Главные вкладки

    Интегрированный урок (литературное чтение и ИЗО) 4 класс "Авторский почерк в переводах хокку. Иллюстрирование японского хокку поэта Кобаяси Иссы "Дикие гуси"
    план-конспект урока (4 класс) по теме

    Семкив Марина Витальевна

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integr._urok_4klass.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный  урок  литературного чтения  и ИЗО

    4 класс

    Учитель: Семкив М.В.

    МКОУ  СОШ № 16  г. Бирюсинска

    Тема урока чтения: Авторский почерк в переводах хокку

    Цель: на материале разных переводов хокку сравнить творческий

               почерк разных переводчиков.

    Тема урока ИЗО: Рисуем птиц по памяти. Иллюстрирование япон-

               ского хокку поэта Кобаяси Иссы «Дикие гуси»

    Цель: развивать творческое воображение, зрительную память, на-

               блюдательность, умение определять и выразительно переда-

               вать в рисунках особенности формы, строения птицы, про-

               должать знакомство с анималистическим жанром, воспиты-

               вать бережное отношение к окружающему миру через сред-

               ства художественного произведения.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение 4 класс», интерак-

               тивная доска – показ репродукций изображения гор, зданий,

               архитектурных памятников, картин художников Японии, ме-

               тодическая таблица с показом поэтапного изображения гуся,

               репродукция художника Хиросите «Тростник под снегом и

               дикая утка», карандаши, гуашь, акварельные краски, воско-

               вые мелки.

                                                 Ход  урока 

    I. Организационный момент.

    II. Постановка цели урока.

    - Эпиграфом к нашему уроку будет японская поговорка. Прочитайте.

    Пустые места на свитке

    исполнены большого смысла,

    чем начертала на нем кисть.

    - Кто может объяснить слово «свиток»?

    Работа со словарем русского языка С.И.Ожегова.

    - Как вы понимаете смысл этого высказывания?

    - Сегодня на уроке мы проверим, станут ли эти слова вам более понятны, после того как в очередной раз соприкоснемся с японской поэзией.

    III. Работа по теме урока. (чтение)

    Просмотр слайдов

    1-3. Горы Японии очень живописны: острые вершины, скалистые ущелья, стремительные прозрачные реки с водопадами, глубокие озера, горячие ключи, и густые леса создают поэтический пейзаж.

    4. Главной природной достопримечательностью является гора Фудзияма. Высота ее 3.776 метров.

    5. Дворец правителей в Окинаве.

    6. Буддийский храм Тодайдзи.

    7. Императорский дворец расположен в самом центре столицы Японии – Токио. Дворец служил основным местом проживания правителей.

    8. Недалеко от императорского дворца находится мост Нихомбаси перекинутый через широкую речку.

    Мосты и дороги – гордость современной Японии.

    9. Радужный мост – визитная карточка японской столицы. Он соединяет старый Токио с новыми районами. Прогулка по мосту займет около 30 минут.

    10. Традиционный японский сад.

    11. Традиции остаются важной частью жизни современного японца. Например, на улице и на работе он, как правило, носит европейский костюм, а дома или на национальных и религиозных праздниках его часто можно видеть в национальном костюме – кимоно.

    12. Японская чайная церемония.

    13. Еще одна традиция: писать письма – обращения к богам. В храме можно купить специальную дощечку – эма, и написать на ней любую просьбу. Перед этим нужно два раза хлопнуть в ладоши, бросить в ящик монетку и, сложив ладони перед собой попросить богов не отказывать в такой малости. Дощечки вешают на специальный крючок.

    - С одним из проявлений «загадочной японской души» - поэзией хокку – знакомят нас переводчики Татьяна Соколова – Делюсина, Александр Долин, Вера Маркова.

    Стр. 169. Учитель читает переводы хокку

    - Что можете сказать?

    - В каком хокку интонации самые бытовые и разговорные? Докажите.

    - Прочитайте 1 и  3 хокку.

    - В каком – торжественные и праздничные интонации?  Докажите.

    IV. Рассматривание ксилографии. (ИЗО)

    - Ксилография – это рельефный рисунок, гравюра на дереве или оттиск с такой гравюры.

    - Какие ощущения появляются у вас, когда вы смотрите на эту ксилографию?

    - Какие изобразительные средства использует художник, чтобы показать это ведущее чувство одиночества?

    - Кто такие художники анималисты?

    V. Смысловое содержание хокку о диких гусях. (чтение)

    - Какой перевод ближе вам? Почему?

    - Какие чувства испытываете?

    - Всего три строчки. Несколько слов. А ваше воображение уже нарисовало картину. Какую картину, какие образы вы представили?

    - Оказывается, поэт творит чудо: он будит фантазию самого читателя. Искусство хокку – это умение сказать многое в нескольких строчках. Прочитав стихотворение, представляешь себе картину, образ, переживаешь его, переосмысливаешь, додумываешь, творишь.

    VI. Практическая работа учащихся. (ИЗО)

    - Вспомним последовательность изображения птиц.  

    - Выполните иллюстрацию к этому хокку и передайте настроение автора через композицию и цвет.

    VII. Просмотр работ.

    Ребята называют удачные работы, и чем они понравились.

    VIII. Работа с ксилографией. (ИЗО)

    - Каждый японский художник  ставит на свою картину печать. Здесь олень и лошадь, каждая из них символизирует счастье. Обе вместе обозначают  слово «бака» - простой, глупый. Смысл : «Чтобы быть счастливым, не надо умничать. Надо находить счастье в самом простом. Будь счастлив!» - говорит своей картиной художник.

    XI. Обобщение. (чтение)

    - Как вы представляете счастье?

    - Вернемся к поговорке. Что вы можете сказать сейчас?

    Выставление оценок.

    Д/з. Чтение – стр. 169 выразительное чтение хокку.

            ИЗО – рисование птиц.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературного чтения и музыки по теме: "Герои русских былин в литературных и музыкальных произведениях".

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3738910","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок литер...

    Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

    Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

    Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

    Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....

    Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

    Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

    Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира "Образ Родины в произведениях поэтов"

    Форма занятия: защита проектовЦель: расширить представления детей о Родине, как стране и ее героическом народеЗадачи урока:учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление,...

    Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу».

    Открытый интегрированный урок (литературное чтение, ИЗО, музыка, технология) в 3 классе. Урок-биенале «Устное сочинение по картине И. Шишкина «Зима в лесу»....

    Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

    Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...