Разработка урока по чтению .
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Щебуняева Вера Анатольевна

 

Тема:  А.П. Чехов. Ванька.

Цели урока:

        образовательные

·        познакомить учащихся с биографией и творчеством  А.П.Чехова;

·        познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;

·        выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;

·        подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;

·        совершенствовать навык осознанного правильного чтения;

·        совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;

·        совершенствовать умение работать с текстом рассказа.

развивающие

·        развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

воспитательные

·        воспитывать интерес к произведениям русских классиков;

·        воспитывать нравственные качества.

Оборудование:  портрет А.П.Чехова,  выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари.

 

Методы и приёмы обучения

·         к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.

·        методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.

·        методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос

 

 

 

Характеристика этапов урока.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность.

 

Приветствует детей и настраивает их на работу.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

 

 

 

Дети приветствуют учителя.

2. Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Организует диалог с учащимися.

-- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое и отправимся во вторую половину 19 века.

-Слышали вы что-нибудь о крепостной неволе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны!

 

- О жизни одного из таких мальчиков написал рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов «Ванька». слайд

 

 

1. Сообщение подготовленного ученика.

- Во времена крепостного права помещик был полновластным хозяином крестьян. Закон разрешал помещику высечь крепостного розгами, заковать его в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Голод вынуждал многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, шахты, их отдавали в учение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам.

 

Высказывания детей

 

Дети называют тему урока.

 

 

 

 

3.Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: повторение знаний о литературных жанрах.

 

- На протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе, который как называется?

- К какому жанру относятся произведения в этом разделе? Докажите.

Герои прочитанных произведений заставляют нас о многом задуматься.

 

 

 

 

 Дети отвечают на вопрос учителя.

(раздел называется «Оглянись вокруг»)

 

Рассказы т.к. описаны реальные события.

 

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения.

 

Биография А.П. Чехова

 

Выставка книг  слайд

Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова (2 подготовленных ученика)

 

 

5.Знакомство с произведением.

Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста.

Чтение рассказа учитель +учащиеся.

- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?

 

Словарная работа.( Слайд)

Учитель читает словарное слово, а дети объясняют значение данного слова.

 

Произведение читают.

 Устное рисование.

 

Карточки со словами на каждой парте.

 

 

 

6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения.

Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

 

 

-Каким было положение Ваньки?

-Получит ли дедушка письмо?

-Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? слайд

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выборочное чтение.

7.Физкультминутка.

Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление.

Организует отдых и восстановление работоспособности.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем.

Поморгаем.

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. ( под музыкальное сопровождение)

8. Работа с текстом с опорой на выборочное чтение.

Цель: совершенствовать навык сознательного и беглого чтения.

 

-Выразительное чтение учителем драматической части рассказа.

 

Дайте характеристику Ваньке.

 

- Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми

 

-Чтение “как диктор”

 

-Пересказ

 

- Обобщение.

 

Учитель:

 

1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?

2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?

 

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение

 

 

 

 

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение.

 

Рассуждения детей.

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают.

 

 

Дети отвечают.

 

9. Обобщение.

Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.

Ведёт беседу обобщающего характера.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?

 

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах и делают вывод.

 

 

 

10. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Учитель предлагает оценить свою деятельность.

Оценивают свою деятельность.

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило…

Я почувствовал, что…

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

 

 

 

11. Домашнее задание.

Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.

Учитель даёт домашнее задание по выбору.

а) составить словесный портрет Ваньки с привлечением текста

б) рассуждение на тему: «Могла ли жизнь Ваньки измениться»?

в) нарисовать иллюстрацию к рассказу

Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_chtenie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема:  А.П. Чехов. Ванька.

Цели урока:

        образовательные

  • познакомить учащихся с биографией и творчеством  А.П.Чехова;
  • познакомить с содержанием рассказа А.П.Чехова « Ванька»;
  • выяснить с детьми, как жил их ровесник, живший 200 лет назад;
  • подвести детей к выводу о тяжёлой судьбе крепостных людей;
  • совершенствовать навык осознанного правильного чтения;
  • совершенствовать умение работать с иллюстрациями рассказа;
  • совершенствовать умение работать с текстом рассказа.

развивающие

  • развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность.

воспитательные

  • воспитывать интерес к произведениям русских классиков;
  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование:  портрет А.П.Чехова,  выставка некоторых литературных произведений А.П.Чехова, старинная чернильница, перо, свеча, презентация «А.П.Чехов «Ванька», толковые словари.

Методы и приёмы обучения

  •  к методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, используемые на данном уроке, относятся: словесные, наглядно-практические, индуктивные и дедуктивные, проблемно-поисковые.
  • методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: создание эмоционально-нравственных ситуаций, учебная дискуссия.
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: фронтальный и индивидуальный опрос

Характеристика этапов урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Самоопределение к деятельности.

Цель: проверить готовность к уроку и настроить детей на учебную активную деятельность.

Приветствует детей и настраивает их на работу.

Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Дети приветствуют учителя.

2. Постановка темы и цели урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы и цели урока.

Организует диалог с учащимися.

-- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое и отправимся во вторую половину 19 века.

-Слышали вы что-нибудь о крепостной неволе?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о чём расскажет автор в этом произведении? Ваши предположения? А теперь проверим, насколько вы точны!

- О жизни одного из таких мальчиков написал рассказ великий русский писатель Антон Павлович Чехов «Ванька». слайд 

1. Сообщение подготовленного ученика.

- Во времена крепостного права помещик был полновластным хозяином крестьян. Закон разрешал помещику высечь крепостного розгами, заковать его в кандалы, отправить в ссылку в Сибирь. Крестьян меняли на породистых собак, продавали целыми деревнями или поодиночке, разбивая семьи. Голод вынуждал многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, шахты, их отдавали в учение к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам.

Высказывания детей

Дети называют тему урока.

3.Актуализация полученных ранее знаний.

Цель: повторение знаний о литературных жанрах.

- На протяжении нескольких уроков мы работаем в разделе, который как называется?

- К какому жанру относятся произведения в этом разделе? Докажите.

Герои прочитанных произведений заставляют нас о многом задуматься.

 Дети отвечают на вопрос учителя.

(раздел называется «Оглянись вокруг»)

Рассказы т.к. описаны реальные события.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

4.Подготовка к первичному восприятию.

Цель: создание эмоционального настроя детей на восприятие художественного произведения.

Биография А.П. Чехова

Выставка книг  слайд

Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова (2 подготовленных ученика)

5.Знакомство с произведением.

Цель: совершенствовать навык сознательного чтения, умение видеть последовательность событий, видеть жанровые особенности текста.

Чтение рассказа учитель +учащиеся.

- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?

Словарная работа.( Слайд)

Учитель читает словарное слово, а дети объясняют значение данного слова. 

Произведение читают.

 Устное рисование.

Карточки со словами на каждой парте.

6. Беседа по первичному восприятию текста и анализ прочитанного произведения.

Цель: выявить уровень понимания детьми сюжетной линии рассказа и провести глубокий анализ текста, развивать логическое мышление и речь детей.

-Каким было положение Ваньки?

-Получит ли дедушка письмо?

-Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматической? слайд

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Выборочное чтение.

7.Физкультминутка.

Цель: восстановить работоспособность, помочь снять утомление.

Организует отдых и восстановление работоспособности.

Вы, наверное, устали?

И поэтому все встали.

Ручками похлопали, ножками потопали.

Покружились, повертелись.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем.

Поморгаем.

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения. Восстанавливают работоспособность. ( под музыкальное сопровождение)

8. Работа с текстом с опорой на выборочное чтение.

Цель: совершенствовать навык сознательного и беглого чтения.

-Выразительное чтение учителем драматической части рассказа.

Дайте характеристику Ваньке.

- Чтение “с увеличением темпа чтения” детьми

-Чтение “как диктор”

-Пересказ

- Обобщение.

Учитель:

1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?

2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

4. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение

Дети работают с учебником, используя выборочное чтение.

Рассуждения детей.

Учащиеся работают в парах, выбирают правильный ответ и доказывают.

Дети отвечают.

9. Обобщение.

Цель: обобщить и закрепить знания полученные на уроке, сделать вывод по анализу произведения.

Ведёт беседу обобщающего характера.

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова “Ванька”?

Учащиеся работают в группах и делают вывод.

10. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей деятельности.

Учитель предлагает оценить свою деятельность.

Оценивают свою деятельность.

Сегодня на уроке я узнал…

Меня удивило…

Я почувствовал, что…

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

11. Домашнее задание.

Цель: совершенствование читательских навыков в форме творческой работы.

Учитель даёт домашнее задание по выбору.

а) составить словесный портрет Ваньки с привлечением текста

б) рассуждение на тему: «Могла ли жизнь Ваньки измениться»?

в) нарисовать иллюстрацию к рассказу

Учащиеся выбирают задание и записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по чтению во втором классе по программе «Школа 2100» Тема урока. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на Крыше».

        развивать интерес к чтению через знакомство со сказками,          познакомить с творчеством  А.Линдгрен и ее ...

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...