Главные вкладки

    Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Ф.И.Тютчев "Чародейкою Зимою..."
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Урок составлен по программе "Планета знаний" в соответствии с требованиями ФГОС.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения. 3 класс. Программа «Планета знаний».

    Федор Иванович Тютчев «Чародейкою зимою…»

    1. Организационный момент.

    Прозвенел уже звонок.

    Начинается урок.

    Все готовы? Подтянулись

    И друг другу улыбнулись!

    Спасибо, садитесь!

    1. Актуализация опорных знаний.

    (Проверка домашнего задания)

    - Как называется раздел учебника, произведения которого мы изучаем?

     («Зимы ждала, ждала природа…»)

    - Кстати, это строчки из какого стихотворения? (А.С. Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин» «В тот год осенняя погода…»)

    -  Какое стихотворение из этого  раздела вам особенно понравилось? Почему?

    - Давайте посмотрим, какие же стихи Пушкина вы выбрали для заучивания и на сколько выразительно вы научились их рассказывать. Постарайтесь передать настроение, которое вы почувствовали в этом стихотворении. (Слушание и оценивание нескольких учеников)

    3. Постановка целей и задач урока.

    - Мы продолжаем изучение нашего раздела. Но чьи же стихи будем читать сегодня? Посмотрите на доску! Какой портрет из трех вам незнаком? (На слайде портреты А.С. Пушкина, С. Есенина и Ф.И. Тютчева)

    - Давайте попробуем угадать его фамилию!

     Фамилия и имя – Федор Тютчев – зашифрованы на доске: ТФЮЁТДЧОЕРВ. Ребята расшифровывают имя и фамилию поэта, которые записаны через букву и проверяют себя по следующему слайду.

    - Итак, что же мы будем сегодня изучать? (стихотворение Федора Тютчева)

     На слайде открывается тема урока.

    - Сегодня мы познакомимся с еще одним шедевром русской литературы – замечательным стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою…».

     На слайде – цель урока: « Знакомство со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимою…»

    Как вы думаете, чему мы будем учиться?

    После того, как дети высказали свои соображения, на слайде открываются задачи урока: продолжить знакомство со стихотворениями русских поэтов о зиме; учиться читать стихотворение Ф.И. Тютчева выразительно; учиться отвечать на вопросы по тексту.

    4. Постановка проблемы.

    - Посмотрите, какую разную зиму изобразил А.С. Пушкин! А вот  какие замечательные иллюстрации нарисовали ребята к этим стихам! Давайте посмотрим, в каких рисунках лучше всего передан образ зимы, изображенной поэтом? (рассматривание детских иллюстраций)

    - Скажите,  в стихотворении «Зимнее утро», какой зимний день изобразил поэт? Подберите эпитеты – можно использовать слова поэта. (Чудесный, красивый, сияющий, блестящий, великолепный).

    - А в стихотворении «Зимняя дорога» какую зимнюю картину мы видим? (грустную, печальную, скучную, утомительную…)

    - Как вы думаете, а какой же будет зима у Тютчева? Как можно догадаться об этом? (посмотреть иллюстрации, прочитать название, прочитать все стихотворение). А может быть, можно догадаться по фамилии автора? (Например, он всегда писал веселые стихи или, наоборот, грустные)

    - Мы уже читали стихи Федора Тютчева? Может кто-то помнит название этого стихотворения? (Напомнить детям стихотворение из учебника 2-го класса «Зима недаром злится, прошла ее пора»).

    - Давайте вспомним и прочитаем эти строки. Вам нравится это стихотворение? Какая здесь зима? (злая старуха) Может и в нашем новом стихотворении она будет такой же?

    - Может, попробуем догадаться по названию? (по первым строчкам): «Чародейкою зимою…»

    Дети высказывают свои предположения. Приходим к выводу, что нужно прочитать все стихотворение, чтобы понять, какой образ зимы изобразил поэт.

    1. Открытие нового знания.

    1)Послушайте стихотворение и постарайтесь представить зимнюю картину, нарисованную поэтом. (Первичное чтение учителем при закрытых учебниках у детей) Что вы представили? Какое настроение почувствовали? (высказывания детей)

     - А сейчас прочитайте стихотворение самостоятельно и отметьте карандашом непонятные слова или выражения. (самостоятельное чтение) - Какие слова или выражения вы отметили?

    2) Работа в группах.

    Я думаю, что вместе мы сможем объяснить многие из этих слов. Что нам может в этом помочь? (сноска, словарь синонимов в конце учебника, объяснения одноклассников, а также, если будет нужно, можно обратиться к толковому словарю)

    - Сейчас каждая группа, посовещавшись, попробует объяснить свое слово в данном контексте. Нужно записать его толкование, а потом чуть попозже прочитать его классу. (В группах ребята пробуют объяснить следующие слова: бахромою, очарован, окован, мещет, вспыхнет, ослепительной)

    3). Чтение и анализ стихотворения.

    Хорошо читающие учащиеся читают стихотворение по строфам. Анализ проводится по вопросам:

    1 строфа: Как называет Тютчев зиму? (чародейкой). Почему? Почему слово «зима» написано с большой буквы? Каким она сделала лес? Как он выглядит, после ее колдовства? Какими эпитетами он описал жизнь леса? Почему? Что за бахрома опутала лес? Что можно нарисовать к первой строфе? Найдите синонимы в этом предложении (околдован – очарован, опутан – окован)

    2 строфа: Как описывает Тютчев лес? Как вы понимаете метафору: «не мертвец и не живой»? Что обозначает выражение «сном волшебным очарован»? «Весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой»? Что сравнивает поэт с «цепью пуховой»?

    3 строфа: Как понимаете выражение «солнце мещет»? Как выглядит лес под солнечными лучами? Как вы понимаете выражение «ослепительной красой»?

    В ходе обсуждения участники рабочих групп зачитывают свои толкования заданных слов.

    - Какие строчки в стихотворении кажутся вам наиболее красивыми? Как же Зима заколдовала лес? Какой мы видим зиму в стихотворении Тютчева? (волшебницей, чародейкой)

    Физминутка. «Зимняя прогулка» (на слайде картина «Зимние игры»)

    Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),

    Там снеговика лепили (показываем),

    А потом с горы катились (волнообразные движения руками),

    Веселились и резвились (прыжки).

    В Таню кинули снежком (произвольные движения),

    Получился снежный ком! (показываем руками огромный ком)

    Холодно гулять зимой (ежимся, изображаем холод)

    Побежим скорей домой! (бег на месте)

    6. Работа над выразительностью.

    - Как нам передать при чтении этот образ зимы? Как надо прочитать стихотворение? С какой интонацией? Что мы хотим передать своим чтением? (восхищение, немножко сказочность, колдовство) В каком темпе? Что выделить голосом?

     Сейчас вы поработаете в парах. Ваша задача: подумать и подчеркнуть, какие слова нужно особенно выделить голосом при чтении стихотворения, где сделать паузы.

     Ребята работают в парах: читают стихи, отпечатанные на листах и подчеркивают нужные слова, обозначают черточками паузы.

    Затем некоторые пары зачитывают строфы из стихотворения, остальные оценивают, на сколько им удалось передать нужное настроение.

    Затем хоровое выразительное чтение стихотворения.

    7. Работа с репродукциями.

    - Посмотрите на эти репродукции. (На слайдах репродукции картин И. Шишкина «Первый снег», А. Саврасова «Зимняя дорога», И. Грабаря «Иней». )

    - Как вы думаете, какая из них больше подходит к данному стихотворению? А что бы вы нарисовали?

    - А что вы скажете об иллюстрации в учебнике?

     Дети сравнивают ее с произведением. Делают вывод, на сколько она подходит к данному стихотворению, какой изобразил зиму художник.

    10. Подведение итогов. Рефлексия.

    - Понравилось ли вам стихотворение Ф. Тютчева? Чем? Какой образ зимы предстает перед нами? Смогли ли вы передать это при чтении? Как вы думаете, кому удалось передать своим чтением сказочный образ зимнего леса? У кого не совсем получается выразительное чтение?

    Над чем надо поработать дома? Может быть не все слова вы смогли прочитать правильно? Может в вашем чтении не хватает сказочности? Логических ударений?

     Дети рассуждают о том, над чем нужно поработать дома при подготовке выразительного чтения.

    Давайте вспомним, какие же цели и задачи стояли перед нами на сегодняшнем уроке. Удалось ли нам их достичь?

    На слайде вновь открываются цель и задачи урока. Дети высказывают свое мнение.

    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение или выучить наизусть (по желанию). Можно также нарисовать иллюстрацию к стихотворению.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебная презентация к уроку литературного чтения, 2 класс (УМК "Школы России") Тема: Ф.Тютчев "Чародейкою зимою..."

    Презентация иллюстрирует стихотворение Ф.Тютчева " Чародейкою зимою... ". Возможно чтение учителем, слайды меняются по щелчку. Используемая презентация создаёт образы зимы, созданные в стихотворени и ...

    Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает"

    Конспект урока по литературному чтению.4 класс. Тема: "С.Есенин "Поет зима - аукает". Настроить детей на восприятие текста, вызвать в их сознании образы и картины, близкие к тем, которые находятся в ц...

    Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

    Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

    Конспект урока литературного чтения 3 класс "Поет зима,аукает..."

    Конспект урока литературного чтения "Поет зима, аукает..." 3 класс по программе "Школа 2100" будет полезен учителям начальной школы.Разработан в соотвеетствии с требованиями Федерального Государственн...

    Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Сравнение стихов русских поэтов о зиме"

    Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, используется для сравнения два стихотворения И.Бунина и К.Бальмонтапри помощи критериев, разработанных детьми на уроке совместно с учите...

    Урок литературного чтения. 2 класс. "Школа России". Тема: "Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою...:

    Урок построен по технологии деятельностного подхода в обучении, отражается работа над  литературными приёмами,групповая работа....