Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Гришина Елена Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

___________________

 (предмет)

« ___» _________ 20   года

СОГЛАСОВАНА

зам. директора по УВР





« ___» _________ 20   года

УТВЕРЖДЕНА

директор ГБОУ лицей№533


______________________


« ___» _________ 20   года

 

 

                                     

                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ

по ___литературному чтению_  УМК «Гармония»________

(предмет, курс)

класс ____4 «В»________________________________

учитель ___Гришина Елена Николаевна________________

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

                             

учебный год___2013/2014_______

                         

                           Раздел I  Пояснительная записка.

 Рабочая программа по литературному чтению  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта  начального общего образования
и рекомендациями примерной программы по литературному чтению для 4 класса (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1 -3-е изд. – М.:Просвещение, 2010), а также с возможностями УМК «Гармония» О.В. Кубасова «Программа к курсу «Литературное чтение» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений» (2-е изд.- Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010).

Цели курса:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях   обучения направлено на достижение следующих целей:

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

 1. Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

2. Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая сторона процесса чтения.)

3. Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

4. Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

5. Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, видо - жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

7. Овладение детьми умения пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.

           В программе не выделен аспект развития речи, т.к. чтение является одной из форм речевого общения. В связи с этим и решение каждой учебной задачи, и обучение чтению в целом непосредственно направлены на речевое развитие учащихся.

         

  Реализовать перечисленные выше задачи поможет специально созданный для этого комплект учебников по чтению «Любимые страницы» и сборники методических рекомендаций.

         

                                     Место предмета в учебном плане

  В соответствии с учебным планом школы на урок литературного чтения в 4 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов. Контроль за уровнем достижений учащихся   производится в форме письменных работ: контрольных работ (проверка техники чтения) – 4 ч; проверочных работ – 2 ч. Основное содержание обучения представлено крупными разделами.

                   Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета

   В 4 классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работы с текстом больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, являющихся базой для дальнейшего (в средней школе) литературного развития и образования учащихся. Таким образом, соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и ее соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во 2 классе, накопление литературных представлений (идейно-тематических и жанровых) в 3 классе, литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей в 4 классе.

                              Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

1. Развитие навыка чтения

    Развитие навыка правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного.

   Обучение приемам чтения про себя на небольших по объему текстах с постепенным увеличением объема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного) Интенсивное развитие двух видов чтения — вслух и про себя; овладение беглым чтением разнообразных по объему и жанрам произведений.

  Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

  1. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически

правильного чтения

    Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительности чтения, овладению приемами выразительной речи и чтения.

Организация практикумов по выразительному чтению:

а)   проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;

б)   овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;

в)   работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

   Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.

3.  Требования к уровню сформированного навыка чтения

Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения — 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению.

4.  Выработка умений работать с текстом

    Самостоятельное выявление смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими словами), установление смысловых частей текста.

   Подробный, выборочный и сжатый пересказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации; нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему.

   Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием.

   Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по одному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам Различение оттенков значения слов в тексте использование их в речи, нахождение в произведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов).

Составление творческих пересказов: от имени одного из героев, (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя; составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения.

   Практическое различение художественных и научно-популярных текстов. Обогащение и активизация словаря учащихся; развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности.

   Ориентировка в учебной книге: по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сносками; ориентировка в понятиях «абзац», «подзаголовок», «красная строка».

   Коллективное слушание произведений, созвучных эмоциональному настроению школьников в определенных ситуациях.

          Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

 О.В.  Кубасова, Любимые страницы: учебник по литературному чтению для 4 класса. 4

  части. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009 г.;
О.В. Кубасова. Рабочая тетрадь. 4 класс Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012 г.;
О.В. Кубасова. Тестовые задания. 4 класс. Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2002 г.

Формы  организации учебного процесса -  урок. 

     В четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного  при  ориентировочном  темпе 100 слов в минуту (вслух) и 115-120 слов в минуту («про себя»); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, так и не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

 Формы и средства контроля.

Устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос, развернутый ответ по заданной теме, устное сообщение по избранной теме, тестирование, чтение текста).

Письменные виды контроля (выполнение письменной проверочной работы).

                              Раздел III. Содержание тем учебного курса

                                                         4 класс (68 часов)

Виды речевой деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседников, чтения различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Умение характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, тему и идею, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать и характеризовать персонажей.

Осознание цели и определение последовательности построения услышанного речевого высказывания. Умение задавать вопросы по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению. Сравнение на слух художественного и научно-популярного текста.

Чтение

Чтение вслух

Заинтересованное, осознанное, правильное, беглое, выразительное чтение.

Чтение «про себя»

Осознание при чтении про себя смысла доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выбор вида чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое, творческое). Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст.

Работа с разными видами текста

Полноценное восприятие доступных возрасту литературных произведений разных жанров.

Общее представление о разных видах текстов (художественных, учебных, научно-познавательных) и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; определение способов организации разных видов текста – повествования, описания, рассуждения. Прогнозирование содержания текста и книги перед чтением и в процессе чтения.

Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Составление плана (вопросного, цитатного, самостоятельно сформулированными повествовательными предложениями).

Составление сложного плана.

Умение работать с разными видами информации.

Практическое сравнение различных видов текста (учебный, художественный, научно-популярный) и произведений разных

(изучаемых) жанров.

Участие в коллективном обсуждении: умение выступать по теме, отвечать на вопросы, слушать выступления товарищей,

дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения

Определение темы и главной мысли текста.

Определение особенностей художественного текста: народное или авторское произведение, своеобразие выразительных

средства языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, структура (композиция).

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Портрет, характер героя, выраженный через поступки и речь. Анализ причин поведения персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии и по контрасту.

Выявление авторского отношения к герою. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Характеристика исторического героя – защитника Отечества.

Выделение опорных (ключевых) слов текста. Составление плана. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный, творческий пересказ.

Составление рассказа (сказки) по внутритекстовой иллюстрации, по заданной теме, в форме продолжения прочитанного, по аналогии с прочитанным.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Умение пользоваться приемами заучивания стихотворений (с опорой на ключевые слова) и выразительного чтения.

Сравнение художественных произведений по теме, жанру, эмоциональной окраске.

Работа с учебными и научно-познавательными текстами

Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-познавательного текста (передача информации). Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Выделение опорных (ключевых) слов. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста.

Работа с познавательной литературой: умение находить необходимую информацию, систематизировать и усваивать её.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства и как источник знаний.

Элементы книги. Книга: учебная, художественная, познавательная, справочная. Виды информации в книге.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Умение ориентироваться в мире книг, подбирать литературу по жанру, теме, собственным возможностям и интересам, опираясь на весь комплекс вне текстового аппарата книги.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать, отвечать и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и вежливо высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Использование норм речевого этикета в условиях как учебного, так и внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Умение отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка с учётом особенностей монологического высказывания.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Самостоятельное построение плана своего высказывания.

Передача впечатлений (от повседневной жизни, литературного и живописного произведения) в высказывании (описании,

рассуждении, повествовании).

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, рассказ по рисункам

и репродукциям картин, на заданную тему, по аналогии с прочитанным.

Письмо (культура письменной речи)

Практическое освоение на основе прочитанных художественных произведений следующих типов письменной речи: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.

Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций.

Соблюдение норм письменной речи: соответствие содержания высказывания заголовку, выражение темы и идеи, последовательность изложения, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение и др.).

Круг чтения.        

Учащиеся 4 класса читают произведения разных видов и жанров: сказки (народные и литературные), былины, басни, рассказы, мифы и библейские сказания, пьесы, стихотворения, познавательную литературу, повести.

Содержание программы «Литературное чтение»  4 класс:

                                                       

                                               С. Михалков. Гимн РФ (1ч)

                       Что за прелесть эти сказки!.. (13ч).

И. Токмакова, «В чудной стране»*; русские народные сказки «Все у нас, слава Богу, хорошо!», «Петр I и мужик», «Петр и Петруша», «Марья и ведьмы», «Василиса Прекрасная»; сербская сказка «Почему у месяца нет платья»; бразильская сказка «Жизнь человека»; Х.К. Андерсен, «Русалочка»; А. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; Д. Джекобс, «Рыба и кольцо»; С. Маршак, «Отчего у месяца нет платья»; В. Берестов, «Сказка: Корнею Ивановичу Чуковскому»*; К. Чуковский, «Приключения белой мышки»; А. Линдгрен, «Крошка Нильс Карлсон»; Дж. Родари, «Эти бедные привидения»; К. Драгунская, «Лекарство от послушности».

О доблестях, о подвигах, о славе... Былины (3 ч).

«Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева); «Добрыня и Змей» (обработка Ю. Круглова); «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева); «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (обработка В. Аникина).

Уж сколько раз твердили миру... Басни (4 ч).

Х.К. Андерсен, «Эта басня сложена про тебя»; Эзоп, «Лисица и козел»; И. Крылов, «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две бочки»; С. Михалков, «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе»; Л. Толстой, «Лев и лисица».

Оглянись вокруг. Рассказы (17 ч).

М. Пришвин,  «Глоток молока»; Н. Сладков, «В норе»; К. Паустовский, «Заячьи лапы»; Р. Фраерман, «Девочка с камнем»; Ю. Ермолаев, «Иголка с ниткой»; Ю. Яковлев, «Полосатая палка»; А. Платонов, «Цветок на земле»; К. Паустовский, «Корзина с еловыми шишками»; Н. Носов, «Огородники», «Клякса»; Ю. Ермолаев, «Жарко»; М. Зощенко, «Елка»; О. Григорьев, «Две трубы»; С. Алексеев, «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»; А. Чехов, «Ванька»; Г. Сенкевич, «Янко-музыкант»; Д. Мамин-Сибиряк, «Вертел»; Л. Кассиль, «У классной доски»; В. Лидин, «Завет».

Золотая колесница. Мифы Древней Греции (3 ч).

«Персей»; «Орфей и Эвридика»; «Дедал и Икар».

   В начале было слово, и слово было Бог... Библейские сказания (4 ч).

«Семь дней творения», «Бог сотворил первого человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех...», «Моисей»; С. Лагерлеф, «Святая ночь», «В Назарете»; А. Мень «Милосердие Иисуса».

Мир — театр, люди — актеры... Пьесы (4 ч).

С. Маршак, «Про козла»; Н. Носов, «Витя Малеев в школе  дома» (глава), «Два друга» (отрывок из пьесы по повести «Витя Малеев в школе и дома»); С. Козлов, «Снежный цветок».

Мир волшебных звуков. Поэзия (7 ч).

В. Жуковский, «Песня»; А. Пушкин, «Птичка»*, «Няне», «Зимняя дорога»; М. Лермонтов, «Горные вершины»* (изИ.В. Гете), «Утес», «Молитва»; И. Суриков, «Весна»; К. Бальмонт, «Золотая рыбка»; А. Блок, «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз...»*; С. Есенин, «С добрым утром!»; М. Волошин, «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»; В. Маяковский, «Тучкины штучки»; С. Маршак, «Пожелания друзьям»; Саша Черный, «Зеленые стихи»; Ю. Владимиров, «Чудаки»*; Д. Хармс, «Очень страшная история»; В. Хотомская, «Два гнома», «Три сестрицы»; О. Высоцкая, «Весенние рубашки»; Э. Мошковская, «Песня»; Ю. Мориц, «Чтоб летали мы все и росли!»; В. Высоцкий, «Песня Кэррола».

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (9 ч).

Н. Кун, «Олимп», «Царство мрачного Аида»; Ю. Яковлев, «О нашей Родине»; М. Пришвин, «Моя Родина» (из воспоминаний); И. Соколов-Микитов, «Русский лес», «Крещение Руси» (из книги «Крещение Руси»); Н. Соловьев, «Сергей Радонежский»; В Губарев, «В открытом космосе»; Л. Яхнин, «Метро»; М. Ильин и Е. Сегал, «Что из чего»; М. Константи-новский, «Что такое электрический ток?»; Н. Надеждина, «Лук от семи недуг»; А. Дитрих и Г. Юрмин, «Какая книжка самая интересная?» (отрывок); К. Паустовский, «Великий сказочник» (в сокращении); Я. Смоленский, «Как научиться читать стихи»; К. Паустовский, «Сказки Пушкина».

             

 Самого главного глазами не увидишь. Повесть-сказка  А. Сент-Экзюпери «Маленький Принц» (3 ч).

Требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся в конце четвертого года обучения

по программе О.В. Кубасовой

К концу обучения литературному чтению в начальной школе обучающиеся 4 класса должны:

знать/понимать:

уметь:

– названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст (объем не более 1,5 страниц);

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведения фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, заглавие, титульный лист, иллюстрация, аннотация);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для самостоятельного чтения книг;

– высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

– самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

– работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

    Раздел IV.  Календарно-тематическое планирование.

№п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Тип урока

Основные 

вопросы

Наглядные пособия, оборудованиеЭОР и ЦОР

Домашнее задание

Виды деятельности

Планируемые результаты

1

 3.09

Введение. С. Михалков «Гимн Российской Федерации»

И. Токмакова 
«В чудной стране».

 урок закрепления знаний и выработки умений

 Работа над воспитанием чувства патриотизма, развитием памяти, речи; упражнение в правильном, осознанном чтении

 Трек:http://www.realmusic.ru/songs/1005052

 

 

 С. 4, наизусть

Фронтальная работа, беседа, прослушивание грамзаписи

Знать текст Гимна РФ, историю его создания.

Уметь целостно воспринимать прочитанное.

                                                      «Что за прелесть эти сказки!..» (13 ч)

2

 4.09

«Всё у нас, слава Богу,  хорошо!» (русская народная сказка)

«Петр I и мужик» (русская народная сказка)

 урок изучения и первичного закрепления знаний

 Различие жанров произведений на основе сравнения персонажей; работа над развитием памяти, речи, внимания, над правильным вдумчивым чтением. Оценка иллюстраций к произведению; работа над совершенствованием навыка чтения

 

 

 

 С. 10–13, чтение

по ролям

Беседа о сказках, фронтальная работа, выразительное чтение, беседа по содержанию

Знать понятия «сказка», «виды сказок».

Уметь выразительно

читать сказку, отвечать на вопросы по ее содержанию; читать по ролям; работать с текстом

 3.

10.09

«Петр и Петруша» (русская народная сказка)

  урок изучения и первичного закрепления знаний

 Словарная работа (объяснение значений слов); творческое задание (придумать продолжение

сказки), работа над правильным вдумчивым чтением

 

 

 

 с. 13– 29, вопросы 8, 9

Игра «Внимательный читатель», чтение по ролям, словарная работа, чтение «цепочкой», фронтальная работа

Уметь:

последовательно воспроизводить содержание сказки;

пересказывать от лица одного из героев;

отвечать на вопросы по содержанию текста

4.

11.09

«Марья и ведьмы» (русская народная сказка)

  урок изучения и первичного закрепления знаний

Особенность и выразительность чтения: понимание его с помощью интонации;

работа над развитием мышления, речи, умения работать с текстом; словесное рисование

подробный пересказ

Беседа по вопросам, словесное рисование, работа с пословицами, работа по вопросам учебника, чтение «по цепочке», фронтальный опрос, игра «Я- художник»

Уметь:

объяснить отличия

этой сказки от предыдущих;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности

5.

17.09

«Василиса Прекрасная» (русская народная сказка)

урок изучения и первичного закрепления знаний

Работа над умением последовательно воспроизводить содержание сказки, развитием речи, воображения; творческое задание (придумать продолжение сказки); чтение по ролям

задание 2, с. 36, выразительное чтение сказки, вопросы

5, 6, с. 47

Конкурс «Лучший чтец»,работа по вопросам, работа в парах, работа над содержанием сказки, творческое задание

Уметь передавать

содержание прочитанного

Знать мораль произведения

Уметь выразительно читать, анализировать

6.

18.09

«Почему у месяца нет платья» (сербская сказка). «Жизнь человека» (бразильская сказка)

урок комплексного использования знаний

Ознакомление с содержанием сказок

и проведение анализа их содержания

С. 50–52, вопросы

Работа по содержанию сказки, подготовка к пересказу, выразительное чтение

Уметь:

выразить личное отношение к прослушанному;

анализировать содержание сказок

7.

24.09

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

урок комплексного использования знаний

Рассказ о жизни и творчестве писателя, знакомство с содержанием сказки, выборочное чтение, выразительное чтение, работа с иллюстрациями к сказке, чтение по смысловым частям

Презентация «Андерсен- великий сказочник»

краткий пересказ сказки

Выразительное чтение, работа по вопросам, работа с иллюстрациями учебника, работа в парах (выборочное чтение)

Уметь:

делить текст на части и озаглавливать каждую из них;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

8.

25.09

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с содержанием сказки; работа над выразительным чтением

Презентация «А.С.Пушкин»

С. 85–95, вопрос 6; с. 95– 105, пересказ

Конкурс чтецов, словарная работа, работа над содержанием сказки, работа в парах, составление плана

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию;

– различать сказки литературные и народные;

– составлять план к пересказу;

– выразительно читать

9.

1.10

Обобщающий урок по сказкам А. С. Пушкина

урок комплексного использования знаний

Обобщение знаний

о сказках А. С. Пушкина, развитие творческих способностей

Презентация «Сказки Пушкина»

Выразительное чтение, работа с рисунками, чтение сказок, словарная работа, фронтальная работа, словесное рисование, выборочное чтение

Уметь участвовать

в литературной викторине, конкурсах

Знать к какому виду принадлежит сказка

Уметь  чувствовать и понимать произведение.

10.

2.10

Д. Джекобс

«Рыба и кольцо»

урок комплексного использования знаний

Оценка иллюстраций к сказкам; работа

над развитием творческих способностей

С. 106– 110, составить план

Фронтальная работа, игра «Внимательный читатель», работа по вопросам, творческое задание

Знать понятия «сказка», «зачин», «концовка» Знать устаревшие слова

Уметь анализировать прочитанное

11.

8.10

В. Берестов «Сказка». К. Чуковский «Приключения белой мышки»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием, расширение кругозора учащихся.

Составление представления о писателе на основе прочитанных произведений; чтение сказки по частям; творческое задание (придумать продолжение истории)

Презентация «Сказки К.Чуковского»

114–124 чтение по ролям вопрос 6

Викторина по сказкам К.Чуковского, выразительное чтение, работа по содержанию, творческое задание. Работа в парах

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию;

– читать по ролям

– отвечать на поставленные вопросы и работать с текстом;

– пересказывать текст

по плану;

– озаглавливать части сказки

12.

9.10

Астрид Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон»

урок комплексного использования знаний

Безошибочное чтение незнакомого текста.

Работа над содержанием произведения. Составление портретов героев с использованием слов из текста. Работа с иллюстрациями. Творческое задание (придумать продолжение сказки, историю, сюжет

для мультфильма)

подробный пересказ

игра «Внимательный читатель», выразительное чтение, работа по содержанию, выборочное чтение, работа с иллюстрациями учебника

Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.

13.

15.10

Дж. Родари

«Эти бедные привидения»

урок комплексного использования знаний

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению; работа над развитием внимания

С. 142–148

выразительное чтение, работа по содержанию, игра «Фантазеры»

Уметь:

– четко отвечать на вопросы;

– читать по ролям

14.

16.10

К. Драгунская «Лекарство

от послушности»

урок комплексного использования знаний

Безошибочное чтение незнакомого текста; работа над содержанием, совершенствованием навыка чтения

С. 149–

156, вопрос для гномика

выразительное чтение, работа по содержанию, игра «Я- режиссер», словесное рисование

Уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки

«О доблести, о подвигах, о славе …» (3 ч)

15.

22.10

Добрыня и Змей» (пересказ А. Нечаева)

урок комплексного использования знаний

Знакомство с былинным сказом и правилами чтения былин.

Словарная работа (расстановка ударений в словах и объяснение непонятных слов). Работа с иллюстрациями. Работа над созданием целостного литературно-художественного образа былинного

героя. Характер героя, его поступки и мотивы

Презентация «Былины»

С. 165–167, близкий пересказ

Чтение про себя, фронтальная работа, словарная работа, работа с иллюстрацией, работа над языком былин, составление плана былины

Знать:

– понятие «былина»;

особенности былинных сказов;

– правила чтения былин

16.

23.10

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца»

урок комплексного использования знаний

Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над содержанием, составление плана

С. 168–184 выраз. чтение, по желанию подг.рассказ о любом былинном герое

выразительное чтение, работа по содержанию, составление плана былины, пересказ былины по плану

Знать содержание былины.

Уметь:

– анализировать текст,

делить на части;

– пересказывать былину по плану

17.

29.10

«Илья Муромец

и Соловей-разбойник» (пересказ А. Нечаева, обработка В. Аникина)

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием. Обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению

картина В. М. Васнецова «Богатыри»;

Перечитать понравившиеся эпизоды

Чтение «по цепочке», работа над содержанием былины, составление словесного портрета

Уметь:

– работать над содержанием;

– находить в тексте слова-подтверждения;анализировать картину В. М. Васнецова «Богатыри»;

– делать выводы

                               «Уж сколько раз твердили миру…». Басни (4 ч)

18.

30.10

Г.-Х. Андерсен «Эта басня сложена про тебя». Эзоп «Лисица

и Козел», «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор

и его мать»

урок комплексного использования знаний

Различие жанров произведений: литературные формы на основе сравнения персонажей, структуры языка. Работа над совершенствованием навыков чтения. Словесный портрет Эзопа, данный его современниками

Подг. выраз. чтение басен, задание 2

Выразительное чтение, беседа по вопросам, чтение про себя, беседа по содержанию, работа с пословицами

Знать:

– понятие «басня»;

–содержание басен.

Уметь проводить аналогию между пословицами и баснями

19.

12.11

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Мышь и Крыса», «Две Бочки»

урок комплексного использования знаний

Формирование понятия «басня», обучение осмысленному, правильному, выразительному чтению. Работа над развитием логического мышления, умения делать выводы

Презентация «И.А.Крылов»

С. 10–13

(с.10 наи-

зусть)

Игра «Волшебная шкатулка», фронтальная работа, работа в парах сменного состава

Уметь:

– работать с текстом басни;

– читать по ролям;

инсценировать басню;

– отвечать на вопросы по содержанию;

– находить основную мысль;

20.

13.11

Л. Толстой «Лев и Лисица»,

 С. Михалков «Просчитался», «Услужливый»

урок комплексного использования знаний

С. 13–17, пересказ близко

к тексту

Выразительное чтение, беседа по вопросам. Работа над содержанием басен, работа с иллюстрациями

Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.

21.

19.11

С. Михалков

«Заячье горе».

И. Демьянов

«Валерик и тетрадь»

урок комплексного использования знаний

С. 18–19 выраз.чтение

Выразительное чтение, беседа по вопросам. работа с иллюстрациями

Уметь:

– делать выводы и обосновывать свои ответы

Знать видо-жанровые особенности произведения

«Оглянись вокруг». Рассказы (17 ч)

22.

20.11

М. Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока».

Н. Сладков «В норе»

урок комплексного использования знаний

Раскрытие понятия «рассказ». Работа над последовательным воспроизведением содержания рассказа.

Пересказ. Творческое задание (устное составление диафильма)

Презентация «М.Пришвин»

С. 22–28, пересказ любого рассказа

Чтение про сеья. «цепочкой», работа над содержанием, фронтальная работа

Знать понятие «рассказ».

Уметь передавать содержание прочитанного

23.

26.11

К. Паустовский «Заячьи лапы»

урок комплексного использования знаний

Передача содержания по вопросам; пересказ по частям; творческий пересказ. Работа со словами. Художественные особенности языка

Презентация «К.Паустовский»

Самосто-

ятельное чтение

3-й части; чтение по ролям разговора Вани и ветеринара, Вани и бабки Анисьи

Беседа, чтение «по цепочке», беседа по вопросам, выборочное чтение, работа в парах

Уметь:

– работать с текстом

и анализировать прочитанное;

– отвечать на вопросы, подтверждать свои ответы словами из текста;

– озаглавливать части рассказа;

– пересказывать

24.

27.11

Р. Фраерман «Девочка с камнем»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с содержанием рассказа; показ яркого образа казахской девочки, богатства ее внутреннего мира

С. 38–40, вопрос 1

Работа в парах, работа над содержанием рассказа, подготовка к пересказу

Уметь отвечать на вопросы по содержанию

Знать добрые, вежливые слова

Уметь ими пользоваться в жизни.

25.

3.12

Ю. Ермолаев «Иголка с ниткой»

урок комплексного использования знаний

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа

над правильностью

и выразительностью чтения

С. 41–50, вопросы

2, 3. Придумать свои вопросы по содержанию рассказа

Работа над содержанием прочитанного, творческое задание (работа в парах), разные виды чтения. Работа по вопросам

   Уметь:

– делить текст на части;

– читать осмысленно про себя;

– делать выводы

26.

4.12

Ю. Яковлев

«Полосатая палка»

урок комплексного использования знаний

Высказывание оценочных суждений о прочитанном произведении; работа над развитием воображения, творческих способностей

С. 51–59, придумать продолжение

Работа над содержанием прочитанного, словесное рисование, работа по вопросам учебника

Уметь:

– словесно нарисовать

портрет мальчика Мишки;

– отвечать на вопросы

27.

10.12

А. Платонов

«Цветок на земле»

урок комплексного использования знаний

Участие в диалоге

при обсуждении произведения; работа

над техникой чтения

С. 60–65 выраз.чтение, ответ

на вопрос: что могли бы цветы рассказать Афоне?

разные виды чтения Работа над содержанием прочитанного. Чтение по ролям, игра «Я- художник»

Уметь:

– поддержать беседу

о содержании рассказа;

– читать по ролям;

– делать выводы

28.

11.12

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

урок комплексного использования знаний

Показ особенностей

выразительных средств языка, передающих любовь к музыке

Аудиозапись музыкального произведения Э.Грига «Утро», портрет К.Паустовского

с. 72– 77, пересказ любой части рассказа

Беседа, игра «Волшебная шкатулка», чтение «по цепочке», работа по вопросам, прослушивание музыкального произведения, словесное рисование

Уметь:

– коротко пересказать текст по плану;

– словесно рисовать картину к прослушанному музыкальному произведению

29.

17.12

Н. Носов «Огородники»

урок комплексного использования знаний

Аргументация своей позиции с привлечением текста произведения; воспитание нравственных качеств; работа с иллюстрациями

Презентация «Н.Носов»

С. 79–87, вопросы 8, 9; пересказ от лица любого из героев

Разные виды чтения, работа по содержанию, работа с иллюстрациями. Словесное составление портретов главных героев по плану, работа с пословицами

Уметь:

– четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять портреты

главных героев;

– читать по ролям

30.

18.12

Н. Носов «Клякса»

урок комплексного использования знаний

Восприятие на слух

и понимание художественных произведений; работа над развитием творческих способностей, совершенствованием навыка чтения

Портрет Н.Носова

С. 89–93, чтение

по ролям

Работа в парах над содержанием, творческое задание. Работа с иллюстрацией. Подготовка к чтению по ролям

Уметь:

– четко и полно отвечать на поставленные вопросы;

– составлять портреты

главных героев;

– читать по ролям

31.

24.12

Ю. Ермолаев «Жарко»,

М. Зощенко «Елка»,

О. Григорьев «Две трубы»

урок комплексного использования знаний

Упражнение в осмысленном, правильном, выразительном чтении, характеристика персонажей произведения; работа над развитием воображения

С. 93– 100, ответить на вопросы

Подготовка к чтению по ролям, выразительное чтение

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– читать по ролям

32.

25.12

С. Алексеев

«Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет»

урок комплексного использования знаний

Работа над правильным, осознанным, выразительным чтением, над содержанием рассказа

С. 101–106, пересказ одного из произведений по выбору

Работа по содержанию, выборочное чтение

Уметь:

– коротко пересказывать текст;

– отвечать на вопросы;

– зачитывать нужные

отрывки по просьбе учителя

33.

14.01

А. П. Чехов «Ванька»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием рассказа; объяснение непонятных слов по ходу чтения

Презентация «А.П.Чехов», картина Н.В.Неврева «Торг»

С. 107–114, вопросы 6, 7; пересказ

близко

к тексту пейзажной зарисовки

Беседа по вопросам, беседа по картине, чтение «по цепочке», выборочное чтение

Уметь:

– находить в тексте слова-доказательства;

– работать над содержанием;

– понимать замысел автора;

–пересказывать близко к тексту

34.

15.01

Г. Сенкевич

«Янко-музыкант»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием; выработка техники правильного, осознанного чтения. Самостоятельное перечитывание текста и ответы на вопросы. Составление устных иллюстраций к каждой части рассказа

Картина В.Маковского «Свидание»

С. 115– 121, озаглавить каждую часть, подготовить краткий пересказ по плану

чтение «по цепочке», Работа по содержанию, составление устных иллюстраций, составление плана

Уметь:

– кратко излагать содержание рассказа;

– работать с текстом;

– определять мысль

и главную тему;

– составлять план

35.

21.01

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел»

урок комплексного использования знаний

Ознакомление с содержанием рассказа. Словарная работа:

драгоценные камни, верстак, шлифовать камни. Работа с иллюстрациями

Портрет Д.Мамина- Сибиряка, выставка книг

составить рассказ о жизни Прошки

Словарная работа, разные виды чтения. Работа над содержанием, работа с иллюстрацией. Выборочное чтение и словесное рисование

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы;

– пересказать эпизод или часть произведения свободно;

– находить в тексте нужные отрывки

36.

22.01

Л. Кассиль

«У классной

доски»

урок комплексного использования знаний

Рассказ о своих впечатлениях о произведении. Работа над содержанием рассказа

с параллельным уточнением значения малоизвестных слов. Составление портрета учительницы

С. 147– 157,

подготовить два вопроса по содержанию

1-й части;

Беседа, чтение «по цепочке», Работа над содержанием. Составление устного портрета учительницы

Уметь:

– отвечать на поставленные вопросы, подтверждать ответы словами из текста;

– составлять словесный портрет

37.

28.01

В. Лидин «Завет»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием рассказа. Воспитание чувств патриотизма

С. 161– 164, пересказ близко к тексту

Выразительное чтение, работа над содержанием рассказа, выборочное чтение, фронтальная работа

Уметь самостоятельно находить в тексте отдельные отрывки

38.

29.01

Обобщение

по разделу. Книги о Великой Отечественной войне

урок обобщения и систематизации знаний

Рассказы учащихся

о произведениях

на военную тему

Выразительное чтение, литературная викторина, работа в группах

Уметь:

– работать в группах;

–анализировать поступки героев, давать им характеристику, называть нравственные качества;

– отгадывать название рассказа по подбору слов, опираясь на рисунок

                                  «Золотая колесница». Мифы Древней Греции (3 ч)

39.

4.02

Герои Эллады. Персей

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле. Работа над совершенствованием навыка чтения

С. 5–15, составить два вопроса по содержанию

Выразительное чтение, работа над содержанием мифа, деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы.

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

– пересказывать миф.

Обобщить  знания

по всему разделу

40.

5.02

«Орфей и Эвридика»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием мифа, чтение и деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы. Рассказ о Геракле. Работа над совершенствованием навыка чтения

С. 3–26, составить план

Выразительное чтение, работа над содержанием мифа, деление текста на части, выборочное чтение, ответы на вопросы.

Знать:

– понятие «миф»;

– содержание мифа.

Уметь:

– осмысливать доступную литературу;

– работать с текстом;

– делить текст на части и составлять план;

–пересказывать миф

Провести работу над содержанием мифа, обобщить знания по всему разделу

41.

11.02

«Дедал и Икар»

урок обобщения и систематизации знаний

Разбор содержания мифа, обобщение знаний по всему разделу

подготовить пересказ

Выразительное чтение, работа над содержанием мифа, деление текста на части, составление плана, выборочное чтение, ответы на вопросы.

Уметь целостно воспринимать прочитанное,

понимать образную поэтическую речь

                                 «В начале было слово, и слово было Бог». Библейские сказания (4 ч)

42.

12.02

Библейские сказания: «Семь дней творения», «Бог сотворил

первого человека», «Жизнь первых людей

в раю», «Первый грех», «Всемирный потоп»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с библейскими сказаниями, работа над содержанием

С. 29–33, вопросы, с. 34–38

Выразительное чтение, фронтальная работа

Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

43.

18.02

Моисей («Рождение Моисея». «Юность Моисея». «Моисей защищает мадиамских девушек»)

урок комплексного использования знаний

Работа с библейскими сказаниями о Моисее; чтение по главам; пересказ; работа с иллюстрациями

С. 39–48, вопросы 1, 2, 3;

с. 48–58, вопросы 4, 5, 7

Выразительное чтение, подготовка к пересказу, работа с иллюстрациями, фронтальная работа,

Уметь:

– выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

–пересказывать наиболее понравившиеся отрывки;

– отвечать на вопросы

44.

19.02

С. Лагерлеф «Святая ночь»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с библейским сказанием о Святой ночи; работа

над содержанием

С. 59–66, разделить на части, озаглавить

Выразительное чтение, работа над содержанием, фронтальная работа

Уметь выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию

45.

25.02

А. Мень «Милосердие Иисуса». Обобщение

по разделу

урок обобщения и систематизации знаний

Завершение работы

с текстами библейских сказаний; обобщение знаний по разделу.

Работа с иллюстрациями. Вопросы по содержанию сказаний

С. 73–74

Выразительное чтение, работа над содержанием ,работа с иллюстрациями, фронтальная работа

Уметь выделять главную мысль автора

Уметь целостно воспринимать прочитанное, высказывать свое мнение

«Мир – театр, люди – актеры…» Пьесы (4 ч)

46.

26.02

С. Маршак

«Про козла»

урок комплексного использования знаний

Безошибочное чтение с соблюдением норм литературного произношения.Формирование представления «пьеса»; ознакомление с содержанием пьесы

С. 76–91, ответы

на вопросы, чтение по

ролям

Выразительное чтение, инсценирование, словесное рисование героев , чтение по ролям

Знать:

– понятия «пьеса», «инсценировка», «действующие лица», «персонаж»;

– содержание пьесы.

Уметь:

– нарисовать словами каждого героя;

– читать по ролям

47.

4.03

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

урок комплексного использования знаний

Участие в диалоге

при обсуждении произведения. Знакомство с творчеством Н. Носова, с содержанием пьесы

Презентация «Творчество Н.Носова»

С. 92– 105, пересказ

Выразительное чтение, обсуждение произведения, ответы на вопросы, работа в парах

Уметь:

– работать с текстом;

– полно отвечать на вопросы

Уметь прогнозировать прочитанное

48.

5.03

Н. Носов «Два друга»

урок комплексного использования знаний

Участие в диалоге

при обсуждении произведения. Пересказ пьесы. Чтение о каждом из героев. Словесное «рисование»

С. 106–119, вопросы

Чтение по ролям, обсуждение произведения, подготовка к пересказу, словесное рисование, деление текста на части, работа в парах

Уметь:

– определять отличительные черты пьесы;

– делить текст на части

49.

11.03

С. Козлов «Снежный цветок»

урок комплексного использования знаний

Упражнение в определении характера действующих лиц, подготовка спектакля. Повторение основных черт пьесы как жанра

С. 120–138, пересказ

Чтение «цепочкой», характеристика героев, подготовка спектакля, фронтальная работа

Уметь передавать

различные интонации при чтении

Мир волшебных звуков. Поэзия (7 ч)

50.

12.03

В. Жуковский «Песня». А. Пушкин «Птичка», «Няне»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с новым разделом. Работа над выразительным чтением стихотворений. Смысл понятия «стихотворение»

с. 143,

наизусть

Конкурс чтецов, работа над выразительным чтением, фронтальная работа

Уметь работать с поэтическим текстом

51.

18.03

А. Пушкин

«Зимняя

дорога».

М. Лермонтов

«Горные вершины»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Работа с поэтическим текстом, над выразительным чтением. Словарная работа

Презентация «Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова»

С. 145–146,

наизусть

Выразительное чтение, работа над выразительным чтением, словарная работа, фронтальная работа

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– работать с поэтическим текстом, развивать дикцию

52.

19.03

М. Лермонтов «Утес», «Молитва» И. Суриков «Весна», К. Бальмонт «Золотая рыбка»

урок комплексного использования знаний

Работа с поэтическим произведением, над совершенствованием навыка чтения

С. 147– 148, выразительное чтение

Выразительное чтение, работа над выразительным чтением, словарная работа, фронтальная работа

Уметь:

– заучивать стихи с помощью иллюстраций или опорных слов

53.

1.04

А. Блок «На лугу», «Гроза прошла» С. Есенин

«С добрым утром!»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием стихотворения, по вопросам учебника, с иллюстрациями Работа над выразительным чтением, развитием дикции. Словесное рисование

С. 153–154,

наизусть

Выразительное чтение, работа над содержанием, работа по вопросам учебника, с иллюстрациями.

Уметь:

– читать выразительно перед аудиторией;

– находить красочные средства изображения; развивать речь, дикцию

54.

2.04

М. Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток». В. Маяковский

«Тучкины штучки»

С. Маршак «Пожелания друзьям». С. Черный «Зеленые стихи». Ю. Владимиров «Чудаки»

урок комплексного использования знаний

Работа над пониманием идеи стихотворения. Знакомство с творчеством В. В. Маяковского.

Работа над развитием дикции, памяти, внимания. Знакомство с творчеством

С. Я. Маршака

Презентация «Творчество В.В.Маяковского», «Творчество С.Я.Маршака»

С. 156–160,

выразительное чтение

Выразительное чтение, работа над пониманием идеи стихотворения, фронтальная работа

Уметь работать

над правильным выразительным чтением

Учить работать с поэтическим текстом

55.

8.04

Д. Хармс «Очень страшная история».

В. Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы».

О. Высоцкая «Песня»

урок комплексного использования знаний

Рассказ о жизни и творчестве Д. Хармса. Анализ произведения.

Работа над выразительным чтением юмористических стихотворений

Презентация «Творчество Д.Хармса»

С. 161–165,

Наизусть по выбору

Выразительное чтение, анализ произведения. Фронтальная работа

Знать содержание произведений.

Уметь выразительно читать

Уметь работать с поэтическим текстом

56.

9.04

Ю. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

В. Высоцкий «Песня Кэрролла»

урок комплексного использования знаний

Знакомство с творчеством Ю. Мориц. Анализ содержания

Презентация «Творчество Ю.Мориц»

С. 168–170 Наизусть по выбору

Выразительное чтение, анализ произведения Фронтальная работа

Уметь работать с поэтическим произведением

Когда, зачем и почему? Познавательная литература (9 ч)

57.

15.04

Н. Кун «Олимп»,

«Царство мрачного Аида»

урок комплексного использования знаний

Последовательное чтение по частям учебного текста.

Повторение: мифы Древней Греции

С. 4–12

Чтение вслух «цепочкой», работа над содержанием, выборочное чтение, работа в парах

Знать содержание

статьи.

Уметь читать выборочно, про себя, в парах

58.

16.04

Ю. Яковлев

«О нашей Родине». М. Пришвин «Моя Родина»

урок комплексного использования знаний

Выбор вида чтения

в соответствии с целью. Работа над совершенствованием навыка чтения. Словарная работа:весна света, кладовая солнца, глаза земли

С. 13–15, пересказ

Беседа- размышление, работа над совершенствованием навыка чтения, словарная работа, деление текста на части, ответы на вопросы по содержанию

Уметь:

– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

–высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы

по содержанию текста

59.

22.04

И. Соколов-Микитов «Русский лес». Ю. Дмитриев «Зеленое  и желтое»

урок комплексного использования знаний

Работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки. Совершенствование навыка чтения, работа с текстом

С. 16–23

Выразительное чтение, работа над развитием умений самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, работа с текстом.

Уметь:

– рассуждать о своих чувствах и отношении к Родине;

– объяснять переносное значение слов;

– делить текст на части;

– высказывать свое отношение к природе, произведению;

– отвечать на вопросы по содержанию текста

60.

23.04

«Крещение Руси»

Н. Соловьев «Сергий Радонежский»

урок комплексного использования знаний

Работа над содержанием статьи

Прогнозирование содержания по началу, составление плана, выборочный пересказ

С. 24–44, пересказ

Чтение вслух «цепочкой», работа над содержанием, словесное рисование фронтальная работа.

Уметь:

– различать виды информации, опираясь

на внешние показатели книги;

– словесно нарисовать

портрет князя Владимира с использованием слов текста

Уметь:

– работать с произведением о далеком прошлом нашей Родины;

– озаглавливать прочитанное

61

29.04

В. Губарев

«В открытом космосе»

Л. Яхнин «Метро»

урок комплексного использования знаний

Отработка умения пересказывать эпизод или часть произведения в свободной или в заданной учителем форме

Составление плана, выборочный пересказ, творческий пересказ

С. 45–54,

подробный пересказ

Чтение вслух «цепочкой», отработка умения пересказывать, ответы на вопросы, фронтальная работа

Уметь отвечать на поставленные вопросы, подробно пересказать текст

62.

30.04

М. Ильин, Е. Сегал

«Что из чего», «Сто тысяч почему» Н. Надеждина «Лук – от семи недуг». М. Константиновский

«Что такое электрический ток?»

урок комплексного использования знаний

Выборочный пересказ, творческий пересказ

Упражнение в составлении вопросов и ответов на них, составление плана, пересказ по плану. Поддержание интереса к чтению познавательной литературы

С. 55–76

Чтение вслух «цепочкой», работа в парах, выборочный пересказ, творческий пересказ

Уметь работать с познавательным текстом

Знать содержание статьи.

Уметь:

– отвечать на вопросы по содержанию статьи;

– составлять план по тексту

63.

6.05

В. Малов «Как парижский официант русскому изобретателю

помог»

урок комплексного использования знаний

Чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы

С. 70–76

Выразительное чтение «цепочкой», фронтальная работа

Уметь осмысленно, выразительно читать

64.

7.05

А. Дитрих, 
Г. Юрмин  «Какая  книжка самая интересная».

 К. Паустовский «Великий сказочник»

урок комплексного использования знаний

Выразительное чтение целыми словами. Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями

С. 77–85, разделить на части, составить план и пересказать

Выразительное чтение «цепочкой», Работа над совершенствованием техники чтения. Работа с иллюстрациями, подготовка к пересказу

Знать содержание статьи, героев произведений Г.-Х. Андерсена.

Уметь читать по абзацам, пересказывать текст

65.

13.05

Я. Смоленский «Как научиться читать стихи».

К. Паустовский «Сказки Пушкина». К. Чуковский «Признания старого сказочника»

урок комплексного использования знаний

Упражнение в работе с познавательной литературой: находить необходимую информацию, систематизировать ее, узнавать и соотносить применительно к фактам, событиям. Обобщение знаний о правильности чтения стихотворений и значении творчества

А. С. Пушкина

С. 86–96

Чтение «цепочкой», викторина, составление плана, пересказ по плану

Уметь:

– составлять план;

пересказывать статью по плану, сказки Пушкина;

– участвовать в викторине

«Самого главного глазами не увидишь» (3 ч)

66-68.

14.05


20.05


21.05

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (повесть-сказка)

урок комплексного использования знаний

Повторение известных литературных жанров. Понятие жанра «повесть». Знакомство с творчеством Антуана де Сент-Экзюпери (рассказ учителя), с содержанием сказки-повести. Чтение «по цепочке», про себя, по ролям, выразительное чтение. Работа по вопросам учебника. Пересказ

Презентация «Творчество А.Сент-Экзюпери»

С. 99–181

Выразительное чтение, работа с текстом, фронтальная работа

Уметь:

– работать с текстом;

– выделять событие, составляющее основу художественного произведения

– выявлять авторский замысел посредством анализа сюжета

          Изменения календарно-тематического планирования 

№ и дата протокола заседания МО

Содержание изменения

Подпись председателя МО

 

 

 

 

 

 

 

 

               Раздел 5.  Требования к уровню подготовки учащихся к концу

                                               Читательские умения.

     К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

 осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в мин, про себя — 115 - 120 слов в мин; прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;

составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);

     выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;

организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;

    пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.

                     

К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки);

основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).

                       Развитие творческих способностей.

К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

воспринимать произведения в соответствии с их видожанровыми характеристиками;

характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;

составлять представление о писателе на основе его произведения;

пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей;

использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;

иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;

создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.

Метапредметные результаты:

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

использовать знаково-символические средства;

сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения, обобщать;

формулировать и удерживать учебную задачу;

применять установленные правила;

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

сличать способ действия  и его результат с заданным эталоном;

корректировать свои действия;

ставить вопросы;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

формулировать собственное мнение;

слушать собеседника;

оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

соблюдать правила посадки при письме и чтении, положение руки, ручки и тетради при письме;

Личностные результаты:

В процессе обучения у учащихся будет сформировано:

адекватная положительная мотивация к обучению;

личная ответственность за свои поступки;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

уважительное отношение к иному мнению;

навыки сотрудничества в различных ситуациях;

этические чувства: доброжелательность, эмоционально- нравственная отзывчивость.

           

         Раздел 6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков.

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

4 класс

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

 Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

Устные ответы 

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

    Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

         

               Раздел 7.  Перечень учебно - методического обеспечения

   Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, рабочие тетради для учащихся, сборники тестовых

заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь), фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.

Основным материальным обеспечением реализации настоящей Программы является комплект следующих изданий.

Кубасова О. В. Учебник по литературному чтению для 4 класса. В 4-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Тетрадь с печатной основой к учебнику для 4 класса. В 2-х ч. – 2012.

Кубасова О. В. Я хочу читать: Книга для чтения. 4 класс. –20011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: тестовые задания к учебнику для 4 класса. – 2011.

Пособия для учителя

Кубасова О. В. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век – 2011.

Кубасова О. В. Литературное чтение: Методические рекомендации к тестовым заданиям к учебникам для 1–4 классов общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век –2011.

Электронные приложения к учебникам, тетрадям и методическим пособиям

• Материалы для учащихся

• Материалы для учителя

Фонохрестоматия: http://kid-info.ru (Read more: http://kid-info.ru/audioskazki-dlya-detej-audioknigi-dlya-detej-2#ixzz22N5mpzBg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...