Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова "На Севере диком..."
план-конспект занятия по чтению (4 класс) на тему

Бизина Лариса Владимировна

Работа над содержанием данного произведения сопровождается просмотром репродукции картины И.И.Шишкина "На Севере диком...", музыкальными призведениями  Г.Свиридова к драме А.С.Пушкина "Метель" и П.И.Чайковского "Времена года" (Январь.У камелька). Работа строится в рамках темы одиночества в произведениях русских поэтов, художников и композиторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov_sosna.docx20.07 КБ
Office presentation icon lermontov.ppt385.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме «Литература и музыка» (М.Ю. Лермонтов "На севере диком…" , И.И.Шишкин «На Севере диком…», музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель»)

Цели: познакомить учащихся с творчеством М.Ю.Лермонтова и русского пейзажиста И.И.Шишкина; учить видеть скрытый, переносный смысл стихотворений М.Ю.Лермонтова; учить соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения; учить чувствовать выразительность слова; прививать любовь к русской поэзии.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины И.И.Шишкина “На севере диком…”, музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

2. Введение в тему

– Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (Научиться выразительно читать стихотворение, находить в нем красивые слова, узнать, почему Лермонтов написал это стихотворение).

– Для чего нам это нужно? (Нам это нужно, для того, чтобы уметь правильно и красиво говорить самим и чтобы было приятно слушать другим).

3. Рассказ учителя о поэте

М.Ю.Лермонтов жил в одно время с Александром Сергеевичем Пушкиным. Родился он в 1814 году в Москве и очень ее любил. В поэме “Сашка” он писал:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

 Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

У Михаила рано умерла мать, и его взяла к себе бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Бабушка очень любила внука и старалась дать ему хорошее образование. С детства Михаил Юрьевич говорил по-немецки и по-французски. Даже маленький он говорил в рифму, и все этому удивлялись. Он был очень способным мальчиком, хорошо рисовал. Михаил часто болел, поэтому летом 1825 года бабушка повезла его на воды на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в раннем творчестве.

В 1827 году семья переезжает в Москву, и осенью 1828 года мальчика зачислили в 4-й класс Московского университета благородного пансиона, где раньше учились В.Жуковский, А.Грибоедов, Ф. Тютчев. В пансионе многие увлекались литературой, даже выпускали рукописный журнал. В нем встречались и стихи М.Ю.Лермонтова. Михаил Юрьевич был очень талантлив. Он не только писал стихи, прозу, пел, сочинял музыку к своим стихам, хорошо играл на скрипке и фортепиано.

Когда, по окончании юнкерской школы, Лермонтов вышел корнетом в Гусарский полк и впервые надел офицерский мундир, бабушка поэта заказала художнику Ф.О.Будкину его парадный портрет. Обратите внимание – (демонстрация портрета (Рисунок 1)) с полотна на нас смотрит спокойный гвардеец с правильными чертами лица: удлиненный овал, высокий лоб, строгие карие глаза, прямой, правильной формы нос, щегольские усики над пухлым ртом.

Лермонтов прожил очень короткую жизнь – только 26 лет, но успел сделать так много, что люди помнят его, знают его стихи, с удовольствием читают его прозу.

4. Первоначальное чтение стихотворения “На севере диком…”

– Наш урок мы посвятим стихотворению М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит одиноко…”. Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.

5. Обмен впечатлениями

– Какое настроение поэта вы почувствовали? (Грустное, печальное, лирическое).

– Какие чувства возникли в вашем сердце? (Чувство грусти, чувство печали, чувство одиночества, чувство жалости).

– Да, лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение.

– Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения стихотворения?

(Высказывания учащихся).

6. Повторное медленное построчное чтение учителя и беседа по тексту

– Что представилось вам в первых двух строках, и какие слова вам помогли? (В холодном пустынном месте стоит одна сосна, возле нее ничего нет. “север

дикий”, “одиноко”, “на голой вершине”).

– Что дальше говорит автор о сосне? (Сосна дремлет, качаясь, а снег на ней, как богатая одежда. “снегом сыпучим одета, как ризой, она”).

– Что происходит с сосной? (Ей снится сон, что далеко-далеко “в пустыне далекой”).

– Как вы считаете, может ли сосне сниться сон? (Нет. Сны снятся людям, потому что они – живые.).

– Такой прием, когда неживым предметам приписываются качества живых называется олицетворением. Его используют для большей выразительности.

– Как автор называет пустыню, прочитайте? (“В том крае, где солнца восход”).

– Прочитайте последние строчки. Что вы узнали? (Что пальма в пустыне тоже одна, и стоит она на утесе, и ей также грустно).

7. Самостоятельное чтение стихотворения детьми

– Прочитайте стихотворение выразительно. Читайте медленно. После каждой строчки обязательно делайте короткую остановку – паузу. Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и выразить свои чувства.

– Отметьте непонятные вам слова.

– Кто попробует прочитать стихотворение выразительно?

8. Словарная работа: уточнение смысла непонятных слов

Риза – верхняя одежда священника, богато украшенная, надеваемая во время богослужения.

Утес – высокая скала.

9. Анализ стихотворения

– Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? (Чтобы передать свою печаль, грусть, одиночество, мечту о родной душе, тоже

одинокой. Чтобы вызвать взаимное сопереживание).

– Какие слова помогли автору передать настроение, созданное стихотворением? (“На севере диком”, “на голой вершине”, “снегом сыпучим”, “в пустыне далекой”, “на утесе горючем”, “прекрасная пальма”)

– Как называются эти слова? (Эпитеты).

– Для чего нужны эпитеты в этом стихотворении? (Эпитеты передают особое настроение печали и одиночества).

– Какой еще литературный прием использовал автор? (Олицетворение).

– Как вы думаете, для чего в стихотворении с образом сосны показан образ пальмы? (Чтобы сильнее передать образ одиночества, мечту о далекой родной душе,

тоже одинокой).

10. Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя

– Прочитайте стихотворение про себя и попробуйте представить эту одинокую сосну, нарисовать воображаемую картину словами. Расскажите, что у вас получилось. (Одинокая сосна, занесенная снегом, возвышается на скале над вершинами северных лесов. В лунном свете серебрится снег. Сосне холодно и одиноко).

12. Работа по картине И.И.Шишкина “На севере диком”Учащиеся рассматривают картину под музыку Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина “Метель”.

– Обратите внимание на эту картину. Что вы видите на картине? Как бы вы ее назвали? (Высказывания учащихся).

– Эти поэтические строчки Лермонтова вдохновили русского пейзажиста И.И.Шишкина на создание картины “На севере диком”. Она создана в 1890 году, в этой картине чувства переданы средствами живописи.

– Совпадают ли по настроению стихотворение М.Лермонтова и содержание картины И.И.Шишкина? (Да. Они совпадают по настроению).

– Какими средствами художник Шишкин передает настроение, созданное стихотворением? (В картине преобладают холодные тона. Много синего, фиолетового цвета, синевато- зеленоватых оттенков. Картина темная, мрачная. Не видно, откуда падает свет, но у сосны видна тень. От этой тени становится еще холоднее и тоскливее).

– Картина Шишкина средствами живописи передает не только настроение стихотворения Лермонтова, но и переживания самого художника.        

13. Вывод

– В стихотворении М.Ю.Лермонтова и в картине И.И.Шишкина главным является образ сосны. Сосна Лермонтова лиричная, грустная, одинокая. От нее веет холодом, тоской и одиночеством. Жалко, что она одна на голой скале. Снег прикрыл, украсил ее, но не принес радости. И человеку тоже было бы очень грустно и одиноко рядом с этой сосной. Художник И.И.Шишкин своей картиной усилил звучание поэтических строчек.

– Какими художественными средствами удалось поэту Лермонтову и художнику Шишкину передать настроение, чувства тоски, одиночества, грусти? (Поэт использовал эпитеты, олицетворение, образы сосны и пальмы. Художник выбрал темные и мрачные тона.).

– Мы еще раз убедились, как два шедевра искусства, взаимно обогащая друг друга, выражают настроение, мечту о возвышенном и прекрасном, но разными средствами.

14. Коллективное чтение стихотворения

– Читаем стихотворение выразительно, передавая настроение автора и выражая свои чувства. Как вы думаете, это стихотворение лучше читать ровно или, меняя темп? (Стихотворение следует читать неторопливо, негромко, с интонацией грусти. Постараемся передать настроение одиночества).

15. Закрепление новых знаний

– Прочитайте понравившиеся строчки.

 – С каким чувством вы прочитаете стихотворение?

 – Какими красками нарисуете картину к этому тексту?

 – Характер какой мелодии должен сопровождать это стихотворение?

 – Какие картины родились в вашем воображении?

16. Домашнее задание (по выбору)

Выучить стихотворение М.Ю.Лермонтова “На севере диком стоит…”

 Подготовить выразительное чтение стихотворения.

 Нарисовать картины, которые возникли в вашем воображении при чтении стихотворения.

 Подобрать мелодию к стихотворению.

17. Рефлексия

– Что на вас произвело наибольшее впечатление?

 – Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас?

 – Возникало ли у вас чувство одиночества? Как вы с ним справлялись?

 – Как вы думаете, для чего нужна такая работа со стихотворением?

18. Оценка работы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок внеклассного чтения. 4 класс УМК «Планета знаний» М. Ю. Лермонтов «На Севере диком …»

Слайд 2

М.Ю.Лермонтов в детстве. 1820-1822 годы. Неизвестный художник

Слайд 3

Усадьба «Тарханы» Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова Бабушка поэта Арсеньева Елизавета Алексеевна

Слайд 4

Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова Художник П. Заболотский

Слайд 6

И.И. Шишкин. На севере диком.

Слайд 7

Михаил Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…» На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна, И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. И снится ей все, что в пустыне далекой, В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

Слайд 8

Словарная работа Риза – облачение , одежда священника при богослужении Утёс – высокая скала

Слайд 9

Литература: Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009. Родная речь. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1/ сост. Л. Ф. Климанова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. Ресурсы Интернет: Арсентьева Елизавета Алексеевна. Портрет. http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov-poet/0013-008-Elizaveta-Alekseevna-Arseneva-17731845-babushka-Lermontova-po.jpg Варламов А.Е. Романс «Горные вершины. Аудиофрагмент. Исполнитель: А.Огнивцев, Гос. Академ.русский нар.оркестр им. Н.Осипова. Дирижер В.Гнутов http://cor.edu.27.ru/catalog/res/3e71364c-382f-02ee-d618-376521b56fd7/?from=f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164&interface=themcol Горы Кавказа. Фотография. http://silm-fire.narod.ru/gallery/ithil.jpg Заболотский П. Портрет поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. 1837 http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=TODAY:15_10&direction=next&oldid=7840 Лермонтов М.Ю. в детстве. 1820-1822 годы. Портрет. Неизвестный художник http://www.hrono.ru/img/pisateli/lermont1822.jpg Тарханы. Усадьба. Ныне - Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова http://www.hrono.ru/img/pisateli/tarhany.jpg Шишкин И.И. На севере диком http://www.smr.ru/centr/win/pics/pic0112/p0112_1024.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» урок литературного чтения в з классе

Цели урока: ознакомить учащихся с биографией и  творчеством М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения; способствовать пониманию учащимися текста литерату...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Лермонтов "Горные вершины", "На севере диком..."

Презентация к уроку литературного чтения в 3  классе....

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…»

Технологическая карта урока по литературному чтению М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…». Тип урока: открытие нового знания. Цель урока: созда...

Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»

Михаил Юрьевич Лермонтов «Горные вершины, «На севере диком»...