Формирование навыков рационального чтения
статья по чтению (3 класс) на тему

Капитанова Галина Сергеевна

статья "Формирование навыков рационального чтения" в помощь учителю 3-4 классов по совершенствованию навыков чтения у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navykov_ratsionalnogo_chteniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков рационального чтения

Капитанова Галина Сергеевна, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1» Чамзинского района.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дени Дидро много лет тому назад.

В.А.Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.

Навыки рационального чтения, как и многие другие навыки, вырабатываются, закрепляются, а затем используются на практике наиболее эффективно, если в начале устраняются недостатки, препятствия, мешающие наиболее полной реализации читательских возможностей.

Одним из наиболее «опасных» недостатков при чтении является НЕУВЕРЕННОСТЬ ученика в достаточно хорошем усвоении содержания прочитываемого материала в случае, когда ему приходится увеличить скорость чтения. Многие же школьники свыклись с невысоким качеством усвоения информации даже при небольшой скорости чтения и считают вполне нормальным 30-60% запоминание после первого прочтения.

Моя цель – выработать новую установку – уверенность в полном усвоении (понимании и запоминании) прочитанного. Необходимо  создать в себе психическую установку: «ЧИТАЮ БЫСТРО И УВЕРЕННО!»

У некоторых учеников вследствие НЕУВЕРЕННОСТИ в хорошем усвоении материала развивается еще один недостаток – НЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОЗВРАТЫ к прочитанным словам, строчкам, абзацам, а иногда и страницам. Следует отметить, что речь идет не о возвратах с целью уточнения смысла или более глубокого осознания, анализа изучаемого материала, а о возвратах необязательных, которых могло и не быть, если бы материал читался более внимательно, без отвлечения на посторонние мысли, не связанные с содержанием текста. Вспомните, наверное, и Вы ловили себя на том, что вновь и вновь перечитываете одну и ту же строчку или один и тот же абзац, что думаете не о читаемом, а о чем-то постороннем.

Существенным недостатком обычного чтения является также УЗКОЕ ПОЛЕ ОДНОМОМЕНТНОГО ВОСПРИЯТИЯ (Но не поля видения – видим мы достаточно широко. Так страницу мы видим целиком, но одномоментное или за одну фиксацию взгляда не воспринимаем ее содержание).

Еще в 1990 году я заинтересовалась методикой освоения навыков рационального чтения, созданной на основе большого практического опыта и лучших разработок специалистов Франции, ГДР, СССР (в то время) президентом ассоциации «Чтение» М.А.Зигановым.

Под его руководством была создана «Всесоюзная школа рационального чтения». В программе обучения: скорочтение, укрепление памяти и развитие внимания, аутогенная тренировка.

Обучение на заочном отделении данной школы в г. Москве позволило мне овладеть перечисленными практическими навыками. Затем я решила попробовать применить некоторые приемы на уроках литературного чтения, назвав эту часть урока «Пятиминутки».

И вот уже в течение нескольких лет, начиная с 3-го класса, я использую упражнения, помогающие детям достаточно хорошо усвоить содержание прочитанного при увеличивающейся скорости чтения, устранить непродуктивные возвраты к прочитанному.

Для достижения поставленных выше целей используется целый ряд многофункциональных упражнений, но я опишу только те из них, которые чаще всего применяла на уроках.

Упражнение №1. «Чтение методом ритмических фиксаций (МРФ)»

Читать простые для понимания текстом методом скачкообразного перебрасывания взгляда на каждый удар звучащего ритма (например, музыкального ритма, ритма метронома и т.п.) или на произносимый про себя ритмический счет: «Раз – два, раз – два, раз – два…». Если строки текста содержат до 30 знаков (букв), то взгляд следует бросать на начало и конец каждой строки, т.е. фиксировать его два раза на каждой строке. Если строки содержат более 30 знаков, то нужно фиксировать взгляд три раза на каждой строке: в начале, в середине, в конце.

Примечание. Следует иметь ввиду, что в зависимости от темпа звучащего ритма, а также от сложности содержания информации необходимо подбирать число фиксаций на строках самостоятельно. Критерием правильности выполнения упражнения на первом этапе занятий является усвоение содержания текста на 20-40%. Через одну-две недели занятий качество усвоения материала при чтении методом ритмических фиксаций (МРФ) станет таким же высоким, как и при обычном чтении.

Упражнение №2. «Чтение методом ритмических скольжений (МРС)»

Читать простые для понимания тексты описательного характера (желательно без прямой речи) следующим образом: на один удар ритма фиксировать взгляд на начале строки, а на другой удар – проскользить взглядом вдоль строки, т.е. от точки фиксации до конца строки. Чтение от строки к строке должно быть без пауз, непрерывным. Очень эффективно проводится чтение МРС под ритмическую музыку, у которой первые удары – четкие, вторые – «смазанные».

Примечание. Как правило, многие ученики после 2-3-х недель занятий начинают использовать чтение МРФ и МРС не только для тренировки, но и для нормального чтения, поскольку чтение этими методами нередко доставляет удовольствие, особенно когда берутся смешные рассказы, юморески, либо тексты, дающие описание пейзажей и т.п.

Упражнение №3. «Чтение методом принудительной артикуляции (МПА)»

Читать тексты, одновременно механически подсчитывая про себя количество прочитываемых слов. Счет вести до 30-ти. Досчитав до 30-ти, начинайте считать заново. Подсчитывать можно не все слова, а только те, которым успеете присвоить порядковый номер. Предлоги можно не считать. Считать нужно (про себя) четко, ясно, без пауз, непрерывно: «одиндватричетыре…». Главное в упражнении – максимально возможное качество усвоения содержания читаемого при условии непрерывной работы мышц гортани, отвечающих за проговаривание (про себя!) чисел.

Упражнение №4. «Чтение методом форсирования скорости» (МФС)

Читать тексты перекрывая (сверху) одну за другой прочитанные строки. Перекрывать строки нужно листом плотной бумаги, ведя его рукой по странице сверху вниз. Лист бумаги передвигается со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке так, чтобы ученик каждый раз, прочитывая очередную строку, не успевал бы прочитать последние слова в каждой строке. Чтение проводится обычным способом (не МРФ и не МРС).

Примечание. Отработка психической установки (привычки) на УВЕРЕННОСТЬ В ДОСТАТОЧНО ПОЛНОМ УСВОЕНИИ ПРИ ПЕРВОМ ПРОЧТЕНИИ приводит, как правило, к устранению непродуктивных возвратов взгляда к прочитанному, но не усвоенному по причине НЕВНИМАТЕЛТНОСТИ (мысленного отвлечения во время чтения) материалу. Эта психическая установка наиболее эффективно нарабатывается при выполнении упражнения №4.

Результативность процесса чтения самым тесным образом связана с эффективностью работы памяти. Это единый, неразделимый процесс. Это позволяет тесно увязывать упражнения, повышающие скоростные возможности процесса чтения, с упражнениями, увеличивающими качество запоминания, а иногда и унифицировать их так, чтобы они развивали одновременно оба этих фактора.

Фундаментом высокопродуктивной ПАМЯТИ является ВНИМАНИЕ. Существуют различные формы внимания: аналитическое, масштабное, гибкое, углубленное и т.п., и предлагаемые для развития внимания упражнения учитывают это многообразие.

Упражнение №5. «Развитие масштабного внимания».

Как можно быстрее и с максимально возможным качеством усвоения читать тексты объемом в 0,5-1 тыс. знаков (ладонь, как правило, покрывает 1-1,5 тыс. знаков) с одновременным подсчитыванием в уме количества букв Ж. По окончании – проверить качество усвоения содержания текста, для чего мысленно вспомнить все факты текста и оценить полноту усвоения путем повторного прочтения, а также проверить правильность подсчета букв Ж.

Упражнение №6. «Развитие масштабного и гибкого внимания».

Просматривая газетную страницу за 5минут с целью поверхностного уяснения содержания всех текстов (хотя бы на 30%), найти три трехзначных числа, записанных словами, два названия профессий, шесть фамилий и понять их смысловое значение в контексте прочитанного материала.

Упражнение №7. «Развитие гибкого внимания, отработка умения мгновенно концентрировать и расслаблять внимание».

Просматривая газетную страницу при поверхностном уяснении содержания всех текстов приблизительно на 20-30% за минимальное время (примерно за 2-5 мин.) найти максимальное число, записанное либо цифрами, либо словами.

Упражнением №8. «Развитие комплексного внимания».

Читать два разных текста попеременно по небольшим частям, затрачивая на каждую из частей 5-10 секунд. Прерывать чтение можно на любом месте даже в середине предложения. Для удобства – место прерывания фиксировать пальцем. Нужно за минимальное время с максимальным качеством усвоить содержание обоих текстов.

Упражнение №9. «Развитие аналитического внимания».

В школе, в классе и других местах вынужденного времяпровождения выбрать объект наблюдения (кабинет, учитель, ученик и т.п.) за ограниченное время аналитически обследовать его, отвести взгляд в сторону и мысленно описать внешние признаки, свойства и любые другие его качества, описание производить в виде устных ответов на поставленные Вами же вопросы.

Для повышения продуктивности памяти необходимо, помимо развития внимания, избавиться от существенного комплекса недостатков, отрицательно влияющих на качество запоминания. К таким недостаткам относятся:

  1. Отсутствие системного подхода при подготовке к чтению (осознание того, что определенная подготовка к чтению, выработка соответствующего внутреннего настроя – обязательны. Многие же читатели подсознательно настроены на «авось», мол как прочитается, так и причитается, часто интересует скорее сам процесс чтения, чем его результаты).
  2. Бесплановость чтения (читается все, что попадается и когда попадается под руку).
  3. Неопределенность временных рамок чтения (не ставится перед собой задача ограничения времени чтения на определенные объемы информации).
  4. Психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов, как сиюминутный интерес к содержанию прочитываемого, настроение, неуверенность в возможности эффективного усвоения и т.п.

Установлено и подтверждено практикой, что чтение проходит легко и читаемое хорошо запоминается, если ОСОЗНАНА НЕОБХОДИМОСТЬ чтения данного материала, ясно ОЩУТИМЫ СТИМУЛЫ для продуктивного чтения, ОПРЕДЕЛЕНА ЦЕЛЬ. В таких случаях ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС и непосредственно к самому чтению и к его результатам, а интерес уже гарантирует УСПЕХ. Предлагаемое упражнение не требует большого количества специально отводимого времени и выполняется при обычном, повседневном чтении газет, журналов, книг, изучении учебного материала. Это упражнение вырабатывает в читателе НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, которые не только способствуют скорочтению, но и значительно повышают продуктивность памяти.

Главный принцип данной методики – «Не навреди!». К каждому ученику подходить индивидуально, а это уже тема другого разговора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков осознанного чтения на уроках литературного чтения

В данной статье говорится о формировании навыков осознанного чтения на уроках чтения...

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы рационального питания

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. Организ...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе

Статья содержит методику работы по навыку формирования смыслового чтения...

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.

Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять с...