Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. В. Белов "Малька провинилась".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему


Кроме конспекта урока, есть биография писателя, тест, приложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе В.Белов «Малька провинилась» 

Триединая дидактическая цель:

1)Образовательная        

-формирование навыка выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос;

-отрабатывать умения анализировать текст, обобщать, делать выводы;

-формирование навыка осознанного, выразительного чтения;

-формирование умения определять жанр и тему литературного произведения.

2) Воспитательная

-формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им

-воспитание чуткого отношения к живой природе;

-обогащение нравственного опыта младших школьников;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-воспитывать гуманное отношение к животным.

3)Развивающая

-развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

-развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения;

-развитие внимания к внутренней жизни главных героев произведения.

Оборудование и ИКТ: Учебник «Литературное чтение. 3 класс.Ч.1» ;  словарь чувств; сердечки для проведения рефлексии; карточки с трудными словами для словарной работы; пословицы; тест; мультимедиапроектор

Структура урока.

I Фаза вызова.

Орг. момент.

- Ну, что, ребятки, прозвенел и смолк звонок,

А, мы будем начинать урок.

1. Речевая разминка.  

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

К чему  нас призывают эти слова?

- Что мы будем делать сегодня с вами на уроке?

-Сегодня мы с вами на уроке чтения постараемся перенестись в мир рассказа, который будем читать, при этом мы будем думать, размышлять, слушать и слышать друг друга.

(Учитель читает стихотворение)

Нам живется легко и просто

Оттого, что своим теплом

Наши бабушки, наши мамы

Согревают наш милый дом.

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

– Что вы цените в своих мамах?

-Да, ребята, именно материнское сердце способно обладать самыми лучшими качествами.

-Давайте с вами вместе назовем качества материнского сердца.

                                                 Любовь      Уважение        Нежность

                                                  Доброта     Забота              Внимание

                                                  Тревога      Ласка               Сочувствие

   

 (Слайд с написанными словами )

-Каждая мама хочет видеть своего ребенка и добрым, и внимательным, и заботливым, и чутким. А помогают нам стать такими хорошие книги.

II Фаза реализации смысла.

-Сегодня мы будем читать рассказ Василия Ивановича Белова.

«Малька провинилась».

- Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

 *  расширить знания о Ж и Т …  …;

*  познакомиться с произведением …  …  « …  …»;

*  учиться ???  …   «  …      …».

Учащиеся отвечают:

*расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова;

*познакомиться с произведением Василия Белова « Малька провинилась»;

*учиться анализировать произведение «Малька провинилась».

III.Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писателя.

 начнем работу над первой частью цели урока.

О Василии Ивановиче Белове нам расскажет Мартынова Оля.

Знакомство с автором В.И.Беловым.

  (   Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в деревне Тимониха Вологодской области в крестьянской семье. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая, матери поднимать четверых младших детей. Из детства, ему запомнились, прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению. Ещё до школы он научился читать. В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей.

Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни

-Итак, первую часть цели мы реализовали.

ФИЗ МИНУТКА.

IV Перейдем ко 2-ой части.

-Какая 2-ая часть цели урока?

Словарная работа.

- В произведении встретятся новые слова, значение которых нужно уточнить

.

Кутенок- щенок собаки

Шельма–мошенник, плут, обманщик.

Блудня–ушедший из родного дома, и вернувшийся после долгих скитаний.

Батявка-от слова тявкать

Шаромыжник – это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик.

2. -Рассказ называется «Малька провинилась». Настройте свои сердца на восприятие этого рассказа и, опираясь на название, подумайте, о чем, о ком пойдет речь?  

– Малька, кто это?

– В чем она могла провиниться?

Сейчас мы прочитаем этот рассказ и посмотрим, удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она могла провиниться.

Первичное чтение учителем.

 

(Учебники закрыты)

Проверка первичного восприятия.

-Какие были наши предположения?    - Подтвердились ли они?

-Кто такая Малька?

    -В чем она провинилась?

 Д: Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

    - Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе  можете пользоваться словарем чувств, который лежит у вас на столе.

(Приложение-1).

Словарь чувств

восторга

патриотизма

сострадания

восхищения

печали

справедливости

красоты

прекрасного

страха

любви

равнодушия

стыда

обиды

радости

тревоги

огорчения

разочарования

уважения

ожидания

сомнения

уверенности

ответственности

сопереживания

юмора

-Мы реализовали 2-ю часть цели урока.

ФИЗМИНУТКА.

V-Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться  анализировать произведение «Малька провинилась»)

- Проанализируем текст, выполнив задание № 6 на листочках. Прочитаем его.

(Приложение-2).

1.В чем провинилась Малька?

Д: Малька провинилась в том, что принесла кутят,  и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать.

2.Где стали жить кутята?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

Д: Одного кутенка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню.

У: Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его.  («Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню».)

3.Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?

У: При ответе вы можете пользоваться словарем чувств.

Д: Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.

4.Куда и зачем бегала Малька через день?

Д: Куда и зачем бегала Малька каждый день?

У: Кому ты адресуешь свой вопрос?

Д: Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка.

5.Какие препятствия встречались на её пути?

Д: Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два  километра в деревню и столько же обратно.

6.Какой увидел автор Мальву при встрече с ней?

Д: Какой увидел автор Мальку при встрече с ней?

Д: Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.

У: Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его.  («Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной  деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в  одно и то же время».)

Вывод учителя: Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться  о нем.

7.Какое открытие сделал автор?

Д: Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама.

У: Докажите это открытие словами из текста.   («Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.»)

- Как нужно читать эти строки?

8.Какие чувства испытал автор?

У: При ответе можете пользоваться словарем чувств.

Д: Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку.

9.Чему можно научиться у Мальки?

Д: У собаки Мальки можно научиться  преданности, верности, смелости, упорству и др

. VI. Работа в группах.

Мы с вами сейчас поработаем в группах. Вам надо собрать рассыпанные пословицы.

а) Всякой матери свое дитя мило.

б) Материнское сердце не знает покоя.

г)  При солнышке тепло, при матери добро.

Прочтите собранные пословицы.

– Что их объединяет? (Все пословицы о маме.)

– Какие из собранных пословиц можно отнести к нашей героине Мальке? Почему?

–Какова главная мысль рассказа?

Я хочу вернуться к стихотворным строкам, прочитанным в начале урока:

Мир для нас защитить готова

Добрым сердцем любая мать!

-Эти строки перекликаются с главной мыслью рассказа В.Белова?

-Мы реализовали третью часть цели урока. Молодцы!

VII. ТЕСТ про Мальку (вывести на экран ).

Проверка теста(ответы выведены на экран).

Обобщающее слово учителя:

-Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете «равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий  пыльный кустик у дороги», или собака, стремящаяся покормить свое дитятко, несмотря на  трудности и преграды.

VIII. Рефлексия.

 Разминка «Радуга».

1. Встаньте, ребята. Я еще раз хочу назвать слова: Дружба, ласка, забота, внимание, любовь, верность. Эти слова соединяют всё живое на нашей планете. Мы с вами сейчас, взяв друг друга за руки, создадим радугу хорошего настроения. Постарайтесь передать тепло ваших рук, ваших сердец друг другу. У нас получились маленькие радуги. Давайте построим радугу  большую, общую.

2. Актуализация личного опыта.  

- У вас на партах лежат сердечки. Только они бесцветные. Раскрасьте каждый свое сердечко.

(Дети раскрашивают под музыку.)

Поднимите раскрашенные вами сердца.

– Почему преобладает красный цвет? Что он означает?  (Это цвет крови, цвет жизни, цвет тепла, цвет солнца)

– Ребята, у меня случайно оказалось сердце…(учитель показывает сердце, раскрашенное черным цветом.)

– О каком человеке говорят, что у него черное сердце? (О злом человеке, у которого в сердце нет места ни любви, ни заботе, ни сочувствию.)

– С какими людьми вам приходилось чаще встречаться в жизни?

IX.  Дом. задание:

- Представьте, что вы будете делать, как поступите, если, придя сегодня домой, вы обнаружите возле своего дома маленького щеночка? Напишите об этом.

X. Выставление оценок.

Итог урока.

 - В заключение хочу поблагодарить вас за работу на уроке. И пожелать вам вырасти добрыми и надёжными людьми. Помните о том, что жизнь дана на добрые дела. Спасибо, вам, ребята! Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтению,2 класс.

УМК "Гармония",2 класс. Автор учебника О.А.Кубасова. Тип урока: изучение нового материала. Урок по теме "Храбрый Клоун" С.А.Воронин.Цель урока : формирование познавательного чтения произведения....

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России.

Конспект открытого урока по литературному чтению. 2 класс. Школа России. Тема:  С. Есенин. Поёт зима аукает....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс "Русские народные сказки"

На этом уроке дети повторят в игровой форме что такое сказки, их виды. Викторина по сказкам....

Конспект открытого урока по литературному чтению 2 класс "Братья Гримм "Звездные талеры"

Учить видеть красоту сказок и понять, почему до сих пор их сочиняют. Познакомить с притчей и ее назначением....

Открытый урок по литературному чтению 2 класс Образовательная система 2100

Данный открытый урок был показан в рамках городского семинара "Колейдоскоп открытый идей", который состоялся в апреле месяце....