Урок внекласного чтения по произведению С.Я.Маршака "Кошкин дом"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Джиоева Лариса Витальевна

В жи         В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от ко         от которых всем становится плохо. Поэтому на уроках, во внеклассной жизни и вообще всегда  нужно учится жить так, чтобы всем рядом с нами было хорошо, учиться расти          быть  добрыми и отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.

                           Данный  урок внеклассного чтения посвящен теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки. И в гостях у ребят  один из самых любимых детских писателей-С.Я.Маршак и его замечательное произведение "Кошкин дом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr.urok_po_marshaku.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

                              ХОД УРОКА.

1. Актуализация знаний и объявление темы урока.

Учитель: В жизни мы часто сталкиваемся со сложными ситуациями, когда не знаем, как поступить. Одни наши поступки – теплые, несут в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становится плохо. Поэтому мы с вами на урока, во внеклассной жизни и вообще всегда учимся жить так, чтобы всем рядом с нами было хорошо, учимся расти добрыми и отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать людям, жить, не причиняя никому боли.

                           Сегодня наш урок внеклассного чтения посвящен теме дружбы, сопереживания, взаимовыручки. И в гостях у нас один из самых любимых детских писателей.

                           Посмотрите на экран. Восстановите пропущенные буквы и фамилиях поэтов и писателей, соедините их между собой и вы получите фамилию автора, с произведениями которого мы будем сегодня работать.

                           На экране:

…ориц, Б..рто, Д..агунский, Пу..кин, Би..анки, Жит..ов.

                           Получилось : МАРШАК.

                           Один из сегодняшних проектов –« Любимые произведения С.Я.Маршака». Давайте посмотрим, какие произведения этого замечательного поэта  вы знаете и любите.

                           ( учащиеся знакомят класс со своими проектами – называют произведение и показывают рисунок)

Учитель: А сейчас давайте представим, что мы с вами находимся в детском  театре. Перед нами выступят герои произведений Маршака, а вы постараетесь узнать их и определить название произведения, из которого они к нам пришли.

              1. « Мне, коту усатому, скоро год.

                    И красив я,  лодыри,  и умен,

                    А письму и грамоте не  учен.

                    Школа не построена для котят,

                    Научить нас грамоте не хотят.»

                                           ( Кот из стих. «Кот и лодыри».)

              2    Пела ночью мышка в норке:

                    «Спи, мышонок, замолчи,

                    Дам тебе я хлебной корки

                    И огарочек свечи».

                                           ( Мышка из «Сказки о глупом мышонке».

              3.  «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый!

                    Во что бы то ни стало мне надо выходить.

                    Нельзя ли у трамвала вокзай остановить ?»

                          (Человек рассеянный из сказки «Вот какой рассеянный».

Уч.-  Кто автор этих произведений?    ( С.Я.Маршак).

                                  Самой первой книжкой, с которой дети сталкиваются в своей жизни, чаще всего бывает какая-нибудь книга С.Я.Маршака. Писатель К.Чуковский заметил, что ему всегда казалось, будто в литературе не один Маршак, а целых  пять. Как вы думаете, почему?

                          ( Помимо Маршака, писавшего для детей, был еще Маршак-лирик, автор мудрых и глубоких взрослых стихов, и Маршак-сатирик, автор острых сатирических стихов. А еще Маршак-сказочник, Маршак-переводчик. Он перевел на русский язык английские, немецкие, итальянские, чешские, польские стихи. Маршак был первым, кто познакомил нас со стихами Джанни Родари. А еще был Маршак-драматург, автор замечательных пьес.

П.  РАБОТА ПО ТЕМЕ.

1.Уч.:- Сегодня мы поговорим об удивительнейшем произведении С.Я.Маршака. В гостях у нас

«Кошкин дом».

- К какому жанру относится это произведение? ( пьеса-сказка)

- Что такое сказка? Что такое пьеса?

- Как начинается пьеса?

- В пьесе часто встречаются ремарки. Что это такое?

                                          ( ответы детей)

Уч.:- Когда мы берем в руки любую книгу, прежде всего мы обращаем внимание на обложку. Посмотрите на слайд, На экране-  обложки к различным изданиям пьесы. Давайте и мы с вами, используя заместители жанров и тем, сделаем обложку для нашей пьесы.

                                           ( дети выполняют работу,  проверяют   по слайду и объясняют)

Уч.:- В сказках Маршака живут народные сюжеты, песенки, пословицы, считалки. И для пьесы «Кошкин дом» Маршак нашел опору в короткой детской  песенке, которую многие знают с детства. Помните? Давайте споем.

                                    ( учащиеся поют «Тили-тили-тили-бом…»)

Уч.:- Я задала вам дома самостоятельно ознакомиться с произведением. По плану, который дан на слайде, мы постараемся вспомнить содержание пьесы.

                    План: 1. Богатый кошкин дом.               4. После пожара.

                               2. Бедные котята.                           5.Новый дом.

                               3. Гости.

- Но мы не просто будем передавать содержание каждой части, а постараемся дать  характеристику персонажей, определить,  кто из них положительный, кто отрицательный и почему. Постараемся   показать в своем проекте, как они должны выглядеть, какая у них походка, как разговаривают. В чес особенно ярко проявляются черты их характера. И даже попробуем представить, какая музыка могла бы соответствовать каждому из них.

                                Но прежде всего объясните мне,  как вы понимаете слово «персонаж»?

                                               (Ответы детей)

Уч.:- Персонаж придуман, создан автором. Автор заставляет  его говорить те или иные слова, совершать хорошие или дурные поступки, описывает его внешность, жилище, позволяет нам увидеть его мысли – и таким образом он нам открывает его характер, душу.

- Какие существуют способы изображения персонажей? Давайте вспомним о них, а потом проследим, какие способы изображения персонажей Маршак использует в своем произведении.

Способы изображения персонажей: прямая авторская характеристика, портрет, описание жилища, передача мыслей, состояние души может передавать пейзаж; персонажа характеризуют его речь, поступки; из уст другого персонажа.

Уч.:- Отсутствие характеристики также говорит о многом.

2.. Работа над первой частью-.

Уч.:-  Итак, первая часть нашей пьесы – «Богатый кошкин дом».

- О чем говорится в этой части 7

Уч.:- Мы знаем, что многие сказки начинаются с чего ? ( с присказки).

- Найдите и прочитайте присказку.

- Какую рифму использует автор в присказке? Какие еще бывают рифмы?

- Прочитайте, как поэт описывает богатый Кошкин дом.

- А как поэт описывает кошку?

- Какие приемы использует автор, чтобы дать характеристику кошки?

- Какой мы видим кошку в начале повествования? Посмотрите на слайд и выберите слова, которые подходят к  характеристике кошки.

- А как вы думаете, окружающим нравится сама кошка, или что-то еще? ( не сама кошка, а ее наряды, богатая одежда, богатая обстановка).

- Прочитайте, как автор пишет об этом.

- А что мы можем сказать о коте Василии? ( лакей, прислуга, век служил в дворниках, стал таким же, как и хозяйка- бесчувственный, безразличный.)

- Наш следующий проект –« Герои произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом». Кто из вас

Выбрал героем  кошку или кота Василия? ( дети знакомят со своими проектами)

3. Работа над второй частью «Бедные котята»

- Давайте дадим характеристику котятам. Какие  они? Используем прилагательные.

( бедные, голодные, жалкие, круглые сиротки, нищие, бездомные, обездоленные и т.д.)

- Прочитайте, что они говорят о себе коту Василию.

- Если бы мы хотели написать музыку к этой части, какая она должна быть? Почему?

- Какие качества кошки проявляются в этой части? ( ответы детей)

- Обобщаем( на слайде слова и портрет кошки, читают хором и объясняют  значение слов)

Кошка: безжалостная, жестокая, отсутствует милосердие и простые человеческие качества: понимание, сочувствие, любовь к ближним)

- Какой герой кошка в этой части?

- Прочитайте, как она говорит о  том, как надо поступить с котятами.

- Смотрим далее по тексту, Кошка грозно и безжалостно говорит о том, что нищих и бездомных котят надо топить. И вдруг интонация ее голоса совершенно меняется. Что происходит, почему кошка так резко изменилась?   ( пришли гости)

4.Работа над  третьей частью «Гости».

- Представьте нам, пожалуйста, гостей нашей красавицы кошки ( дети знакомят со своими проектами)

- Что в общем можно сказать обо всех гостях? ( ответы детей)

- Обобщаем( на слайде) : Лицемерные, корыстные, глупые, льстивые, они ничего не понимают и не знают, но важничают.

                 Это самодовольные тунеядцы, не видят вокруг себя ничего, кроме личного благополучия и своего завтрака. Они только и знают, что восхищаются кошкой и ее домом, восхваляют себя, приглашают в гости, в душе надеясь, что гости не придут.

- Почему мы решили, что они глупые, недалекие?

- Какие методы использует Маршак для описания героев-гостей? ( портреты, передача мыслей, их речь, поступки).

- Какую музыку мы смогли бы написать для этой части?

- Как вы думаете, что является кульминацией сказки? ( сцена пожара)

- Что случилось с Кошкиным домом? Почему, по какой причине он сгорел?

Уч.:- Разгорелся огонек и наделал много беды .Вы, ребята,  должны всегда помнить, что огонь-озорник и любит играть не только в хорошие, но и в плохие игры.

- Какой огонь был сначала? Подберите эпитеты.

-Что же  сделал огонь потом? Читаем  со слайда строки из пьесы.

- Какая часть речи помогает нам представить, как горит огонь? (глаголы)

-Назовите глаголы, которыми автор характеризует действие огня.( олкутал, объял, взобрался, вскарабкался, разлетелся, встал, машет красным рукавом).

- Какие литературные приемы использует автор в этих строфах?(олицетворение, эпитеты)

-Что такое эпитеты?

-Как сказать несколькими словами, что происходило в доме кошки во время пожара?

- Какой должна быть интонация при чтении? А если бы мы подбирали музыку, какой она должна была бы быть?.

5. Работа над  четвертой частью «После пожара»

Уч.:- Не стало дома у кошки. Кого теперь нам напоминают кошка и кот Василий?

- Теперь уже кошка и кот идут от дома к дому. И как же отнеслись к горю кошки друзья, которые только что танцевали и веселились у кошки и клялись в вечной дружбе?

                            ( ответы детей)

Вывод: Потеряв дома и угодья, кошка-погорелица теряет и своих друзей. Уже никто не восхищается ею, никто не зовет на «пирог козлиный с капустой и малиной», ни на пшено в курятнике. И бывшей барыне-кошке и ее дворнику Василию приходится бросить барские повадки.

- И что же, так никто и не помог кошке? ( помогли котята)

- Почему же котята помогли кошке, ведь она так жестоко с ними обошлась? ( они были добрые и умели прощать)

- Какие же правила доброты и взаимопонимании я выполняли котята?

Уч.:- Давайте сформулируем эти правила доброты и взаимопонимании я и постараемся всегда их выполнять.

На слайде ( дети читают) :

- помогать слабым, маленьким, старым, больным, попавшим в беду;

- прощать ошибки других, жалеть людей;

- не быть жадными  ;

- понимать других людей.

- Эти качества, ребята, вы должны воспитывать в себе. Только выполняя эти  правила доброты и взаимопонимания вы вырастите достойными людьми.

                    Физкультминутка-клип о дружбе.

6. Работа над шестой частью «Новый дом».

- О чем мы узнали из этой части?

- Какими стали кошка и кот?

 - Как вы думаете, теперь они смогут посочувствовать тому, кто попал в беду?

- Можно ли сказать теперь о кошке: «Не угодья, не дома, хороша она сама»?

- Какой вывод можно сделать? ( Человека красит не одежда, а его поступки, то, какой он)

ИТОГ.

- Мы видим, что с развитием сюжета сказки характеры героев меняются. Богатые красавица – кошка и кот превращаются в обездоленных, умоляющих о помощи. Но на их просьбы никто из их бывших друзей не обращает внимания, все заняты собой. Мы чувствуем, что и дружба здесь какая-то странная, что это вовсе и не друзья, потому что в трудную минуту их не оказалось рядом.

- Кого же мы можем назвать настоящими друзьями? Почему? (Потому что  именно жалкие котята, которых кот и кошка прогнали со двора, не помнят зла и приютили их )

Уч.:- Эта сказка очень поучительная. Читая ее, мы чувствуем и понимаем цену дружбы, как надо  выбирать друзей и как к ним относиться. Не отворачиваться от тех, кто  обращается к тебе за помощью, т.к. любой человек может оказаться в беде.

_ «Друг познается в беде.» Что я сказала? А какие пословицы и поговорки о дружбе, о друзьях вы еще знаете?

Уч.:- Еще один наш проект – долгосрочный, называется «Что значит настоящий друг?». Вы многие подготовили свои сочинения, подобрали пословицы и поговорки, интересные высказывания. Об  этом мы поговорим попозже. А сейчас внимание на экран. Из частей пословиц соберите целые и подумайте, какая из них точнее выражает главную мысль нашего произведения.

- А подходит ли поговорка  «Как аукнется, так и откликнется»? Почему нет?

Уч.:- Ребята, так кто же такой друг? ( ответы детей)

-Обратимся к словарю Ожегова : «Друг- это человек, связанный с кем-то дружбой».

- А что такое  дружба? ( высказывания детей).

- Словарь  Ожегова: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии , привязанности, общности интересов».

Уч.- Какое прекрасное слово – « дружба». Произносишь его – и вспоминаешь своего друга, с которым интересно поиграть и посекретничать о своем.

- Произносишь слово «дружба» - с разу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Это забавный Маугли со своим  умным Балу. Это Львенок и мудрая Черепаха. Это Вини-Пух со своими друзьями.

- А что для вас друг?  ( ответы детей. Учащиеся знакомят со своими проектами).

-Ребята, понятие «друг». «дружба» намного шире. Посмотрите на экран и давайте прочитаем, кто еще может  быть другом

На слайде:

- Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней.

- Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний.

- Друг – это мама, которая обязательно поможет в трудную минуту.

- Друг – это старая любимая игрушка, которая выслушает тебя,  когда тебе будет плохо.

Уч.:- На экране слова, который обозначают различные поступки  людей. Давайте выберем те, которые подходят к понятию «дружба».

На слайде:

1. Выручать. Завидовать.

2. Поддерживать. Обзывать.

3. Говорить правду.  Командовать.

4. Делиться. Жадничать.

5. Уважать. Ябедничать.

6. Помогать во всем. Обижать.

7. Уметь радоваться чужим успехам. Драться.

Уч.: - А теперь давайте еще раз обобщим, как должен вести себя друг: Выручать, поддерживать, говорить правду, делиться, уважать, помогать во всем, радоваться чужим успехам.

Уч.:- Друзья помогают человеку стать лучше, исправить ошибки. Хорошая дружба полезна каждому из нас.

Ш. ИТОГ.

- Любая сказка оказывает на человека огромное  воздействие. Добро побеждает  зло, честность облагораживает, забота о бедных воспитывает чувство ответственности и милосердие. Поэтому, читайте  сказки, читайте как можно больше сказок и читайте в любом возрасте. Они помогут стать настоящими людьми.

Уч.:- Ребята, поднимите, пожалуйста . руки те, кому было интересно на уроке .

- А вы знаете, что люди, которые работают с интересом, живут долго, радостно и весело.

- А закончим наш урок песней о дружбе.

                                       Учащиеся с учителем поют песню о крепкой дружбе.

                                   

                                               ОТКРЫТЫЙ  УРОК

 

                     ПО  ВНЕКЛАССНОМУ  ЧТЕНИЮ  В  4 – В  КЛАССЕ.

         

     ТЕМА: « ТЕМА  ДРУЖБЫ , ВЗАИМОВЫРУЧКИ  И  ВЗАИМОПОНИМАНИЯ  

                     В  ПЬЕСЕ   САМУИЛА  ЯКОВЛЕВИЧА  МАРШАКА

                    « КОШКИН  ДОМ».

     ЦЕЛЬ:   1. ПОЗНАКОМИТЬ  УЧАЩИХСЯ  СО  СКАЗКОЙ – ПЬЕСОЙ  САМУИЛА  

                 

                       ЯКОВЛЕВИЧА  МАРШАКА  «КОШКИН  ДОМ».

         

                   2. ДАТЬ  ПОНЯТИЕ  СЛОВ  «ДРУГ», «ДРУЖБА».

           

                  3. ВОСПИТЫВАТЬ  УВАЖИТЕЛЬНОЕ  ОТНОШЕНИЕ  К  ЛЮДЯМ,

                     УМЕНИЕ  СОЧУВСТВОВАТЬ  И  СОПЕРЕЖИВАТЬ.

        УЧИТЕЛЬ: ДЖИОЕВА  ЛАРИСА  ВИТАЛЬЕВНА.

                                           ВЛАДИКАВКАЗ, 2011  год.

                   

 

 

                   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по произведения С.Т. Аксакова "Аленький цветочк"

Тема. «Обобщение знаний по сказке СТ. Аксакова "Аленький цветочек". Цели. Учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздава...

Урок литературного чтения по произведению Аксакова "Аленький цветочек"

В материале представлена методическа разработка и презентация первого урока по творчеству Аксакова "Аленький цветочек" (УМК "Школа России", учебник Климановой). В приложениях - карточки для индивидуал...

Урок литературного чтения по произведению К.Паустовского "Стальное колечко"

Формирование критического мышления на уроках литературногочтения....

Конспект урока литературного чтения по произведению Н Носова "Заплатка".

Урок литературного чтения проводится в нетрадиционной форме- съёмка фильма. Учащиеся работают в группах: сценаристы, режиссёры, костюмеры. Каждая группа выполняет свои задания, в ходе проверки которых...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).

Цель моего урока:  познакомить ребят с новым литературным  произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое  чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...