Урок-игра "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Новожилова  Инна  Юрьевна

2  Конспекта урока 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное чтение. Игра-путешествие по сказкам А.С. Пушкина

Цели:

Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;

Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина, познакомить детей с фактами биографии поэта.

Развивать внимание, мышление, речь, память детей.

Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Оформление:

выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина,

афиши к сказочным спектаклям.

Оборудование:

музыкальные произведения по сказкам А.С.Пушкина,

компьютерная презентация творчества поэта,

видеозаписи фильмов-сказок А.С.Пушкина (для подготовительной работы),

жетоны,

выставка книг поэта.

Ход урока

I. Организационный момент. Музыкальная заставка.

II. Вступительное слово учителя.

- Ребята, сегодня мы отправляемся в гости к сказке. Вы хотите попасть в сказочную страну? Покупайте билеты, но приобрести вы их сможете только отгадав наши загадки. За правильный ответ вы будете получать жетоны, по которым потом вам поставят оценки.

1. Откуда эти строки?

“Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?”

(“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”)

2. Кто исполнял желания бедного старика? Из какой сказки эти персонажи?

(“Сказка о рыбаке и рыбке”)

3. С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? Как называется эта сказка?

(“Сказка о попе и работнике его Балде”)

4. В какой сказке “Три девицы под окном пряли поздно вечерком…” ?

(“Сказка о царе Салтане”)

- Вот вы и оказались в разных сказках. Кто догадался, что у них общего?

- Верно, все они написаны великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.

III. Беседа о писателе. Просмотр презентации.

IV. Инсценирование отрывка из сказки “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

- Кто догадался , из какой сказки этот отрывок?

- Давайте вспомним подробности сказки.

“Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива”.

- Чей это портрет? (Портрет царицы – мачехи.)

Кому отдала царица приказ:

“Весть царевну в глушь лесную,

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам”.

(Чернавке, сенной девушке своей.)

К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи?

(К солнцу, месяцу, ветру)

С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу?

“Свет мой зеркальце, скажи

Да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.”

Каким фруктом отравилась царевна ? (яблоком)

Чем закончились поиски царевича Елисея?

“Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт; и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Он туда скорей идёт.

Перед ним, во мгле печальной

Гроб качается хрустальный

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

“Как же долго я спала!”

И встаёт она из гроба…

Ах!... и зарыдали оба”.

V. Инсценирование отрывка из “Сказки о царе Салтане…”

- Кто помнит полное название этой сказки? (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановичеи о прекрасной царевне Лебеди”.)

- В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, в муху, шмеля)

- По сюжету “Сказки о царе Салтане…” великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков написал оперу. Предлагаю вам прослушать фрагмент из этого произведения, который называется “Полёт шмеля”

- Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – вставать тихо.

- Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, хоббит.

- МОЛОДЦЫ!

VI. Инсценирование отрывка из “Сказки о попе и работнике его Балде”

- Ребята, для того, чтобы узнать название этой сказки, нужно правильно ответить на вопросы по её содержанию. (На доске 5 карточек - отвечаем на вопрос, переворачиваем карточку. На обратной стороне карточек написаны слова: СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ. Карточки расположены в произвольном порядке.)

За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.”)

Как работал Балда? (“Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.”).

За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (“Лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года”)

Кого послал старый бес соревноваться с Балдой в хитрости ? (“…вышлю к тебе внука”)

- Ребята, составьте из этих слов название сказки, которую мы сейчас обсуждаем.

VII. Инсценирование отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”

- Догадались, какая сказка? (…)

- Молодцы! А скажите пожалуйста,

- Сколько лет рыбачил старик? (“Он рыбачил тридцать лет и три года”)

- Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку? (2 раза)

- Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4: корыто, изба, дворянка, царица)

VIII. Итог урока.

- Вы так хорошо работали на уроке, молодцы! Мы надеемся, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте по классам количество карточек и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

- А закончить наш урок я хочу стихами

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

в 1 классе

По сказкам А.С. Пушкина

Учитель:

Новожилова И.Ю.

Владимир 2014г

«Там на неведомых дорожках»    

Урок литературного чтения

по сказкам А. С. Пушкина.

                               

Урок – путешествие.

Цель: привить любовь к чтению, расширить знания о сказках А. С. Пушкина.

Оборудование: рисунки по сказкам А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, диски с мультфильмами «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», телевизор, магнитофон, запись музыки с произведениями русских классиков, карточки с заданиями для викторины, паровозик с вагончиками для путешествия, реквизит для сценок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Звучит музыка Штрауса «Сказки Венского леса». –Все мы, взрослые, родом из детства – вспоминаем своё  детство, как волшебный сон. Наверное, вам родители говорили: «Как бы я хотела сейчас оказаться на твоём месте, стать такой же маленькой как ты». Счастливы те дети, у кого есть бабушки, которые, с любовью, перед сном рассказывают сказки.

Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где ещё, как не здесь, можно видеть бочку плывущую по волнам океана, золотую рыбку, исполняющую желания, волшебное зеркальце?

Мы любим сказки со счастливым концом, но не все такие. Через сказки мы познаём жизнь.

Все мы с детства знакомы со сказками А. С. Пушкина. Ещё совсем маленьким вам рассказывали «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о золотом петушке». Вы уносились в тридевятое царство вместе с героями сказок А. С. Пушкина. Прекрасен мир сказок!

  1. Объявление темы и результатов урока.

Учитель:

Сегодня наш урок будет необычным. Этот урок – путешествие по сказкам А. С. Пушкина. Путешествовать мы будем по станциям на маленьком паровозике и останавливаться «Там на неведомых дорожках». Будьте активны и внимательны. За каждый правильный ответ вам будут вручаться жетоны. В конце урока подведём итоги, определим победителя.

Ребята, отправляемся в путешествие!

1 станция: «Узнавай-ка».

О жизни и творчестве поэта.

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

 - Ребята, а  какие сказки А. С. Пушкина знаете вы?

Дети называют сказки

- Молодцы! Поехали дальше на нашем паровозике.

2 станция: «Расскажи-ка».

Учитель:

Ребята, расскажите отрывки из сказок, которые вы приготовили.

Отрывок «У Лукоморья», сценки из сказок.

Ведущий: 

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости

Князь Гвидон зовёт их в гости.

Он их кормит и поит

И ответ держать велит.

Князь Гвидон: встаёт с трона и делает шаг к гостям.

Чем вы гости торг ведёте

И куда теперь плывёте?

Корабельщики в ответ:

Мы объехали весь свет

Торговали соболями

Чернобурыми лисами

А теперь нам вышел срок

Едем прямо на восток

Мимо острова буяна

В царство славного Салтана.

Князь им вымолвил тогда:

Князь Гвидон:

Добрый путь вам господа,

По морю, по окияну

К славному царю салтану

От меня ему поклон.

Ведущий:

Гости в путь, а князь Гвидон

С берега душой печальной

Провожает бег их дальний.

Глядь поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

 

Звучит музыка, в танце выходит царевна-лебедь и подходит к князю Гвидону.

Царевна-лебедь:

Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?

Говорит она ему.

Князь печально отвечает.

Князь:

Грусть-тоска меня съедает,

Одолела молодца

Видеть я б хотел отца.

Лебедь князю:

Вот в чём горе.

Ну, послушай, хочешь в море?

Полететь за кораблём?

Будь же, князь, ты комаром.

Ведущий:

И крылами замахала,

Воду с шумом расплескала

И обрызгала его

С головы до ног всего.

Тут он в точку уменьшился

Комаром оборотился

(на этих словах Гвидон крутится вокруг себя и убегает за кулисы)

Полетел и запищал

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корабль - и в щель забился.  

2 сценка.

Царица выходит на сцену и красуется с зеркалом.

1 служанка:

Правду молвить молодица уж и впрямь была царица

Высока, стройна, бела, и умом и всем взяла.

2 служанка:

Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива.

Ей в приданое дано было зеркальце одно.

3 служанка:

Свойство зеркальце имело: говорить оно умело.

С ним одним она была добродушна, весела,

С ним приветливо шутила и кривляясь говорила.

Царица:

Свет, мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи.

Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

        

И ей зеркальце в ответ:

Ты прекрасна, спору нет

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущий:

И царица хохотать, и плечами пожимать.

И подмигивать глазами, и прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась, гордо в зеркальце глядясь.

3 сценка.

На сцену выходят поп, за ним попадья и попёнок, осматривают товар. Им навстречу Балда.

Ведущий:

Жил был поп толоконный лоб.

Пошёл поп по базару посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда идёт сам не зная куда.

Балда:

Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?

Поп ему в ответ:

Нужен мне работник повар, конюх, плотник

А где найти такого служителя не слишком дорогого.

Балда:

Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно

В год за три щелчка тебе по лбу

Есть мне давай варёную полбу.

Ведущий:

Призадумался поп, стал почёсывать себе лоб,

Щёлк щелчку ведь рознь,

Да понадеялся он на русский авось.

3 станция «Посмотри-ка».

Просмотр отрывков из мультфильмов «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане».

Учитель:

Продолжаем наше путешествие и следующая остановка….

4 станция «Угадай-ка»

Ребята, сейчас вас ждёт викторина по сказкам Пушкина. Викторина называется «Там на неведомых дорожках».

1 задание: угадать сказку по рисункам, среди рисунков найти лишнюю сказку.

2 задание: отгадать название сказки.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна.

Пошёл, сел у берега моря, там он стал верёвку крутить

Да конец её в море мочить…

Отгадать персонаж и из какой сказки.

Кто это такая разнаряженная?

В дорогой собольей душегрейке, жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни, на ногах красные сапожки.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выплывает будто пава,

А как речь-то говорит, словно реченька журчит.

Между тем росла, росла, поднялась – и расцвела.

Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.

5 станция: «Нарисуй-ка».

Конкурс рисунков по сказкам А. С. Пушкина. Ребята работают под музыку по произведениям русских композиторов.

Рисунки помещаются на выставочный стенд.

  1. Подведение итогов урока.

Молодцы! Закончилось наше путешествие. Мы говорим А. С. Пушкину и его книгам «До скорого свидания!»

Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте не только его сказки, но и стихи о дружбе, о природе, о любви к родине, его повести, поэмы и романы.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

В презентазии даны задания на знание сказки, на логические соответствия, словарная работа, подобраны иллюстрации к образу меняющегося моря. В презентации использованы гиперссылки....

Литературный турнир по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Этот материал поможет учителю начальных классов при проведении уроков внеклассного чтения....

Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...

«Викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3 классов для обобщения знаний по произведениям Пушкина».

Цель: обобщить знания детей по произведениям А.С. Пушкина Задачи: - умение узнавать по цитатам из сказок произведения А.С. Пушкина - развитие внимания, памяти, мышления у учащихся - воспитание нр...

Кроссворд по сказкам А.С. Пушкина в рамках Недели памяти А.С. Пушкина.

Данная работа представляет собой кроссворд по сказкам великого писателя и поэта А.С. Пушкина, который можно использоватть на уроках литературного чтения в начальной школе....

Сценарий праздника, посвященный инсценировкам по сказкам А.С. Пушкина " Мой Пушкин".

Совместно с воспитателями, родителями и детьми 2, 3, 4 классов был подготовлен праздник, приуроченный к году литературы.Мы решили взять сказки Пушкина. т. к. в них много мудрого, ценного, понятно...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....