Диагностика уровня развития устной речи
учебно-методический материал по чтению (2 класс) на тему

В данной статье говорится о том, как проходило исследование уровня развития связной речи  у учащихся 2 класса. Дан комплекс  упражнений на развитие связной речи, а также методические приёмы развития устной речи младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_urovnya_razvitiya_ustnoy_rechi.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

 Диагностика уровня развития устной  речи

 Исследование проводилось во втором классе.

Данное исследование проходило в 2 этапа:

Констатирующий этап - цель, которого выявить уровень развития связной речи у учащихся второго класса.

Формирующий этап - цель, которого разработать комплекс упражнений на развитие связной речи.

В констатирующем тестировании принимали участие 12 учеников 2 класса.

Для определения уровня развития связной речи учащимся было дано задание распределить предложения в их логической последовательности.

Задание 1 . Распределите самостоятельно предложения в их логической последовательности (предложения можно дополнить своими словами), чтобы получился текст.

1. Зима. В лесу много снега. 2. Лесник позвал своего пса 3. Собака увидела лисицу и бросилась за ней. 4. Идет по лесу лесник со своей сторожевой собакой. 5. Погоня заканчивается поражением собаки, лиса спряталась в норе.

Обобщив полученные результаты, учащиеся распределяются на следующие уровни:

1. Низкий уровень - в речи учащихся отсутствует точность. В рассказе ребенка логичность, ясность, языковая правильность речи, выразительность не прослеживается.  

2. Средний уровень - в речи ребенка прослеживается ясность, логичность, последовательность, но отсутствует содержательность, выразительность.

3. Высокий уровень - в речи ребенка прослеживается содержательность, свои предложения в речи учащийся выстраивает последовательно, логично, точно, а также употребляет в своей речи выразительные слова, словосочетания.

Результаты диагностики отражены в таблицу 1

Таблица 1

Сравнительный анализ уровня развития связной речи на констатирующем этапе

     Уровни

Класс

Высокий

Средний

Низкий

2 класс

25%

58%

17%

3 человека

7 человек

2  человека

Таким образом, на 1 (высоком) уровне в классе находятся 25% учащихся. На 2 уровне находятся 58% учащихся. На 3 уровне в классе находятся 17% учащихся. То есть большинство учащихся 2 класса находятся на среднем уровне развития связной речи.

Для определения уровня развития устной речи учащимся было дано задание составить рассказ.

Задание 2. Составьте рассказ на тему «Мое любимое домашнее животное».

Был проведен анализ полученного исследовательского материала по трем параметрам: цельность, связность, последовательность.

Результаты полученного исследовательского материала отражены в таблицу 2 .

         Результаты по тексту «Мое любимое домашнее животное»

                Признаки

                  текста

Класс

Цельность рассказа

Связность рассказа

Низкий

2 класс

58%

75%

41%

7 человек

9 человек

5  человек

Результаты таблицы показывают, что уровень развития устной речи учащихся невысокий.

Для составления полноценного рассказа у детей не оказывается в запасе достаточного количества необходимых слов, а также умения последовательно, логически и связно излагать свои мысли.

Школьники, рассказывая о том, что наблюдали, переходят с одной сюжетной линии на другую, допускают пропуски важных смысловых звеньев, что затрудняет восприятие текста слушателем. Учащиеся в элементы описания включают элементы повествования. Это прослеживается почти во всех рассказах школьников. 

Исходя, из данного исследования перед нами стоит задача поднять уровень развития связной речи у учащихся 2 класса.  

 Методические приемы развития устной речи младших школьников

Формирующий этап - цель, которого подобрать комплекс упражнений, направленных на развитие устной речи младших школьников.

Подобран комплекс упражнений, направленный на содержательность, логичность, точность, выразительность, правильность.

Для работы по такому признаку, как цельность детям может быть предложена следующая система упражнений:

Прочитай опорные слова из сказки. Какие  опорные слова ты бы дописал в этот ряд?

Мачеха, бедная, падчерица, грязная работа, бал…

Прочитай опорные слова из небольшого рассказа. Попробуй восстановить основное содержание этого рассказа.

                                 Моя собака.

Нашел, замерзший, черная шерсть, висячие уши, недоверчивый, стал веселым, гуляем, боится, любимый…

Напиши опорные слова для рассказа «Наш класс». И составь текст, опираясь на эти слова.

Цель данных упражнений: учить учащихся по опорным словам определять тему текста; на основе опорных слов создавать текст.

Составь текст по данному началу и опорным словам (картинка ласточки на доске)

Деревенскую ласточку называют касаткой. Хвост… . Головка и спинка …, а грудь и брюшко … .

Красивая … !

Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

 Составь рассказ по его концу.

….Ребята осторожно положили птенца в гнездо. Счастливые и радостные ушли домой.

   Основным понятием категории связности является понятие «основная мысль». При работе над связностью я предлагаю детям следующие упражнения:

Определить тему и основную мысль текста. Найти предложение, в котором выражена основная мысль. Озаглавить текст.

   Хуже нет для полевого и лесного зверья малоснежного начала зимы. Голая земля промерзает все глубже и глубже. Холодно становится в норках. Крот и тот страдает, с трудом роет заступами-лапами твердую, как камень, мерзлую землю.

   А каково мышам, ласке, горностаю?

Прочитай пословицы. Они часто выражают основную мысль текста.

Не спеши языком – спеши делом.

Петь хорошо вместе, а говорить врозь.

- В каких ситуациях вы можете услышать эти пословицы.

Цель данных упражнений: обучать учащихся планировать основную мысль текста, озаглавливать текст в соответствии с основной мыслью.

По картинкам сделать сравнительную характеристику птиц: воробья и синицы, различающихся окраской и формой хвоста.

По картинкам сравнить и описать ветку ели и сосны. Чем они похожи?

В ответе используйте слова:

И… и…

Как у …

Так и …

Так же как …

Чем различаются ветки сосны и ели?

Используйте сравнительные слова:

В отличие от …

По сравнению с …

Цель данных упражнений: обучать детей использовать в речи специальные слова для указания сходства и различия между предметами, учить детей строить сравнительные описания.

   Необходимо познакомить учащихся со схемами сравнительного описания.

а) Сравнительное описание и сравнение одного и того же признака у разных предметов (лиц, явлений).

б) Вначале описывается один предмет (лицо, явление), затем другой – в сравнении с первым предметом.

5. Описать литературных героев (Буратино, Чиполлино) по картинкам.

6. Представь, что твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко Дню рождения. Ты подробно отвечаешь на этот вопрос. (Опиши свой подарок)

Цель данных упражнений: учить школьников строить тексты-описания.

   По последовательности текста была проведена следующая система упражнений:

Собери рассыпанные слова так, чтобы из них получились осмысленные предложения.

Сентябрь пришел. Бегут по облака прозрачному и небу высокому. Готовятся дни в многие отлету к похожие в птицы. Дикие дальние отправляются гуси в путь. Стайки скворцы в собираются шумные.

Восстановить деформированный текст-описание с опорой на план. Озаглавьте текст.

. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

 Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Есть, театр, в Москве, удивительный.

На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.

Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.

Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

Цель данных упражнений: учить школьников использовать в построении текстов разнообразные конструкции, т. к. однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают логическую связность, последовательность, которые являются признаками связного текста.

Таким образом,  необходимо использовать различные приемы и методы, направленные на развитие устной речи младших школьников.

Заключение

Таким образом, речь - это процесс общения людей посредством языка, средство мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека; речь, как психическая функция является инструментом мышления.

Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом искусства.

Развитие речи - отрасль педагогики, которая изучает процессы и закономерности развития речи у младших школьников в специфических явлениях развития ребёнка. Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей (Гвоздев А. Н.)

Развитие речи в процессе обучения - это единый общешкольный процесс, протекающий в многообразии познавательной деятельности школьника при усвоении учебных предметов. Значительно влияние специально подобранных художественных произведений для чтения на эмоциональную, эстетическую, интеллектуальную сферу детей, создающее мотивационную готовность к художественному восприятию и к работе по развитию связной речи.

Специфическая структура уроков по литературному чтению, предполагает осмысление средств, которые могут быть использованы в речи для передачи художественного образа, настроения, замысла автора. Кроме этого, беседа с учащимися или вопросы в учебнике (хрестоматии), направлены на осознание лингвистических особенностей прочитанного текста. Также используются такие формы и методы обучения: самостоятельная или коллективная работа по развитию связной речи, проводимая в форме беседы, диалога или дискуссии, а также театрализованных игр, этюдов, сценок по мотивам изучаемых произведений; активизация художественного восприятия детей путём комплексного влияния разнообразных средств (музыкальных, изобразительных и т.д.). Соблюдение данных условий позволяет добиваться высокой эффективности работы по развитию связной речи при работе с литературным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе  и подготовить детей к дальнейшему освоению родного языка в последующие годы обучения в школе.

В целом, система литературного чтения направлена на реализацию главного принципа обучения родному языку в начальной школе - принципа развития речи и наряду с другими аспектами языкового образования она способствует совершенствованию речевой деятельности детей и их речевому развитию.

В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию связной речи. Особое внимание уделяется развитию связной речи как комплексной познавательной и коммуникативной способности младших школьников.

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в нём лексическим и грамматическим средствам;

2) в нём точно передано содержание высказываний;

3) в нём учтены особенности ситуации общения, выдержан определённый стиль речи. (Бронникова Ю.О.)

Голос и речь даны человеку для выражения мысли и чувства. Это закон природы. Научиться соблюдать его - задача каждого человека.

(Бобровская Г. В.)

                                                                                             

   

 Приложение .

Определение коммуникативной сферы и уровня речевой готовности к обучению учащихся первых классов

Основными показателями речевой готовности младших школьников к обучению являются:

уровень развития словесно – логического мышления;

речевая активность;

речь – общение.

Для определения речевой готовности были использованы следующие методики:

определение понятий;

выяснение пассивного словарного запаса;

определение активного словаря.

В логическом, речевом мышлении младший школьник пользуется понятиями, в которых обобщенны существенные признаки явлений, предметов и т.д. Понятия обозначаются словами и словосочетаниями, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. С целью проверки первого показателя учащимся предлагалась следующая методика.

Методика 1. Определение понятий.

Пред началом диагностики предлагается следующая инструкция:

«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как бы ты его объяснил?”

За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится 30 секунд. Если в течение данного времени ребенок не может дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.

Оценка результатов:

10 баллов – очень высокий уровень развития;

8 – 9 баллов – высокий;

4 – 7 балла– средний;

2 - 3 балла – низкий;

0 –1 балл – очень низкий.

Результаты исследования заносятся в таблицу

     С целью проверки речевой активности ребенка, была предложена следующая методика.

Методика 2. Выяснение пассивного словарного запаса.

В этой методике  ребенку предлагают те же самые наборы слов по 10 слов в каждом, что и в первой методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда – «велосипед» и предлагается из следующего ряда выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов зачитывается медленно с интервалом между словами в 1 секунду. Во время прослушивания ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услышанному.

Оценка результата.

Если ребенок правильно нашел значения от 40 – 50 слов – 10 баллов.

Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 – 40 слов – 8 – 9 баллов.

Если ребенок смог правильно найти от 20 – 30 слов – 6 – 7 баллов.

Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 – 20 слов – 4 – 5 балла.

Если ребенку удалось объединить по смыслу меньше 10 слов – 3 балла.

Результаты исследования заносятся в таблицу

Методика 3. Определение активного словаря.

Учащимся предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы. Их просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, а затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводными конструкциями, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Оценка результатов.

10 баллов ребенок получает в том случае, если в его речи встречается не меньше 10 перечисленных в протоколе признаков.

В  8 – 9 баллов его речь оценивается тогда, когда в ней обнаруживается не менее 8 9 разных протокольных признаков.

6 – 7 баллов за свою речь ребенок зарабатывает при наличии 6 – 7 признаков.

Оценка в 4 – 5 баллов ему дается за присутствие в речи 4 – 5 разных признаков.

2 – 3 балла - в речи присутствуют 2 – 3 признака.

          0 – 1 балл – рассказа нет или в нем имеются 1 – 2

                                                                                      Приложение 2

Диагностика развития речи у детей в возрасте от 6 до 10 лет

Инструкция: "Расставь точки".

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало тогда она заперла в погребе кошку, а кошка поела и сало, и мясо, и молоко

Анализ результатов: Фиксируется скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика Эббингауза

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Над городом низко повисли снеговые _______. Вечером началась ________. Снег повалил большими ______. Холодный ветер выл как _____ дикий _____. На конце пустынной и глухой ___ вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с _____ пробиралась по ______. Она была худа и бедно ______. Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и ____ ей идти. На ней было плохое _____ с узкими рукавами, а на плечах ____. Вдруг девочка _________ я, наклонившись, начала что-то искать у себя под ногами. Наконец она стала на ______________ я своими посиневшими от ____________ ручонками стала ________ по сугробу.

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю и расскажи".

2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

     Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы, Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

—А какие они?

— Самые красивые!

Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит"Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3. Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Приложение 3

Нетрадиционные приемы развития устной речи

"Загадалки"

Водящий  выходит к доске. Дети по очереди задают ему вопросы о нем самом, его увлечениях, друзьях, любимых блюдах и т. д.: "Сколько тебе лет? Сколько человек  живет в вашей квартире? Когда у тебя день рождения? Какого цвета у тебя глаза? Сколько пуговиц на твоей рубашке?"  На верно заданный вопрос -  сам может спрашивать. Если водящий ошибся или ответил одним  словом, он уступает место другому.

"Перевертыши"

Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: "Воробей влетел в окно"; ; "Муха села на варенье"; "Пошел сильный дождь" и др. Так фразу "Муха села на варенье" дети переиначили в следующую: "жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод  в сахаре".

"Выгляни в окошко"

В раскрашенную рамочку - "окошко" с закрывающимися створками вставляются листа цветной бумаги. Створки отворяются, детям "выглянуть в окошко" - пофантазировать и рассказать, что они видят "за окном". Обычно за белым листом дети "видят" зимний  пейзаж, каток,  больницу; за желтым – пустыню, осеннюю полянку и т. п.

        "Собери поезд"

На доске прикреплены картинки. На них различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.. Картинки -- это "вагоны", их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящим рядом "вагонами"  можно было указать какую-нибудь связь. Класс "стирает" поезд: за ложкой ставит тарелку, так как это посуда, за тарелкой вазу, так как они обе сделаны из фарфора. Дальше поедет поливочная машина, так как  в вазу, в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной пылесос, потому что они машины служат для уборки пыли, грязи. Картинки на доске переместились -- поезд готов. Выбирается "машинист", он проверяет, как "скреплены вагоны" -  повторяет связи между предметами.

"Волшебная кисточка"

Один из учеников делает несколько взмахов "волшебной кисточкой", ручка которой обернута цветной фольгой. Дети останавливают кисточку словами: "Раз, два, три, замри!" После этого класс "разгадывает", что нарисовала кисточка. Дети рисуют словесные картинки на различные темы.

Обучающимся очень нравятся такие упражнения.  Ведь детям кажется, что они просто играют, соревнуются, у них исчезает стеснение, боязнь говорить. Это только первые шаги, но они помогают детям строить предложения, делать выводы, обогащают их словарный запас, учат размышлять. Чередуя подобные игры, можно поддерживать интерес  к  самостоятельным высказыванием, формировать умение сравнивать, объяснять.                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика уровня развития мелкой моторики

Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение уровня развития мелкой моторики рук и координации движения рук, способствующая выявлению группы детей, нуждающихся в коррекционной пом...

Диагностика уровня развития у учащихся мыслительных процессов

Данная диагностика предлагается автором программы "Умники и умницы" О.Холодовой...

Диагностика уровня развития креативности

Диагностика для обучающихся 1 класса с целью проанализировать  беглость,  гибкость,  оригинальность  мышления,  любознательность  и  способность  к  а...

Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» (Г. Витцлак)

Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу....

Диагностика уровня развития зрительного восприятия

Материал содержит направления диагностического этапа работы по развитию зрительного восприятия, показатели диагностики, критерии и планируемые результаты работы....

Диагностика уровня развития ребенка, поступающего в первый класс.

Диагностика уровня развития ребенка, поступающего в первый класс....