Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению экологической направленности
    план-конспект занятия по чтению (2 класс) на тему

    Внеклассное мероприятие по литературному чтению экологической направленности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_ekologiya.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие

    по литературному чтению

    экологической направленности (проект)

    Составила:

     Сипатова Ирина Викторовна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ № 6»

    г. Мурома Владимирской области

    Проектная задача

    Название проектной задачи

    Иллюстрированное пособие-книга «Экологическая азбука народной  мудрости»

    Предмет

    Литературное чтение

    Тип задачи

    С точки зрения предмета рефлексивная,  в педагогическом плане обучающая

    Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

    1.        Обучение младших школьников совместному решению задач.

    2.        Использование предметных знаний в модельной ситуации.

    3.        Подготовка к предъявлению результатов.

    4.        Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей

    Знания, умения, и способы действий, на которые опирается задача

    Владение понятием «экология, пословицы и поговорки, загадки, приметы »  

    Умение определить вид устного народного творчества по понятию и в соответствии с темой проекта  выбрать нужные пословицы и поговорки, загадки, приметы

    Общеучебные умения

    Работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение

    заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

    Планируемый педагогический результат

    Демонстрация учащимися:

            усвоения метапредметного материала  и возможностей применять его в нестандартных ситуациях;

            умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»- объединённый общей темой и позиционностью изложения

    Оборудование и материалы

    Обложка книги, фломастеры, клей, карточки с пословицами и поговорками, загадками, приметами на различные темы, листы формата А4

    Описание проектной задачи

    Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную и  нужную работу. Мы будем делать подарок для первоклассников – книгу, с очень серьёзным названием «Экологическая азбука народной мудрости» (учитель демонстрирует заранее подготовленную проиллюстрированную обложку Книги с названием).

    Многие дети не знают о том, как богат наш русский язык. А язык-это как воздух, вода, небо, солнце, то без чего мы не можем жить, но к чему привыкли и тем самым, очевидно, мало ценим. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь! Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но выражаем своё отношение к тому, о чём ведём речь: радуемся, убеждаем и сомневаемся, и всё это с помощью слова, слов, сочетание которых открывает новые мысли и чувства, составляет художественные красноречивые фразы. Мы познакомим первоклассников с пословицами и поговорками, познавательными загадками, с народными приметами. Книга, которую мы создадим, расскажет ребятам, почему и как надо любить свою Планету.

    Укрепившись в народном сознании, приметы, загадки, поговорки и пословицы всегда влияли на отношение людей к окружающей природе. Чаще оно выражалось в добре, но случалось и наоборот. Недобрые приметы, например, о вредной жабе, лягушки, летучей мыши, чёрной кошке, во многом способствовали уменьшению их числа. Мы с вами предложим первоклассникам такие приметы, загадки, пословицы и поговорки, которые указывают на необходимость бережного отношения людей к окружающей природе, а это является одной из главных проблем современного человека.

    Думаю, пришло время практической работе. Но какая же практика без теоретических знаний? Я предлагаю вам вспомнить то, что вы знаете о пословицах и поговорках, о загадках и приметах. Изучите информацию на карточках. (Можно предложить и другие информационные источники (интернет, словари, учебные книги, слайды и т. д.)

    Экология — наука о бережном отношении к природе. Очень, чтобы с детства люди были экологически грамотными. Такой человек не станет разливать горючее на земле, вырубать леса, уничтожать дикорастущие растения, оставлять  после себя мусор на месте отдыха, неосторожно обращаться в лесу с огнём. «Рыбе — вода,  птице воздух, зверю — лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу — значит охранять Родину».

    Примета – явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь. (Каша выходит из горшка — к ненастью.) Необязательно верить в приметы такого рода, а вот к экологическим приметам (о природе) можно прислушаться. Природа учит человека бережному и внимательному отношению к ней.

    Загадка – выражение, чаще в стихотворной форме, нуждающееся в разгадке. (Сто одёжек и все без застёжек.)

    Пословица-это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.(Мир освещается солнцем, а человек знанием.)

    Поговорка - яркое, бойкое и меткое народное выражение. (Надулся как индюк.)

    Пословица делает поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка даёт яркую, меткую оценку событию, поступку человека.

    А теперь по определению вида устного народного творчества вы получаете тему группы.

    Я думаю пора  нам приступить к реализации нашего проекта.( для выполнения  работы учащиеся делятся на 3 группы по направлениям работы: 1группа выбирает экологические пословицы и поговорки, 2 группа – экологические загадки, 3 группа – экологические приметы.). Приступаем к созданию книги! Для того чтобы результат нашего проекта получился достойным, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

    1. рассмотреть материалы (листы бумаги формата А4, фломастеры для выполнения иллюстраций к данной теме, карточки с индивидуальным информационным материалом для каждой группы);
    2. определить тему страницы в соответствии с предложенным материалом;
    3. выбрать из предложенных карточек, те которые соответствуют теме проекта;
    4. разработать алгоритм работы; и распределить задания между участниками группы (кто-то из детей создаёт заголовок, кто-то наклеивает карточки, другие выполняют иллюстрации, а кто-то работает над объяснением  смысла каждой пословицы, следующие придумывают свою авторскую пословицу или поговорку, загадку или примету)
    5. создать иллюстрированную страничку в соответствии с темой пословиц (на листе бумаги формата  А 4);
    6. продумать презентацию и продемонстрировать результат работы группы (можно предложить детям разыграть ситуацию, в которой можно применить пословицу).
    7. поместить свою страницу в Книгу пословиц;

    Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания Книги.

    Дети получают моральное удовлетворение от проделанной работы. Учитель благодарит ребят за активность, умение правильно распределять обязанности среди участников группы, за слаженность, за культуру организации совместного труда. А закончить работу над проектом можно словами российского писателя и поэта Орлова Владимира Викторовича:

             «Нас в любое время года учит мудрая природа.

             «Учит по календарю — по живому букварю...»

       

               

    Приложение 1

    (карточки с пословицами и поговорками)

    Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

    В родном краю сокол, в чужом – ворона.

    Одно дерево срубил – посади сорок.

    Слово – серебро, молчание – золото.

    Кто землю жалеет, того земля лелеет.

    Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

    Больше слушай, меньше говори.

    Убил бобра, а не нашёл добра

    Делу время – потехе час.

    Растение – берегам спасение

    Конец – делу венец.

    Срубить дерево – секунда, вырастить – года..

    Кончил дело – гуляй смело.

    Всякому лесу на земле есть место.

    Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

    Кто рубит лес, тот сушит место, гонит от полей тучи и готовит себе горя кучи

    Растение – земли украшение

    Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.

    Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    Не красна изба углами, а красна пирогами.

    Не беречь поросли, не видать и дерева.

    По одёжке встречают, по уму провожают.

    Был бы лес, соловьи прилетят.  

    Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

    После драки кулаками не машут.

    Под большим деревом и гриб вольготней живёт.

    Деревья сажать – свежим воздухом дышать.

    Семеро одного не ждут.

    Летом каждый кустик ночевать пустит.

    Век живи, век учись.

    Там, где цветочки, веселятся сыночки и дочки.

    Слово – серебро, молчание – золото.

    Чем дальше в лес, тем больше дров.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    Красна весна цветами, осень – снопами.

    Пчела хоть и жалит, да мёд даёт.

    Аист на крыше — мир на земле.

    Большое дерево и от ливня и от солнца укроет.

    Приложение 2 (карточки с загадками)

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

    Хоть и скрылся под корой, всё равно ты будешь мой. (дятел)

    Висит груша, нельзя скушать. (лампочка)

    И сияет и блестит, никому оно не льстит,

    А любому правду скажет – всё , как есть ему покажет. ( зеркало)

    Он жжёт как крапива, горит как свеча,

    В лесу появляться герою нельзя.    (огонь)

    Если срубишь ты его, белке негде будет жить,

    А лесному доктору будет некого лечить.    (дерево)

    Два кольца, два конца, о по середине гвоздик.  (ножницы)

    Я над речкой лежу, оба берега держу.  ( мост)

    Если их сорвёте, нечем будет любоваться,

    Пчёлы в них находят дар, бабочки их пьют нектар.  (цветы)

    Живут в доме санитары, трудятся для леса даром,

    Этот дом не разрушай, крошек мелких не пугай.   (муравьи и муравейник)

    Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок.   (пила)

    Гуляю я и дождь и в зной, характер у меня такой.  (зонт)

    Ты её не убивай, мёд она подарит, посмотри, когда она на цветочек сядет.  (пчела)

    Её в коробку не клади и точки не считай,

    И крылья красные не рви, скажи ей: «Улетай!»  (божья коровка)

    Шар разноцветный в классе приметный,

    Если хочешь мир узнать, его в руки надо взять.  (глобус)

    Для кого зимой кормушки дети мастерят,

    Не жалея вкусной плюшки, крошат для ребят.     (птицы)

    Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.

    Десять их, и братья эти сосчитают всё на свете.   (цифры)

    Маленький плутишка серенький как мышка,

    Ты в него не стреляй и рогатку убирай!  (воробей)

    Его бьют, а он не плачет, его бросают, а он скачет.  (мяч)

    Приложение 3

    (карточки с приметами)

    Возвращаться – плохая примета.

    Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне – к холодному лету.

    Ласточка вьёт гнездо на том доме, где живут добрые люди.

    Разбитое зеркало к несчастью.

    Ласточка под кровлею – к счастью.

    Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.

    Коли перелётная птица течёт стаями – к дружной весне.

    Если стаи грачей кричат, взлетают и садятся на гнёзда – к перемене погоды.

    Ласточки летают то вверх, то вниз – жди бури.

    Ласточки задевают поверхность воды – к дождю.

    Жуки проносятся с громким жужжанием – погода будет хорошая.

    Муравьи не спешат на работу – к дождю.

    Раки выходят на берег перед дождём и ненастьем.

    Лес без ветра шумит – к дождю.

    Одуванчик сжимает шар – к дождю.

    Насекомые летают низко – быть ненастью.

    Если мухи просыпаются рано и чуть свет вылетают из ульев пчёлы, комары

    летают роем – к хорошей погоде.

    Просыпанная соль – к ссоре.

    Учитель в качестве благодарности за проделанную работу может предложить детям послушать экологическую сказку.

    Экологическая сказка

    Лес - наше богатство, берегите его!

        В один тёплый солнечный день в тихой речке родилась рыбка. Она была маленькая, шустрая и очень любопытная. Её интересовало всё в подводном царстве. Она заглядывала во все уголки, под камушки, под листочки. Вскоре рыбка узнала, что под старой, огромной корягой живёт огромный усатый сом.

    Среди камней устроили домики раки. По речке быстро сновали юркие ерши. Они были задорные, и с ними никто не связывался. Красавцы лини медленно проплывали мимо маленькой рыбки, не обращая на неё никакого внимания. Деловито двигались лещи. Они как будто следили за порядком в речке. Полосатые окуни рыскали в поисках пищи.

    Глубоко на дне, копаясь в иле, жили карасики. Жизнь в речке текла тихо и спокойно. Только иногда прибегали мальчишки и ловили раков. Тогда все рыбки в страхе прятались и издали наблюдали за происходящим. Но мальчишки уходили, и всё становилось на свои места. Хорошо жилось рыбкам в чистой и светлой речке. Одно не нравилось им: не везде речка была светлая и прозрачная. Кое-где вода была тёмная и прохладная. Это по берегам росли огромные деревья и затемняли речку.

    Однажды всё подводное царство забеспокоилось, задвигалось. Все услыхали непонятный шум. Это пришли лесорубы и стали рубить деревья на берегу речки. Шум стих лишь поздним вечером. Наутро рыбы обнаружили, что речка стала светлее, прозрачнее. Деревья больше не мешали солнцу освещать всю речку. Все рыбы обрадовались, лишь сом и раки недовольны. Им не нравилось солнце.

    Прошло немного времени, и жители подводного царства стали с беспокойством замечать, что речка мелеет. Сначала испугались крупные рыбы, а потом и всё подводное царство. Все старались что-нибудь придумать.

    Вот раз маленькая рыбка уплыла далеко от места и заметила что-то непонятное. Это было какое-то животное, которое держало в лапках небольшое брёвнышко. Рыбка испугалась его и быстро уплыла. Она рассказала знакомым об этой встрече. Опытные рыбы объяснили ей, что это был бобр и он устроил плотину, чтобы задержать воду. Рыбы решили помочь бобру и поплыли к нему. Бобр строил плотину, а рыбы замазывали илом дыры. Вода в речке задержалась, но ненадолго. Горячее солнце иссушило речку, и рыбы чувствовали, что скоро наступит конец.

     Но вот однажды ночью начался дождь, который перешёл ливень. Речка наполнилась водой, забурлила. Всё рыбное царство обрадовалось и заторопилось к большой воде, чтобы уплыть в другую реку. Они поблагодарили бобра за помощь и уплыли, так как знали, что их чистая, светлая речка всё равно засохнет.

     В большой реке им было хорошо. Теперь они уже не сердились на деревья, которые росли по берегам. Они поняли, что деревья охраняют реки.

     

     Можно предложить детям подумать над содержанием этой сказки и над тем, чему научит первоклассников созданный вами "продукт" проекта - книга. Подумать о том, какое огромное влияние оказывает человек на природу.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Литературный ринг".

    В игровой форме повторяем и закрепляем у учащихся знания о содержании различных книг ........

    Внеклассное мероприятие "На Сталинградском направлении"

    Данное мероприятие знакомит учащихся с событиями Сталинградской битвы....

    Задания по литературному чтению, направленные на формирование общеучебных умений

    В данном материале содержатся упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения, для формирования правильности чтения, для расширения поля зрения, для развития выразительности ...

    Сценарий внеклассного мероприятия духовно-нравственной направленности "В гостях у доброты"

    Внеклассное занятиепо духовно-нравственному направлениюв начальной школе"В гостях у Доброты»  Цель: Воспитание  культуры общения друг с другом, самовоспитание личности ребёнка. вос...

    Урок внеклассного чтения " Литературный Петербург. Памятники литераторам и литературным героям" 4 класс.

    Урок посвящен обобщению материала после знакомства с произведениями А.С.Пушкина, Дж.Свифта, И.А.Крылова, А. Волкова, Н.А.Некрасова....

    Внеклассная работа. Кружок общеинтеллектуального направления " Умники и умницы"

    *       Цель программы : развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....

    Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

    Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...