Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК " Гармония"
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Крутьева Елена Владимировна

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1   от 28.05.2014 г
  • Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 29.08.2014г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     38/3   от 28.05.2014г.
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.2104г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29. 08.2014
  • Рабочая программа по литературному чтению для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.

Используется учебник « Литературное чтение: любимые страницы» О. В Кубасовой, В4ч. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2011. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Масальская СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено:

На заседании                 методического                     объединения школы

Протокол № 1 от

«__27_» августа 2014   г.

Руководитель ШМО

-------------Е. В.Крутьева

Согласовано:

Зам. директора по УВР

___________Л. Н_Кунина,

«_28,» августа 2014     г.

Утверждаю:

Директор школы

__________ Т. И. Вакулина

Приказ № ___58/3 _ от

«_29_» августа 2014г.

Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение»

3 класс

на  2014-2015 учебный  год

                                                      Разработана: Е. В. Крутьевой                                                                                              

   учителем начальных классов

высшей  квалификационной категории

                    п. Масальский 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе нормативных документов и материалов

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министра образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
  • Основная общеобразовательная программа начального общего образования МБОУ «Масальская СОШ», утвержденная приказом №   78/1      от 06.11.2013г.
  • Примерная программа начального общего образования. Москва. «Просвещение» 2010г
  • Учебный план МБОУ «Масальская СОШ» на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом №38/1   от 28.05.2014 г
  • Календарный учебный график МБОУ «Масальская СОШ», утвержденный приказом №     58    от 29.08.2014г.
  • Положение о рабочей программе МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     38/3   от 28.05.2014г.
  • Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №     58/1         от 29.08.2104г
  • Положение о ведении классного журнала МБОУ «Масальская СОШ», утвержденное приказом №    58/4          от 29. 08.2014
  • Рабочая программа по литературному чтению для 3класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Программа 1-4классы. Поурочно- тематическое планирование:1-4 классы/ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. -Смоленск: Ассоциация 21век, 2013.

Используется учебник « Литературное чтение: любимые страницы» О. В Кубасовой, В4ч. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2011. УМК включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, а также входит в утвержденный в образовательном учреждении список УМК.

    Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

- потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

- читательской компетенции младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения, различными видами чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

- готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно – нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе прочитанного.

Рабочая программа учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель: создание психолого-педагогических условий для усвоения программы детьми с ОВЗ с учетом их индивидуальных, психофизических особенностей развития.

Задачи: осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к детям с ОВЗ в процессе реализации программы.

Программа автора О.В.Кубасовой рассчитана на 136 часов. Данная рабочая программа содержит 140 часов, 4 часа в неделю, из расчета 35 недель согласно календарному учебному графику. Резервное время 4 часа. Эти уроки будут использованы на проведение литературных викторин в конце года, и на часы, которые совпадают с праздничными днями.

Основная форма организации учебного процесса – классно-урочная, но в сочетании с коллективными, индивидуальными, практическими формами обучения, экскурсиями, викторинами, уроками – конкурсами, тестовыми заданиями.

 Текущий контроль по чтению проходит в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Промежуточный контроль по литературному чтению осуществляется на основе четвертных оценок, мониторинга качества чтения учащихся. Мониторинг качества чтения проводится индивидуально с каждым учащимся в скрытой форме.  

Учебно- тематический план изучения учебного предмета «Литературное чтение»

№ п/п

№ темы

Наименование раздела программы, тема урока.

Всего часов.

Примечание

1.

Труд человека кормит, а лень портит.

12 час.

1

1.1

Р. Сеф «Лопата».  Е. Карганова  «Лекарство без рецепта». Выборочное чтение, чтение по ролям.

1

2

1.2

Р. Сеф «Лопата».    Е. Карганова  «Лекарство без рецепта». Эмоциональное состояние персонажей.

1

3

1.3

К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

1

4

1.4

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

С. Баруздин «Бревно»; книги по теме «Стихи о трудолюбивых и ленивых».

1

5

1.5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»;  С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».

1

6

1.6

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»;    С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». Пересказ.

1

7

1.7

Шварц  Е. «Сказка о потерянном времени». Прогнозирование.

1

8

1.8

Шварц «Сказка о потерянном времени». Идея произведения.

1

9

1.9

Шварц «Сказка о потерянном времени». Чтение по ролям, пересказ.

1

10

1.10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; книги И.А. Крылова.

1

11

1.11

Африканская сказка «Лентяйка». Пословицы по идейному смыслу  сказки.

1

12

1.12

Р .Сеф «Странное дело»; обобщение по теме.

1

2.

«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

8 час.

13

2.1

Русская народная сказка   «Дочь-семилетка».

1

14

2.2

Русская  народная сказка    «Морской царь и Василиса Премудрая». Совершенствование навыка чтения.

1

15

2.3

Русская народная сказка    «Морской царь и Василиса Премудрая». Художественные языковые средства.

1

16.

2.4

Русская народная сказка    «Морской царь и Василиса Премудрая». Творческий пересказ.

1

17

2.5

Армянская сказка «Золотое яблоко». Ролевое чтение, инсценирование.

1

18

2.6

Кир  Булычёв  «Авгиева лаборатория». Специфика жанра фантастической повести.

1

19

2.7

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». Кульминационные эпизоды в тексте.

1

20

2.8

«Книги о  мудрецах и о глупцах».   Сравнение (противопоставление) персонажей.

1

3.

«Унылая пора! Очей очарованье!..»

6 час.

21

3.1

К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов  «Листопадничек».

1

22

3.2

Ф. Тютчев «Листья»;  А. Фет «Ласточки пропали...». Заучивание наизусть.

1

23

3.3

К. Паустовский «Барсучий нос». Выразительность чтения.

1

24

3.4

К. Паустовский «Барсучий нос». Творческий пересказ.

1

25

3.5

А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов  «Осень»; А. К. Толстой «Осень!»; Н. Некрасов   «Славная  осень!». Чтение наизусть.

1

26

3.6

Книги по теме «Стихи об осени». Чтение наизусть.

1

4.

«Много хватать — своё потерять»

4 час.

27

4.1

Английская сказка «Женщина, которая  жила в бутылке». Иллюстрирование текста.

1

28

4.2

Английская сказка «Женщина, которая  жила в бутылке». Ролевое чтение, пересказ.

1

29

4.3

Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».

1

30

4.4

Дж.  Родари  «Солнце и туча»;  «Книги о щедрых и жадных»;  обобщение.

1

5.

«Тайное всегда становится явным»

11 час.

31

5.1

B. Драгунский «Тайное становится явным». Мотивация поведения персонажей.

1

32

5.2

B. Драгунский «Тайное становится явным». Цитатный план текста. Пересказ.

1

33

5.3

Н. Носов «Огурцы». Правильность и беглость чтения.

1

34.

5.4

Н. Носов «Огурцы». Иллюстрирование, чтение по ролям.

1

35

5.5

В. Осеева «Почему?». Осмысленность и выразительность чтения.

1

36.

5.6

В. Осеева «Почему?». Ролевое чтение, личное отношение к персонажам.

1

37

5.7

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Главные и второстепенные персонажи.

1

38

5.8

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Ролевое чтение, пересказ.

1

39

5.9.

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Составление вопросов к тексту.

1

40

5.10

Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика персонажей.

1

41

5.11

Л. Пантелеев «Честное слово». Составление текста – рассуждения.

1

6.

«Ежели вы вежливы…»

3 час.

42

6.1

C. Маршак «Урок вежливости»;  И. Пивоварова «Вежливый ослик»;  Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».

1

43

6.2

В. Осеева «Волшебное слово». Поисковый способ чтения.

1

44

6.3

В. Осеева «Волшебное слово». Идея произведения, пересказ.

1

7.

«Снег летает и сверкает...»

9 час.

45

7.1

С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу».

1

46

7.2

И. Никитин «Весело сияет месяц  над  селом...»;  

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

1

47

7.3

А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство».

1

48

7.4

З. Александрова «Снежок»;  Саша Чёрный «На коньках».

1

49

7.5

B. Драгунский «Кот в сапогах». Жанр произведения.

1

50

7.6

B. Драгунский «Кот в сапогах». Иллюстрирование, инсценировка   прочитанного.

1

51

7.7

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»;  К. Бальмонт «Снежинка»;  С. Есенин «Пороша».

1

52

7.8

С. Есенин «Поёт зима, аукает...».  Чтение наизусть. Обобщение.

1

53

7.9

«Книги о зиме». Выбор книги по заданной теме. Декларирование стихотворения.

1

8.

«Каждый своё получил»  

18 час.

54

8.1

Эстонская сказка  «Каждый своё получил».

1

55

8.2

Латышская сказка «Два брата».

1

56

8.3

Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская  сказка «Черепаха и скорпион».

1

57

8.4

И. Крылов «Чиж и Голубь»;  Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».

1

58

8.5

Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга».

1

59

8.6

Русская народная сказка  «Падчерица и  мачехина дочка».

1

60

8.7

Книги по  теме «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».

1

61

8.8

Б. Заходер «Серая Звёздочка». Тема, идея произведения.

1

62

8.9

Б. Заходер «Серая Звёздочка». Характеристика персонажей, пересказ.

1

63

8.10

Английская сказка «Хромая Молли». Правильность и выразительность чтения.

1

64

8.11

Английская сказка «Хромая Молли». Художественный творческий пересказ.

1

65

8.12

Чешская сказка «Златовласка». Мотивация, характеристика персонажей.

1

66

8.13

Чешская сказка «Златовласка». Тип народной сказки, особенность.

1

67

8.14

Итальянская сказка «Дары феи Кренского     озера». Поисковый способ чтения.

1

68

8.15

Итальянская сказка «Дары феи Кренского    озера». Идея произведения, ролевое чтение.

1

69

8.16

Итальянская сказка «Дары феи Кренского  озера». Выборочный и творческий пересказ.

1

70

8.17

Книги по теме «Волшебные литературные сказки». Ориентация в книгах, сравнение произведений.

1

71

8.18

Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение.

1

9.

«Жизнь дана на добрые дела»

8 час.

72

9.1

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»;

X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».

1

73

9.2

Ю.Мориц  «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Художественный творческий пересказ.

1

74

9.3

X. К. Андерсен «Ель». Осмысленность и выразительность чтения.

1

75

9.4

X. К. Андерсен «Ель». Иллюстрирование, пересказ текста.

1

76

9.5

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Идея, ключевые слова в произведении.

1

77

9.6

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Создание текста – рассуждения.

1

78

9.7

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;

  обобщение. Идея произведения, чтение по ролям.

1

79

9.8

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;

  обобщение. Создание текста – повествования.

1

10.

«За доброе дело стой смело»

9 час.

80

10.1

Русская народная сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Правильность и выразительность чтения.

1

81

10.2

Русская народная сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Художественные особенности народной сказки.

1

82

10.3

Русская народная сказка  «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Ролевое чтение, пересказ.

1

83

10.4

Русские пословицы. Н. Артюхова «Трусиха»;       Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».

1

84

10.5

Б. Полевой «Последний день Матвея  Кузьмина». Главная идея произведения.

1

85

10.6

Б. Полевой «Последний день Матвея  Кузьмина». Жанр - документальный рассказ.

1

86

10.7

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»;          C. Баруздин  «Страшный клад».

1

87

10.8

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; обобщение.

1

88

10.9

 «Книги о подвигах». Ориентировка в книгах. Сообщение о прочитанном произведении.

1

11.

«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»

14 час.

89

11.1

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки».

1

90

11.2

Л. Яковлев «Альбом фотографий»;  Л. Квитко «Бабушкины руки»;   В. Драгунский «...Бы».

1

91

11.3

 Н. Артюхова «Трудный вечер». Главная мысль произведения.

1

92

11.4

М. Зощенко «Золотые слова»;  «Книги

М. Зощенко о детях». Эмоциональный характер текста.

1

93

11.5

М. Зощенко «Золотые слова»;  «Книги

М. Зощенко о детях». Презентация  книги.

1

94

11.6

Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Настроение сказки, её героев.

1

95

11.7

Испанская сказка «Птица-Правда». Тип сказки, личное отношение к персонажам.

1

96

11.8

Испанская сказка «Птица-Правда». Приёмы противопоставления  в тексте.

1

97

11.9

Испанская сказка «Птица-Правда». Художественный частичный пересказ.

1

98

11.10

A. Платонов «Разноцветная бабочка». Выразительные языковые средства.

1

99

11.11

A. Платонов «Разноцветная бабочка». Тема, идея произведения.

1

100

11.12

Русская народная сказка  «Подземные царства». Осмысленность в чтении.

1

101

11.13

Русская народная сказка  «Подземные царства». Особенности построения волшебной сказки.

1

102

11.14

«Книги о семье»; обобщение. Выбор книги на заданную тему, высказывание о ней.

1

12.

«Весна идет, весне дорогу!..»

9 час.

103

12.1

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»;  М. Пришвин «Капля и камень».

1

104

12.2

В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин  «Отчего?».

1

105

12.3

Г. Новицкая «Подснежник»;   B. Берестов «Мать-и-мачеха»;  Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая   холодами...».

1

106

12.4

А. Плещеев   «Весна»  («Песни жаворонков

снова...»);  К. Паустовский «Стальное колечко».

1

107

12.5    

  А. Плещеев   «Весна»  («Песни жаворонков

снова...»);  К. Паустовский «Стальное колечко». Создание текста – продолжения.

1

108

12.6

А. Майков «Ласточка примчалась...»;   А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»;  А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».

1

109

12.7

А. Чехов «Весной»;    Я. Аким «Апрель».

1

110

12.8

А. Блок «Вербочки»;  Л. Чарская «Дивные звуки»;

 Е. Благинина «Черёмуха».

1

111

12.9

«Книги о весне»;  обобщение.

1

13.

«Любовь – волшебная страна»

14 часов

112

13.1

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;  Н. Вагнер «Сказка».

1

113

13.2

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;  Н. Вагнер «Сказка». Мотивация персонажей, личное отношение к ним.

1

114

13.3

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»;  Н. Вагнер «Сказка». Приёмы противопоставления в текстах.

1

115

13.4

Братья Гримм «Рапунцель».

1

116

13.5

Французская сказка «Красавица и    чудовище». Сопоставительная характеристика персонажей.

1

117

13.6

Французская сказка «Красавица и    чудовище». Творческий пересказ.

1

118

13.7

X. К. Андерсен «Ромашка».

1

119

13.8

Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево».

1

120

13.9

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста - ясна сокола». Фабула, тема, идея произведения.

1

121

13.10

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Языковые особенности сказки.

1

122

13.11

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Ролевое чтение, пересказ.

1

123

13.12

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Осмысленное выразительное чтение.

1

124

13.13

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Иллюстрирование, пересказ.

1

125

13.14

«Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»;  И. Тургенев «Воробей».

1

14.

«Чудесное — рядом»

11 часов

126

14.1

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку  русскую...»;  К. Паустовский «Заботливый цветок».

1

127

14.2

  Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку  русскую...»;  К. Паустовский «Заботливый цветок». Пересказ прочитанного от иного лица.

1

128

14.3

В. Жуковский «Родного неба милый  свет...»;

С. Маршак «О том, как хороша природа»;             Н. Абрамцева «Радуга».

1

129

14.4

Ю. Могутин «Берег бродячих   камешков»;

  М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок  Скрип». Прогнозирование перед чтением.

1

130

14.5

Ю. Могутин «Берег бродячих   камешков»;

  М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок  Скрип». Составление рассказа на основе жизненного опыта.

1

131

14.6

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник».

1

132

14.7

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Выделение эпизодов, пересказ.

1

133

14.8

Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка.

1

134

14.9

Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка.

1

135

14.10

И. Мазнин «Давайте дружить»;  Ю. Ким «Летучий ковёр»;  В. Шефнер «Миг».

1

136

14.11

«Книги об обыкновенных чудесах», обобщение. Систематизация книг по подтемам, жанрам.

1

137-140

14.12

14.15

Резервные часы.

4

Всего:

140 часов

Планируемые образовательные результаты:

Личностные качества: положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг; размышление о смысле жизни (смысло-образование); нравственно-этическая ориентация; формирование основ гражданской идентичности; уважение культуры народов многонациональной России и других стран; формирование эстетических чувств и представлений; формирование экологического сознания; развитие рефлексии, эмпатии и эмоционально-личностной децентрации; культивирование дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу; использовать определённые учителем (учебником) ориентиры действия; планировать свою деятельность по выполнению задания; прогнозировать; осуществлять последовательность действий в соответствии с инструкцией или с собственным планом; осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении, при чтении произведения и при выполнении заданий

к текстам; вносить коррективы в свою деятельность; оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников; вырабатывать способность к волевой саморегуляции.

Познавательные УУД: понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения (выборочное чтение); выявлять непонятные слова, интересоваться их значением, пользоваться толковыми и энциклопедическими словарями для школьников, определять смысл слова по контексту; выделять главное; составлять план; ориентироваться в отдельной книге и в мире детских книг; использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности; выдвигать  гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого); устанавливать элементарную логическую причинно-следственную связь событий и действий героев произведения; выполнять действия анализа, характеризуя персонажей, выявляя подтекст и идею произведения; сравнивать персонажей одного произведения и разных произведений по заданным критериям; сравнивать произведения; анализировать особенности языкового оформления текста; подводить под понятие при определении типа текста, вида произведения и языковых особенностей; синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера; обобщать прочитанное; ранжировать книги и произведения; обосновывать свои утверждения; решать учебные проблемы, поставленные совместно с учителем.

Коммуникативные УУД: согласовывать свои действия с партнёром; уметь и желать участвовать в коллективной беседе, соблюдая основные правила общения на уроке; готовность оказать помощь товарищу; пересказывать прочитанное подробно, выборочно, творчески; создавать небольшой текст (повествование, описание, рассуждение); выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть (на определённом программой уровне) монологической и диалогической формами речи

Предметные результаты

Третьеклассник научится: читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами и по слогам вслух - не менее 70 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
  • работать с книгой в единстве её текстового и внетекстового содержания;
  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться от прочитанное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
  • отличать поэтический текст от прозаического;

-        основам литературного анализа художественных произведений разной видожанровой принадлежности;

-        распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадь пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова.

В результате освоения курса «Литературное чтение» в 3 классе у учащихся формируются читательские компетенции, осмысленность чтения.

В ходе формирования навыка осмысленного чтения ученик научится:

  • выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
  • пользоваться сносками и школьным толковым словарем;
  • отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
  • определять эмоциональный характер текста;
  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
  • определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложенных;
  • уметь прогнозировать содержание читаемого;
  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
  • формулировать тему небольшого текста;
  • работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных учебником, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
  • определять идею произведения путем выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
  • находить главную мысль, сформулированную в тексте;
  • определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам.

В ходе формирования навыка выразительного чтения ученик научится:

  • повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  • соблюдать паузы — длинные и короткие — в зависимости от смысла читаемого;

Ученик получит возможность научиться:

  • передавать эмоциональный тон персонажа, произведения;
  • выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  • пользоваться силой голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста.

При работе с текстом и книгой третьеклассник научится:

  • заучивать стихотворения наизусть и выразительно их читать;
  • правильно называть книгу (автор, заглавие);
  • работать с содержанием (оглавлением);
  • определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование; отношение к их поступкам;
  • выявлять авторское отношение к персонажам;
  • выделять эпизод из текста;
  • озаглавливать иллюстрации и эпизоды;
  • восстанавливать деформированный картинный план;
  • подбирать к иллюстрациям эпизоды из текста;
  • составлять картинный план;
  • пересказывать с опорой на картинный план;

-        последовательно перечислять картины или события произведения (подготовка к составлению плана).

Третьеклассник получит возможность научиться:

  • составлять подробный и творческий пересказ по измененному плану;
  • составлять представление о книге по обложке: прогнозировать тему, жанр, характер текста;
  • ориентироваться в книге;
  • ориентироваться в группе книг (5-6 книг).

Выполняя задания творческого характера, на уроках литературного чтения дети

научатся:

-        говорить с разной интонацией (повышать и понижать голос, делать логические ударения, паузы, соблюдать темп, громкость, эмоциональный тон, исходя из смысла высказывания);

-        читать по ролям;

-        инсценировать прочитанное (небольшой текст или фрагменты литературного произведения) в форме живых картин и развернутой драматизации;

-        графически иллюстрировать прочитанное.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • составлять словесное описание сюжетного фрагмента из эпического произведения;
  • готовить творческий пересказ в форме дополнения текста.

Основные формы   контроля уровня знаний и умений обучающихся по чтению:

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  •  индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • сформированность навыков творческого, ознакомительного, поискового и изучающего чтения;
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача в соответствии с характером текста эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  •  умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности

обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (желательно в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств – мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  •  выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдение за читательской деятельностью учащихся.
  • проверка навыка осознанного чтения в определённом темпе;
  • проверка умения выразительно  читать и  пересказывать текст;
  • проверка умения учить  наизусть стихотворение, прозаическое произведение;
  • контроль читательской деятельности школьников (умение ориентироваться в книге, знание имён детских писателей и поэтов, различие жанров произведений, особенностей жанров)
  • Мониторинг качества чтения

Учебно-методическое и материально- техническое   обеспечение образовательного процесса

  • Программы общеобразовательных учреждений Литературное чтение: программа 1 4 классы./ О.В.Кубасова.  – Смоленск: Ассоциация 21 век,  2013.
  • Кубасова О.В. Литературное чтение: Учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений. В 4 частях. – Смоленск:  Ассоциация ХХI век, 2013.
  • Кубасова О. В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для  3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 частях. – Смоленск  Ассоциация ХХI век, 2013.
  • Кубасова О. В. Любимые страницы. Методические рекомендации по литературному  чтению для начальной школы: 3 класс. -  Смоленск «Ассоциация 21 век» 2010
  • Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  • Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 3 класс. – 2013 и послед.
  • Кубасова О. В. Оценка достижения планируемых результатов освоения предмета «Литературное чтение» в рамках образовательной системы «Гармония». – 2013
  • Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

- Материалы для учащихся

            - Материалы для учителя

   

Лист внесения изменений.

Дата внесения изменений

Тема

Содержание изменений

Подпись учителя

Подпись зам. директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс, УМК "Гармония")

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год....

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Система Гармония. ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование, составленное в соответствии с ФГОС. 3 класс. Рассчитана на 3 часа в неделю....

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс УМК "Гармония" на 3 часа в неделю...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Гармония" (Кубасова)

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс, УМК "Гармония" (Кубасова), в программе представлена пояснительная записка, программа курса, планируемые результаты освоения программы,планируемые рез...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"...

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"

Материал содержит: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание, планируемые результаты, литература....