Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне»
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему

Гришина Елена Адольфовна

План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)

Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.

Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yu.yakovlev.rar925.07 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия в 3 «А», 3 «Б» классах. Февраль 2015г. (предмет-риторика)

Учителя : Масошина Л.В.,Гришина Е.А.

Интеллектуальная игра «Рассказы Юрия Яковлева о войне» («Сапер», «Друг капитана Гастелло», «Часовой», «Где стояла батарея», «Девочка с Васильевского острова»).

Оборудование:

  • Слайды с фактами биографии писателя, сведения по созданным им произведениям;
  • Карточки-задания для 4 групп учащихся (исторический раунд, раунд «Лексика», литературный раунд).

Цель работы:

Осмысление, анализ содержания рассказов Ю. Яковлева о войне в рамках Года Участника войны, воспитание чувства патриотизма, гражданственности.

Задачи:

  • учить детей устному высказыванию по содержанию литературного произведения;
  • учить высказывать собственное мнение по проблемным вопросам;
  • учить работать в группе;
  • Учить проведению рефлексами.

Ход занятия:

  1. Тематический индуктор.

Какое важное событие мы отмечаем в мае 2015 года? Под каким знаком проедет 2015 год? Сколько лет Великой Победе мы будем отмечать?

  1. Вступительное слово учителя.

Вечная память о павших Героях и подвиги. Самоотверженность и патриотизм. Что заставляет человека идти на подвиг?

  1. Знакомство с творчеством Ю.Яковлева (слайды)
  2. Интеллектуальная игра. Ответы команд судит жюри (3 человека из 10 класса). В кабинете 4 команды учащихся. Во главе команды- командир. Вопросы обсуждаются в группе в течении 1 минуты и распределены они по 3 направлениям (раундам):
  • Исторический раунд (вопросы, касающиеся истории России- начало и окончание войны, города-герои, герои Великой Отечественной);
  • Раунд «Лексика» предусматривает определение лексического значения слов военной тематики, в том числе встречающихся в рассказах Ю. Яковлева;
  • Литературный раунд, в котором для каждой команды определены по 4 вопроса, касающихся содержания, осмысления рассказов Яковлева. Причем, вопросы предусматривают не только передачу событий произведений, но и домысливание, представление, логические предположения.

Формы работы в ходе проведения занятия:

  • Устное словестное рисование;
  • Диспут (по вопросу №4 в литературном раунде);
  • Выразительное чтение.
  1. Подведение итогов работы по рассказам Ю. Яковлева.

Выразительное чтение стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».

  1. Рассказ учителя Масошиной Л.В. об участнике войны, награжденном медалями за отвагу, за победу над Японией, - Окорокове В. И. (отце Масошиной). Представление документов и чтение письма с фронта.
  2. Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.
  3. Награждение.
  4. Рефлексия.
  • Что было наиболее интересным в игре?
  • Понравилось ли тебе работать в группе?
  • Где ты искал информацию, необходимую для ответов на вопросы?
  • Как ты оцениваешь свою работу? Что помогло тебе победить?

Примеры заданий:

  1. Словарная работа:

Объясни лексическое значение слов патриотизм, артиллерия, самоотверженность, батарея, медсанбат, миномет, сапер, Рейхстаг, «Катюша», маршал.

  1. Вопросы исторического раунда:
  • Когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война?
  • Почему война называется Великой, Отечественной?
  • Назовите города-герои Великой Отечественной войны.(Москва, Керчь, Одесса и т.д.)
  • Назовите героев-участников Великой Отечественной войны (А. Матросов, Н. Гастелло, Зоя Космодемьянская, герои-молодогвардейцы, генерал Панфилов, пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнева и т.д.)
  • Кого из героев-участников войны, своих земляков вы знаете?
  1. Литературный раунд:
  • «Сапер»:
  • Как мальчик оказался в отделении милиции?
  • Какие чувства у вас вызывает дядька в черном плаще? Почему?
  • Для чего мальчик полез на чужой участок?
  • Почему милиционер не стал составлять протокол и отпустил мальчика?
  • «Часовой Петров»:
  • Что в мирное время охраняет Петров?
  • Один раз Петров заснул на посту. Как это было?
  • Как умирает Петров?
  • Почему в конце рассказа автор пишет, что Петров умер великой смертью солдата? Ведь он умер не в бою.
  • «Друг капитана Гастелло»:
  • Почему рассказ так называется?
  • Назовите героев рассказа.
  • Какие чувства у вас вызывает дядя Владя? Почему?
  • О чем говорят грязные ботинки дяди Влади?
  • Кого можно назвать друзьями капитан Гастелло? Почему?
  • «Где стояла батарея»:
  • Что вдруг вспомнил автор, когда оказался возле школы? (По какому признаку?)
  • Что раньше было на месте школы?
  • Что сделал автор, чтобы все узнали о батарее?
  • Что означают слова в конце рассказа: «здесь в годы войны стояла батарея. И поэтому здесь стоит школа»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие в 4 классе "Следов войны не заметут столетья..." в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"

Данное мероприятие посвящено 200 -летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Оно способствует формированию у младших школьников  чувства гордости за свою Родину и благодарность великим л...

Анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка" (4 класс)

В данной статье проводится подробный анализ рассказа Ю. Яковлева "Полосатая палка", предлагаются задания, раскрывающие идейно-художественное содержание произведения....

Интеллектуальная игра : "Знатоки истории Великой Отечественной войны"

Способствовать развитию интереса учащихся к истории, воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны....

Технологическая карта урока. «Каждый ли клёст может стать капитаном?» (Рассказ Юрия Коваля «Капитан Клюквин») (3 класс).

Конспект урока литературного чтения с использованием технологии формирования типа правильной читательской деятельности + презентация  к уроку....

Внеклассное чтение по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"

Разработка занятия внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася" преследовала основную нравственно-педагогическую идею: познакомить учеников с художественным произведением, ч...

Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»

Тест по рассказу Ю. Яковлева "Рыцарь Вася"...