Пояснительная записка к рабочей программе 1 класс Школа России
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Силко Арина Валентиновна

Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_1.docx50.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основеФедерального компонента стандарта начального общего образования по литературному чтению, Примерной программы начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных

учреждений авторов Л.Ф. Климановой, В.Г, Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение.

1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).

Литературное чтение - один из основных предметов в обучении младших школьников. Онформирует обще-учебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес кчтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Курс состоит из двух блоков «Литературное чтение. Обучение грамоте» и «Литературное

чтение».

Основной целью блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» является формирование навыка чтения, развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

При этом решаются следующие задачи:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и

культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему литературного образования и охватывает изучение первых гласных звуков и их буквенных обозначений. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу

чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитостиустных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение согласных звуков и их буквенныхобозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными

звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое («читаю,как написано») и орфоэпическое («читаю, как говорю»); работают со слоговыми таблицами ислогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различнымивидами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) - повторительно-обобщающий этап. На данном этапеобучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируетсяумение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного,темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиесязнакомятся с речевымэтикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основечтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматикиидёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитиемтворческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит

осмысление знаний, полученных в период обучения грамоте.

Блок «Литературное чтение» направлен на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовымнавыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевойдеятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интересак чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книги самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной

отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отно-

шения к слову и умения понимать художественное произведение;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной ли-тературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительнымчтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативнойкультуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строитьмонолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях,справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающаямладшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пони-

манием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а

также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической исинтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формыбукв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий сязыковыми единицами, Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой играфикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.

Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лек-сике русского языка Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной при-

роды языкового знака; осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; овладе-

нию умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, ад-

ресата, ситуаций и условий общения: осознанию необходимости пополнять и обогащать Собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формыважно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения курса формируются умения, связанные с информационнойкультурой: умение читать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленнойв разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а такжесоздавать новые информационные объекты: сообщения, сборники творческих работ и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствуетвключению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяетзакрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческогоразвития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности совзрослыми и сверстниками.В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по литературерассчитана на 132 часа в год при 4 часах в неделю (33 учебные недели).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте»

Содержание программного материала и  количество часов

1. Добукварный (подготовительный) период 14ч

2 .Букварный (основной) период 53 ч

3 .Послебукварный (заключительный) период 18ч

4 .Резерв 7ч

ИТОГО 92 часа

Блок «Литературное чтение»

Содержание программного материала Количество часов

1. Введение 1 ч

2 .Жили-были буквы 7ч

3. Сказки, загадки, небылицы 8ч

4. Апрель, апрель. Звенит капель! 5ч

5. И в шутку и всерьёз 6ч

6. Я и мои друзья 6ч

7. О братьях наших меньших 5ч

8. Резерв 2ч

ИТОГО 40 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (132 часа)

Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активногоанализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.

Блок «Литературное чтение. Обучение грамоте» (92 часа)

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формойречи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебнойзадачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулированиепростых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщениесодержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей иструктуры текста.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихсяодним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделейразличных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёр-

дых и мягких, звонких и глухих.Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определениеместа ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Буквы гласных как показатель

твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающуюгласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов истихотворений.Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку ипри списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменениеих порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и приего прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Круг детского чтения

Сказки А.С. Пушкина. Рассказы для детей Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского. Сказки

К.И. Чуковского. В.В. Бианки «Первая охота». С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два». Стихи ирассказы русских поэтов и писателей: С. Маршака, А. Барте, В. Осеевой. Весёлые стихиБ. Заходера, В. Берестова.

Блок «Литературное чтение» (40 часов)

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание

различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на

вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности со-

бытий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному

учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение.Чтение вслух, Ориентация на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение ско-рости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложенийс интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтическогослуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определитьлогические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по

объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, вы-

борочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимать её особенности.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: худо-

жественном, учебном, научно-популярном - и их сравнение. Определение целей создания этихвидов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование

содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,

слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания.Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями идругой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Пониманиезаглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разныхнародов (на примере народов России).

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительныхсредств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и coбытия. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер,выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основеанализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный икраткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждойчасти и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста). Определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывныхпредложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами. Понимание заглавия проведения, его адекватного соотношения с содержанием. Определение особенностей учебногои научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмамианализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определениеглавной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведениетекста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национальногоэтикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность).

целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опоройна авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, ее эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, на основе художественного произведения или произведения изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологическоговысказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных

линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

«Жили-были буквы». Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Литературные

сказки И. Токмаковой, Ф. Кривина, Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой,

Е. Григорьевой.

«Сказки, загадки, небылицы». Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Тере-

мок». «Рукавичка». «Петух и собака». Загадки.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Небылицы.

Сказки К. Ушинского и Л. Толстого. Сказки А.С. Пушкина.

«Апрель, апрель. Звенит капель!». Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева,Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературные загадки.

«И в шутку и всерьёз». Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуков-

ского, О. Дриза, О. Григорьева, И. Пивоварова, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

«Я и мои друзья». Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова,

И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

«О братьях наших меньших». Стихотворения о животных С. Михалкова, Р.Сефа,

И. Токмаковой, Г. Сапгира, М. Пляцковского.

Рассказы В. Осеевой. Сказки-несказки Д. Хармса, В. Берестова, И. Сладкова.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся научатся:

- называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки

слышим и произносим, буквы видим и пишем);

- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать

гласные и согласные звуки и буквы;

- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

- выделять слоги, различать ударные и безударные;

- определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;

- устно составлять 3-5 предложений на определенную тему.

К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» учащиеся получат

возможность научиться:

- слышать интонацию конца предложения: определять количество произнесённых

предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

- выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последователь-

ность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

- различать буквы гласных, обозначающие твёрдость или мягкость согласных; разли-

чать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;

- правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоро-

стью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка;

- соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.

Кконцу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся научатся:

- под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе раз-

личных источников;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персо-

нажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

-делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

- передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (пол-

ного, выборочного, краткого);

- высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

К концу изучения блока «Литературное чтение» учащиеся получат возможность научиться:

- понимать прочитанное по ходу чтения;

- определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его по-

ступкам;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает достижение первоклассниками личностных, метапредметных ипредметных результатов.

Изучение курса «Литературное чтение» в первом классе направлено на получение сле-

дующих личностных результатов:

- чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; сознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и

разнообразии природы, народов, культур и религий;

- уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развиваю-

щемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной дея-

тельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в

информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальнойсправедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзыв-

чивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных соци-альных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к ра-

боте на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в первом классе является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальныхучебных действий.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу

обучения, ориентироваться в учебном материале, содержащем средства для ее решения;

- сформированность на начальном этапе умений планировать учебные действия (2-3 ша-

га) в соответствии с поставленной задачей;

- начальный уровень сформированности умений проводить самоконтроль и самооценку

результатов своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- умение осознанно читать, строить речевые высказывания;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответ-

ствии с целями и задачами: умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии сзадачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

- начальное освоение способов решения задач творческого и поискового характера;

- начальные умения излагать свое мнение и аргументировать;

- начальный уровень овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по разным признакам на доступном материале/

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, класси-

фикации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в

соответствии с содержанием учебного предмета «Литературное чтение»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими суще-

ственные связи и отношения между объектами и процессами.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность су-

ществования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение определять общую цель и пути её достижения;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного

пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей

культуры и гражданской позиции человека;

- умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать

адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения ис-

пользовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохра-

нения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о

Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений,понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическомчтении;

- достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компе-

тентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

- использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочны-

ми источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать при-

чинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части,озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-

познавательных, учебных и художественных произведений.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоенияпрограммы по литературному чтению должны учитываться психологические возможностимладшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка. В соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования, необходимоиспользовать систему оценки, ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начальногообщего образования. Особенностями такой системы оценки являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапред-

метных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных про-

грамм в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образо-

вания;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей ди-

намику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами

таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

В первом классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным инаправленным на развитие личности ребенка. Необходимо учитывать, что это не обучениетрадиционного вида, из которого изъяты отметки, а качественно новое обучение в начальныхклассах - на содержательно-оценочной основе.

При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества; осо-

бенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческиеи инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется врамках накопительной системы - рабочего Портфолио. Система оценки достижения планируе-мых результатов изучения литературного чтения предполагает комплексный уровневый подходк оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способностьпервоклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

Портфолио ученика:

- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки

достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;

- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образователь-

ных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;

- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных дейст-

вий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начальногообучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;

- предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе про-

блемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений учащихся заклю-

чаются в следующем:

- сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образова-

ния, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);

- содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые обра-

зовательные стандарты начальной школы;

- учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использова-

ния трех стадий: вызов (проблемная ситуация) - осмысление - рефлексия;

- позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное

присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обу-

чающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

-динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных

действий.

Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через выполнение школьником продуктивных заданий в учебниках и рабочих тетрадях. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность

воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знанияпри решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектомоценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

В первом классе используются три вида оценивания - текущее, тематическое и итоговоеоценивание без выставления бальной отметки, но сопровождающееся словесной оценкой.

Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Основная цель текущего оценивания - анализ хода

формирования знаний и умений учащихся на уроках литературного чтения. Это даёт возможностьучастникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить ихпричины и принять необходимые меры к устранению.

Тематическое оценивание проводится во втором полугодии с помощью заданий учебни-

ка, помещенных в конце каждого раздела.

Для мониторинга метапредметных результатов первоклассников используются комплексные проверочные и тренировочные задания. Они помогают ученику оценить, насколько грамотно он умеет понимать инструкции, анализировать разные ситуации; осознать, что предметныезнания пригодятся ему не только при решении учебных заданий, но и при решении жизненныхзадач.

Комплексная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важ-

нейших предметных аспектов обучения, так и компетентность первоклассника в решении разнообразных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Пояснительная записка. Математика 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по математике для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка. ИЗО 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по ИЗО для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка. Технология 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по технологии для 1 класса по программе "Школа России"....

Пояснительная записка (математика 2 класс, "Школа России")

"Школа России" 2 класс Пояснительная записка...

Рабочая программа УМК "Школа России" по русскому языку 1 класс (пояснительная записка)

Пояснительная записка к программе русского языка 1 класс...