Внеклассное чтение по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"
план-конспект занятия (4 класс)

Разработка занятия внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Рыцарь Вася" преследовала основную нравственно-педагогическую идею: познакомить учеников с художественным произведением, через которое осуществляется духовно-нравственное воспитание. Привить обучающимся такие понятия, как доброта, благородство, бескорыстие, доброе отношение к людям, ко всему, что нас окружает, дружелюбие, великодушие. Таким образом данное занятие направлено не только на обучение, но и воспитание. Развитие техники осмысленного чтения будет побуждать ребенка задуматься над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой. Эмоциональное восприятие произведения будет способствовать формированию личностных качеств, характеризующих отношение к другим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_chtenie_po_rasskazu_rytsar_vasya.doc786.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ В ГПД

По рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася»

Основная нравственно-педагогическая идея занятия: познакомить учеников с художественным произведением, через которое осуществляется духовно-нравственное воспитание. Привить обучающимся такие понятия, как доброта, благородство, бескорыстие, доброе отношение к людям, ко всему, что нас окружает, дружелюбие, великодушие. Таким образом данное занятие направлено не только на обучение, но и воспитание. Развитие техники осмысленного чтения будет побуждать ребенка задуматься над базовыми ценностями: добром, справедливостью, правдой. Эмоциональное восприятие произведения будет способствовать формированию личностных качеств, характеризующих отношение к другим людям.

Цель занятия: познакомить учащихся с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; овладение осознанным, правильным и выразительным чтением;  развитие эмоциональной отзывчивости; обогащение нравственного опыта и формирование таких качеств как благородство и бескорыстие.

Задачи занятия: образовательная: познакомить с рассказом Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»; дать понятия «героя» и «антигероя», ввести элементы сопоставительного анализа; воспитательная: на конкретном примере воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени; развивающая: осознанно, правильно и выразительно читать; развивать умение правильно, красиво и логично излагать свои мысли; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

ФОРМЫ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На данном занятии внеклассного чтения используются технологии системно-деятельностного подхода:  технология продуктивного чтения,  проблемно-диалогическая технология обучения, технология оценивания, здоровьесберегающая технология, ИКТ. (Приложение 1)

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

Предметные УУД: воспитывать любовь к чтению через творчество Ю.Я. Яковлева, осознанно, правильно, выразительно читать вслух, прогнозировать содержание произведения; аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние;  самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста.

Личностные УУД: воспитание доброты и милосердия; формирование компонентов учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формирование культуры общения;умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;  стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к чтению произведений великих писателей.

Метапредметные УУД: Регулятивные –планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные – анализ художественного текста, выделение главной мысли; поиск необходимой информации в произведении; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, словари. Коммуникативные – отвечать на вопросы учителя, обсуждать в паре ответы на вопросы, доказывать свою точку зрения; формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении; развивать умение слушать собеседника и вступать в диалог; развивать умение работать в парах, группах.

Ресурсы для проведения занятия (оборудование, демонстрационный материал и раздаточный материал): выставка книг Ю. Яковлева, портрет писателя, картинка с изображением рыцаря, иллюстрация к рассказу «Рыцарь Вася», высказывания известных философов и писателей.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

Этап урока, длительность этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1. Оргмомент.

Подготовка к восприятию

(3 мин)

Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность и

включение в деловой ритм.

Организует эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте ребята!

(Учитель читает стихотворение.)

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их не легка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

Но вот уж много лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят

Я не согласен с этим.

– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?

Слушают учителя, настраиваются на восприятие нового материала

Познавательные: выделяют существенную информацию из речи учителя.

Регулятивные: настраиваются на работу, концентрируют внимание.

Коммуникативные: слушают и понимают речь собеседника.

2. Работа по теме. Актуализация знаний.

(7мин)

Цель:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии; активизация внимания при работе с текстом; подготовка учащихся к восприятию текста рассказа и формулирования темы урока.

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями? (можно использовать метод мозгового штурма: ваши ассоциации, связанные со словом «рыцарь»)

(записывается на доске, или открывается на заранее написанных табличках, или выдается каждой группе)

– Вам выданы карточки со словами, относящимися к слову «рыцарь». Ваша задача, используя данные слова, составить рассказ о рыцаре.

смелый, отважный воин, прошедший специальную подготовку, всегда собранный и подтянутый. 
железные доспехи, шлем с забралом, копьё, меч, щит. 
умение скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом

Внешние и физические данные

держит данное слово, вежливый, 
готов выручить друга из беды, 
заступиться за слабого и обиженного,
благородно и возвышенно относится к женщине

духовные начинания

– В средние века рыцарями называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжёлые доспехи, были вооружены копьём и мечом. Чтобы стать рыцарем, нужно было пройти специальную подготовку. В семь лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Они обучали их скакать верхом, стрелять из лука, метать копьё, владеть мечом. Кроме военных наук, мальчиков приучали держать данное слово, быть вежливым, выручать друга из беды, заступаться за слабого и обиженного, благородно и возвышенно относиться к женщине.

Кто же такой рыцарь? Зачитаем справку из словаря.

 (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря) Приложение 1

А также познакомимся с понятиями: Благородный и Бескорыстный.

- А как вы думаете, есть ли рыцари сегодня? Кого сегодня мы называем рыцарем?

- В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.

- Я прошу вас выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. Оком или о чём рассказ?

- Сегодня мы будем работать над рассказом, который написал Юрий Яковлев.

Представление автора. Приложение 2

Обращение автора к читателям :

«… Мои книги - …моя душа. Все, что я пережил, перестрадал сам, - все это оставило след в моем творчестве… Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их тебе. Может быть, они помогут тебе в жизни…»

Юрий Яковлевич Яковлев

Знакомятся с записанными понятиями.

Обсуждают ключевые понятия, осуществляют актуализацию личного опыта.

Ученики по очереди зачитывают значение слов из словаря.

Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах.

Благородный – высоконравственный, самоотверженно-честный, открытый человек; исключительный по своим качествам, изяществу.

Толковый словарь

Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.

Толковый словарь

Выражают свои мысли.

Выдвигают предположения о предполагаемой теме урока.

Познавательные: анализируют предложенные ключевые понятия, строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: слушают и понимают речь собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

3. Постановка учебной задачи

Целеполагание

( 2мин)

Цель: Формулирование темы и целей урока.

Тема урока: Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

Методический приём «Предположение»

-Вы можете сказать (предположить) почему рассказ так называется - « Рыцарь Вася»?

– Вас ничего не удивило в названии рассказа, ничего не показалось необычным, странным?

– А какие имена носили рыцари?

– Можно уже по названию рассказа определить, о каком времени пойдёт речь? Увидим ли мы рыцарские турниры, во время которых устраивались соревнования в воинском мастерстве?

-Что могло произойти с этим героем? Почему?

- Мы попытались предположить, о ком пойдёт речь в произведении, опираясь только на его название. Теперь проверим наши предположения и прочтём произведение.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Познакомиться с ….. (литературным произведением)

Учиться составлять…..(план рассказа)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части рассказа)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы)

С помощью рассказа узнать , почему рассказ….(так называется) и чему ….(учит нас этот рассказ)

Формулируют тему и цель урока

Ответы учеников.

(имя рыцаря)

(Ричард, Айвенго, Роланд и др.)

Формулируют цели урока, используя опорные фразы

Регулятивные УУД

Проговаривание последовательности своих действий

Познавательные УУД (общеучебные) определение основной информации, извлечение информации из прослушанных текстов;

Познавательные УУД (логические) анализ объектов с целью выделения общих признаков

4. Усвоение новых знаний.

4.1. Чтение текста 1 части.

( 3 мин)

Цель: Первичное восприятие рассказа ,обогащение читательского опыта через знакомство с новым произведением

4.2. Первичное закрепление 1 части текста.

(4мин)

Цель:

Работа с текстом. проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы ,используя текст произведения.

4.3. Чтение текста 2 части.

( 3 мин)

Цель: Первичное восприятие рассказа ,обогащение читательского опыта через знакомство с новым произведением

4.4. Первичное закрепление 2 части текста.

(4мин)

Цель:

Работа с текстом. проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы ,используя текст произведения

4.5. Физкультминутка

       (2мин)

4.6. Чтение текста 3 части.

( 3 мин)

Цель: Первичное восприятие рассказа ,обогащение читательского опыта через знакомство с новым произведением

4.7. Первичное закрепление 3 части текста.

(4мин)

Цель:

Работа с текстом. проверить, как поняли текст и как умеют отвечать на вопросы ,используя текст произведения

Почти на каждом уроке мы с вами говорим о таких нравственных понятиях, как доброта, любовь к родителям, доброе отношение к людям, животным, ко всему, что нас окружает, дружелюбие, великодушие, непримиримость к войнам, ссорам. Сегодня мы продолжим разговор о некоторых понятиях, которые вы уже знаете, и узнаем о новых, таких, как благородство, бескорыстие.

–  Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Такой приём называется «чтение с остановками».

Учитель читает 1 часть текста. (до слов «….Трудно провести разницу между осенью и зимой.»)

– Как выглядел Вася?

– Что ещё можно о нём сказать?

– Портрет рыцаря перед нами появляется? (нет) Почему?

– Где и когда Вася чувствовал себя хорошо?

– Чего ждал Вася от окружающих?

– А в свой адрес слышал:

-Что самое главное в этой части?

- Озаглавьте 1 часть

- Ребята, давайте вернемся к нашим предположениям и целям, которые мы ставили в начале урока.  Мы узнали почему автор назвал свое произведение «Рыцарь Вася»?

- Давайте сделаем предположение как будут развиваться события дальше.

Чтение 2 части рассказа хорошо читающими детьми. ( до слов «…На другой день..»

- Какую черту характера мы увидели в Васе?

– Внешне Вася совсем не похож на рыцаря. А в чем заключалось его рыцарство? Какой поступок позволяет нам судить о нём как о рыцаре?

– Давайте словами из текста подтвердим самоотверженность, смелость Васи.

- Васю называют тюфяком. И в этом эпизоде слово «тюфяк» употребляется больше всего. Но похож ли в этом эпизоде Вася на тюфяка?

- Для чего же в этом эпизоде Ю. Яковлев называет Васю тюфяком?

- Как вёл себя Ковалёв после спасения первоклассника?

- А как вёл себя тюфяк?

- Как вы думаете, почему Дима повёл спасённого мальчика домой?

Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? 

 -Подберите заголовок ко 2 части.

– Как вы думаете, что будет дальше?

- Ребята! Мы прочитали часть произведения, и встретились с непонятными словами.

Я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами листок, на котором слева написаны слова, а справа значение этих слов.

Задание: соединить слово с его значением

Тюфяк –

Смельчаки -

Полынья -

Озноб -

Паркет -

Зевота -

Физкультминутка

Жил на свете добрый рыцарь,
Он любил гулять.
Повоюет - повоюет
И ложится спать.
А когда проснётся рыцарь,
Смотрит на огонь.
Рядом с ним сидит и
Смотрит его верный конь.
Конь и рыцарь очень дружат,
Кушают вдвоём.
Людям всем примером служит
Добрый рыцарь - добрый рыцарь
Со своим конём.

Чтение третьей части детьми по цепочке.

- Как ведет себя Вася на следующий день?

Что произошло на линейке в школе?

– Найдите фрагмент в тексте, который подтверждает, что Вася продолжает жить своей мечтой?

- О чём говорится в 3 части? Озаглавьте её

Давайте прочитаем незнакомые слова из этой части.

Задание похоже на предыдущее:  соединить слово с его значением

Протиснулся -

Восторгается -

Спаситель -

Стиснутый -

Поплелся -

Слушают учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают, отмечают непонятные слова.

Читают текст рассказа по смысловым частям.

Отвечают на вопросы.

«… куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги…все считали, что причина его полноты – обжорство… вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом, на котором краснели три бугорка.»

«Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени – он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. И новые ботинки за неделю стаптывал так, словно вместе с Суворовым совершал переход через Альпы. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.»

«Он мечтал о подвигах, а его жизнь проходила однообразно и буднично.»

«Он плёлся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он сопел так, словно в руке у него был не мелок, а тяжёлый камень, который без конца опускал и поднимал. Он думал… медленно и тяжело…»

«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать. Он делал несколько трудных шагов, потом вдруг терял равновесие, беспомощно хватался руками за воздух и наконец с грохотом спрыгивал на пол. Через коня ему тоже не удавалось перепрыгнуть. Он застревал на чёрной кожаной спине и некоторое время восседал, как всадник в седле. Ребята смеялись, а он неуклюже сползал на животе на пол и шёл в строй.»

«Ему не везло буквально во всём.»

«Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.»

(в музее, в мечтах)

(поддержки)

«Мама кричала: «Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!»

«Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал: «На такого толстого никакие доспехи не налезут.»

«Ребята смеялись…»

«… у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место»

«На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек. Когда ему предлагали пройти по буму, ребята уже заранее начинали хихикать…»

«Зал засмеялся…»

1. Вася и его мечты.

Нет.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают, отмечают непонятные слова.

Читают текст рассказа по смысловым частям.

Отвечают на вопросы.

Смелость.

(спасение малыша)

«Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был тюфяк и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.»
«А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошёл до края и , не раздумывая, выставил одну ногу вперёд. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде…
Тюфяк схватил малыша за руку…наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись в своего спасителя. Зубы его стучали. А по лицу текли слёзы.»

(Нет, Вася смелый. Он совсем не тюфяк. Пойти по тонкому льду, не думая об опасности провалиться, сможет не каждый. Он как будто и неуклюжесть потерял и стал ловким. Ему было страшно, но он думал о мальчишке-первокласснике и шёл по льду.)

(Смеётся над теми, кто называл его тюфяком.)

(схватил его за руку и повёл домой).

(посмотрел на спасённого мальчика, на свои мокрые ботинки и поплёлся домой).

Дима позаботился о Васе, который промочил ноги. Он нарочно так сделал, как будто позаботился. Он хотел себе славы.)

2. Спасение малыша.

-мешок, набитый соломой, сеном

-смелые люди

-растаявшее место на реке

-дрожь, ощущение холода

-пол из дощечек

-желание зевать

Дети движениями показывают, что происходит в тексте.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, озаглавливают, отмечают непонятные слова.

Читают текст рассказа по смысловым частям.

Отвечают на вопросы.

Также как и всегда.

Все хвалили Ковалёва: и директор, и вожатая, - как будто он спас мальчика. Все хлопали Димке, и Вася захлопал.»

«Он с трудом протиснулся за парту – сдвинул её с места, – а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря.»

3. На линейке.

-протолкнулся, пробрался с усилием

-приходить в восторг, радоваться

-тот, кто спас от чего - то

-сжатый

-медленно пошёл

Регулятивные УУД

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, контролируют правильность ответов.

Познавательные УУД

Определяют смысловые части текста, выявляют «смысловые» части.

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: анализ художественного текста, выделение главной мысли.

Регулятивные УУД

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, контролируют правильность ответов.

Познавательные УУД

Определяют смысловые части текста, выявляют «смысловые» части.

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: анализ художественного текста, выделение главной мысли.

Познавательные УУД: уметь сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе.

определение основной информации

извлечение информации из прослушанных текстов.

Регулятивные УУД

Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, контролируют правильность ответов.

Познавательные УУД

Определяют смысловые части текста, выявляют «смысловые» части.

Коммуникативные УУД:

Слушают и понимают речь собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

5. Подведение итогов занятия. 

( 7 мин)

Цель:

проверить умение работать самостоятельно, умение соотносить.

Чтение составленного плана.

  1. Вася и его мечты.
  2. Спасение малыша.
  3. На линейке.

- Ну а теперь вернёмся к заглавию рассказа: подходит ли оно?

(Вася мечтал стать рыцарем в латах, а сам совершил благородный поступок, как рыцарь. Вася стал рыцарем в другом значении, не воином, а «благородным в поступках», он помог бескорыстно и не ждал, чтобы его хвалили.

       Незвучное имя, совсем не подходящее для рыцаря. Но ведь важна не внешность, не имя, а душа. Самое главное в человеке – его внутренние качества. Пусть Вася некрасив внешне – душа у него прекрасна. Можно быть рыцарем и без доспехов, главное, чтобы у тебя в груди билось благородное сердце.

- О чём же этот рассказ?

- И вот что у нас получается: Дима на реке струсил, дома у мальчика про Васю не сказал, на линейке промолчал. Но ведь и Вася промолчал. Какой мы делаем вывод?

- Я предлагаю вам продемонстрировать свое эмоциональное отношение к героям, с помощью мимики и жеста, т.е. выразить эмоциональное состояние без слов. (прием «мимическая гимнастика»)

- Как поступил Дима по отношению к Васе?

 - А как вы расцениваете поступок Васи?

– В этом рассказе есть герой и антигерой. Как вы думаете, кого можно назвать героем, а кого антигероем? Объясните свою точку зрения.

– Сделайте вывод, кто такой антигерой?

Работа с афоризмами.

– Прочитайте афоризмы (записаны на листочках), объясните каждое из высказываний (работа в группах) и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение в сегодняшнем уроке?

  1. Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес
  2. При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. И. Шевелёв
  3. Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон
  4. Во всех случаях лучше надеяться, чем отчаиваться. И. Гёте
  5. Добро, любовь, красота… венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно. М. Пришвин
  6. А в его груди билось благородное сердце рыцаря. Ю. Яковлев

- Я думаю, что и среди вас есть настоящие рыцари: сильные, ловкие, смелые, великодушные.

– Сейчас я вам предлагаю поработать в группах. Вам нужно будет найти выход из критической ситуации.

На улице незнакомая женщина падает в обморок. Ваши действия.

Вы учите уроки, а сосед за стеной громко включил магнитофон. Ваши действия.

На пляже вы слышите крик: «Помогите, тону!». Ваши действия.

Я думаю, что вы тоже достойны быть рыцарями.

Итак, приступим к ритуалу. Обязательный рыцарский ритуал:

- Мальчики,  постройтесь! И повторяйте за мной:

Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить, 
Добрый день и  до свидания,
Нет в мире выше рыцарского звания!
Клянёмся рыцарями быть! 
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету – 
Науку помнить эту.
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть.
Клянёмся рыцарями быть!

К посвящению в рыцари приготовьтесь!

(Мальчики становятся на одно колено, склоняют голову.)

С какими намерениями вступаете вы в общество рыцарей?

Мальчики хором:

Быть честным!
Быть сильным!
Быть щедрым!
Быть добрым!
Быть мудрым!

Учитель зачитывает указ:

«Я, Великая и Всемогущая Королева Рыцарского ордена своей властью посвящаю тебя в Рыцарский орден Отваги, Дружбы, Чести».

Рыцарь преклоняет колено, королева касается его плеча шпагой. Принцессы вручают им рыцарский орден.

 (Приложение 3)

Читают план, отвечают на вопросы.

О смелости и трусости, о правде и неправде, о благородстве и бескорыстии.

Оказывается и молчать можно по-разному.

Ребята с помощью мимики и жестов показывают отношение к героям произведения.

Познавательные УУД делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Регулятивные УУД

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Личностные УУД: актуализация субъективного опыта.

Познавательные УУД – умение сопоставлять и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе.

Личностные УУД: формировать основы самоопределения,

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке 

(3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, подвести итог проделанной работе на уроке.

- Сможете ли вы теперь, после чтения рассказа, ответить на вопрос:

- Чему нас научил рассказ «Рыцарь Вася»?

– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?

- Какой совет вы бы дали всем? Что нужно делать, чтобы стать рыцарем?

- А теперь ребята представьте шкатулку и соберите туда все, что с вашей точки зрения поможет нашему герою в дальнейшем (качества характера, пожелания). А что бы ты положил в этой ситуации для себя? (прием «шкатулка»)

Закончите урок одним из предложений: (прием незаконченное предложение)

Урок понравился мне тем…

Больше всего мне запомнилось…..

- Изменилось ли ваше настроение к концу урока?

. Оцените свою работу на уроке.

- Наш сегодняшний урок закончился.  Я желаю вам, чтобы вас всегда окружали добрые и надёжные люди. Спасибо!

Рассказ Яковлева «Рыцарь Вася» учит не быть излишне скромным, уметь постоять за себя и не потакать лжецам и обманщикам.

Васе, который совершил благородный поступок, достойный рыцаря, не хватило мужества и настойчивости, чтобы вывести на чистую воду обманщика Димку Ковалева.

– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».

«Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».

(Не обязательно носить тяжелые доспехи: важно иметь доброе сердце, какое есть у Васи, готовность прийти на помощь людям).

Личностные УУД: формировать основы самоопределения, умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.

Личностные УУД: актуализация субъективного опыта.

Приложение 1

Приложение 2

Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилия — Ховкин). Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам русского языка и внеклассного чтения по рассказам Зощенко о Лёле и Миньке ( 3 класс)

Данная презентация составлена для урока русского языка по теме "Сложные слова" (з класс, УМК "Школа-2100") и для урока внеклассного чтения по рассказам М.М.Зощенко "Лёля и Минька". Уроки проводились в...

Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для ...

Урок внеклассного чтения по рассказам Н.Н. Носова

Цель:прививать интерес к книге, к слову; в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве Н.Н.Носова; расширить читательский кругозор учащихся; развивать выразительное чтение...

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Презентация к уроку внеклассного чтения по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"

"Твори добро на всей Земле"  презентация к уроку внеклассного чтения в 4-ом классе по рассказу Л. Петрушевской "Котенок Господа Бога"...

Внеклассное чтение по рассказам Л.Кассиля "Твои защитники"

На данном уроке учащиеся вспоминают рассказы из книги Л.Кассиля "Твои защитники". Дети знакомятся с различными родами войск времен Великой Отечественной войны....