Тематическое планирование - Литературное чтение
статья (чтение) на тему

Зубова Ольга Анатольевна

Тематическое планирование - Литературное чтение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc379 КБ

Предварительный просмотр:

   

   

Муниципальное общеобразовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1

с.Новоселицкого Новоселицкого района Ставропольского края

    Утверждено  на заседании

    педагогического совета МОУ СОШ №1

    протокол № 1 от  29.08.2014                                                                                                  

    Председатель педагогического совета

    Директор МОУ СОШ №1                                                                                  

     __________________И.А.Медведева        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Название предмета  

Литературное чтение

 Класс

Реализация программы                              

 1«В»

1ступень, базовый уровень начального образования

 Срок реализации программы

2014 – 2015  учебный год

Примерная программа

 «Литературное чтение». Автор-  О.В. Кубасова.-  Смоленск, «Ассоциация ХХI век»,  2013год

 Ф.И.О. учителя, категория(разряд)            

 Зубова Ольга Анатольевна, высшая  квалификационная категория

Количество часов по программе                    

( всего, в неделю)

132часа в год  ( 92 ч-обучение грамоте  и 40 ч литературное чтение); в неделю 4 часа

                                                                                                       2014г.

 Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программой начального общего образования по (УМК «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ/Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2013г./, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта учебного  предмета «Литературное чтение»:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего  образования (п. 19.5), программа чтения обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы чтения разрабатывается на основе:

- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- программы формирования универсальных учебных действий.

Цели и задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение», 1класс

Цель – практическое изучения детьми основ фонетики и графики, начал орфографии, развития речи и культуры речевого поведения; приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения, через литературу.

Задачи курса:

  1. Знакомство учащихся с основными единицами языка и законами их употребления.
  2. Формирование механизма плавного правильного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целым словом.
  3. Освоение детьми графической системы языка и каллиграфических навыков.
  4. Развитие речи и лингвистических способностей первоклассников.
  5. Начальное литературно-эстетическое развитие учащихся.
  6. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу; совершенствовать у детей навыка чтения: сознательного, беглого, выразительного; формировать способности к полноценному восприятию литературного текста; усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста.

Подготовительный период:

  1. Развивать умения отличать устную речь от письменной.
  2. Выделять предложения из речевого потока, анализировать их по количеству слов, строить графические модели предложений.
  3. Раскладывать предложения на слова, слова на слоги и буквы, находить ударный слог.
  4. Выделять согласный и гласный звуки из любого слога или слова.
  5. Анализировать слова по их слоговому и звуковому составу, используя соответствующие модели схем.

Основной период:

  1. Уметь составлять предложения по картине.
  2. Правильно произносить все звуки русского языка (литературного) и усвоить алфавитное название букв.
  3. Совершенствовать умение распознать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки.
  4. Различать парные твёрдые и мягкие согласные.
  5. Образовывать слияние любого твёрдого и мягкого согласного с гласными звуками.
  6. Развивать фонематический слух.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем.

Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

  • обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);
  • внимание к личности писателя;
  • бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;
  • наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР   <=>   ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса  личностных, метапредметных  и предметных  задач.

Основные виды учебной деятельности

  • Развитие умения разъяснять заглавие текста.
  • Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
  • Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов.
  • Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов.
  • Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного и прослушанного текста.
  • Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок.

Согласно региональному перечню учебников, в образовательном учреждении используется учебно-методически комплект «Гармония».

Одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка таких способов организации учебной деятельности младших школьников, которые обеспечивают комфортные условия для развития ребёнка в процессе усвоения знаний умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям стандарта нового поколения, это:

- способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой;

- способы организации продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности;

- способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Рассматривая учебные книги, входящие в комплект (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:

  • целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
  • активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
  • соблюдение баланса между интуицией и знанием;
  • разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
  • опору на опыт ребенка;
  • параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
  • взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
  • единство интеллектуальных и специальных умений;
  • создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания чтения находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

Комплект «Гармония» полностью обеспечивает учебный процесс в начальной школе учебно-методическими пособиями по чтению, включённым в Федеральный базисный учебный план.

.  Общая характеристика учебного предмета

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс «Литературного чтения» в особой мере влияет на решение следующих

задач:

  1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.

         Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией.

  1. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

  1. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

  1. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

        Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой  задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.  Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

К концу первого класса обучающиеся должны

знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
  • знать способы их буквенного обозначения;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
  • определять место ударения в слове;
  • полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ,
  • воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
  • обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения:

В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:

  • ориентироваться в учебной книге;
  • читать язык условных обозначений;
  • находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова  на странице и развороте;
  • находить в специально выделенном разделе (конце учебника) нужную иллюстрацию;
  • работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "Рабочей тетрадью";
  • учебной книгой и "Хрестоматией");
  •  сопоставлять условные обозначения учебника и Рабочей тетради, учебника и Хрестоматии;
  • находить нужный раздел Рабочей тетради и Хрестоматии.

В области регулятивных УУД школьник научится понимать, что можно по-разному отвечать на    вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

В области коммуникативных УУД школьник научится: в рамках инициативного сотрудничества:

  • работать с соседом по парте;
  • распределять работу между собой и соседом,  выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке.

В рамках коммуникации  как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

Особое значение литературное чтение имеет для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия. При формировании универсальных учебных действий (УУД), необходимо отметить следующие задачи учителя:

  1. Развивать учебно-организационные умения первоклассников:

-правильно пользоваться учебными принадлежностями;

-принимать учебную задачу;

-работать в заданном темпе;

-планировать этапы предстоящей работы;

      2.  Определять последовательность учебных действий. Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей, поэтому овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

3. Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.  

4. Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения

учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные задачи/результаты:

  • формирование у обучающихся  позитивного отношения к действительности;
  • формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам;
  • развитие жизненного оптимизма,  целеустремленности и настойчивости в достижении целей;
  • обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей;
  • формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя  гражданином  российского общества, уважающим историю своей  Родины;
  • формирование привычки к  рефлексии;
  • совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости);
  • формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи/результаты:

  • формирование  мотивации  к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению;
  • приобщение   детей   к основам отечественной и мировой культуры,   к духовному и нравственному опыту человечества;
  • формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций;
  • формирование  целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения  с другими школьными предметами;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности;
  • формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию;
  • обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве;
  • выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи/результаты:

  • формирование положительной мотивации к чтению;
  • создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;
  • развитие воссоздающего воображения;
  • обучение адекватному восприятию читаемого;
  • обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видожанровой специфике;
  • совершенствование всех сторон навыка чтения;
  • формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать  отношение  писателя к тому, о чем и о ком он написал;
  • развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано  литературное произведение;
  • обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности;
  • изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения;
  • формирование  умения определять   художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне);
  • обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями;
  • освоение приемов изучающего  чтения литературы познавательного характера;
  • формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете;
  • развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой);
  • обучение работе с книгой в единстве ее текстового и нетекстового  содержания;
  • развитие литературных способностей.

Место учебного предмета «Литературное чтение»  в базисном учебном плане

В соответствии с базисным образовательным планом литературное чтение  изучается с I по IV класс. Общее число часов – 444, из них в 1классе 132 ч (4 ч в неделю, 9 учебных недель), во 2-4 классах по 136ч (4ч в неделю, 34 учебные недели).

 Основные содержательные линии

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебных недели по 9 часов в неделю (объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтения), что определяется темпом обучаемости, индивидуальными особенностями обучаемых  и  спецификой   используемых  учебных  средств.  После курса обучения грамоты начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.

Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи).  Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений – логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст- описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), отзыв.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов.  Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах, понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по её элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения»  реализуется принципы отбора содержания чтения младшего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанровое и тематическое разнообразие, доступность для восприятия детьми 6 – 10 лет, читательские предпочтения младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит  круг литературоведческих понятий для их практического освоения обучаемыми и для ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что  обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию  различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Содержание по учебному предмету «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справоч-но-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Читательские  умения

НАВЫК ЧТЕНИЯ

Осмысленность чтения:

– работа над пониманием читаемого с помощью вопросов по содержанию;

– смысловая работа по определению того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что — нет (небылицы);

– воссоздание литературного образа по совокупности его признаков (загадки);

– уточнение темы произведения путем выбора более точного заголовка из предложенных учебником;

– нахождение главной мысли, сформулированной в тексте;

– уточнение идеи произведения при выборе из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

– сравнение произведений на основе их содержательно-тематических особенностей.

Правильность чтения:

– работа над предупреждением искажения звукобуквенного состава слов (скороговорки, специальные упражнения);

– обучение соблюдению орфоэпических норм;

– формирование плавного слогового способа чтения.

Скорость чтения:

К концу учебного года — 30–35 слов в минуту (указан минимум для выставления учащимся высшей отметки).

Выразительность чтения:

– формирование умения интонационно оформлять предложения разных типов;

– работа над передачей основного эмоционального тона произведения;

– освоение чтения по ролям небольших произведений.

РАБОТА С ТЕКСТОМ И КНИГОЙ:

– формирование умения осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии литературы;

– озаглавливание прочитанного;

– работа по восстановлению деформированного картинного плана;

– составление картинного плана;

– пересказ с опорой на картинный план;

– обучение ориентировке в Содержании (оглавлении) книги;

– формирование умения понимать характер книги

по ее обложке.

Литературоведческая

пропедевтика

Накопление, обобщение и систематизация жанровых и тематических литературных впечатлений;

– осознание принадлежности литературного произведения к народному или авторскому творчеству;

– выявление общности одножанровых народных и авторских текстов;

– введение в активный словарь терминов: персонаж, загадка, считалка, небылица, скороговорка, пословица, басня.

Развитие творческих способностей

Формирование основ воссоздающего и творческого воображения;

– творческая интерпретация читаемого посредством интонационной выразительности;

– освоение чтения по ролям;

– элементарное словесное творчество по подобию.

Программа курса «Литературное чтение» в 1классе обеспечена следующими учебно – методическими материалами:

Для ученика:            

           -  Учебник «Букварь. Мой первый учебник» (в 2-х частях) 1 класс. Авторы:    М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, Н.М.Бетенькова, О.Е.Курлыгина

– Кубасова, О. В. Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – 6-е издание. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

– Кубасова, О. В. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тетрадь. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013.

– Кубасова, О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику «Любимые страницы»  для  1 класса общеобразовательных учреждений / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.

Для учителя:

            - Программы курса «Обучение грамоте» для 1класса. Авторы: М.С.Соловейчик,  Н.С.Кузьменко.

Литературное чтение 1-4. Пояснительная записка. Программа. Планирование. - Смоленск, Ассоциация XXI век,2013

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

«Обучение грамоте» (Чтение) 1 класс М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (92часа)

«Литературное чтение» 1 класс О.В. Кубасова (40 часов)

п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Стр. учебника

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные

план

факт

1

Речь, речевая деятельность

(5 ч)

Знакомство с учебником. Как мы здороваемся и прощаемся.

Знать:

-понятность и вежливость как главные качества речи;

-правила поведения во время общения, способы проявления вежливости в различных ситуациях, в том числе приветствия, прощания, просьбы, извинения;

 

- понятия «гласный», «ударный», «безударный», «согласный», «твердый», «мягкий, «глухой», «звонкий», «сонорный»;

-существенные признаки гласных, согласных, твердых, мягких, звонких, глухих, звуков

- признаки опасных мест при обозначении звуков, гласных и парных по глухости – звонкости согласных;

- буквы, обозначающие мягкость согласных звуков;

- правила выбора букв гласных после мягких согласных в сочетаниях «чаща, чущу»;

- что буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я могут обозначать два звука;

- функции разделительных знаков;

Уметь:

-работать

с учебником;

-выделять слоги из слов;

- наблюдать  за силой и окраской голоса, за мимикой и жестами как помощниками устной речи;

-накапливать опыт участия в диалоге, в общей беседе, в говорении  и слушании  других;

-давать точный ответ на вопросы, пользоваться правилами речи, средствами выразительности устной речи;

- различение слова и предложения;

- наблюдать за значениями слов, за их смысловыми связями, за родственными отношениями;

-обозначать ударение в устной и письменной речи;

-различать письменную и устную речь;

- четко и правильно произносить все звуки, в том числе в скороговорках, данных в «Азбуке»;

-последовательно выделять звуки в словах, характеризовать их признаки и обозначать  на схеме условными знаками;

- читать слова с ь, обозначающим мягкость согласных;

-производить слоговое чтение с ориентировкой на знак ударения;

-уметь постепенно перейти к беглому смысловому чтению предложений и текстов;

- правильно называть буквы;

-находить в словах «опасные места» и применять изученные орфографические правила.

Регулятивные: Воспроизведение  за учителем учебную задачу (понимать готовую учебную задачу).

 Произведение контроля за своими действиями и результатом по заданному образцу учителя.

Воспроизведение  за учителем учебной задачи.

Работа по алгоритму, умение удерживать план работы и действовать по готовому алгоритму.

Определение и постановка учебной задачи  на основе соотнесения того, что уже известно, что ещё неизвестно с помощью учителя.

Планирование своих действий  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации с помощью учителя.

Создание  и работа  по составленному алгоритму. Устанавливание причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений с помощью учителя.

Познавательные: Использование знаково-символические средства для создания модели ЗВУК-БУКВА.

Указывание в недоопределенной ситуации, каких знаний и умений не хватает для успешного действия.

Отличие известного от неизвестного в специально созданной ситуации учителем.

Использование знаково – символические действия с помощью учителя. 

Выделение и формулирование познавательной  цели с помощью учителя..

Овладевание логическими действиями синтеза, анализа, сравнения с помощью учителя с целью выделения существенных признаков, классификация объектов.

Личностные:

Проявление интереса к новому учебному материалу, погружаясь в проблемную ситуацию, созданную учителем.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Нравственно-этическое оценивание собственного поведения на уроке.

Формирование  позитивного отношения  к действительности.

Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовность выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам.

 Развитие жизненного оптимизм,  целеустремленности и настойчивости  в достижении целей.

Обучение ориентировки в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.  Формирование привычки к  рефлексии.

Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

Формирование готовности  к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

Развитие мышления, внимания, памяти.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы и строить ответы с помощью учителя.

Умение вступать в диалог, используя вопрос учителя, слышать и слушать по установке учителя. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Умение задавать вопросы и строить ответы с помощью учителя.

Выделение  и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

Умение слушать, выражать суждения, находить общее или отличное, выражать отношение к суждению (договариваться)

Знакомиться с одноклассниками, рассматривать условные обозначения букваря.

Слушать рекомендации учителя, выполнять их, отвечать на вопросы.

Понимать информацию, представленную картинками букваря.

Моделировать речь с помощью учителя.

Наблюдать за речью учителя, одноклассников, оценивать выполнение правил речи, высказывать своё мнение, советы.

Пользоваться этикетными словами, правилами речи в общении со взрослыми и сверстниками.

Анализировать примеры речи, разграничивать разновидности речи, создавать высказывания разных видов речи по картинкам букваря, на основе собственного опыта.

Создавать и поддерживать порядок на своём рабочем месте.

Определять на слух границы предложений, различать интонацию конца предложения, выбирать нужный знак препинания.

Произносить и сравнивать предложения с разной интонацией. Строить предложения по схеме.

 Определять количество слов в предложении. Составлять схемы предложений.

Скандировать слова, «озвучивая» картинки букваря.

Наблюдать за делением слова на части, осознавать приём скандирования как способ деления слова на слоги. Проверять правильность деления на слоги.

Вслушиваться в звуки окружающего мира, вычленять их.

Группировать звуки в зависимости от их характеристики.

Участвовать в беседе по обсуждаемым на уроке проблемам. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдать правила речевого поведения. Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. их характеристику.

Обобщать знания о звуках речи, строить монологические высказывания на основе модели; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и обозначать соответствующей буквой. Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки.

Читать слоги, опознавать среди них слова.

Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков.

Сравнивать слова по звучанию и значению; объяснять различия в значении слов, отличающихся ударением, одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы.

Соотносить прочитанные слова с картинками, находить несоответствия, задавать вопросы о значении слов, выявлять среди предлагаемых слов подходящие по смыслу для текста; изменять, конструировать слова, предложения. Оценивать правильность чтения слогов, слов.

Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами.

Слушать и воспроизводить названия букв.

Читать слоги и слова с изученными буквами, пользуясь правилом чтения.

Конструировать слова и предложения, выбирать слова для предложения с учётом смысла; осознавать наличие изменения слов, различать их значения; выявлять смысловые (родствен.) связи слов.

Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости-мягкости, а другие нет.

На основе наблюдений выводить правило написания ударного сочетания «ши».

Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы  о связи знаков препинания, смысла и интонации.

Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги.

Понимать содержание читаемого, отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста.

Озаглавливать текст по его теме, выбирать более точный заголовок.

Разыгрывать диалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения.

Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения.

Сравнивать использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов; при чтении соблюдать правило позиционного чтения.

Выделять из слов звуки, определять их положение в слове, характеризовать предыдущий согласный.

Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информацию о работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения; воспроизводить информацию по модели.

Выполнять правило чтения.

Разыгрывать диалоги.

Проверять себя и оценивать собственные достижения.

1

Часть 1

3-9

02.09

2

Зачем нам нужна речь.

Правила хорошей речи.

1

10-13

03.09

3

Введение в краеведение Р.К.

1

14-15

05.09

4

Об одном и том же по- разному.

1

16-17

08.09

5

Речь устная и письменная. Жесты и мимика – помощники речи.

1

18-21

09.09

6

Предложение и слово (2 ч)

Предложение.

1

22-23

10.09

7

Слово.

1

24-25

12.09

8

Фонетика (10 ч)

Слог.

1

26-27

15.09

9

Звуки вокруг нас.

1

28-29

16.09

10

Звуки речи.

1

30-35

17.09

11

Звуки гласные и согласные.

1

36-37

19.09

12

Звуки гласные и согласные. Закрепление.

1

38-39

19.09

13

Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.

1

40-41

22.09

14

Овладение приемом выявления ударных гласных.

1

42-45

23.09

15

Согласные звуки: твердые и мягкие.

1

46-49

24.09

16

Согласные звуки: твердые и мягкие; парные и непарные.

1

50-53

26.09

17

Согласные звуки: глухие и звонкие.

1

54-55

29.09

18

Согласные звуки: глухие и звонкие: продолжение.

1

56-58

30.09

19

Графика и орфография (65 ч)

Буквы гласных звуков (4ч)

Буквы  А, а – О,о

1

60-61

01.10

20

Буквы  И, и – ы.

1

62-63

03.10

21

Буквы  У,у – Э,э

1

64-65

06.10

22

Буквы гласных звуков. Закрепление.

1

67-69

07.10

23

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных (4 ч) 

Буквы Л,л, М,м.

1

70-73

08.10

24

Осенняя страница.закрепление.

1

74-75

10.10

25

Буквы Л,л, М,м.

1

76-77

13..10

26

Буквы Н, н.

1

78-79

14.10

27

Буквы Р, р.

1

80-83

15.10

28

Буквы непарных звонких (сонорных) согласных. Закрепление.

1

84-85

17.10

29

Буквы парных по глухости-звонкости соглас. звуков (8 ч)

Буквы  С,с

1

86-89

20.10

30

Буквы К,к

1

90-91

21.10

31

Буквы Т,т

1

92-93

22.10

32

Буквы В, в.

1

94-97

24.10

33

Закрепление изученного.Колючая страница

1

98-99

27.10

34

Буквы П,п

1

100-101

28.10

35

Буквы Ш,ш

1

102-103

29.10

36

Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Закрепление.

История моего села. Р.К.

1

104-105

31.10

37

Буквы, обозначающие мягкость соглас. звуков (13 ч)

Буквы И, и.

1

Часть 2

6-7

38

Буквы  А,а- я.

1

8-9

39

Буквы Э,э- е.

1

10-11

40

Буквы я, е, и. Закрепление изученного.

1

12-13

41

Буквы  О,о-ё.

1

14-15

42

Буквы  У,у- ю.

1

16-17

43

Буквы я, е, и, ё, ю. Закрепление.

44

Буква ь.

1

18-19

45

Буквы, обозначающие мягкость согласных звуков. Обобщение.

1

20-21

46

Опасности письма на месте безударных гласных.

1

22-25

47

Опасные при письме места.

1

26-27

48

Буква й.

1

28-29

49

Непарные по глухости-звонкости звонкие согласные звуки и их буквы.

1

30-31

50

Буквы парных по глухости-звонкости соглас.звуков (15 ч)

Буквы З з – С с.

1

32-33

51

Буквы

Б б – П п.

1

34-35

52

Буквы З з – С с, Б б – П п. Закрепление.

1

36-37

53

Буквы

Г г – К к.

1

38-39

54

Буквы Д д – Т т.

1

40-41

55

Буквы Г г – К к,  Д д – Т т. Закрепление.

1

42-43

56

Опасности письма на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова).

1

44-47

57

Буквы

В в – Ф ф.

1

48-49

58

Буквы

Ж ж – Ш ш.

1

50-51

59

Буквы В в – Ф ф, Ж ж – Ш ш. Закрепление.

1

52-53

60

Обозначение ударного гласного звука (ы) в сочетаниях жи – ши.

1

54-55

61

Правописание сочетаний жи – ши. Закрепление.

1

56-57

62

Читаем и рассказываем Юные поэты и писатели моего района. Р.К.

1

58-59

63

Скоро Новый год! Повторение.

1

60-61

64

Буквы непарных по глухости-звонкости соглас.звуков (12 ч)

Повторение изученного

1

62-63

65

Опасности письма на месте парных по глухости звонкости согласных звуков (перед согласными).

1

64-65

66

Буквы Х, х.

1

66-67

67

Фольклор народов Северного Кавказа. Р.К.

1

68-69

68

Буквы Ц, ц.

1

70-71

69

Буквы Ч, ч.

1

72-75

70

Буквы Щ, щ.

1

76-77

71

Буквы непарных по глухости-звонкости согласных звуков

Закрепление.

1

78-79

72

Читаем и обсуждаем.

1

80-81

73

Правописание сочетаний ча – ща, чу – щу.

1

82-83

74

Закрепление: сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

1

84-85

75

Красивы русские просторы! Р.К.

1

86-87

76

Новая работа знакомых букв

(6 ч)

Буквы е, ё, ю, я  в начале слова.

1

88-89

77

Буквы е, ё, ю, я после букв гласных.

1

90-93

78

Урок-викторина «Мое село». Р.К.

1

94-95

79

Обобщение: «работа» букв гласных.

1

96-97

80

Читаем и наблюдаем.

1

98-99

81

Сравниваем работу букв й – е, ё, ю, я.

1

100-101

82

Разделительные знаки – ъ и ь

(3 ч)

Буква ь (разделительный).

1

102-103

83

Разделительный ъ.

1

104-107

84

Работа букв ь и ъ.

1

108-109

85

Обобщение и повторение (8 ч)

Читаем, наблюдаем, повторяем.

1

110-111

86

Алфавит.

1

112-113

87

Как хорошо уметь читать!

1

114-115

88

Как хорошо уметь читать!

1

116-117

89

Как хорошо уметь читать!

1

118-121

90

Упражнения в чтении.

1

121-122

91

Упражнения в чтении.

1

123-124

92

Творчество Л. Шубной. Р.К.

1

125-127

Литературное чтение (40 ч)

№ п/п

Тема

Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во часов

Страница учеб-ника

Дата

Дата

Предметные

Метопредметные и личностные ( УУД)

                                                                                                       Звенит звонок – начинается урок (7 ч)

1

Л. Дьяконов «Первоклассникам»; А. Барто «Стали грамотными»;

Р/к Что изучает краеведение

Знать названия произведений, их авторов.

Уметь:

– объяснять значение каждого слова;

– отвечать на вопросы;

– комментировать чтение;

– читать текст по ролям

Личностные УУД

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

Осознанное чтение доступных по объёму и жанру произведений. Отработка правильного произношения и употребления слов. Упражнение в умении целостного и дифференцированного восприятия слов. Игра «Радиотеатр»

1

5-9

2

Г. Новицкая «Книжки»

Р. Сеф «Учись читать!»;

1

10-13

3

Л. Пантелеев «Ау»;

С. Погореловский
«Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

Уметь читать по ролям, отвечать на
вопросы

Выразительное чтение, использование интонации, соот-
ветствующей смыслу текста. Упражнение

в интонационно-выразительном чтении

1

14-22

4

Л. Пантелеев «Ау»;

С. Погореловский
«Ох, и непорядки в Мишкиной тетрадке»

1

14-22

5

В. Голявкин «Болтуны»;

Уметь самостоятельно читать, выражать свое отношение к прочитанному, называть рассказ, подбирать из нескольких вариантов названий один, наиболее подходящий, читать текст по ролям

Вдумчивое чтение целыми словами. Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Упражнение в чтении диалога

1

23-26

6

 С. Маршак «Угомон»

Уметь самостоятельно читать, описывать иллюстрацию, отвечать на вопросы

Вдумчивое чтение целыми словами; совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа

1

27-29

7

В. Орлов «Оправдался»

Э. Мошковская «Можно всему-всему научиться…»; пословицы

Уметь объяснять смысл пословиц и сопоставлять пословицы с содержанием стихотворений раздела, читать наизусть понравившиеся стихотворения, выполнить тест

Чтение любого из стихотворений наизусть

1

30-32

8

В. Смит «Час потехи»

Р/к Красивы русские просторы!

Уметь:

– различать элементы

книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

– самостоятельно
работать над выразительным чтением стихотворений

Личностные УУД

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке;

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

Восприятие на слух
и понимание худо-

жественных произведений разных жанров. Упражнение в интонационно-выразительном чтении.
Совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая работа: хохот, весел, веселится

1

34-41

9

Русские народные побасенки

Уметь:

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

– самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений;

– различать народные и авторские загадки

Восприятие на слух
и понимание художественных произведений разных жанров. Упражнение в ин-
тонационно-выразительном чтении. Совершенствование навыка смыслового чтения. Лексическая
работа: молотить, горчица

1

42-45

10

Загадки.
С. Маршак

Р/кФольклор народов Северного Кавказа

1

46-50

11

Г. Цыферов
«В среду решили они играть в прятки»

Р/к Творчество Л. Шубной

1

51-53

12

В. Берестов «Искалочка»; русские народные считалочки; В. Берестов «За игрой»

Уметь читать осознанно текст художественного произведения,

объяснять значение слов: ссора, спор, мир, дружба

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры,

народная сказка, литературная сказка. Устное народное творчество. Небылицы, неслыхальщины, путаницы, их особенности, необычное. Игра-соревнование «Скороговорки»

1

53-56

13

Словесные игры: скороговорки, небылицы; С. Маршак «Я видел»

Р/к «Мое село, ты капелька России»

Уметь выразительно читать стихотворение, доказывать, что это небылица, подбирать к рисункам строчки из стихотворения

1

57-62

14

А.Босев
«С нами смех»; П. Усачев «Если вы собрались в гости»

Р/к Творчество писателей Ставропольского края

Уметь доказывать при помощи текста авторскую позицию в описании смеха

Обсуждение: настроение стихотворения, авторская интерпретация смеха

1

63-66

15

С. Маршак
«Пудель»

Уметь находить отрывки произведения к картинкам, составлять описание к картинкам

Работа над выразительным чтением с передачей смешного настроения

1

67-74

                                                                                                  Что такое хорошо и что такое плохо (13 ч)

16

Л. Толстой «Правда всего дороже»

Уметь:

– объяснять значение слов;

– читать текст самостоятельно;

– отвечать на вопросы;

– подробно пересказывать текст;

– составлять план рассказа;

– отличать слова действующих лиц в тексте и читать по ролям

Личностные УУД

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений,к их поступкам.

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Совершенствование навыка словового чтения. Подробный пересказ текста. Смысловое чтение. Лексическая работа

1

76

17

С. Прокофьева «Сказка про честные ушки»

Р/к Дети Кавказа – за мир на Кавказе

1

77-79

18

В. Орлов «Кто первый»;

Э. Мошковская

«Не надо боль-

ше ссориться!»; Л. Толстой «Кто прав?»

Уметь читать текст выразительно, отвечать на вопросы

Уметь:

– подбирать пословицу

к тексту;

– читать и объяснять пословицы;

– соотносить пословицы с текстом;

– редактировать текст, читать текст;

– придумывать продолжение рассказа

Упражнение в интонационно-выразительном чтении. Сравнение содержания

двух рассказов. Обоснование выбора симпатичного героя. Отработка правильного произношения и употребления слов. Активизация словаря, автоматизация разных звуков. Лексическая работа. Рассматривание и соотнесение иллюстраций с текстом. Знакомство с новым видом жанра – басней. Басня – короткая поучительная история. Отработка умения пересказывать текст

1

80-82

19

В. Осеева «Все вместе»

Р/к Урок-викторина «Мое село»

1

84-85

20

Е. Пермяк
«А для чего руки нужны?»

1

86- 87

21

Эзоп «Собрался старик помирать…»

Л. Толстой «Два раза
не умирать»

1

88-92

22

Л. Толстой «Два товарища»

Уметь:

 объяснять значение

термина «басня»;

– находить в тексте главную мысль произведения

1

93-95

23

В. Росин. «Друзья познаются в беде»

Р/к Годы, опаленные войной

Уметь:

– пересказывать текст;

– составлять план
басни;

– отвечать на вопросы;

– находить в тексте
слова, выражающие

главную мысль басни

Работа над содержанием произведений; анализирование;
ответы на вопросы. Лексическая работа: завязла, барахтается, тряхнул

1

96-98

24

С. Михалков «Ошибка»

1

99-101

25

 С. Михалков «Прививка»

Уметь пересказывать

небольшой текст, выразительно читать, объяснять, что высмеивается в басне

Пересказ текста. Лексическая работа: «стальные нервы»

1

102-104

26

Л. Яхтин
«Силачи»

Уметь отвечать на вопросы по содержанию текста

Работа над содержанием

1

105-107

27

М. Пляцковский «Добрая лошадь»

Уметь читать сказку, объяснять превращения слов

Беседа о сказках.
Отличие языка народной сказки

1

108-110

28

Обобщение

Р/к Наш край богат талантами

1

111-112

29

А. Шибаев «Сказки
просят»

Р/к Сказка ложь, да в ней намек

Знать содержание произведения.

Уметь отвечать на вопросы литературной

 викторины, рассказывать о знакомых сказках, отгадывать их

Личностные УУД

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений,к их поступкам.

Регулятивные УУД:

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Совершенствование навыка чтения словами. Литературная  мини-викторина «Знатоки сказок». Рассматривание иллюстраций и соотнесение их с текстом

1

114-121

30

Русские народные сказки «Лиса и рак»

Уметь:

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– отвечать на вопросы по содержанию
сказок;

– читать выразительно;

– кратко и подробно
пересказывать сказки;

– высказывать свое отношение к героям сказки;

– подбирать заголовок к произведению;

– пересказывать
сказку по картинному плану;

– объяснять, какая мудрая мысль высказана
в сказке

Герои произведения. Пересказ текста.

Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Чтение сказок
с использованием

предметов-персонажей. Ознакомление со сказками других народов.

Лексическая работа: потешался, трактир, трактирщик.

Прогноз содержания сказки.

Работа с картинными иллюстрациями
к произведениям.

1

122-123

31

«Петушок и бобовое зёрнышко»

1

124-130

32

Ингушская сказка «Заяц и черепаха»

1

131-132

33

Американская сказка «Вот он, вор!»

1

133-135

34

Армянская сказка «Заказчик и мастер»

1

136-140

35

Сказки А.С. Пушкина

1

141-143

36

Викторина Х.-К. Андерсен;

 Х.-К. Андерсен «Принцесса на горошине»

1

144-148

37

В. Орлов «Абрикос в лесу»

Р/к Юные поэты и писатели моего района

Орфоэпическая работа: конечно, чувство, почувствовала

1

149-153

38

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»
(история
седьмая)

Р/к Ура, каникулы!

Уметь:

– различать сказки народные и литературные;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на  текст, оценивать события, героев произведения;

– высказывать оценочное суждение о прочитанном произведении;

– ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Пересказ текста. Чтение сказок по ролям. Лексическая работа: ехидно, глобус, изумился. Характеристика Кеши (подтверждение черт нужными местами в сказке)

1

154-166

39

А. Курляндский «Первое сентября попугая Кеши»
(история
седьмая)

Р/к Ура, каникулы!

1

154-166

40

Обобщение

Р/к Экскурсия История моего села

1

166-168

Согласовано:        

Зам директора по УВР

_____________/Михнева С.В./

«29»  августа  2014 г.        

Утверждено  

на заседании МО учителей    начальных классов      

 «29 » августа 2014 г

Руководитель МО _____________/Машенцева Т.Г./.                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование.Литературное чтение. 2 класс.

Рабочая программа 2 класс (3 часа в неделю) Автор: О. В. Кубасова...

Календарно тематическое планировани литературное чтение

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

тематическое планирование,литературное чтение

Тематическое планирование по литературному чтению " Перспективная начальная школа" 3 класс- 3часа в неделю...

Тематическое планирование Литературное чтение 3 класс

В данном материале находится развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению для 3 класса. УМК Школа России. К учебникам "Литературное чтение" для 3 класса в двух частях. Авторы: Л.Ф.Кли...

тематическое планирование литературное чтение Кац 3 класс

представлена рабочая программа по литературному чтению ( Кац) в 3 классе в полном соответствии с требованиями ФГОС 2004г...