л. Пантелеев «Карусели»

1

20.01.14

стр.77-82

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

70

Л. Пантелеев «Карусели» (продолжение)

1

21.01.14

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

71

Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился»

1

22.01.14

стр.83-86

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

72

В. Голявкин «В шкафу»

1

24.01.14

стр.87-92

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

73

В. Голявкин «В шкафу»

1

27.01.14

74

А. Гайдар «Совесть»

1

28.01.14

стр.93-96

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

75

Б. Юнгер «Белая роза»

1

29.01.14

стр.97-99

76

Г. Цидеров «Град»

1

31.01.14

стр.100-101

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

77

Г. Горбовский «Розовый слон*»

1

03.02.14

стр.102-104

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

78

Ф. Кривин «Родная коробка»

1

04.02.14

стр.105-108

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

79

В. Чаплин «Мушка»

1

05.02.14

стр.109-114

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

80

В. Чаплин «Мушка»

1

07.02.14

81

Л. Пантелеев «Две лягушки»

1

10.02.14

стр.115-119

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

82

Е. Пермяк «Волшебные краски»

1

11.02.14

стр.120-126

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

83

Е. Пермяк «Волшебные краски»

1

12.02.14

84

С. Михалков «Аисты и лягушки»

1

14.02.14

стр.127-128

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

85

С. Козлов «Вольный осенний ветер»

1

17.02.14

стр.129-131

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

86

Л. Толстой «Зайцы», Н. Рубцов «Про зайца*»

1

18.02.14

стр.132-135

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

87

Русская народная сказка «Заяц – хвастался»

1

19.02.14

стр.136-139

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

88

Обобщающий урок

1

   .02.14

6.Учимся работать с текстом: слова, слова, слова... (9 часов)

89

Г. Цыферов «Как цыпленок впервые сказку сочинил», «Шотландская песенка*»

1

   .02.14

стр.140-142

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

90

Б. Шергин «Рифмы»

1

25.02.14

стр.143-147

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

91

М. Бородицкая «Разговор с пчелой», В. Даль «Кузовок», А. Борто «Игра в слова»

1

26.02.14

стр.147-151

92

И. Токмакова «Лягушки», В. Берестов «Курица», Б. Заходер «Дырки в сыре»

1

28.02.14

стр.151-156

93

А. Шибаев «Переполох», «Прислушайся к слову»

1

03.03.14

стр.156-159

94

Р. Сеф «Кактус», «На свете всё на всё похоже...», Г. Циферов «Что такое звезды?»

1

04.03.14

стр.160-163

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

95

И. Пивоварова «Картинки на земле», А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает*…»

1

05.03.14

стр.164-166

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

96

 А. Толстой «Колокольчики мои», С. Есенин «Черемуха», М. Исаковский «Ветер»

1

07.03.14

стр.167-171

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

97

В. Рахманов «Одуванчики».  Обобщающий урок

1

10.03.14

стр.172

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

7.Учимся работать с текстом: план и пересказ (19 часов)

98

Н. Сладков «Медведь и Солнце»

1

11.03.14

3 часть

стр.3-5

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

99

В. Осеева «Добрая хозяюшка»

1

12.03.14

стр.6-9

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

100

Б. Житков «Храбрый утенок»

1

14.03.14

стр.10-13

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

101

Э. Мошковская «Жадина»

1

17.03.14

стр.14-17

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

102

Русская народная сказка «Мена»

1

18.03.14

стр.18-23

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

103

Русская народная сказка «Мена»

1

19.03.14

104

В. Сухамменский «Вьюга», Ю. Ермолаев «Проговорился»

1

21.03.14

стр.23-28

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

4четверть (32 часа).

105

Н. Носов «На горке»

1

31.03.14

стр.29-33

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

106

Н. Носов «На горке»

1

01.04.14

107

В. Осеева «Хорошее»

1

02.04.14

стр.34-36

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

108

Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»

1

04.04.14

стр.37-40

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

109

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

07.04.14

стр.41-52

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

110

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

08.04.14

111

С. Михалков «Бараны*», К. Ушинский «Два козлика»

1

09.04.14

стр.53-56

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

112

С. Козлов «Черный омут»

1

11.04.14

стр.57-63

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

113

С. Козлов «Черный омут»

1

14.04.14

114

М. Пляцковский «Как утенок свою тень потерял»

1

15.04.14

стр.64-69

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

115

Е. Караганова «Как цыпленок голос искал»

1

16.04.14

стр.70-76

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

116

Обобщающий урок

1

17.04.14

8. В мире книг (20 часов)

117

К. Ушинский «Два плуга»

1

18.04.14

стр.78-80

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

118

Л. Толстой «Филиппок»

1

21.04.14

стр.81-86

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

119

В. Авдеенко «Маленькая Баба-Яга»

1

22.04.14

стр.87-91

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

120

Русская народная сказка «Лисичка со скакалочкой»

1

23.04.14

стр.92-97

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

121

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

1

25.04.14

стр.98-104

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

122

Н. Сладков «Бежал ежик по дорожке»

1

28.04.14

стр.105-110

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

123

М. Пришвин «Еж»

1

29.04.14

стр.111-117

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

124

Б. Заходер «Птичья школа»

1

30.04.14

стр.118-123

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

125

Н. Носов «Затейники»

1

02.05.14

стр.125-129

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

126

Н. Носов «Живая шляпа»

1

05.05.14

стр.130-135

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

127

Е. Пермяк «Торопливый ножик», «Самое страшное»

1

06.05.14

стр.136-140

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

128

Н. Носов «Фантазеры»

1

07.05.14

стр.141-151

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

129

Н. Носов «Фантазеры»

1

12.05.14

130

Б. Емельянов «Зеленая букашка»

1

13.05.14

стр.152156

131

Книги о детях

1

14.05.14

132

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава1)

1

16.05.14

стр.159-174

Компьютер, проектор, интер. доска, презент.

133

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава1)

1

19.05.14

134

Кир Булычев «Путешествие Алисы» (глава1)

1

20.05.14

135

Обобщающий урок

1

21.05.14

136

Викторина

1

22.05.14

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Читательские умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

  • Осмысленность чтения:
  • Работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;
  • Воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);
  • Уточнение темы произведения путём выбора более точного заголовка из предложенных учебником;
  • Нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;
  • Уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • Сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.
  • Правильность чтения:
  • работа над предупреждением искажения звуко-буквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);
  • обучение соблюдению орфоэпических норм;
  • формирование плавного слогового способа чтения.
  • Скорость чтения:
  • к концу учебного года – 40-50 слов в минуту
  • Выразительность чтения:
  • формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;
  • работа над передачей основного эмоционального тона произведения;
  • освоение по ролям небольших произведений.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

  • формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;
  • озаглавливание прочитанного;
  • работа по восстановлению деформированного картинного плана;
  • составление картинного плана;
  • пересказ с опорой на картинный план;
  • обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;
  • формирование умения понимать характер книги по её обложке.

Литературоведческая пропедевтика

  • Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;
  • осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;
  • выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;
  • введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей

  • Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;
  • творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;
  • освоение чтения по ролям;
  • элементарное словесное творчество по подобию.

Личностные результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, самокритичности.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремлённости и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные результаты:

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чём и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к содержанию и форме литературного произведения.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Освоение литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и выбирать адекватный способ чтения литературного произведения в соответствии с его особенностями.

13. Овладение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового), творческого и изучающего чтения.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

Учебно-методический комплект.

УМК для учащихся

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 2 класса. -Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Литература для учителя

Кубасова О.В.  Любимые страницы. Учебник по литературному чтению для 2 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2011

Кубасова  О.В.  Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному чтению для 2 класса. - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2012

Интернет - ресурсы.

1.

Федеральный сайт учредителей программы «Гармония»

www.umk-garmonif.ru

2.

Журнал «Начальная школа»

www.openwjld.ru

3.

Конспекты уроков для начальной школы

www.4stupeni.ru

4.

Познавательный портал для учащихся начальной школы

www.abvgdeyka.ru

5.

Учебная техника и наглядные пособия

www.uchteh.ru

6.

Педагогический сайт методических разработок «Фестиваль педагогических идей»

www.1september.ru

7.

Детский образовательный портал «Солнышко»

www.solnet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС

Данная рабочая учебная программа по литературному чтению для 1 класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС ФГОС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС второго поколения (системаЛ.В.Занкова)

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса МОУ Заветинская СОШ № 1 разработана на основе ФГОС второго поколения, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности граждан...

Рабочая программа по литературному чтению 1 кл ФГОС Школа Росии

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс, стандарты второго поколения.Программа содержит пояснительную записку и КТП по обучению грамоте ("Азбука" Горецкий В.Г.) и литературному чтению (Клима...

рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС УМК "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению 1-4 ФГОС Школа России Климанова

В рабочй программе отражены девять обязательных структурных компонентов:1. Титульный лист2. Пояснительная записка3. Общая характеристика учебного предмета, курса4. Описание места учебного предме...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития...