Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (2 класс) на тему

Семёнова-Лукьянова Светлана Александровна

методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_2_kl.docx81.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для   2   класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта   начального   общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по литературному чтению, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы    Л. Ф. Климановой,  М. В. Бойкиной    «Литературное чтение. 1 – 4   классы» Москва «Просвещение» 2011 год.

Цели программы:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением, совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов, развитие интереса к чтению и книге, формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно – творческих  и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения  к слову и умение понимать  художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы,  формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественой литературеи литературе народов многонациональной России и стран.

Задачи программы:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

- формировать умение воссоздавать художественные образы;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности:

- обеспечивать развитие речи школьников;

создавать условия для формирования потребности  в самостоятельном чтении.

Общая характеристика курса

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.

  Место учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МКОУ «Болотниковская ООШ» на изучение литературного чтения во 2 класс выделяется 136 ч (4 ч в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
  • Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
  • Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
  • Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
  • Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

К концу обучения во 2 классе ученик достигает следующих результатов.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

  • читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 60 слов в минуту);
  • читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;
  • читать выразительно приготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон, темп, соответствующие читаемому произведению;
  • отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и поступках;
  • определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;
  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев произведения с нравственными нормами;
  • находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;
  • пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмами подготовки пересказов;
  • группировать книги по жанрам, темам и авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

  • понимать и объяснять нравственное содержание прочитанного, высказывать своё мнение о поступках героев, ориентируясь на общепринятые моральные ценности;
  • пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);
  • пользоваться первичными, изучающими и поисковыми видами чтения в зависимости от цели чтения;
  • читать доступные периодические издания и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

  • различать стихотворный и прозаический  тексты;
  • определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок, выделяя существенные признаки;
  • различать пословицы и загадки по темам;
  • использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

  • осознавать нравственные и этические ценности произведения;
  • выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
  • находить в тексте произведения сравнения, эпитеты, образные выражения.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научиться:

  • понимать особенности образов героев произведения и читать по ролям;
  • инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;
  • моделировать «живые картины» к изученным произведения или отрывкам из произведений;
  • рассказывать сказки с присказками;
  • создавать истории о героях произведений или придумывать продолжение истории.

Ученик может научиться:

  • делать иллюстрации к изученным произведениям;
  • иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;
  • выполнять проекты индивидуально и по группам по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;
  • инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в литературных конкурсах и играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научиться:

  • находить в тексте информацию (конкретные сведения и факты) о героях произведений;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • работать с таблицами и схемами, используя информацию из них и моделей для характеристики произведения, книги, героев;
  • дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

  • самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;
  • находить информацию о книге в её аппарате;
  • сравнивать произведения по моделям: дополнять, исправлять, уточнять;
  • высказывать оценочные суждения о прочитанном тексте.

Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Авторская программа

Рабочая программа

1

Вводный урок

1

1

2

Самое великое чудо на земле

4

4

3

Устное народное творчество

15

15

4

Люблю природу  русскую. Осень.

8

8

5

Русские писатели.

14

14

6

О братьях наших меньших.

12

12

7

Из детских журналов.

9

9

8

Люблю природу русскую. Зима.

9

9

9

Писатели детям.

17

17

10

Я и мои друзья.

10

10

11

Люблю природу русскую. Весна.

9

9

12

И в шутку и в серьёз.

14

14

13

Литература зарубежных стран.

14

12

всего

136

136

Содержание учебного предмета

Вводный урок по курсу литературного чтения  1 час.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Самое великое чудо на свете. 4 часа

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Проект: “О чем может рассказать школьная библиотека”.

Старинные и современные книги.

Высказывание о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Классификация высказываний.

Напутствие читателю Р. Сефа.

Устное народное творчество. 15 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества.  Русские народные песенки, пословицы и поговорки,  потешки и прибаутки, считалки и небылицы, загадки и скороговорки – малые жанры устного народного творчества.  Русские народные сказки. “Петушок и бобовое зернышко”. “У страха глаза велики”, “Лиса и тетерев”, “Лиса и журавль”, “Каша из топора”,“Гуси - лебеди”.

Люблю природу русскую. Осень. 8 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Осенние загадки.  Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.  

Русские писатели. 14 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

А. С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме “Руслан и Людмила”, “Сказка о рыбаке и рыбке”.

И. А. Крылов. Басни.

Л. Н. Толстой. Басни и рассказы Л. Н. Толстого.  

О братьях наших меньших. 12 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.  Научно – популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.

Из детских журналов. 9часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

 Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.

Проект: “Мой любимый детский журнал”. 

Люблю природу русскую. Зима. 9 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Зимние загадки.  Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.  Русская народная сказка. Два Мороза.

Новогодняя быль. С. Михалков. Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.

Писатели детям. 17 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

К. Чуковский. Сказки. “Путаница”. “Радость”. “Федорино горе”.

С. Я. Маршак “Кот и лодыри”.

С. В. Михалков. “Мой секрет”, “Сила воли”.

А. Л. Барто. Стихи.

Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.

Я и мои друзья.  10 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.  Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.

Люблю природу русскую. Весна.  9 часов.

Знакомство с названием раздела. Весенние загадки.  Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.

И в шутку и всерьёз. 14 часов

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой. Анализ заголовка.  Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского. Литература зарубежных стран. 12 часов.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. .

Ш. Перро. “Кот в сапогах”, “Красная Шапочка”.

Г. Х. Андерсен. “Принцесса на горошине”.

Эни Хогарт. “Мафин и паук .

Проект: “Мой любимый писатель - сказочник”. 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды самостоятельной  деятельности учащихся

Дата

план

факт

Введение. Знакомство с учебником.

1

Комбини

рованный

Применять систему условных обозначений при выполнении заданий.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарём в конце учебника.

«Самое великое чудо на свете» (4ч)

Игра «Крестики-нолики».

1

Комбинированный

Самое великое чудо на свете.

1

Комбини

рованный

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Библиотеки.

1

Комбини

рованный

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Книги.

1

Комбини

рованный

Различие типов книг, использование выходных данных (автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

«Устное народное творчество» (15ч)

Устное народное творчество.

1

Комбинированный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Русские  народные песни.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Понимание содержания литературного произведения

Потешки и прибаутки.

1

Комбини

рованный

Считалки, скороговорки, небылицы.

1

Комбини

рованный

Загадки, пословицы и поговорки.

1

Комбини

рованный

Различение малых фольклорных жанров. Способ чтения: чтение целыми словами

Народные сказки Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт».

1

Комбини

рованный

Сравнение и сопоставление малых фольклорных жанров

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

1

Комбини

рованный

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка.

Русская народная сказка

«У страха глаза велики».

1

Комбини

рованный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Русская народная сказка

«Лиса и тетерев».

1

Комбини

рованный

Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Русская народная сказка

«Лиса и журавль».

1

Комбини

рованный

Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Русская народная сказка

«Каша из топора»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди».

1

Комбини

рованный

Участие в диалоге при  обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1

Комбини

рованный

Викторина по сказкам.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Урок КВН «В гостях у сказки»(по русским  нар. сказкам).

1

Комбини

рованный

Участие в диалоге при  обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

«Люблю природу русскую! Осень» (8ч)

Люблю природу русскую! Осень.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу  текста.

Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной»…

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу  текста

К Бальмонт» Поспевает брусника».А.Плещеев «Осень наступила»…

1

Комбини

рованный

А.Фет «Ласточки пропали».

1

Комбини

рованный

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Установить  связь произведений литературы с другими видами искусств

Осенние листья.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих  смыслу  текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении

В .Берестов «Хитрые грибы».

1

Комбини

рованный

Нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств

М .Пришвин «Осеннее утро», И.Бунин «Сегодня так светло кругом».

1

Комбини

рованный

Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация (чтение наизусть)

стихотворных произведений

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую»-

1

Урок-обобще-ние

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению

        «Русские писатели» (14ч)

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений

 « Стихи А.С Пушкина»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста

А.С Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбини

рованный

Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

А.С Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбини

рованный

А.С Пушкин « Сказка о рыбаке и рыбке»

1

Комбини

рованный

Урок - викторина по сказкам Пушкина

1

Урок-викторина

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

И.А Крылов « Лебедь, рак и щука»

1

Комбини

рованный

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выразительное чтение,

использование интонаций,

соответствующих

И.А Крылов « стрекоза и Муравей»

1

Комбини

рованный

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Л.Н Толстой

« Старый дед и внучек»

1

Комбини

рованный

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Л.Н Толстой

« Филлипок»

1

Комбини

рованный

Л.Н Толстой

« Филлипок»

1

Комбини

рованный

Л. Н. Толстой «Котёнок, «Правда всего дороже».

1

Комбинированный

Весёлые стихи.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,

использование интонаций, соответствующих смыслу текста

Обобщение по разделу Русские писатели»

1

Урок-обобще-ние

Участие в диалоге при  обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

«О братьях наших меньших» (12ч)

 « О братьях наших меньших». Стихи

1

Комбини

рованный

Осознанное правильное чтение целыми словами. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

. Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова Жила-была собака…»

1

Комбини

рованный

Уметь прогнозировать содержание текстов, выбирать виды деятельности на уроке, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

В. Берестов «Кошкин щенок»

1

Комбини

рованный

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев

Домашние животные.

1

Комбинированный

Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, чтение «про себя», работа с текстом.

М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Комбинированный

Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, чтение «про себя», работа с текстом.

М. Пришвина. М. Пришвин «Ребята и утята»

1

Комбини

рованный

Уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, чтение «про себя», работа с текстом.

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

Комбини

рованный

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Е. Чарушин «Страшный рассказ»

1

Комбини

Рованн.

Пересказ текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них

Б.Житков « Храбрый утенок»

1

Комбини

Рован.

 В.Бианки «Музыкант»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания

Развивать навыки чтения, умение оценивать поступки героев.

В.Бианки «Сова».

1

Комбини

рованный

Обобщение к разделу «О братьях наших меньших»

1

Урок-обобще-ние

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев

«Из детских журналов» (9ч)

Из детских журналов.

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,

использование интонаций,соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях

Даниил Хармс «Игра»

1

Комбини

рованный

Д.Хармс «Вы знаете?»

1

Комбини

Рован.

С Маршак «Весёлые чижи»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Д Хармс «Что это было?»

1

Комбини

рованный

Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

НГернет ,Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

1

Комбинированный

Ю.Владимиров «Чудаки»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании

А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка».

1

Комбини

рованный

Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание

их эмоционально-нравствен-ных переживаний

Обобщающий урок по разделу.

1

Урок-

обобще-ние

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них

«Люблю природу русскую! Зима» (9ч)

Люблю природу русскую! Зима

1

Комбинированный

Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания

И.Бунин,К.Бальмонт,Я.Аким «Стихотворения о первом снеге»

1

Комбини

рованный

Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою»…

1

Комбини

рованный

Произведения Ф. Тютчева

о природе, зимнем времени года.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений

С.Есенин» Поёт зима –аукает», «Берёза».

1

Комбини

рованный

Работа с иллюстрациями, содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств.

Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выразительное чтение, использование интонаций.

«Два Мороза»

1

Комбини

рованный

Развивать навыки чтения, умение выделять главное в прочитанном тексте.

С.В.Михалков «Новогодняя быль»

1

Комбини

рованный

Работа над содержанием произведения.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них

А.Л.Барто «Дело было в январе»

1

Комбини

рованный

Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения

Игра «Поле чудес».

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Построение небольшого монологического высказывания о понравившемся произведении

Обобщение к разделу  «Люблю природу русскую. Зима»

1

Урок-обобще-ние

«Писатели – детям –(17ч)

Писатели детям.

1

Комбинирован.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста

К.И.Чуковский  «Путаница»

1

Комбини

рован.

К.И Чуковский «Радость»

1

Комбини

рованный

Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

К.И.Чуковский «Федорино горе»

1

Комбини

рованный

Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

К.И.Чуковский «Федорино горе»

1

Комбини

рованный

С.Я.Маршак «Кот и лодыри»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1

Комбини

рованный

Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственности

С.В.Михалков «Мой щенок»

1

Комбини

рованный

Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному

А.Л.Барто «Веревочка»

1

Комбини

рованный

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях

А.Л.Барто «Мы не замети жука», «В школу».

1

Комбини

рованный

А.Л.Барто «Вовка добрая душа»

1

Комбини

рованный

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Н.Н.Носов «Затейники»

1

Комбини

рованный

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

1

Комбини

рованный

Н.Н.Носов «Живая шляпа»

1

Комбини

рованный

анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

Н.Н.Носов «На горке»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения чтения.

Н.Н.Носов «На горке»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения.

Обобщение по разделу «Писатели - детям».

1

Урок-обобщение

Работа с тестами.

«Я и мои друзья» (10ч)

Я и мои друзья

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения.

Стихи о дружбе и обидах.

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения, выразительное чтение.

Н.Булгаков «Анна, не грусти»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения.

Ю.Ермолаев «Два пирожных»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения.

В.А.Осеева «Волшебное слово»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения.

В.А.Осеева «Волшебное слово»

1

Комбини

рованный

Работа с текстом.

Совершенствование навыка осмысленного самостоятельного чтения, выразительное чтение.

В.А.Осеева «Хорошее»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

В.А.Осеева «Почему?»

1

Комбини

рованный

В.А.Осеева «Почему?»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Обобщение по разделу «Я и мои друзья»

1

Урок-обобщение

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

«Люблю природу русскую! Весна» (10ч)

Люблю природу русскую. Весна.

1

Комбинированный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Стихи Ф.И.Тютчева о весне

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

Самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

А.Плещеев «Стихи о весне».

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

- организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

А.Блок «На лугу»

1

Комбини

рованный

С.Я.Маршак «Снег теперь уже не тот»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

Самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

И.Бунин «Матери»

1

Комбини

рованный

А.Плещеев «В бурю»

1

Комбини

рованный

Е.Благинина «Посидим в тишине»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

- Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Э.Мошковская «Я маму мою обидел»

1

Комбини

рованный

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна»

1

Урок -обобщение

«И в шутку и всерьёз» (14ч)

И в шутку, и всерьез.

1

Комбинированный

Б.В.Заходер «Товарищам детям»

1

Комбини

рованный

Б.В.Заходер «Песенка Винни-Пуха»

1

Комбини

рованный

Б.В.Заходер «Песенка Винни-Пуха»

1

Комбини

рованный

Э.Н.Успенский «Чебурашка»

1

Комбини

рован.

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой»

1

Комбини

рованный

Стихи Э.Н.Успенского

1

Комбини

рованный

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Стихи  В.Берестова.

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Стихи И.Токмаковой

1

Комбини

рованный

Г.Остер «Будем знакомы»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Г.Остер «Будем знакомы»

1

Комбини

рованный

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

Комбини

рованный

В.Драгунский «Тайное становится явным»

1

Комбини

рованный

Обобщение к разделу «И в шутку и всерьез»

1

Урок-обобщения и систематизации знаний

        «Литература зарубежных стран» (13ч)

Литература зарубежных стран.

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Американская и английская народные песенки.

1

Комбини

рованный

Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети».

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Шарль Перро «Красная Шапочка»

1

Комбини

рованный

Шарль Перро «Кот в сапогах»

1

Комбини

рованный

Шарль Перро «Кот в сапогах»

1

Комбини

рованный

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине»

1

Комбини

рованный

Эни Хогарт «Мафин и паук»

1

Комбини

рованный

Эни Хогарт «Мафин и паук»

1

Комбини

рованный

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

1

Комбини

рованный

Сказки зарубежных писателей

1

Комбини

рованный

Повторение изученного материала за курс 2 класса

1

Урок-обощения и систематизации ЗУН

Определение цели учебной деятельности;

-постановка задач;

-планирование деятельности;

 - самостоятельная организация рабочего места;

-установление  аналогии; выделение существенной информации;

-построение понятных для партнёра высказываний.

Урок-игра «Цветик-семицветик»

1

Урок-обобщения и систематизации ЗУН

Материально – техническое обеспечение курса

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей

Классная доска

компьютер

принтер

мультимедийный проектор

экспозиционный экран

Учебно- методическое обеспечение

Учебники

1.Литературное чтение. Учебник.  2 класс. В 2 частях.  Часть1. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская  Москва «Просвещение» 2012 г.

Рабочие тетради

 Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс М. В. Бойкина, Л.Ф. Виноградская Москва «Просвещение» 2012 г.

Методические пособия:

 Литературного чтение. Методические рекомендации. 2 класс. Н. А.    Стефаненко Москва « Просвещение» 2012 г.

Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. С. В. Кутявина Москва «ВАКО» 2012 г.

Рабочие программы «Школа России”. Литературное чтение 1-4 классы. Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина Москва « Просвещение» 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....