Главные вкладки

    рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС
    календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

    Ромашова Нина Павловна

    Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ФГОС УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lit-ra.doc316.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Афанасьево

    Утверждено

    Директор _____________ Белёва И.В.

    М. П.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по литературному чтению для УМК «Школа России»

    (132ч, 4ч в неделю)

    1 класс

    Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 г.

    Ромашова Н. П., учитель начальных классов

    МКОУ СОШ с УИОП Пгт Афанасьево

    Программа рассмотрена на заседании

    МО учителей начальных классов

    МКОУ СОШ с УИОП Пгт Афанасьево

    Протокол № ___ от « __»_____2011г.

    Рук. МО ______________ Потапова О.Г.

    Согласовано

    «___»________20___ г.

    Зам. директора по УВР

    МКОУ СОШ с УИОП Пгт Афанасьево

    ___________ Котегова Т.В.

    Программа рассмотрена на педагогическом совете

    МКОУ СОШ с УИОП Пгт Афанасьево

    Протокол № ___ от « __»_____200_г.

    пгт Афанасьево Кировской области

    2011

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой.                        

     ( УМК  «Школа России»)

    Пояснительная записка

            Литературное чтение — один из основных предметов в об учении младших школьников. Он формирует общеучебный на вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

    Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи вает результативность по другим предметам начальной школы.

    Курс литературного чтения направлен на достижение следу ющих целей:

    — овладение осознанным, правильным, беглым и вырази тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

    — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе ственных произведений; формирование эстетического отноше ния к слову и умения понимать художественное произведение;

    — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

              Литературное чтение как учебный предмет в начальной шко ле имеет большое значение в решении задач не только обуче ния, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их возрасту художе ственными произведениями, духовно-нравственное и эстети ческое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценно стям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими прин ципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.  Важнейшим аспектом литературного чтения является фор мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру жающем мире.

            В процессе освоения курса у младших школьников повыша ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра вочниках и энциклопедиях.

            На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

            Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих ся к чтению художественных произведений. Внимание начи нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

            Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

    Общая характеристика курса

            «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

            Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

            Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

            

            Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

            Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

            Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

            Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

            Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание,  составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

            Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика.  Учащиеся получают   первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

            При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

    Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произ ведения и сопереживать ему.

            Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выра жений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

            На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

            

            Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает при ёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адек ватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художе ственным текстом (со словом) используется жизненный, кон кретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, разви вается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нрав ственно-эстетического отношения к действительности. Учащие ся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пи шут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, соз дателей произведений словесного искусства.        

            Место курса «Литературное чтение» в учебном плане

    Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 ч. В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неде лю, 10 учебных недель), во 2—4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

            Результаты изучения курса

    Реализация программы обеспечивает достижение выпускни ками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

            Личностные результаты:

    1) формирование чувства гордости за свою Родину, её исто рию, российский народ, становление гуманистических и де мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;

    5) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;

    8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

            Метапредметные результаты:

    1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2) освоение способами решения проблем творческого и по искового характера;

    3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эф фективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) использование знаково-символических средств представ ления информации о книгах;

    6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соот ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со ставления текстов в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог, при знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) умение договариваться о распределении ролей в совмест ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс ливать собственное поведение и поведение окружающих;

    12) готовность конструктивно разрешать конфликты посред ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

            Предметные результаты:

    1) понимание литературы как явления национальной и ми ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

    2) осознание значимости чтения для личного развития; фор мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб ности в систематическом чтении;

    3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо ведческих понятий;

    4) использование разных видов чтения (изучающее (смысло вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

    5) умение самостоятельно выбирать интересующую литера туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто ятельно краткую аннотацию;

    6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

    7) умение работать с разными видами текстов, находить ха рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

    8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

            Виды речевой и читательской деятельности

            Умение слушать (аудирование)

            Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после довательности событий, осознание цели речевого высказыва ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

    Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

            Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

            1класс

            Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Осознание смысла произведения при чте нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдель ных звуков. Совершенствование звуковой культуры речи. Темп чте ния - 30-40 слов в минуту.

            2класс

            Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка чтения целыми словами. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро вания. Осознание смысла произведения при чте нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Обучение орфоэпически правильному произ ношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержани ем высказывания и текста; . Темп чтения  незна комого текста — не меньше 50 слов в минуту.

            3 -4 класс

    Развитие навыков чтения. Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Углубленное понимание прочитанного. Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте. Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей. Темп   чтения — 70—75 слов в ми нуту(3 класс).  Осознанное чте ние про себя лю бого по объему и жанру текста. Темп   чтения — не  меньше   100 слов в минуту. Самостоятель ная   подготовка к выразительно му чтению(4 класс).

            Библиографическая культура

    Книга как особый вид искусства. Книга как источник не обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти тульный лист, аннотация, иллюстрации.

    Умение самостоятельно составить аннотацию.

    Виды информации в книге: научная, художественная (с опо рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

    Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда ния (справочники, словари, энциклопедии).

    Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру гой справочной литературой.

            Работа с текстом художественного произведения

            1класс

            Раскрытие со держания   ил люстраций     к произведению, соотнесение их с отрывками рас сказа,   нахож дение в тексте предложений, соответствую щих им. Воспитание вни мания    к    ав торскому сло ву в художественном произведении.

    Сопоставление слов, близких по значению; понимание зна чения слов и выражений в контексте: раз личение про стейших слу чаев многоз начности слов, отыскивание в тексте (с по мощью учите ля) слов и вы ражений, ха рактеризующих событие, дейст вующих лиц, картины при роды, воссоз дание на этой основе       соответ ствующих сло весных картин. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Ответы на вопросы по содержанию тек ста, нахождение в нем предложений,   под тверждающих    уст ное    высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам   или   кар тинному плану, дан ному в учебнике. Подробный      пере сказ небольших про изведений  с отчет ливо     выраженным сюжетом.

            2 класс

            Определение особенностей художественного текста: свое образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.  Деление    тек ста   на   части, озаглавливание их,  выявление основной мыс ли    прочитан ного (с  помо щью учителя). Ориентировка в учебной кни ге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного   произведения, умение  пользо ваться задания ми и вопроса ми, помещенными в учебных книгах. Практическое различие художественных и научно- популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов. Подробный и выбо рочный пересказ про читанного с исполь зованием    приемов устного    рисования и иллюстраций. Установление     по следовательности дей ствия  в  произведе нии   и   осмысление взаимосвязи описы ваемых в нем собы тий,    подкрепление правильного ответа на   вопросы   выбо рочным чтением

            3 класс

            Понимание нравственно-эстетического содержания прочи танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.  Самостоятельное  выявление основного смысла прочитанного, деление   текста на законченные по смыслу час ти и выделение в них главного, определение     с помощью учителя ля темы произ ведения и его смысла в целом. Составление плана прочи танного и крат кий пересказ его содержания с помощью учи теля. Словесное рисование кар тин к художе ственным тек стам. Составление рассказов о сво их наблюдениях из жизни школы, своего     класса. Самостоятельное нахождение     в тексте   слов    и выражений,  ко торые    исполь зует автор для изображения действующих лиц, природы и описания собы тий. Сопоставление и осмысление по ступков героев, мотивов их по ведения, чувств и мыслей дей ствующих лиц, оценка их пос тупков (с помо щью учителя). Внимание к язы ку художест венных произ ведений, пони мание образных выражений, используемых в нём. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту. Осо знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис пользованием специфической для данного произведения лекси ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

    Подробный пересказ текста (деление текста на части, опре деление главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

            4 класс

            Соблюдение при пересказе логи ческой последо вательности     и точности   изло жения. Воспроизведе ние содержания текста с эле ментами описа ния (природы, внешнего вида героя, обстанов ки) и рассужде ния,   с  заменой диалога повествованием. Выявление осо бенностей речи действующих лиц рассказа, сопо ставление их по ступков, отно шения к окру жающим (по од ному или ряду произведений), выявление мо тивов поведения героев и опре деление своего и авторского от ношения к со бытиям и пер сонажам. Различение от тенков значения слов в тексте, использование их в речи, на хождение в про изведении и ос мысление зна чения слов и вы ражений, ярко изображающих события, геро ев, окружающую природу (срав нений, эпитетов, метафор, фразе ологических обо ротов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев, с вымышленным продолжением рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с элементами описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, её содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.  Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника,  вопросами и заданиями к тексту, сносками. Осо знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис пользованием специфической для данного произведения лекси ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

    Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю жета, последовательности событий.

            Умение говорить (культура речевого общения)

    1 класс

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.

    2 класс

    Внимательно вы слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна чение слов, их многозначность). Устное сочинение как продолжение прочитанного произ ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.

    3 класс

    Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

    Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями. Формирование грам матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Устное сочинение как продолжение прочитанного произ ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, либо на заданную тему.

    4 класс

    Умение построить монологическое речевое высказывание не большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

            Круг детского чтения

            1класс

            В круг чтения детей входят произведения отечественных  зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.

    Все  произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста  детей  стороны их жизни и окружающего мира. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,  о природе, детях, братьях наших мень ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

            2 класс

            В круг чтения детей входят произведения, представляю щие все области литературного творчества: фольклор, рус ская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература.  Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено про изведениям современных писателей. Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.  Знакомство с поэзией А.С. Пушкина,  С. Я. Маршака,с  творчеством русских писателей   Л.Н. Толстого,  Н.Н. Носова и других.

            3 класс

            Произведения устного народного творчества разных наро дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Расширяется круг произведений современной отечественной и  зарубежной литературы, до ступными для восприятия младших школьников. Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы.  Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, о добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

            4 класс

            Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами.

    Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями. Расширяется круг произведений современной отечественной (с учётом многона ционального характера России) и зарубежной литературы, до ступными для восприятия младших школьников. Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

    Книги разных видов: художественная, историческая, при ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

    Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

            1 класс

            Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс ла.

            2 класс

            Нахождение в тексте художественного произведения (с помо щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов.  Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема.  Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.  Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс ла.  Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите ратурная (авторская) сказка.  Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан ре  и наблюдение за особенностями построения и выразительны ми средствами

            3 класс

            Нахождение в тексте художественного произведения (с помо щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

    Ориентировка в литературных понятиях: ху дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите ратурная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны ми средствами.

            4 класс

            Самостоятельное  нахождение в тексте художественного произведения средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

            Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве дения (ритм, рифма).

            

            Творческая деятельность обучающихся

            (на основе литературных произведений)

            1-2 класс

            Развитие умения воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать своё  настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывка из произведения.  Интерпретация текста литературного произведения в творче ской деятельности учащихся: чтение по ролям,  инсценирование,  устное словесное рисование, знакомство с раз личными способами работы с деформированным текстом,  создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи.

            3-4 класс

            Интерпретация текста литературного произведения в творче ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз личными способами работы с деформированным текстом и ис пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1 класс (36 ч)

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся

    Вводный урок (1 ч)

    Знакомство с учебником по литературному чте нию. Система условных обозначений. Содержа ние учебника. Словарь.

    Ориентироваться в учебнике.

    Находить нужную главу в содержании учебника.

    Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

    Предполагать на основе названия содержание главы.

    Находить в словаре непонятные слова

    Жили-были буквы (7 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Мар шака. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Творческая работа: вол шебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

    Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой. Заголовок. Риф ма. Звукопись как приём характеристики героя. Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Выбирать книгу по заданному параметру.

    Воспринимать на слух произведение.

    Отвечать на вопросы по содержанию художе ственного произведения.

    Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

    Объяснять название произведения.

    Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

    Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель ский и жизненный опыт.

    Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

    Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

    Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас сказ.

    Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

    Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

    Использовать приём звукописи при изображе нии различных героев.

    Читать стихи наизусть.

    Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

    Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

    Сказки, загадки, небылицы (7 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий ские народные песенки. Герои песенок. Сравне ние песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

    Прогнозировать содержание раздела.

    Подби рать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

    Выбирать нужную книгу по заданным параме трам.

    Читать известную сказку плавно, целыми слова ми, при повторении — читать выразительно, вос принимать на слух художественное произведение.

    Анализировать представленный в учебнике кар тинный план.

    Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

    Рассказывать сказку на основе картинного плана.

    Отвечать на вопросы по содержанию произве дения.

    Называть героев сказки и причины совершае мых ими поступков, давать их нравственную

    Пересказывать сказку подробно на основе кар тинного плана и по памяти.

    Сравнивать народную и литературную сказку.

    Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

    Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

    Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

    Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

    Апрель, апрель. 3венит капель! (5 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле щеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

    Наблюдение за ритмическим рисунком стихо творного текста. Запоминание загадок. Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

    Прогнозировать содержание раздела.

    Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книге с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом.

    Воспринимать на слух художественное произ ведение.

    Читать вслух лирические стихотворения, пере давая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина ния в конце предложения.

    Находить в стихотворении слова, которые по могают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

    Наблюдать за ритмом стихотворного произведе ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

    Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

    Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы вать свои сравнения.

    Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки.

    Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образ цом.

    Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом

    И в шутку и всерьёз (6 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания произведений раздела. Выставка книг по теме. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Авторское отношение к изобража емому. Звукопись как средство выразительности. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов ка. Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия. Оценка достижений

    Прогнозировать содержание раздела.

    Подби рать книги к выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книгах с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом.

    Воспринимать на слух художественное произ ведение.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом.

    Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

    Отличать юмористическое произведение; нахо дить характерные черты юмористического текста.

    Определять настроение автора.

    Объяснять смысл названия произведения.

    Придумывать свои заголовки.

    Находить слова, которые отражают характер героя.

    Передавать при чтении настроение стихотво рения.

    Читать по ролям, отражая характер героя произ ведения.

    Исправлять допущенные ошибки при повтор ном чтении.

    Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

    Оценивать свои достижения

    Я и мои друзья (5 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцков-ского. Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведе ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучива ние наизусть. Проект: «Наш класс — дружная семья». Со здание летописи класса. Оценка достижений

    Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

    Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела.

    Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Воспри нимать на слух художественное произведение.

    Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

    Читать произведение, отражая настроение, вы сказывать своё мнение о прочитанном.

    Обсуждать варианты доброжелательного и не обидного способа общения.

    Определять тему произведения и главную мысль.

    Соотносить содержание произведения с посло вицами.

    Составлять план рассказа.

    Сравнивать рассказы и стихотворения.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

    Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом.

    Участвовать в работе группы; распределять ра боту в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять най денную информацию группе

    О братьях наших меньших (5 ч)

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю страции. Оценка достижений

    Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

    Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела.

    Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Воспри нимать на слух художественное произведение.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочи танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

    Читать произведение с выражением.

    Сравнивать художественный и научно-популяр ный текст.

    Определять основные особенности художест венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

    Называть особенности сказок — несказок; при думывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

    Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

    Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

    Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

    Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсужде нии проблемных ситуаций.

    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

                                                    Календарно-тематическое планирование. 1 класс

    п/п

    Название темы
    урока,

    Элементы
    содержания

    Требования к уровню подготовки

    обучающихся (ЗУН)

    Конт-роль

    Тип урока

    Демонстрационный
    материал. Практическая часть (ТСО, ИКТ)

    Характеристика
    деятельности обучающихся (УУД)

    Дата

    план

    факт

    1

    Вводный

     Жили-были буквы

    Знакомство с учебником по литературному чте нию. Система условных обозначений. Содержа ние учебника. Словарь.

    Уметь ориентироваться в учебнике,

    находить нужную главу в содержании учебника.

    Урок ознакомления с новым материалом

    учебник

    Ориентироваться в учебнике.

    Находить нужную главу в содержании учебника.

    Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

    Предполагать на основе названия содержание главы.

    Находить в словаре непонятные слова

    15.03

    2

    В. Данько «Загадочные буквы»

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Выставка книг по теме. Стихотворения В. Данько. Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы).

    Уметь выразительно читать с опорой на знаки препинания.

    текущий

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    Прогнозировать содержание раздела.

    Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Выбирать книгу по заданному параметру.

    Воспринимать на слух произведение.

    Отвечать на вопросы по содержанию художе ственного произведения.

    Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

    Объяснять название произведения.

    Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

    Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читатель ский и жизненный опыт.

    Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

    Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

    Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рас сказ.

    Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

    Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

    Использовать приём звукописи при изображе нии различных героев.

    Читать стихи наизусть.

    Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

    Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

    19.03

    3

    И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква “А”»

    Знакомство с литературной сказкой И. Токмаковой. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

    Уметь выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения, объяснять название произведения

    Текущий контроль

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портрет автора, таблица по сказкам

    20.03

    4

    С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему “А” поется, а “Б” нет»

    Знакомство с произведениями С. Черного «Живая азбука», Ф. Кривина «Почему “А” поется, а “Б” нет». Чтение по ролям.

    Уметь сравнивать произведения разных авторов на одну тему

    Текущий контроль

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги авторов

    21.03

    5

    Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»

    Знакомство с произведениями. Выразительное чтение вслух.

    Уметь выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, объяснять название произведения, описывать характер героев

    Текущий контроль

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги авторов

    22.03

    6

    С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

    Знакомство с произведениями. Выразительное чтение вслух. Анализ произведения.

    Уметь выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, объяснять название произведения, описывать характер героев, определять главную мысль произведения

    Текущий контроль

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги автора

    2.04

    7

    Из старинных книг

    Знакомство с высказываниями из старинных книг. Анализ произведения.

    Уметь выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, передавая интонационно конец предложения, отвечать на вопросы по содержанию

    Защита творческих проектов

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка творческих работ

    3.04

    8

    Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

    Повторение и обобщение изученного материала

    Уметь ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию

    Урок закрепления изученного

    Карточки с заданиями и текстами

    4.04

    9

    Е. Чарушин «Теремок»

    Знакомство с названием раздела, со сказкой Е. Чарушина «Теремок»

    Уметь читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, определять последовательность событий, называть героев сказки

    Выразительное чтение диалогов из сказок.

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портрет и книги автора, картинки животных – героев сказки

    Прогнозировать содержание раздела.

    Подби рать книги на выставку в соответствии с темой; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

    Выбирать нужную книгу по заданным параме трам.

    Читать известную сказку плавно, целыми слова ми, при повторении — читать выразительно, вос принимать на слух художественное произведение.

    Анализировать представленный в учебнике кар тинный план.

    Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

    Рассказывать сказку на основе картинного плана.

    Отвечать на вопросы по содержанию произве дения.

    Называть героев сказки и причины совершае мых ими поступков, давать их нравственную

    Пересказывать сказку подробно на основе кар тинного плана и по памяти.

    Сравнивать народную и литературную сказку.

    Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

    Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

    5.04

    10

    Русская народная сказка «Рукавичка»

    Знакомство с русской народной сказкой «Рукавичка». Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана.

    Уметь определять последовательность событий, называть героев сказки и оценивать их поступки, различать народную и литературную сказки

    пересказ

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг с русскими народными сказками

    9.04

    11

    Загадки, песенки

    Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Англий ские народные песенки. Герои песенок. Сравне ние песенок. Настроение.

    Уметь различать жанры устного народного творчества, выразительно читать фольклорные произведения, отгадывать загадки

    Выразительное чтение песенок

    Урок ознакомления с новым материалом

    Карточки с загадками

    10.04

    12

    Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни»

    Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц.

    Уметь различать жанры устного народного творчества, выразительно читать фольклорные произведения, заучивать

    Чтение по ролям.

    Урок ознакомления с новым материалом

    Карточки с текстами потешек

    11.04

    13

    Александр Сергеевич Пушкин

    Знакомство с биографией и произведениями А.С.Пушкина

    Уметь читать выразительно, плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги, узнавать знакомые произведения по отрывку

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портрет и книги автора

    12.04

    14

    Русская народная сказка «Петух и собака»

    Знакомство с русской народной сказкой «Петух и собака», характер героев сказки, главная мысль.

    Уметь определять последовательность событий, называть героев сказки и оценивать их поступки, определять главную мысль произведения

    пересказ

    комб

    Выставка книг с русскими народными сказками

    16.04

    15

    Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Сказки, загадки, небылицы»

    Знакомство со сказками К.Ушинского и Л.Толстого. Оценка планируемых достижений

    Уметь определять последовательность событий, называть героев сказки и оценивать их поступки, ориентироваться в прочитанных произведениях

    Чтение наизусть

    Урок закрепления изученного

    Портреты и книги К.Ушинского и Л.Толстого

    17.04

    16

    А. Майков «Ласточка примчалась…», «Весна». А. Плещеев «Сельская песенка»

    Лирические стихотворения А. Майкова, А. Пле щеева. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

    Уметь читать с выражением лирические произведения, сравнивать стихи разных поэтов

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги Майкова и А. Пле щеева.. Изображения весенней природы

    Прогнозировать содержание раздела.

    Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книге с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом.

    Воспринимать на слух художественное произ ведение.

    Читать вслух лирические стихотворения, пере давая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препина ния в конце предложения.

    Находить в стихотворении слова, которые по могают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

    Наблюдать за ритмом стихотворного произведе ния, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

    Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

    Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумы вать свои сравнения.

    Отгадывать загадки на основе ключевых (опор ных) слов загадки.

    Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образ цом.

    Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

    18.04

    17

    Т. Белозеров «Подснежники», С. Маршак «Апрель»

    Лирические стихотворения Т. Белозёрова, С. Маршака. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

    Уметь читать с выражением лирические произведения, сравнивать стихи разных поэтов, наблюдать, как меняется настроение автора

    Чтение наизусть

    комб

    Выставка детских иллюстраций. Портреты и книги Т. Белозёрова, С. Маршака.

    19.04

    18

    Стихи-загадки писателей И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л. Яхнина, Е. Трутневой

    Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева. Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

    Уметь находить в загадках слова, с помощью которых один предмет сравнивается с другим

    Чтение наизусть стихотворений

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг

    23.04

    19

    Стихотворения В. Берестова, Р. Сефа. Произведения из старинных книг

    Наблюдение за ритмическим рисунком стихо творного текста. Запоминание загадок.

    Уметь сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившиеся, выразительно читать

    Защита проектов

    комб

    Выставка проектов

    24.04

    20

    Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель. Звенит капель…»

    Повторение и обобщение изученного материала

    Уметь читать с выражением лирические произведения, сравнивать стихи разных поэтов, ориентироваться в прочитанных произведениях

    Защита проектов

    Урок закрепления изученного

    Выставка проектов

    25.04

    21

    И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!»

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания произведений раздела. Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, Я. Тайца «Волк»

    Уметь выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Подби рать книги к выставке в соответствии с темой раз дела, рассказывать о книгах с выставки в соот ветствии с коллективно составленным планом.

    Воспринимать на слух художественное произ ведение.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом.

    Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

    Отличать юмористическое произведение; нахо дить характерные черты юмористического текста.

    Определять настроение автора.

    Объяснять смысл названия произведения.

    Придумывать свои заголовки.

    Находить слова, которые отражают характер героя.

    Передавать при чтении настроение стихотво рения.

    Читать по ролям, отражая характер героя произ ведения.

    Исправлять допущенные ошибки при повтор ном чтении.

    Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия. Оценивать свои достижения

    26.04

    22

    Н. Артюхова «Саша-дразнилка»

    Юмористические рассказы для детей Н. Артюховой, Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов ка. Герой юмористического рассказа.

    Уметь выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, находить конкретные черты юмористического текста

    тест

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портрет и книги Н. Артюховой

    30.04

    23

    К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет», О. Григорьев «Стук»

    Весёлые стихи для детей К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева. Авторское отношение к изобража емому.

    Уметь выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, находить конкретные черты юмористического текста

    пересказ

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    2.05

    24

    И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковский «Телефон»

    Знакомство с произведениями И. Токмаковой «Разговор Лютика и Жучка», И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», К. Чуковского «Телефон». Анализ произведений.

    Уметь выразительно читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, сравнивать произведения разных авторов

    Чтение наизусть

    Урок ознакомления с новым материалом

    3.05

    25

    М. Пляцковский «Помощник»

    Юмористические рассказы для детей Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголов ка. Герой юмористического рассказа.

    Уметь находить слова, которые отражают характер героя, находить конкретные черты юмористического текста, сравнивать произведения разных авторов

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Карточки с планом рассказа

    4.05

    26

    Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьез»

    Произведения К. Ушинского. Повторение и обобщение изученного материала.

    Уметь читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, сравнивать произведения разных авторов

    Пересказ

    Урок закрепления изученного

    Портрет К. Ушинского, карточки с заданиями

    7.05

    27

    Ю. Ермолаев «Лучший друг», Е. Благинина «Подарок»

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Рассказы о детях Ю. Ермолаева, Благининой. Характер героев

    Уметь прогнозировать содержание раздела, высказывать своё мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами

    Чтение наизусть

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги Ю. Ермолаева, Благининой.

    Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

    Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела.

    Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Воспри нимать на слух художественное произведение.

    Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

    Читать произведение, отражая настроение, вы сказывать своё мнение о прочитанном.

    Обсуждать варианты доброжелательного и не обидного способа общения.

    Определять тему произведения и главную мысль.

    Соотносить содержание произведения с посло вицами.

    Составлять план рассказа.

    Сравнивать рассказы и стихотворения.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

    Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

    Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочитан ное, договариваться друг с другом.

    Участвовать в работе группы; распределять ра боту в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять най денную информацию группе

    8.05

    28

    В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны»

    Стихотворения Е. Орлова, С. Михалкова. Тема произведе ний. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произ ведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения.

    Уметь высказывать своё мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль текста, высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения

    Рассказ по плану

    Урок ознакомления с новым материалом

    Карточки с загадками и планом рассказа

    10.05

    29

    Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», В. Орлов «Если дружбой дорожить…», И. Пивоварова «Вежливый ослик», Я. Аким «Моя родня»

    Стихотворения  Орлова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима. Анализ текста. Деление текста на части.

    Уметь высказывать своё мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль текста, сравнивать произведения разных авторов

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    11.05

    30

    С. Маршак «Хороший день»

    Произведение С. Маршака. Анализ текста. Деление текста на части.

    Уметь высказывать своё мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль текста, сравнивать произведения разных авторов

    Рассказ о близком человеке

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портрет и книги С. Маршака, кроссворд

    14.05

    31

    М. Пляцковский «Сердитый дог Буль», Ю. Энтин «Про дружбу»

    Рассказ о детях М. Пляцковского. Стихотворение Ю. Энтина. Анализ текста. Деление текста на части.

    Уметь высказывать своё мнение о прочитанном, определять тему и главную мысль текста, сравнивать произведения разных авторов

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    15.05

    32

    Из старинных книг. Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка»

    Произведения Д. Тихомирова «Мальчики и лягушки», «Находка». Мысли автора. Анализ текста. Деление текста на части.

    Уметь прогнозировать содержание произведения, понимать мысли автора, анализировать текст и делить его на части

    Чтение наизусть

    Урок применения знаний и умений

    Выставка книг по теме

    16.05

    33

    Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья»

    Повторение и обобщение изученного материала.

    Уметь ориентироваться в прочитанных произведениях,  анализировать их

    Выразительное чтение

    Урок закрепления изученного

    Карточки с заданиями

    17.05

    34

    С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак…»

    Знакомство с названием раздела. Прогнозирова ние содержания раздела. Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа. Характер героев

    Уметь сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты, характеризовать героев и их поступки

    Рассказ содержания текста с опорой на вопросы и иллюстрации

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги С. Михалкова, Р. Сефа. Карточки с шифром

    Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

    Анализировать книги на выставке в соответ ствии с темой раздела.

    Представлять книгу с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

    Прогнозировать содержание раздела.

    Воспри нимать на слух художественное произведение.

    Учиться работать в паре, обсуждать прочи танное, договариваться друг с другом; использовать речевой этикет, проявлять внимание друг к другу.

    Читать произведение с выражением.

    Сравнивать художественный и научно-популяр ный текст.

    Определять основные особенности художест венного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

    Называть особенности сказок — несказок; при думывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

    Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

    Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

    Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

    Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

    Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсужде нии проблемных ситуаций.

    21.05

    35

    В. Осеева «Собака яростно лаяла», И. Токмакова «Купите собаку»

    Рассказ В. Осеевой. Стихотворение о животных И. Токмаковой. Событие расска за. Поступок героя.

    Уметь сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты, характеризовать героев и их поступки, участвовать в обсуждении проблемных ситуаций

    Выразительное чтение

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    22.05

    36

    М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка»

    Произведения М. Пляцковского Г. Сапгира. Характер героев.

    Уметь сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты, характеризовать героев и их поступки, участвовать в обсуждении проблемных ситуаций

    Рассказ детей о домашних питомцах

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме, пословицы, загадки

    23.05

    37

    В. Берестов «Лягушата», В. Лунин «Никого не обижай», С. Михалков «Важный совет»

    Произведения В. Берестова, В. Лунина, С. Михалкова. Прогнозирова ние содержания текста. Характер героев.

    Уметь сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты, характеризовать героев и их поступки, участвовать в обсуждении проблемных ситуаций

    содержания текста с опорой на вопросы и иллюстрации

    Урок ознакомления с новым материалом

    Выставка книг по теме

    24.05

    38

    Д. Хармс «Храбрый еж», Н. Сладков «Лисица и Еж», С. Аксаков «Гнездо»

    Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Событие расска за. Поступок героя. Пересказ на основе иллю страции.

    Уметь сравнивать и различать художественные и научно-популярные тексты, характеризовать героев и их поступки

    Чтение наизусть

    Урок ознакомления с новым материалом

    Портреты и книги Д. Хармса, Н. Сладкова, С. Аксакова.

    28.05

    39

    Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших»

    Повторение и обобщение изученного материала

    Уметь ориентироваться в прочитанных произведениях,  анализировать их

    тест

    Урок закрепления изученного

    Карточки с заданиями

    29.05

    40

    Урок-викторина «Знай и люби родную литературу»

    Конкурсы, загадки

    Уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

    Оценка достижений

    Урок-викторина

    Карточки с заданиями

    30.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

    рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

    рабочая программа по литературному чтению по ФГОС

    рабочая программа по литературному чтению по ФГОС...

    рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

    рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

    Рабочая программа по литературному чтению по ФГОСам 3 класс

    Программа по программе "Школа России" для 3 класса к учебнику Климановой, составленна с требованиями ФГОС с уроками развития речи....

    Рабочая программа по литературному чтению УМК ФГОС 2 класс

    Программа разработана на основе авторской программы Климанова Л.Ф., Бойкина М.В..   УМК «Школа России»     Москва«Просвещение» 2011...

    Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс

    Рабочая программа по литературному чтению....

    Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс

    Рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 2 класс...