Разработка урока по чтению .
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Щебуняева Вера Анатольевна

О.В. Кубасова  «Любимые страницы» УМК «Гармония»

 

Конспект урока

 

Тема: Герой глазами автора и читателя. Е. Пермяк «Волшебные краски»

 

Цели:

·        познакомить с творчеством Е. Пермяка;

·        воспитывать трудолюбие; умение видеть прекрасное;

·        развивать речевые умения; воображение; творческие способности.

Задачи:

1. Формировать умение ориентироваться в книге, формулировать      вопросы и ответы.

2. Объяснить смысл нравственных понятий.

3. Содействовать применению на практике этих нравственных качеств.

4. Развивать речь,  скорочтение, интонационную выразительность, умение строить предложения.

5. Воспитывать надёжность, верность, трудолюбие; умение видеть прекрасное; развивать речевые умения; воображение; творческие способности.

Оборудование: портрет Е. Пермяка,   выставка книг для детей Е.Пермяка, карточки с пословицами, толковый словарь, словарь антонимов-синонимов,  компьютер,  презентация, смешарики-картинки.

 

Ход урока:

1.     Организационный момент

Учитель:

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Учитель:

Возьмите друг друга за руки - почувствуйте тепло рук ваших товарищей. Улыбнитесь…  тихо сели.

Проверьте  положение рук,  ног,  спины.

 

2.Артикуляционная гимнастика:

 

Учитель:

Итак, начнём урок с речевой разминки.  Внимание на слайд.                                                                                                  (1слайд)

           Прочитайте это четверостишье Владимира Маяковского

Если мальчик любит труд,

Тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут,

Он хороший мальчик.

Учитель:  губами

Учитель:  про себя ( приложить палец к губам)

Учитель:  хором

Учитель:  закройте глаза,  повторите,    открыли  глазки.

Учитель: кто запомнил и может рассказать по памяти. (2-3 человека)

                                                                                  (убрать  слайд)

Учитель: Что любил мальчик? ( трудиться)

Учитель: Какие пословицы о труде вы знаете? ( дети отвечают)

( Пословица - народная мудрость, жизненный опыт.)

3.Работа в парах:                                                                          (2слайд)

Учитель: На парте у вас лежит карточка,  возьмите в руки простой карандаш,  внимательно прочитайте, обсудите и выберите пословицу о труде, подчеркните её. Чья  пара готова покажите,  руки сцепив в замок.

 

     

Учитель: Объясните значение этой пословицы.

Учитель:  Если вас заинтересовало  произведение В. Маяковского, я предлагаю взять вам эту  книгу в библиотеке и прочитать.

 

4.  Актуализация знаний

 Учитель: А как вы думаете ТРУД- это важное слово?

 Учитель: А вы любите трудиться?

 Учитель: Скажите,  а для учеников какой главный труд в школе?  (учение)

5. Проверка домашнего задания

Учитель: Вот сейчас мы узнаем,  насколько хорошо вы потрудились дома.                                                                                           ( 3 слайд)

Учитель: Что надо было сделать?

 ( Пересказать сказку  «Две лягушки» Леонида Пантелеева и по желанию нарисовать  рисунок  к сказке)

Пересказ ( 2 ученика + рисунки выходят к доске). Делаем самооценку рисункам.

 

6.  Работа в тетради:

Откройте рабочую тетрадь стр.23 выполним задание 4. Соединим рисунки и слова (самостоятельно). Взаимопроверка.

                                        Внимание на слайд. ( Проверка на слайде 4).

Учитель:  - Какие  лягушки  были  по характеру?  (одна – храбрая,  сильная, весёлая, а другая - трусиха,  лентяйка,  соня)

Учитель: Если бы лягушки превратились в людей,  с какой вы бы подружились?

Учитель:  Почему?

Учитель:  Все эти качества помогли ей выжить.

7.Работа со словарём

Учитель:  Откройте словарь и найдите синоним к слову храбрый

    Храбрый - смелый, отважный. (ученик читает стр. 75)

   Подберите антоним к словам весёлая, сильная? (ученик читает)

 

Учитель:  Чему  учит эта сказка? ( ответы детей)

Учитель: Нельзя никогда сдаваться, опускать руки в трудных ситуациях « Пока силы есть надо бороться» т.е. Человек должен бороться до победного конца. Он должен быть сильным в любой ситуации.

 

ФИЗМИНУТКА:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,(5 раз)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (5 раз)

На лужайке мы присели (5 раз)

И за парты тихо сели.

 

Проверили локти у края, ноги на месте, спина прямая.

 

8. Постановка проблемы. Открытие нового.

 

Учитель: А сейчас пришло время познакомиться с новым произведением. Подсказкой будет стихотворение, которое вы сейчас услышите.(2 ученика читают наизусть)

 

Стихотворение « Подарили краски Васе»

Сл. Александровой.

Подарили краски Васе

В день рожденья.

Все на свете Вася красит-

Нет спасенья!

 

Вся квартира акварелью

 Размалевана.

И похож художник Вася

Стал на клоуна.

 

Вася выкрасил игрушки

И корзины.

Перепачкал все подушки

И картины.

 

Перелазал все окошки

И кровати.

Даже хвост покрасил кошке,

Кошке – Кате

 

Учитель: С кем мы познакомились?

Учитель: Как вы думаете, можно Васю назвать художником?       (нет)

Учитель: А почему?

Учитель: А кто такой художник? Как вы думаете? (ответы детей)

Учитель: А если бы у Васи были волшебные краски, стал бы он художником? Почему?

Не в красках сила, а в руках, которые создают произведения искусства.

Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь в нашем новом произведении?

(отвечают дети)

 

9. Постановка целей урока

Учитель:  сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Е.А. Пермяка и прочитаем новое произведение «Волшебные краски».

Учитель: Дети, кто помнит, с каким произведением мы знакомились на страницах учебника 1 класса?

 

«Для чего руки нужны» (про мальчика, который рассуждал…)

10. Биография                                                                                     (5 слайд)

 

Ученик: Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. В детстве будущий писатель получал знания не только из учебников, а из самой жизни. Е.А. Пермяк мечтал стать инженером, чтобы создавать машины.

Еще мальчиком он полюбим ремесла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.

 

Учитель: Литературой Евгений Пермяк увлекался еще в ранней юности. Он сочинял стихи, рассказы, очерки, а в начале 30-х годов заявил о себе как драматург.

За 40 лет работы в литературе Евгением Пермяком написаны десятки книг.

                                                                                               

                                                                                                      (слайд с книгами)

 

«Дедушкина копилка», «Памятные узелки», «На все цвета радуги». Творчество пользуется широкой популярностью у читателей, потому что всю жизнь он щедро отдавал людям тепло своего сердца. Умер писатель в 1982 году.

 

11.Словарная работа. Работа в парах:

12. Учитель: Откройте учебники на стр.38.

Учитель: Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении, давайте пофантазируем? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны!

13. Чтение текста: Учителем+ 5учеников+ по цепочке

14. Беседа по тексту.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?                               

Учитель: К какому жанру относится?

                                                                                                                  (9 слайд)

Учитель: Почему так решили? ( волшебство, вымысел)

Учитель: Назовите главного героя? ( мальчик) Опишите его?

Учитель: А кто-нибудь видел волшебные краски?

Учитель: Почему автор назвал своё произведение « Волшебные краски»? В чём волшебство? ( в цвете,  в яркости красок, то что краски оживали)

Учитель: А нужны ли мальчику краски, которые превратят рисунки в реальный мир?

 

15. Физминутка для глаз        

 

О чём мечтал мальчик, рисуя? зачитайте стр.40

Учитель: Кем стал мальчик, когда вырос? Что помогло мальчику добиться успеха? ( трудолюбие, упорство, доброта, старание)

Учитель: Зачитайте в словаре лексическое значение

АРХИТЕКТОР – специалист по сооружениям зданий.

                                                   (10 слайд)

16.Работа по содержанию:

 

Учитель: Научился  ли  мальчик рисовать в будущем? (да зачитайте стр.41)  

Учитель: Какой профессией он овладел? ( архитектором)     

Вывод:

Найдите и зачитайте главную мысль сказки? стр.41 (руки трудолюбивого,

настойчивого человека творят чудеса)

Учитель: А вы задумываетесь, кем вы станете в будущем? (ответы детей)

Но пока  у вас  одна профессия – учение!         

 

Учитель: А вы задумываетесь, кем вы станете в будущем? ( ответы детей)

 

                                                                                                        (11слайд)

 

17.Итог урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Как зовут автора произведения?

Какой жанр?

О каком важном качестве человека мы разговаривали?

Сегодня на уроке мы убедились, что Е.А. Пермяк отражает в своих произведениях главные достоинства человека: УМЕНИЕ, ТРУД, МАСТЕРСТВО.

 

Посмотри на пушистиков,  у них разное настроение выбери и раскрась пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя.

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

18. Домашнее задание: Выполнить рисунок в тетради, а для желающих нарисовать картину словами ( составить текст)

Оценивание.

Учитель:  Спасибо за хорошую работу. Урок окончен. 

                                                                                            (13 слайд)

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_permyak_volshchebnye_kraski.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

О.В. Кубасова  «Любимые страницы» УМК «Гармония»

Конспект урока

Тема: Герой глазами автора и читателя. Е. Пермяк «Волшебные краски»

Цели:

  • познакомить с творчеством Е. Пермяка;
  • воспитывать трудолюбие; умение видеть прекрасное;
  • развивать речевые умения; воображение; творческие способности.

Задачи:

1. Формировать умение ориентироваться в книге, формулировать      вопросы и ответы.

2. Объяснить смысл нравственных понятий.

3. Содействовать применению на практике этих нравственных качеств.

4. Развивать речь,  скорочтение, интонационную выразительность, умение строить предложения.

5. Воспитывать надёжность, верность, трудолюбие; умение видеть прекрасное; развивать речевые умения; воображение; творческие способности.

Оборудование: портрет Е. Пермяка,   выставка книг для детей Е.Пермяка, карточки с пословицами, толковый словарь, словарь антонимов-синонимов,  компьютер,  презентация, смешарики-картинки.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель:

Ребята, готовы к уроку?

На вас надеюсь я друзья!

Мы хороший дружный класс,

Всё получится у нас!

Учитель:

Возьмите друг друга за руки - почувствуйте тепло рук ваших товарищей. Улыбнитесь…  тихо сели.

Проверьте  положение рук,  ног,  спины.

2.Артикуляционная гимнастика:

Учитель: 

Итак, начнём урок с речевой разминки.  Внимание на слайд.

                                                                                                  (1слайд)

           Прочитайте это четверостишье Владимира Маяковского

Учитель:  губами

Учитель:  про себя ( приложить палец к губам)

Учитель:  хором

Учитель:  закройте глаза,  повторите,    открыли  глазки.

Учитель: кто запомнил и может рассказать по памяти. (2-3 человека)

                                                                                  (убрать  слайд)

Учитель: Что любил мальчик? ( трудиться)

Учитель: Какие пословицы о труде вы знаете? ( дети отвечают)

( Пословица - народная мудрость, жизненный опыт.)

3.Работа в парах:                                                                          (2слайд)

 

Учитель: На парте у вас лежит карточка,  возьмите в руки простой карандаш,  внимательно прочитайте, обсудите и выберите пословицу о труде, подчеркните её. Чья  пара готова покажите,  руки сцепив в замок.

         

Учитель: Объясните значение этой пословицы.

Учитель:  Если вас заинтересовало  произведение В. Маяковского, я предлагаю взять вам эту  книгу в библиотеке и прочитать.

4.  Актуализация знаний

 Учитель: А как вы думаете ТРУД- это важное слово?

 Учитель: А вы любите трудиться?

 Учитель: Скажите,  а для учеников какой главный труд в школе?  (учение)

5. Проверка домашнего задания

Учитель: Вот сейчас мы узнаем,  насколько хорошо вы потрудились дома.

                                                                                           ( 3 слайд)

Учитель: Что надо было сделать?

 ( Пересказать сказку  «Две лягушки» Леонида Пантелеева и по желанию нарисовать  рисунок  к сказке)

Пересказ ( 2 ученика + рисунки выходят к доске). Делаем самооценку рисункам.

6.  Работа в тетради: 

Откройте рабочую тетрадь стр.23 выполним задание 4. Соединим рисунки и слова (самостоятельно). Взаимопроверка.

                                        Внимание на слайд. ( Проверка на слайде 4).

Учитель:  - Какие  лягушки  были  по характеру?  (одна – храбрая,  сильная, весёлая, а другая - трусиха,  лентяйка,  соня)

Учитель: Если бы лягушки превратились в людей,  с какой вы бы подружились?

Учитель:  Почему?

Учитель:  Все эти качества помогли ей выжить.

7.Работа со словарём

Учитель:  Откройте словарь и найдите синоним к слову храбрый

    Храбрый - смелый, отважный. (ученик читает стр. 75)

   Подберите антоним к словам весёлая, сильная? (ученик читает)

Учитель:  Чему  учит эта сказка? ( ответы детей)

Учитель: Нельзя никогда сдаваться, опускать руки в трудных ситуациях « Пока силы есть надо бороться» т.е. Человек должен бороться до победного конца. Он должен быть сильным в любой ситуации.

ФИЗМИНУТКА:

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке,(5 раз)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (5 раз)

На лужайке мы присели (5 раз)

И за парты тихо сели.

Проверили локти у края, ноги на месте, спина прямая.

8. Постановка проблемы. Открытие нового.

Учитель: А сейчас пришло время познакомиться с новым произведением. Подсказкой будет стихотворение, которое вы сейчас услышите.(2 ученика читают наизусть)

Стихотворение « Подарили краски Васе»

Сл. Александровой.

Подарили краски Васе

В день рожденья.

Все на свете Вася красит-

Нет спасенья!

 

Вся квартира акварелью

 Размалевана.

И похож художник Вася

Стал на клоуна.

Вася выкрасил игрушки

И корзины.

Перепачкал все подушки

И картины.

Перелазал все окошки

И кровати.

Даже хвост покрасил кошке,

Кошке – Кате

Учитель: С кем мы познакомились?

Учитель: Как вы думаете, можно Васю назвать художником?       (нет)

Учитель: А почему?

Учитель: А кто такой художник? Как вы думаете? (ответы детей)

Учитель: А если бы у Васи были волшебные краски, стал бы он художником? Почему?

Не в красках сила, а в руках, которые создают произведения искусства.

Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь в нашем новом произведении?

(отвечают дети)

9. Постановка целей урока

Учитель:  сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством Е.А. Пермяка и прочитаем новое произведение «Волшебные краски».

Учитель: Дети, кто помнит, с каким произведением мы знакомились на страницах учебника 1 класса?

«Для чего руки нужны» (про мальчика, который рассуждал…)

10. Биография                                                                                     (5 слайд)

Ученик: Родился Евгений Андреевич 31 октября 1902 года в Перми. В детстве будущий писатель получал знания не только из учебников, а из самой жизни. Е.А. Пермяк мечтал стать инженером, чтобы создавать машины.

Еще мальчиком он полюбим ремесла и сам стал мастером на все руки. Топор и пила, рубанок и молоток стали его верными друзьями.

Учитель: Литературой Евгений Пермяк увлекался еще в ранней юности. Он сочинял стихи, рассказы, очерки, а в начале 30-х годов заявил о себе как драматург.

За 40 лет работы в литературе Евгением Пермяком написаны десятки книг.

                                                                                               

                                                                                                      (слайд с книгами)

«Дедушкина копилка», «Памятные узелки», «На все цвета радуги». Творчество пользуется широкой популярностью у читателей, потому что всю жизнь он щедро отдавал людям тепло своего сердца. Умер писатель в 1982 году.

11.Словарная работа. Работа в парах:

12. Учитель: Откройте учебники на стр.38.

Учитель: Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении, давайте пофантазируем? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны!

13. Чтение текста: Учителем+ 5учеников+ по цепочке

14. Беседа по тексту.

Учитель: Понравилось ли вам произведение?                                

Учитель: К какому жанру относится?

                                                                                                                     (9 слайд)

Учитель: Почему так решили? ( волшебство, вымысел)

Учитель: Назовите главного героя? ( мальчик) Опишите его?

Учитель: А кто-нибудь видел волшебные краски?

Учитель: Почему автор назвал своё произведение « Волшебные краски»? В чём волшебство? ( в цвете,  в яркости красок, то что краски оживали)

Учитель: А нужны ли мальчику краски, которые превратят рисунки в реальный мир?

15. Физминутка для глаз        

О чём мечтал мальчик, рисуя? зачитайте стр.40

Учитель: Кем стал мальчик, когда вырос? Что помогло мальчику добиться успеха? ( трудолюбие, упорство, доброта, старание)

Учитель: Зачитайте в словаре лексическое значение

АРХИТЕКТОР – специалист по сооружениям зданий.

                                                   (10 слайд)

16.Работа по содержанию:

Учитель: Научился  ли  мальчик рисовать в будущем? (да зачитайте стр.41)  

Учитель: Какой профессией он овладел? ( архитектором)      

Вывод:

Найдите и зачитайте главную мысль сказки? стр.41 (руки трудолюбивого,

настойчивого человека творят чудеса)

Учитель: А вы задумываетесь, кем вы станете в будущем? (ответы детей)

Но пока  у вас  одна профессия – учение!          

 

Учитель: А вы задумываетесь, кем вы станете в будущем? ( ответы детей)

                                                                                                          (11слайд)

17.Итог урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Как зовут автора произведения?

Какой жанр?

О каком важном качестве человека мы разговаривали?

Сегодня на уроке мы убедились, что Е.А. Пермяк отражает в своих произведениях главные достоинства человека: УМЕНИЕ, ТРУД, МАСТЕРСТВО.

 

Посмотри на пушистиков,  у них разное настроение выбери и раскрась пушистика, у которого такое же настроение, как у тебя.

А теперь потрите ладошки так, чтобы стало жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас!

18. Домашнее задание: Выполнить рисунок в тетради, а для желающих нарисовать картину словами ( составить текст)

Оценивание.

Учитель:  Спасибо за хорошую работу. Урок окончен.  

                                                                                            (13 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...