Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Менская Марина Александровна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 г.Липецка

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2014

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М.Цопа

Приказ № 95-3-о от 27.08.2014

Рабочая программа по литературному чтению

для 4А класса

Учитель Менская М.А.

2014-2015 учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цели рабочей программы:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших обучающихся; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  • воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Задачи рабочей программы: 

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности

- формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Перечень нормативных правовых документов

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.

6. Авторская программа по литературному чтению Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и начальное литературное образование».

Сведения о программе.

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Чтение и начальное литературное образование» (2013г).

2.Общая характеристика учебного предмета.

В системе начального образования учебный предмет «Литературное чтение» занимает особое место и ставит достижение задач:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития обучающихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для  достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник «Литературное чтение» (3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для   учителя и  «Тетради  по  литературному чтению» для  учащихся.

В программе за основу  взят традиционный тематический принцип  группировки материала, однако в реализации этого  принципа есть  свои  особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей.

Основными формами организации образовательного процесса по математике (другому предмету) являются:

- традиционный урок;

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок исследования, урок театрализации и др.);

- защита проектов;

- экскурсия;

- другие.

В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения и др.

Виды и формы контроля:

-текущий контроль (техника чтения, декламация стихотворений, работа с текстом)

3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе три часа в неделю (105 ч. в год).

На изучение литературного чтения отводится 105 часов в учебный год (3 часа в неделю).

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание  себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
  • понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
  • этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

4-й класс

  • воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
  • осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
  • самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
  • самостоятельно находить ключевые слова;
  • самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
  • формулировать основную мысль текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
  • аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
  • относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
  • относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
  • видеть языковые средства, использованные автором.

6.Содержание учебного предмета.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

Произведения современной детской литературы разных жанров (7 ч)

.Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.

У истоков русской детской литературы (17 ч).

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.

Детская литература XIX в. (30 ч).Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане…» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в. (61 ч).Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).

Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Четвероклассник должен также уметь читать осознанно текст  просебя.

Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

  • проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
  • самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;

       

  • устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
  • находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.

Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:

  • прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
  • самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
  • проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
  • формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
  • составлять простой и сложный план текста;
  • пересказывать текст по плану.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

  • Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
  • Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
  • Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
  • Наблюдение над языком художественных произведений.
  • Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика

На уроках учитель знакомит обучающихся со следующими понятиями:

Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

Обучение:

  • подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
  • составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
  • творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.

Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.

Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
  • составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
  • учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
  • выполнять творческие задания по прочитанному тексту.

8.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    - Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В.. Литературное чтение. 4 класс. «В океане света» : учебник : в 2 ч. – М. : Баласс, 2013

    - Бунеев, Р. Н. Тетрадь по литературному чтению к учебнику «В одном счастливом детстве». 4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М. :Баласс, 2013.

- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Уроки литературного чтения по учебнику « В одном счастливом детстве» 4 класс. – М.:: Баласс, 2013.

- Соловейчик М.В. Я иду на урок в начальную школу (чтение). – М. Первое сентября, 2010.

- Кондранина Т.И. Чтение 4 класс: сборник тестов и упражнений по развитию навыков техники чтения. – М., 2010.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

- Антипова И.А. Очерки о детских писателях: справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2009.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В Методические рекомендации для учителя. 4 класс.

Технические средства обучения:

интерактивная доска;

компьютер;

мультимедийный проектор;

мультимедийные  цифровые  образовательные ресурсы

7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

(105ч–3часа внеделю)

Тематическое планирование

Основные виды учебной деятельности учащихся

Раздел 1

 «Любимые книги» (7 часов)

Раздел 2

«У истоков русской детской литературы» (14 часов)

Зарождение литературы

 (4 часа)

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт

 (3 часа)

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов)

Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа)

Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов)

Путешествия 6 и 7. Мир  природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов)

Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов)

Путешествия 8 – 10. Мир  детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов)

Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа)

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастера слова.

Отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывания

Чтение

 Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы. Читать про себя текст осознан- но, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой вой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения. Формулировать основную мысль текста. Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста. Объяснять смысл заглавия произведения. Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно. Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке. Культура речевого общения Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание. Создавать устно текст-рассказ- характеристику героя.

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям. Культура письменной речи.Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки. Творческая деятельность.Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст. Писать творческиеработы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге.

  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Календарные сроки

Примечание

по плану

фактич

по плану

фактич

Часть 1

Раздел 1 «Любимые книги» (7 часов)

1

Первичный инструктаж по  ОТ на рабочем месте. Знакомство с учебником «В океане света».

1

1.09

2

 Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»

1

2.09

3

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».ГлаваI (ч.1 и 2)

1

5.09

4

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».ГлаваI ( ч. 3)

1

8.09

5

Фантастическая повесть. Е. Велтистов «Приключения Электроника».ГлаваI ( ч. 4)

1

9.09

6

Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»

1

12.09

7

Обобщающий урок. Проверочная работа № 1 по разделу «Любимые книги»

1

15.09

Раздел 2 «У истоков русской детской литературы» (14 часов)

Зарождение литературы (4 часа)

8

 Летопись. А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…».

1

16.09

9

«Повесть временных лет». «Расселение славян».  «Изобретение славянской азбуки».

1

19.09

10

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.

1

22.09

11

«Поучение» Владимира Мономаха детям

1

23.09

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт (3 часа)

12

Чудов монастырь. Справщик Савватий. Стихи Савватия

1

26.09

13

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина

1

29.09

14

Обобщающий урок. Проверочная работа№2по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1)

1

30.09

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых (7 часов)

15

С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл.1)

1

3.10

16

С.Аксаков «Детские годы Багрова - внука». (гл. 2 и 3)

1

6.10

17

А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова»

1

7.10

18

Статьи Н.Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

1

10.10

19

 Сочинение в стиле нравоучительной статьи

1

13.10

20

А.Шишкова. Детские стихи. Рассказ «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

1

14.10

21

Обобщающий урок. Проверочная работа№3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2)

1

17.10

Раздел 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (34 часа)

Путешествия 3 – 5. Литературные сказки XIX века (15 часов)

22

И.Крылов. Басня «Слон и Моська»

1

20.10

23

И.Крылов. Басня  «Квартет»

1

21.10

24

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 2,3)

1

24.10

25

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 4,5)

1

27.10

26

А.Погорельский «Черная курица» (ч. 6)

1

28.10

27

Сказки и сказочники. Исторические рассказы А.Ишимовой

1

31.10

28

Повторный инструктаж  по ОТ на рабочем месте. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 1 – 9)

1

10.11

29

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(ч. 10 – 15)

1

11.11

30

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»(Финал)

1

14.11

31

А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Болде»

1

17.11

32

Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна»

1

18.11

33

В.Даль «Война грибов с ягодами»

1

21.11

34

Устное сочинение-обработка народной сказки(подражание В.И.Далю)

1

24.11

35

Как надо писать для детей? А.Ишимова «Славяне»

1

25.11

36

Обобщающий урок. Проверочная работа №4 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3 – 5)

1

28.11

Путешествия 6 и 7. Мир  природы приходит на страницы книг. Школа в Ясной Поляне (19 часов)

37

С.Аксаков «Детские годы Багрова– внука»

1

1.12

38

Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева о природе

1

2.12

39

Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе

1

5.12

40

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

8.12

41

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

1

9.12

42

Школа в Ясной Поляне. Учебные книги

1

12.12

43

Л.Н. Толстой «Два брата»

1

15.12

44

Л.Н. Толстой«Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»

1

16.12

45

Практикум «Учусь читать художественную прозу»

1

19.12

46

Контрольное чтение

1

22.12

47

К.Д.Ушинский «Столица и губернский город».

1

23.12

48

К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Просёлочная дорога»

1

26.12

49

 Сочинение в форме  путевого очерка

1

29.12

50

Повторный инструктаж  по ОТ на рабочем месте. К.Д.Ушинский «Наше Отечество»

1

12.01

51

К.Д.Ушинский «Жалобы зайки». Сочинение- подражание Ушинскому

1

13.01

52

А.Куприн «Слон» (ч. 1 – 3)

1

16.01

53

А.Куприн «Слон» (ч. 4 – 5)

1

19.01

54

А.Куприн «Слон» (ч. 6)

1

20.01

55

Обобщающий урок. Проверочная работа №5 к разделу 3 «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6 и 7)

1

23.01

Часть 2

Раздел 4 «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (50 часов)

Путешествия 8 – 10. Мир  детства в произведениях поэтов и писателей XX века (18 часов)

56

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.1)

1

26.01

57

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл. 8)

1

27.01

58

Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки» (гл.10 и 11)

1

30.01

59

Редакция «Воробья». Жидков и Маршак

1

2.02

60

Редакция «Воробья». Жидков и Маршак

1

3.02

61

Б.Жидков «Николай Исаич Пушкин»

1

6.02

62

К.И.Чуковский «Серебряный герб» (глава 1 «Телефон»)

1

9.02

63

«Обериуты». Стихи Д. Хармса

1

10.02

64

Стихи Ю.Владимирова и А.Введенского

1

13.02

65

С.Сивоконь «Везите всё как есть, почитаем»

1

16.02

66

Е.Шварц «Два брата» (гл. 1 – 4)

1

17.02

67

Е.Шварц «Два брата» (гл. 5 – 8)

1

20.02

68

Б.Галанов «Книжка про книжки»(отрывок)

1

23.02

69

А.Н.Толстой «Фофка»

1

24.02

70

А.Н.Толстой «Кот- сметанный рот»

1

27.02

71

М.Пришвин «Изобретатель»

1

2.03

72

Статья С.Я.Маршака «Сила жизни». ОБЖ «Безопасность на воде»

1

3.03

73

Обобщающий урок. Проверочная работа№6к разделу 4 «Век  XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8 – 10)

1

6.03

Путешествия 11 – 15. Любимые рассказы, повести, стихи (32 часа)

74

В.В.Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий»

1

9.03

75

А.Барто «Снегирь»

1

10.03

76

Ю .Олеша«Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 2)

1

13.03

77

Ю .Олеша«Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (ч. 3,4)

1

16.03

78

Ю .Олеша«Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом» (обобщение)

1

17.03

79

Б.Галанов «Как найти  город Трёх Толстяков?». Практикум «Учусь работать с научно- популярным текстом»

1

20.03

80

Р.Фраерман «Гайдар и дети»

1

23.03

81

А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 1,2)

1

24.03

82

Повторный инструктаж  по ОТ на рабочем месте. А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 3,4)

1

3.04

83

А.Гайдар «Тимур и его команда» (ч. 5)

1

6.04

84

Н.Носов «Федина задача». Итоговая контрольная работа Н.Носов «Федина задача»

1

7.04

85

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

10.04

86

Стихи А.Барто. Сатира или юмор?

1

13.04

87

Стихи Б.Захадера, Е.Благининой, Ю. Коринца

1

14.04

88

Стихи И.Токмаковой, Г.Сапгира, М.Мошковской

1

17.04

89

Стихи Э.Успенского, Саши Чёрного, В.Долиной. Миниатюры Г.Цыферова

1

20.04

90

Стихи Н.Матвеевой. ОБЖ «Когда кусают насекомые. Уступи змее дорогу»

1

21.04

91

Практикум. «Учусь читать лирический текст»

1

24.04

92

Обобщающий урок. Проверочная работа №7к разделу 4 «Век  XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11 – 15)

1

27.04

93

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 1,2)

1

28.04

94

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 3 – 5)

1

1.05

95

Пьеса- сказка С.Козлова «Снежный цветок» (картины 6 -8)

1

4.05

96

Контрольное чтение

1

5.05

97

К.Драгунская «Крайний случай»

1

8.05

98

К.Драгунская «Ерунда на постном масле»

1

11.05

99

Т.Собакин «Цвет ветра»,

 «До будущего лета», «Самолёт»

1

12.05

100

Обобщение. Берём интервью у детских писателей

1

15.05

101

Эпилог. Письмо к читателям

1

18.05

102

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

19.05

103

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

22.05

104

Внеклассное чтение. «Мои любимые книги»

1

25.05

105

Обобщающий урок. Что читать летом.

1

26.05

Резервный урок

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...