Главные вкладки

    Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Логинова Татьяна Семеновна

    Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема одиночества. Я считаю, что такие уроки обязательно затронут сердца маленьких читателей и вызовут стремление говорить теплые слова своим близким, совершать добрые поступки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovanny_urok.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок литературного чтения во 2 классе.

    Тема: Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».

    Цель: формирование художественного образа средствами разных видов искусств.

    Задачи:

    -формировать умение выделять общее и особенное в художественном образе;

    - развивать навыки выразительного чтения;

    -воспитывать стремление сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

    Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать своё мнение о прочитанном;  анализировать; оценивать свою работу на уроке

                                                                Ход урока.

    I.Орг. момент.

    _Солнце медленно встаёт.

    -Свет его на нас прольётся.

    -Луч его нам улыбнётся.

    -Новый день оно начнёт.

    -Добрый день, ребята! Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу улыбки. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне!

    II. Актуализация  знаний.

    -Посмотрите внимательно на доску и прочитайте фамилии известных людей.

    Г. Х. Андерсен, Ш. Перро, М. Ю. Лермонтов

    -Выделите среди них одну по какому- либо признаку

    -Верно. М. Ю. Лермонтов – великий русский поэт.

     Давайте вспомним его биографию.

    -Кто желает разгадать кроссворд?

    Презентация. Слайд 1.

    -Кто занимался его воспитанием?

    -Почему?

    -Чем любил поэт заниматься в детстве?

    -Да, М. Ю. был талантливым человеком. Уже в три года он говорил в рифму.

    -Давайте и мы с вами попробуем.

    -Эта птичка хороша,

    У неё поёт_________.

    _Эти строки сочинил поэт, когда ему подарили заводную птичку.

    А, когда мамы не было рядом, он садился на ковёр около двери и говорил:

    -Что же, мама, не идёт?

    Ведь Мишель всё ждёт и ждёт.

    III. Определение темы и задач урока.

    Проверка кроссворда.  Слайд 2.

    -Прочитайте, какое слово получилось?

    -Слово север есть в названии стихотворения, которое написал М. Ю. Лермонтов.

    Это стихотворение «На севере диком»

    -Назовите тему нашего урока.

    -Давайте определим задачи нашего урока с помощью записанных на доске опорных фраз

    1) расширить знания о жизни и творчестве _______________________

    2) познакомиться с произведением __________-

    3) учиться _________, ___________________ читать

    IV. Работа по теме урока

    1.Подготовка к восприятию.

    -Представьте, что мы с вами попали на север дикий.

    -Как понимаете это словосочетание?

    -Что вы слышите?

    -Что вы видите?

    -Что вы ощущаете?

    2.Первичное чтение стихотворения( учителем).

    _Какие мысли, чувства, желания появились?

    -Внимательно прочитайте это стихотворение вполголоса и определите главного героя стихотворения.

    3.Анализ содержания стихотворения.

    -Назовите главного героя

    -Найдите и прочитайте строчки, в которых говорится о том, где стоит сосна.

    -Назовите эпитеты к слову север

    -Что значит голая вершина?

    -Какие действия выполняет сосна? Прочитайте

    _Что значит дремлет?

    -Кто такие действия может выполнять?

    -Какой приём использует автор?

    -Прочитайте, как одета сосна.

    -Как вы это понимаете?

    4.Работа в группах.

    Задание для 1 группы.

    -Найдите значение слова риза в толковом словаре

    -Составьте вопрос с выделенным словом, используя слово почему.

    Задание для  2 группы.

    -Как вы думаете, как себя чувствует сосна? Почему?

    Докажите словами из текста

    5..Работа в паре.

    -Прочитайте шёпотом, что снится сосне, подберите эпитеты к словам

    Проверка.

    -Расскажите, что снится сосне

    Слайд 3(изображение пустыни, утёса, пальмы)

    -Какое настроение у пальмы? Почему? Докажите словами из текста

    -К слову одна найдите и прочитайте однокоренное слово.

    -Как вы думаете, почему сосне приснился такой сон?

    -А как вы относитесь к сосне?

    -Какие чувства возникли?

    -Как вы думаете, какие чувства испытывал автор, когда писал это стихотворение?

    -М. Ю. испытывал чувство грусти, одиночества. Он тосковал по матери, которая рано умерла, скучал по отцу, которого не было рядом

    Слайд 4.—Скажите, ребята, а  что вы знаете о сосне.

    -Растёт ли она у нас, в Хакасии?

    6. Физминутка.

      А у нас есть сосна.(руки вверх)

    Растёт в Хакасии она!(руки в стороны)

    Пусть сосна растёт,(встать на цыпочки)

    Радуется народ!(хлопки).

    7.Работа над выразительностью.

    - А теперь попробуем выразительно прочитать стихотворение, стараясь передать чувства автора и свои.

    -давайте определим в каждой строчке слова на которые падает логическое ударение.

    _Прочитайте первую строчку. Какое слово надо выделить голосом?

    А в следующих строчках?

    -Как будем читать второе четверостишие?

    -Верно, таинственно, ведь сон – это мечта, фантазия.

    -Какие слова прочитаем тихо, ласково?

    -В каком темпе будем читать стихотворение?

    8.Чтение стихотворения вместе с учителем «Эхо».

    9.Чтение по четверостишиям.(мальчики – 1, девочки -2.

    10.Конкурсное чтение стихотворения.

    11.Работа с художественным рядом.

    -Различные настроения, чувства  можно передать не только с помощью поэзии, но и по- другому. Как?

    -Верно, при помощи цвета.

    -Представьте, что вы – художники, вам нужно нарисовать картину к стихотворению «На севере диком».

    -Подберите цвета, соответствующие этому стихотворению.

    -Постройте цветовой ряд (при помощи штрихов.)

    Работа в группах: 1- к первому четверостишию, 2- ко второму.

    Оценка работ учащимися.

    Слайд 5. – А теперь рассмотрим репродукции картин великого русского художника И. И. Шишкина

    Выберите одну из них, которая подходит  к стихотворению.

    -Почему вы выбрали эту картину? Докажите

    Работа по картине Шишкина «Одинокая сосна»

    -Где изображена сосна?

    -Как расположены ветки?(опущены вниз под тяжестью снега)

    -Когда человеку плохо, то руки, плечи опущены вниз, будто на них лежит   груз и кто-то давит.

    _Какая картина по настроению?.

    Создавая картину ,художник испытывал такие же чувства, он пережил смерть близких ему людей, остался один.

    12. Работа с музыкальным рядом.

    -А можно ли с помощью музыки передать свои чувства?

    -Послушайте музыку Ф. Шопена(«Прелюдия 20, «Прелюдия 7»)

    -Сравните характер музыки этих произведений

    -Какими  средствами музыкальной выразительности это выражено?

    -Какая музыка более созвучна с чувствами главного героя стихотворения?

    -Ф. Шопен сам испытывал такие же чувства, когда писал эту музыку. Он пережил сильное горе, потерял отца, не смог приехать на его похороны, так как был вдали от Родины.

    -Чем похожи судьбы трёх великих людей: М. Ю. Лермонтова, И. И. Шишкина, Ф. Шопена?

    -Тема одиночества показана Лермонтовым  во многих произведениях.

    -Какие из них вы знаете? (чтение стихотворения «Утёс» наизусть)

    13.Работа с пословицами.

    -А какая народная мудрость метко отображает чувства людей и подсказывает как поступить?

    -Выберите пословицу, которая подходит к стихотворению.

    Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

    Не мил и свет, когда друга нет.

    Скучен день до вечера, коли делать нечего.

    -Объясните её значение.

    -Будьте внимательны к тем, кто находится рядом: к своим родителям, бабушкам, дедушкам, к одиноким людям… Помогайте им делом и  ласковым словом.

    -Ребята, кто-нибудь из вас испытывал ли когда-нибудь чувство одиночества?

    -Могут ли дети быть одинокими?

    -Почему это происходит?

    -Правильно, надо уметь дружить.

    -Давайте, составим правила дружбы

    -Соблюдая эти правила дружбы, вы никогда не потеряете друга.

    V.Итог урока. Рефлексия.

    -Понравился вам урок? Что затронуло вашу душу?

       –Д/з на выбор:

    -выучить наизусть стихотворение;

    -написать мини- сочинение по пословице: Не мил и свет, когда друга нет;

    - приготовить рисунок к стихотворению.

    -Ребята, поднимите, пожалуйста, красные  звёздочки, если урок понравился и считаете его полезным и нужным для себя, а если нет, то жёлтые.

    Закончить урок мне хочется стихами

    _Чтобы солнышко светило,

    Чтоб на всех его хватило,

    Чтоб цвели в лугах цветы,

    Чтоб дружили я и ты,

    За руки возьмёмся, встанем в круг

    Каждый человек человеку друг.

    Я –твой друг и ты мой друг.

    Пусть будет шире дружбы круг!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературного чтения, изо и музыки по произведению А.С.Пушкина "Зимний вечер"

    Данный урок позволяет работать над развитием творческих способностей обучающихся,  развивает общеучебные умения и навыки, позволяет сэкономить время на прохождение материала по различным предмета...

    Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

    Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе.

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по произведению Юнны Мориц «Маленький скрипач" в 3 классе....

    Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова "На Севере диком..."

    Работа над содержанием данного произведения сопровождается просмотром репродукции картины И.И.Шишкина "На Севере диком...", музыкальными призведениями  Г.Свиридова к драме А.С.Пушкина "Метель" и ...

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"

    Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...