Урок по теме «Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Мазурова Татьяна Валериевна

Урок внеклассного чтения по повести Л.Н. Толстого "Кавказский пленник" (4 класс) с компьютерной презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kavk.docx22.24 КБ
Office presentation icon tolstoy_2.ppt1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по теме «Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

      Цели урока

      Образовательные:

  •  расширять знания детей  о творчестве Л.Н. Толстого;
  • познакомить с повестью «Кавказский пленник»;
  •  рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, научить делать сравнительную характеристику героев

    Развивающие:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения;
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
  •  формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
  •  учить сжато излагать повествовательный текст;
  •  развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
  •  продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

 Воспитательные: 

  • воспитание общечеловеческих ценностей;
  • умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

 Начинается урок.

II .Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве великого русского писателя, нашего земляка, Л.Н. Толстого (доклады детей о жизни Толстого).

Толстой Лев Николаевич, граф - гениальный русский писатель, один из величайших писателей мира. Родился в 1828 году в помещичьей усадьбе Ясная Поляна, близ г. Тула. Отец его - граф Николай ИЛЬИЧ Толстой умер, когда мальчику было девять лет, мать, урожденная княжна Мария Николаевна Волконская, умерла, когда ему не исполнилось еще и двух лет. Воспитательницей будущего писателя стала дальняя родственница Толстых Татьяна Александровна Ергольская.

От матери, по мнению биографов, он унаследовал «свою редкостную искренность», от тетушки Т.А Ергольской - душевную чуткость и щедрость, «умение придумывать и рассказывать».

Большую часть своей жизни Толстой провел в Ясной Поляне, где было написано большинство его произведений. Лев Николаевич Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений - 90 томов!

Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное, он очень любил детей. Тогда еще было очень мало школ, дети бедных вообще не могли учиться. Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу, написал учебник для детей и сам учил их. Потом он способствовал открытию школ по всей округе, а также издавал педагогический журнал «Ясная Поляна».

В конце жизни Лев Николаевич решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, начинает заниматься благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своем имении.

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. В ночь на 28 октября писатель тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово, где и умер. 10 ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

III. Повторение.

-На уроках чтения мы читали много произведений этого автора. Проверим, хорошо ли вы их знаете (чтение отрывков, узнавание произведений).

IV. Изучение повести «Кавказский пленник».

1.Вводное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением великого писателя «Кавказский пленник». Нужно сказать, что сам Толстой прожил на Кавказе три года. Его уговорил туда поехать старший брат Николай.  Л.Н. Толстой участвовал в военных действиях. Он полюбил этот край, где соединились две противоположные вещи война и свобода. Этот край вдохновил его на написание ряда произведений, одним из которых стал «Кавказский пленник».

2.Анализ произведения.

-Кто является главными героями произведения? Расскажите о них.

-В какую трудную ситуацию они попадают? Как это случилось?

Проблемный вопрос:

-Два героя, а повесть называется «Кавказский пленник». Кто же из них действительно является пленником? На этот вопрос нам предстоит найти ответ.

Нужно сказать, что в 1975 году грузинскими кинематографистами был создан художественный фильм по этой повести, который поможет нам понять главную мысль произведения и ответить на поставленный вопрос. Посмотрите эпизод, о котором мы сейчас говорили.

-Как данный эпизод характеризует героев?

-Как решили татары распорядиться жизнями Жилина и Костылина?

-Как оба героя реагируют на их решение? Найдите во 2 главе разговор Жилина с татарами и зачитайте. О каких качествах характера это говорит?

-Как ведут себя герои в плену? Чем пытаются себя занять? Какие отношения сложились у них с местными жителями? Найдите в 3 главе отрывки, которые я буду читать и продолжите чтение.

-Что хотел нам сказать Толстой в этой главе?

Подведем итоги нашей беседы. Для этого обратимся к схеме. Перед нами два

героя русской армии, которые попадают в плен:

- их отношение к матерям,

- их отношения между собой,

- их отношения к татарам,

- их отношение к Дине.

3. Работа группами:

- Выберите из всех качеств те, которые одному герою помогают, а другому

мешают в преодолении трудностей (1 вариант - Жилин, 2 вариант - Костылин).

Проверка.

- Какой литературный прием использует автор? (Противопоставление)

- Обратите внимание на фамилии героев. Как вы думаете, случайно ли это? Что

означают их фамилии? ( Работа со словарем)

4. Заключительная работа по произведению.

- Как заканчивается повесть? Расскажите.

- Посмотрите момент спасения Жилина и скажите, почему татары подарили ему жизнь,

 -Какова же судьба Костылина?

5. Творческое задание (работа в парах).

- Придумайте продолжение повести. Как могла сложиться дальнейшая жизнь этих офицеров?

6.  Вывод.

-Так кто же по вашему мнению является пленником? Почему?

VI. Уроки Толстого.

- Что же хотел сказать Толстой этой повестью? Чему научить? (Выводы прочитать).

VII. Рефлексия

- Что нового вы открыли для себя на уроке? Как бы вы оценили свою работу? Кому при изучении данного произведения потребовалась помощь учителя?

Домашнее задание.

Написать сочинение «Чем мне понравился рассказ?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Л.Н. ТОЛСТОЙ – ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ» 1828 -1910

Слайд 2

Ясная Поляна

Слайд 4

В доме Л.Н.Толстого

Слайд 5

Кабинет Л.Н. Толстого

Слайд 8

Могила Л.Н. Толстого в Ясной Поляне

Слайд 9

Задание 1 Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Узнай произведение :

Слайд 10

Задание 2 Были брат и сестра - Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли подле амбара и услыхали - над головой что-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла внизу и спрашивала: «Нашел? Нашел?» Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: «Нашел! Наша кошка... И у нее котята; такие чудесные; иди сюда скорее».

Слайд 11

Задание 3 На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им было тесно в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Слайд 12

Задание 4 В Лондоне показывали диких зверей и за просмотр брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям. Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение .

Слайд 13

Задание 5 Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи передразнивала людей, и видно было - она знала, что ею забавляются.

Слайд 14

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (1872)

Слайд 15

Жилин и Костылин

Слайд 16

В плену

Слайд 17

Жилин, Костылин и татары

Слайд 18

Жилин и Дина

Слайд 20

деятельный слабый отважный смелый настойчивый трудолюбивый трусливый любящий внимательный пассивный великодушный равнодушный отзывчивый порядочный жалкий беспечный Дайте характеристику героям:

Слайд 21

Жилин Костылин деятельный слабый смелый равнодушный трудолюбивый пассивный любящий беспечный порядочный трусливый отзывчивый жалкий великодушный внимательный отважный

Слайд 22

1) Уважай человеческое достоинство в каждом. 2) «Делай все по возможности сам». 3) Бойся нечуткости, внутренней грубости, невнимания к людям. 4) Будь всегда тверд и стоек. 5)«Будь организованным», «рационализатором самого себя». 6)Учись выживать в любой ситуации, не перекладывай свои проблемы на других людей. Уроки Л.Н. Толстого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

литературное чтение 2класс "Школа России" конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Котёнок"

Тема урока: Л. Н. Толстой «Котёнок» Цели урока:-знакомство с рассказом;-учиться составлять план;-развивать логическое мышление;-художественно творческие и познавательные способности; -эмоци...

Конспект урока по теме: Л. Н. Толстой Филипок.

Конспект урока во 2 классе  по произведению Л. Н. Толстого " Филипок"....

Презентация к конспекту урока по теме: «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»

Иллюстрации к уроку по литературному чтению «Л.Н. Толстой „Акула “. Поступок, продиктованный любовью»...

конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...

конспект урока по теме: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Этап урокаСодержаниеДеятельностьучителяДеятельностьученикаУУДМотивационный На доске таблички:Ясная Поляна, муравейное братство, зеленая палочка.- Что означает каждое из этих словосочетаний ...