Урок литературного чтения в 4 классе."Сатира и юмор в рассказе В.Ю.Драгунского "Что любит Мишка". Внеклассное чтение "Денискины рассказы" В.Ю.Драгунского"
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок литературного чтения + внеклассное чтение по рассказам В.Ю. Драгунского. Конспект урока, кроссворд, Материал с биографией писателя для уголка чтения, тест, иллюстрации островов и теплохода - для путешествия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dragunskiy.doc63.5 КБ
Microsoft Office document icon dragunskiy_viktor_biografiya.doc31 КБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc55 КБ
Microsoft Office document icon portr_i_ostrova.doc912 КБ
Microsoft Office document icon yumor_i_satira.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

Сатира и юмор
в рассказе В.Ю. Драгунского "Что любит Мишка"

Внеклассное чтение В.Драгунский

«Денискины рассказы».

Задачи:

- обучение детей формулировать тему и идею произведения;

- познакомить с основными сведениями жизни и творчества В.Драгунского;

- способствовать развитию творческого осмысления произведения, совершенствование различных видов анализа прозаического произведения; воображения и творческих способностей,

- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений  и навыков самостоятельной работы с книгой,

- способствовать развитию  устной монологической речи.

- способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи, активности.

- способствовать воспитанию любви к своим близким, к животным, к природе.

Оборудование:

 иллюстрация к рассказу, карточки с ключевыми словами, пластинка с записью музыки Ф.Шопена, выставка книг В.Ю.Драгунского.

Ход урока

     - Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.

                      Сегодня урок литературного чтения у нас не совсем обычный. Мы готовились, прочитали много книг, рисовали, сочиняли. Сформулируйте тему нашего урока.                (В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка» «Денискины рассказы»)

             Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Виктора Драгунского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок?

Продолжить …   знакомство с жизнью и творчеством В.Ю.Драгунского

Учиться …    правильно, выразительно читать, анализировать прочитанное

Воспитывать …   интерес к литературному чтению

                       Хорошо, я надеюсь, что мы справимся с поставленными задачами.    Мы отправляемся в путешествие по морю творчества В. Драгунского.

Итак мы садимся на прекрасный теплоход, который носит имя Виктора Драгунского. Но сначала нужно купить билет, а для этого рассказать всё, что вы знаете о писателе. В уголке чтения вы познакомились с биографией писателя. Поэтому приобретаем билетики. 

    ( повторение биографии В.Ю. Драгунского)

Билеты.

1. Где родился В.Ю. Драгунский?

2. Где прошло детство Драгунского?

3. Кем работал В.Драгунский?

4. Чем В.Драгунский занимался во время Великой Отечественной войны?

5. Как назывался театр, которым руководил В.Драгунский?

6. Знаменитая песня на слова В.Драгунского?

7. Когда Драгунский начал писать «Денискины рассказы»?

8. Сколько всего «Денискиных рассказов»?

               Молодцы,  ребята. Вы хорошо подготовились и поработали, мы можем с вами отправляться в путешествие.

И первый остров на нашем пути 1 остров «Что любит Мишка».

Дома вы познакомились с произведением. Всё ли понятно в рассказе?

Словарная работа. (на дом было)

Кавалерист – воин на коне.

Лань – быстрое животное рода оленей.

Зельц – вид колбасы.

Боржом – минеральная вода.

Частик – рыба.

Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.

- Назовите главных героев произведения.

Дениска         и           Мишка    (рисунки)

- Что вы о них узнали? (одноклассники, приятели, друзья)
- Кто ещё герой этого рассказа? (учитель пения Борис Сергеевич)

– Что любил учитель пения? (музыку Ф.Шопена)

Музыка Шопена

– Почему учитель любит именно музыку Шопена, польского композитора и пианиста? (Она очень красивая, завораживающая, наполняет сердце радостью.)

– Найдите в тексте и прочитайте, как сам учитель говорит об этом.

– Как помогает музыка Шопена понять характер учителя? (Добрый, душевный человек – такая же и музыка.)

– Что любит Дениска? Докажите словами из текста.

– Как учитель подвел итог тому, что любит Дениска? (Целый мир.)

– Как вы это понимаете? (Природа, космос, животные.)

– Как это характеризует Дениску? Докажите. (Любознательный.)

– Почему Мишка вмешался в разговор? (Почувствовал себя обиженным.)

– Прочитайте, как в разговор вмешался Мишка.

– Найдите слово, которое характеризует состояние Мишки. (Надулся.)

– Как вы понимаете слова учителя “поведай тайну души своей”?

– Дениска любит целый мир, а что же любит Мишка? Найдите в рассказе, как он об этом говорит двумя словами. (Разные разности.)

(Дениска                         и                                       Мишка)

Рисунок                                                                  рисунок  

Целый мир                                 разные разности,    продуктовый магазин

– Подтвердите текстом и передайте голосом что любит Мишка.

– Как одним словом сказать? (Продукты.)

– Что можно сказать о Мишке? (Обжора, сластена.)

– Выберите слово, которое характеризует Мишку

– Чем же отличаются герои?

– Чего ждал Мишка ? (Похвалы.)

– Найдите и прочитайте, как учитель отреагировал на слова Мишки? (Посмотрел недовольно и строго.)

– Почему? Это кульминационный момент.

– Чего ждал учитель от Мишки?

– В какой момент изменилось настроение Мишки?

– На что обратил внимание учитель? (На любовь к людям и животным.) Почему? (Это главное – ради чего живет человек на земле.)

– Выберите глаголы, которые показывают, как отреагировал Мишка на слова учителя. (Встрепенулся, покраснел.)

– А когда люди краснеют? (Когда им стыдно.)

– Почему Мишке стало стыдно? (Самое главное не сказал.)

– Оказывается, он любит и котят, и бабушку, и родителей, наверное. Только пока не выделяет это как главное.

– Как вы думаете, после Мишкиной реакции и его последних слов изменится ли к нему отношение Бориса Сергеевича?

– Только ли нам смешно было? Почему грустно?

– Как к героям относится сам автор? (К Дениске с уважением, к Мишке с юмором, но учит.)

– Как вы относитесь к мальчикам?

– Как вы считаете, какова идея произведения?

 – Почему по-разному ребята ответили на вопрос о том, кто что любит? (В жизни нет одинаковых людей и в литературе нет одинаковых героев.) 

– А может ли Мишка измениться? (Человеку свойственно меняться в лучшую сторону.) И автор тоже в это верит.

- Зачем нужна сатира? (Она помогает человеку увидеть его недостатки и исправиться).

 Следующий остров на нашем пути 2 остров Любимых рассказов.

По внеклассному чтению вы познакомились с разными Денискиными рассказами. Почему они так называются? (Повествование ведётся от имени Дениски, он как бы рассказывает нам о своей жизни.)

Какой рассказ вам понравился больше всего? Поделитесь своими мыслями.

 (Чтение сочинений «Мой любимый Денискин рассказ»)

Вопросный план к сочинению.

  1. Какой Денискин рассказ тебе понравился больше всего?
  2. Кто главные герои рассказа?
  3. Что заинтересовало тебя в рассказе?
  4. Что смешного в рассказе?
  5. Чему учит рассказ?

Ребята, а давайте сделаем рекламу этих рассказов, чтобы все ученики нашей школы заинтересовались и захотели их прочитать.

Изготовление книжки – раскладушки для рекламы во 2, 3 классах.

Физ. Минутка – «Три вальса»

Впереди 3 остров Главного героя.

Давайте ребята дадим характеристику главному герою «Денискиных рассказов». Какими качествами обладает Дениска? Выбирайте и доказывайте примерами из рассказов.

любознательный              ленивый                      добрый                      смелый                              честный                      общительный             обидчивый                        трусливый                  вежливый                 весёлый                             добродушный            скучающий

жадный                             любящий сын             сообразительный              

Дальше наш маршрут ведёт на 4 остров Дружеских писем.
Чем вам понравился Дениска?

Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

Мы с вами пофантазировали и решили написать письмо Дениске, давайте посмотрим. Что у вас получилось?

(Чтение писем)

Вопросный план к сочинению – письму.

1.Приветствие.

2. Представление.

3. Что тебе понравилось в Дениске?

4. А что не очень?

5. За что бы ты хотел похвалить Дениску?

6. А за что поругать?

7. Что бы ты хотел рассказать Дениске о себе?

Дальше нас ждёт 5 остров Денискиных загадок.

Сейчас мы проверим какие вы внимательные читатели.

  1. Вопросы – картинки. (К какому рассказу эта картинка)
  2. Вещи – потеряшки:  тарелка с кашей, подушечка – игольница, коробок, бенгальская свеча, хвост.
  3. Кроссворд.

- Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества В.Ю. Драгунского. Давайте подведём итоги.

Награждение  памятными раскрасками.

Д/З:    1. Написать мини – сочинение «Что я люблю» / творческий пересказ.

           2. Подготовить выразительное чтение по ролям / кроссворд.

         

Рефлексия.

- Какой итог сегодняшнему уроку литературного чтения вы смогли бы подвести? Что вы для себя вынесли?

- Каково ваше настроение довольны ли вы своей работой?

- Кому захотелось продолжить знакомство с рассказами В Драгунского? 

Билеты.

1.

Где родился В.Ю. Драгунский?

А – Москва

Б – Нью – Йорк

В – Киев

2.

Где прошло детство Драгунского?

А – Гомель

Б – Москва

В -  Новгород

3.

Кем никогда  не  работал В.Драгунский?

А – лодочником

Б – цирковым клоуном

В -  актёром

Г – водителем автобуса

4.

Чем В.Драгунский  не  занимался во время Великой Отечественной войны?

А – был в ополчении

Б – выступал с фронтовыми бригадами

В -  работал в колхозе

5.

Как назывался театр, которым руководил В.Драгунский?

А – «Синяя птичка»

Б – «Белый орёл»

В -  «Сизый голубь»

6.

Знаменитая песня на слова В.Драгунского?

А – «Три вальса»

Б – «Два танца»

В -  «Три белых коня»

7.

Когда Драгунский начал писать «Денискины рассказы»?

А – Когда женился

Б – Когда у него появился сын

В -  когда закончил институт

8.

Сколько всего «Денискиных рассказов»?

А – 25

Б – 35

В -  45



Предварительный просмотр:

Драгунский Виктор Юзефович


                    30.11.1913 - 06.05.1972

          Драгунский Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. Однако в 1914 семья

   вернулась    обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. В Москву они

   перебрались в   1925 году. Начал работать Драгунский с 16 лет. Для него все работы были

   хороши. Виктор работал бакенщиком, шорником, лодочником, токарем. Позднее он был

   цирковым клоуном, актёром  театра и кино, Дедом морозом на елках, и все дети, мамы, папы,

   бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха, такой веселый это был Дед Мороз, а еще Драгунский был руководителем замечательного маленького сатирического театра “Синяя птичка”…» В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А.Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко. С 1959 года Драгунский пишет весёлые истории о Денисе Кораблёве под общим названием «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской.
 Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И был он очень интересным мальчишкой. Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска, который, повзрослев, стал преуспевающим литератором.
Конечно, в рассказах хватало вымысла, но случаи с «куриным бульоном» или «рыцарями» вполне могли произойти.
Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.



Предварительный просмотр:

Кроссворд

 1.

Д

  2.

Р

            3.

            4.

А

Г

  5.

У

            6.

Н

  7.

  8.

С

К

  9.

И

 10

Й

  1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера?
  2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»?
  3. Фамилия Дениски.
  4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах?
  5. Какое космическое имя – позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»?
  6. Фамилия Мишки.
  7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»?
  8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»?
  9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»?
  10. Что всегда становится явным?

Кроссворд

 1.

л

е

б

е

Д

ь

  2.

м

у

Р

з

и

л

к

А

            3.

            4.

к

о

р

А

б

л

ё

В

к

н

и

Г

И

  5.

б

е

р

к

У

Т

            6.

с

л

о

Н

о

В

  7.

  8.

к

о

С

м

о

н

а

в

Т

б

о

К

с

ё

Р

  9.

м

и

с

с

И

с

и

п

И

 10

т

а

Й

н

о

е

  1. На голову какой птицы приземлилась шляпа гроссмейстера?
  2. Подписку на какой журнал выиграли Денис и Мишка в рассказе «25 кило»?
  3. Фамилия Дениски.
  4. Какой приз получил Дениска за костюм кота в сапогах?
  5. Какое космическое имя – позывной было у Дениски в рассказе «И мы!»?
  6. Фамилия Мишки.
  7. Кем был Денис в игре в рассказе «Удивительный день»?
  8. Кем Дениска сначала хотел стать, а потом передумал в рассказе «Друг детства»?
  9. Какую реку Америки не смог назвать Дениска в рассказе «Главные реки»?
  10. Что всегда становится явным?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Юмор - осмеивание с оттенком сочувствия, понимание комического, умение видеть и показывать смешное.

Сатира – осмеивание с оттенком негодования, гневный смех.

Продолжить …

Учиться …

Воспитывать …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Школа России" «Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

Использование технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения. Тема урока: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. ...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Конспект урока литературного чтения, 4 класс, В. Драгунский "Что любит Мишка"

Урок литературного чтения для обучающихся 4 класса УМК "Начальная школа 21 века" по теме В. Драгунский "Что любит МИшка" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Урок снабжён презентацией....

Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой» (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

Конспект урока литературного чтения 3 класс «Легко ли смеяться над собой»(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)Цель:Углубление знаний учащихся по теме;– Познакомить с...

Конспект урока по литературному чтению "Чтение рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка».

Цель: познакомить детей с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка».Задачи:Образовательные: выработать у детей такие качества чтения, как: техника чтения, правильность чтения, выразит...

Урок литературного чтения 3 класс, по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».

Урок литературного чтения 3 класс,  по теме «Обобщающий урок по разделу «Люби живое».  По учебнику Л.Ф. Климановой УМК «Школа России»учитель начальных классов Л...