«Как можно рассказать о мужике и медведе языком слов и мультипликации. Приёмы создания сказочного и анимационного образа»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Сударкина Татьяна Васильевна

На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет детям более ярко изобразить героев при чтении сказки по ролям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzhik_i_medved.doc54 КБ
Office presentation icon muzhik_i_medved.ppt217 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

(программа Эльконина – Давыдова, автор учебника Е.И.Матвеева)

2 класс

Тема: «Как можно рассказать о мужике и медведе языком слов и мультипликации. Приёмы создания сказочного и анимационного образа»

По русской народной сказке «Мужик и медведь» и мультфильму «Вершки и корешки» (продолжительность 11:34; Союзмультфильм, 1974г)

Пояснительная записка:

Сказка «Мужик и медведь» изучается в самом начале цикла уроков «Русская народная сказка». Этот цикл уроков формирует целевое умение выделять содержательные особенности сказки, учит выразительно читать текст в указанном жанре.

Предлагаемый урок проводится после  урока знакомства и первичной работы над текстом сказки «Мужик и медведь». На предыдущем занятии дети исследовали данное произведение со следующих позиций: содержание  и вид сказки (бытовая сказка).

На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет детям более ярко изобразить героев при чтении сказки по ролям.

Цели урока:

1. Формирование предметных знаний и умений:

- формирование представления о бытовой сказке;

- формирование представления о художественных средствах создания образа писателем и мультипликатором.

2. Формирование общеучебных умений:

- сравнение произведений разных жанров (сказка словесная, сказка анимационная);

классификация признаков сказки; анализ и обобщение материала исследования.

Задачи урока:

1. Развивать интерес к предмету.

2. Развивать речь учащихся, обогащать словарь за счёт знакомства с устаревшей лексикой.

3. Развивать эмоциональную сферу личности ребёнка.

4. Воспитывать познавательную активность.

5. Воспитывать культуру восприятия нового произведения (анимационного фильма).

6. Формировать межличностные отношения учащихся в групповой работе.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран, презентация к уроку.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

№ слайда

1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Постановка учебной задачи

1. Дома вы должны были отработать выразительное чтение сказки «Мужик и медведь».

Проверка домашнего задания.

-По каким критериям мы будем оценивать чтение одноклассников?

2. Сегодня мы более подробно изучим образы героев сказки «Мужик и медведь». Исследуем приёмы создания сказочного словесного и анимационного образа.

Критерии оценки домашнего чтения:

- правильность чтения;

-способ и темп чтения (чтение целыми словами или послоговое чтение; достаточный или недостаточный темп; громкость и внятность)

-выразительность чтения (передача настроения и характеров героев; соблюдение пауз и логических ударений; выделение синтагм)

Дети оценивают чтение одноклассников.

 

Слайд № 3

2. Работа по теме урока

Акцентное вычитывание

3. Знакомство с  жанром мультипликации

4. Работа в группах. Чтение сказки по ролям.

-Какими вы представили  главных героев сказки?

-Давайте посмотрим, как языком слов создавался образ медведя.

Найдите в тексте слова, характеризующие этого героя.

- Теперь давайте понаблюдаем, как языком слов создавался образ мужика.

3. Сейчас вам предстоит познакомиться с другим жанром: с жанром анимационного фильма. Давайте понаблюдаем, как автору мультфильма удалось создать выразительные образы медведя и мужика.

 

4. Обсуждение

- Что особенно понравилось вам в мультфильме?

-Чем отличается сказка словесная от мультфильма?

-Что сделали режиссёр и аниматор для создания неповторимого образа медведя? Мужика?

- Одинаковы ли приёмы создания образов героев в словесном произведении и мультфильме?

Распределите в группе роли в сказке: мужик, медведь, автор, контролёр-суфлёр. Прочитайте сказку по ролям.

-По каким критериям будем оценивать чтение сказки по ролям?

-Чем чтение по ролям отличается от выразительного чтения?

Прослушивание чтения сказки по ролям. Оценивание.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выслушиваются ответы детей.

Медведь сердитый, злой, жадный. «Мужик, я тебя сломаю» говорит он мужику только за то, что тот посеял в лесу репу. Считает себя хозяином леса «не езжай ко мне в лес», заносчивый.

Он неуклюжий («из дубровы вылезает»)

Обидчивый «Мужик, обманул ты меня! Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю»

Глупый и ленивый. Сам трудиться не желает, поэтому попытался отобрать часть урожая у мужика. Но собственная глупость его подвела.

Мужик  работящий, трудолюбивый «Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает»

Он находчивый, остроумный, смекалистый, умный. Благодаря своей сообразительности спас и себя, и свой урожай, обманул жадного и глупого медведя дважды. «Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки»

Смотрят мультфильм (продолжительность просмотра 11 минут)

Учащиеся делятся своими впечатлениями

В словесном произведении образ создаётся с помощью языковых средств, особых словесных интонаций. В мультфильме огромную роль в создании образа играют звуки, свет, движение фигур, музыка, крупный план и дальний план. Ничего подобного в тексте нет.

Работа в группах по 3-4 человека. Дети распределяют роли в группе. Читают сказку по ролям.

Критерии выразительного чтения сказки по ролям:

- техника чтения (правильность чтения; чтение целыми словами; распределение ролей)

- выразительность чтения (передача голосом настроение героя, его характера)

Оценка выразительности чтения одноклассников.

Слайд № 4

Итог урока. Домашнее задание.

-Чем занимались мы сегодня на уроке?

-Помогла ли нам проведённая работа в достижении выразительного чтения по ролям?

Дома вам предстоит выполнить задание № 6 учебника (пересказать сказку близко к тексту, передавая интонацией характеры героев)

 На уроке наблюдали как созданы языком слов образы глупого, жадного медведя и остроумного, находчивого мужика. Сравнивали два жанра: жанр словесного произведения и мультфильма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе. УМК "Система Занкова Л. В." Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

Презентация к уроку литературного чтения (2 класс). Три типа сказок: волшебные, о животных, бытовые. Русская народная сказка «Мужик и медведь»....

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь».

Открытый урок по РО « Три типа сказок: волшебные, о животных и бытовые. Русская народная сказка « Мужик и медведь». + пояснительная записка к уроку...

Сказка "Мужик и медведь"

Сказка "Мужик и медведь"...

Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...

Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Слово в русской народной сказке. «Мужик и медведь»." 2 класс (УМК "Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова")

Цели деятельности учителя: знакомство с жанрами народной сказки на примере русской народной сказки «Мужик и медведь»; совершенствование навыка чтения и анализа художественного текста ...