Интегрированный урок (литературное чтение и ИЗО) 4 класс "Авторский почерк в переводах хокку. Иллюстрирование японского хокку поэта Кобаяси Иссы "Дикие гуси"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Семкив Марина Витальевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr._urok_4klass.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный  урок  литературного чтения  и ИЗО

4 класс

Учитель: Семкив М.В.

МКОУ  СОШ № 16  г. Бирюсинска

Тема урока чтения: Авторский почерк в переводах хокку

Цель: на материале разных переводов хокку сравнить творческий

           почерк разных переводчиков.

Тема урока ИЗО: Рисуем птиц по памяти. Иллюстрирование япон-

           ского хокку поэта Кобаяси Иссы «Дикие гуси»

Цель: развивать творческое воображение, зрительную память, на-

           блюдательность, умение определять и выразительно переда-

           вать в рисунках особенности формы, строения птицы, про-

           должать знакомство с анималистическим жанром, воспиты-

           вать бережное отношение к окружающему миру через сред-

           ства художественного произведения.

Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс», интерак-

           тивная доска – показ репродукций изображения гор, зданий,

           архитектурных памятников, картин художников Японии, ме-

           тодическая таблица с показом поэтапного изображения гуся,

           репродукция художника Хиросите «Тростник под снегом и

           дикая утка», карандаши, гуашь, акварельные краски, воско-

           вые мелки.

                                             Ход  урока 

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

- Эпиграфом к нашему уроку будет японская поговорка. Прочитайте.

Пустые места на свитке

исполнены большого смысла,

чем начертала на нем кисть.

- Кто может объяснить слово «свиток»?

Работа со словарем русского языка С.И.Ожегова.

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

- Сегодня на уроке мы проверим, станут ли эти слова вам более понятны, после того как в очередной раз соприкоснемся с японской поэзией.

III. Работа по теме урока. (чтение)

Просмотр слайдов

1-3. Горы Японии очень живописны: острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи, и густые леса создают поэтический пейзаж.

4. Главной природной достопримечательностью является гора Фудзияма. Высота ее 3.776 метров.

5. Дворец правителей в Окинаве.

6. Буддийский храм Тодайдзи.

7. Императорский дворец расположен в самом центре столицы Японии – Токио. Дворец служил основным местом проживания правителей.

8. Недалеко от императорского дворца находится мост Нихомбаси перекинутый через широкую речку.

Мосты и дороги – гордость современной Японии.

9. Радужный мост – визитная карточка японской столицы. Он соединяет старый Токио с новыми районами. Прогулка по мосту займет около 30 минут.

10. Традиционный японский сад.

11. Традиции остаются важной частью жизни современного японца. Например, на улице и на работе он, как правило, носит европейский костюм, а дома или на национальных и религиозных праздниках его часто можно видеть в национальном костюме – кимоно.

12. Японская чайная церемония.

13. Еще одна традиция: писать письма – обращения к богам. В храме можно купить специальную дощечку – эма, и написать на ней любую просьбу. Перед этим нужно два раза хлопнуть в ладоши, бросить в ящик монетку и, сложив ладони перед собой попросить богов не отказывать в такой малости. Дощечки вешают на специальный крючок.

- С одним из проявлений «загадочной японской души» - поэзией хокку – знакомят нас переводчики Татьяна Соколова – Делюсина, Александр Долин, Вера Маркова.

Стр. 169. Учитель читает переводы хокку

- Что можете сказать?

- В каком хокку интонации самые бытовые и разговорные? Докажите.

- Прочитайте 1 и  3 хокку.

- В каком – торжественные и праздничные интонации?  Докажите.

IV. Рассматривание ксилографии. (ИЗО)

- Ксилография – это рельефный рисунок, гравюра на дереве или оттиск с такой гравюры.

- Какие ощущения появляются у вас, когда вы смотрите на эту ксилографию?

- Какие изобразительные средства использует художник, чтобы показать это ведущее чувство одиночества?

- Кто такие художники анималисты?

V. Смысловое содержание хокку о диких гусях. (чтение)

- Какой перевод ближе вам? Почему?

- Какие чувства испытываете?

- Всего три строчки. Несколько слов. А ваше воображение уже нарисовало картину. Какую картину, какие образы вы представили?

- Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку – это умение сказать многое в нескольких строчках. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.

VI. Практическая работа учащихся. (ИЗО)

- Вспомним последовательность изображения птиц.  

- Выполните иллюстрацию к этому хокку и передайте настроение автора через композицию и цвет.

VII. Просмотр работ.

Ребята называют удачные работы, и чем они понравились.

VIII. Работа с ксилографией. (ИЗО)

- Каждый японский художник  ставит на свою картину печать. Здесь олень и лошадь, каждая из них символизирует счастье. Обе вместе обозначают  слово «бака» - простой, глупый. Смысл : «Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!» - говорит своей картиной художник.

XI. Обобщение. (чтение)

- Как вы представляете счастье?

- Вернемся к поговорке. Что вы можете сказать сейчас?

Выставление оценок.

Д/з. Чтение – стр. 169 выразительное чтение хокку.

        ИЗО – рисование птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"

Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...