Логопедическое занятие . Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"
план-конспект по логопедии на тему

Высовень Лариса Анатольевна

Логопедическое занятие по развитию связной устной речи на материале сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pereskaz_skazki_muzhik_i_medved.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пересказ русской народной сказки

«Мужик и медведь» с опорой на вопросы с элементами драматизации

Цели: учить пересказывать сказки с опорой на вопросы,

Задачи: обучающие - совершенствовать общую и артикуляционную моторику обучающихся (умение с помощью мимики передавать настроение);  развивать умение отвечать на вопросы, распространять предложения  учить проводить простую инсценировку знакомой сказки; проявляя творческое воображение и артистизм;   стимулировать развитие творческой индивидуальности детей;

 развивающие - совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать умение сравнивать, расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением; совершенствовать связную речь; развивать мыслительную деятельность расширять знания по темам «Сказки», «Овощи» развивать  просодическую сторону  речи;

воспитательные - формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила работы в коллективе; воспитывать самоконтроль за речью, учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Оборудование: текст русской народной сказки «Мужик и медведь», овощи; куклы старик и медведь, магниты, презентация, мультфильм «Вершки и корешки»

                                Ход занятия

I. Оргмомент

Сядет тот,  кто назовёт дикое животное

II.Введение в тему

Сегодня об одном из таких животных вы будете слушать русскую народную сказку. А о каком именно, попробуйте отгадать.

Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь.)

III. Постановка целей занятия

Сегодня на занятии познакомимся со сказкой «Мужик и медведь». Будем учиться пересказывать сказку с опой на вопросы, драматизировать.

IV. Чтение сказки логопедом

Мужик поехал в дубраву репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему медведь:

Мужик, я тебя сломаю. —

Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возьму хоть корешки, а тебе отдам вершки. —

Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не езди. —

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

Мужик, давай репу делить, мою долю подавай. —

Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки. —

Отдал мужик медведю всю ботву. А репу наклал на воз и повез в город продавать.

Навстречу ему медведь:

Мужик, куда ты едешь? —

Еду, медведюшка, в город корешки продавать. —

Дай-ка попробовать — каков корешок? —

Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю. —

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю. —

Мужик говорит:

Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки. —

Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

5. Словарная работа

Дубрава - лиственный лес с преобладанием дуба

Жать – срезать под корень

Вершки - верхняя часть растения

Сломать - свалить

V. Работа над содержанием сказки

1. Подумай и ответь (вопросы по содержанию сказки)

Что посеял мужик?

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

 Почему мужику пришлось делиться с медведем?

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе медведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь, доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна – муку, из муки - тесто, из теста - пироги.)
 Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

В какое время года происходит действие сказки, как вы догадались.

2.Физминутка

В огород пойдём,                                                  Шагают на месте

Урожай соберём    

Мы моркови натаскаем

И картошки накопаем.                                         Копают

Срежем мы качан капусты-                                Срезают

Круглый , сочный, очень вкусный,                         Показывают круг руками

 Щавеля нарвём немножко                                 Рвут

 И вернёмся по дорожке.                                           Шагают на месте

3. .Отгадай по вкусу

А теперь отгадайте мои необычные загадки. (На тарелке лежат  кусочки сырых овощей: моркови, репы и капусты.)

 (Обучающиеся по очереди отгадывают вкусовую загадку.)

Молодцы, ребята! А теперь вы, конечно, отгадаете обычные загадки про овощи, которые вы только что пробовали:

Он и в дождик он и в зной
Клубни прячет под землёй.
Клубни вытащишь на свет -
Вот и завтрак и обед.

( Картофель)

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко,
Что же это?
(
Репка.)

Расту в земле на грядке я -
Красная, длинная, сладкая.
От глаз укрылась ловко.
Зовут меня …
(Морковка.)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
(Капуста.)

4. Вершки и корешки

Демонстрация рисунка «Овощи», показ этих частей у растений. Или разместить овощи на двух грядках съедобные корешки и съедобные вершки.

Глупый  медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки – горькие листья, а у пшеницы – жесткие невкусные корешки. А чтобы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? У какого овоща съедобны и вершки, и корешки?

Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук.) 

5. Закончи фразу

Медведь большойа мужик… (маленький).

Медведь глупый,а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы… (несъедобные).

Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы… (съедобные).

У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие).

У пшеницы листья узкиеа у репы… (широкие).

У репы корень толстый, а у пшеницы… (тонкий).

Поле засевают веснойа урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки – тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, булку).

6. Подвижная игра с мячом «съедобное – несъедобное»

Вышли на лужок и сделайте кружок. ( Каждому ребенку по очереди бросается мяч, называется какой-либо предмет или пища. Если это продукт питания, он ловит мяч, если предмет несъедобен - не ловит.) 

7. Что сначала, что потом?

Послушайте, ребята, внимательно, если вы, согласны со мной, вы будите говорить: «Да-да-да», а если фраза не верна, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да.)

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да.)

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет.)

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет.)

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да.)

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет.)

Сначала репу едят, а потом её моют. (Нет-нет-нет.)

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да.)

VII.Подготовка к драматизации

1.Психогимнастика

Дети, попробуйте мимикой изобразить перед зеркалом настроение мужика и медведя. (Индивидуальные зеркала.)

- Мужик радуется урожаю, довольный мужик – широко улыбнуться.

- Медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен медведь – нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. (Артикуляционные позы чередуются в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, мужик, медведь, мужик.)

3.Подбор определений «Какой мужик», «Какой медведь».

3. Сравни мужика и медведя. Чем они похожи, а чем отличаются? Продолжи по аналогии.

 Животное – шерсть               Человек волосы

Животное – морда                   Человек – лицо

Животное-  пасть                   Человек – рот

Животное – лапы                   Человек – ноги

VII. Пересказ сказки. 

VIII. Драматизация сказки «Мужик и медведь» 

А сегодня, ребята, вы все вместе будете показывать спектакль по сказке « Мужик и медведь». (Распределение ролей мужика и медведя, автора) 

IX. Подведение итогов занятия

Продолжи фразу «Сегодня на занятии я узнал…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Напуганные медведь и волки"

Урок знакомство с русской народной сказкой. Через разнообразные виды деятельности развивать речь учащихся,умения сравнивать разные виды сказок.умение доказывать свои мысли, ориентируясь на содержание ...

"По сказочным тропинкам"внеклассное занятие по русским народным сказкам

Разработка внеклассного занятия по русским народным сказкам...

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)

Предмет: чтениеКласс: 2       Тема урока:  Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки».)Цели урока: формирование отвечать на вопросы учителя п...

Презентация к логопедическому занятию. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"

Презентация к логопедическому занятию Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь"...

Методическая разработка урока "Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» и рисование кувшина". "

Методическая разработка интегрированного урока чтения и рисования может быть полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....

Конспект открытого занятия по развитию речи, тьюторского сопровождения обучающегося 1класса РАС. «Пересказ русской народной сказки «Репка»

Задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержать интерес ребенка к образованию, дать ему опыт отношения к своим образовательным опытам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Тьютор...