Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Ельчанинова Елена Ивановна

Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино»

Ельчанинова Елена Ивановна, учитель начальных классов 

Цели:

- познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь учащимся эмоционально и глубоко воспринять его;

- развивать навык выразительного чтения;

- обогащение словарного запаса;

- развитие связной речи, мышления, внимания, памяти;

Задачи: 

- сформировать представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении;

- познакомить с героями Отечественной войны 1812 года, участниками Бородинской битвы: М. И. Кутузовым, П. И. Багратионом,

М. Б. Барклаем де Толли и других;

- воспитывать уважение к защитникам Отечества и  чувство гордости за  свою страну.

- создавать условия для формирования УУД:

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию их иллюстраций, текста;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

- умение ориентироваться на развороте книги;

- умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

- умение высказывать своё предположение;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

- умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формирование мотивации к обучению:

- умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование.

- книга «Бородино»;

- презентация «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

- цветные фишки;

- цветные лесенки для оценки собственных ответов;

- перфокарты для тестирования;

- шапочка учёного;

- блокнот «Словесная шкатулка»;

- «Бородинский» хлеб.

Ход урока.

Оргмомент. (Слайд №1)

Актуализация знаний.

Вы самостоятельно ознакомились с произведением «Бородино». (Кто автор этого стихотворения?) (Слайд №2)  Почему для нас очень важно ознакомиться именно с этим произведением Михаила Юрьевича Лермонтова? (т.к. 7 сентября 2012 года исполнилось ровно 200 лет со дня Бородинского сражения.) Мы -  русские люди - обязаны знать об этом важном событии в истории России. Сегодня не обычный урок, а урок-праздник. Как вы думаете, что будет на этом  уроке? (планирование работы)  Цветные фишки.

Словарная работа.

Я знаю, что в процессе чтения у вас возникли вопросы. Вы столкнулись с незнакомыми, непонятными для вас словами. Откройте свои «Словесные шкатулки». Какие это слова? Я не буду объяснять их значение. В этом нам помогут  ребята, которые искали информацию в библиотеке и в Интернете. Прежде чем начать урок, мы должны обязательно разъяснить значение всех непонятных слов. Если не сделать этого, смысл всего произведения может быть искажён, неверно понят.  На сегодняшнем уроке я назначаю их учёными ( выходит ученик, надевает шапочку учёного и зачитывает или рассказывает найденную информацию).А я постараюсь проиллюстрировать их рассказ.

редуты - земляные укрепления на поле боя;  (Слайд №3)

картечь- снаряд для поражения противника на близком расстоянии; (Слайд №4)

лафет- приспособление для ствола пушки; (Слайд №5)

бивак- стоянка войска под открытым небом; (Слайд №6)

кивер - высокий головной убор для военных; (Слайд №7)

булат  - стальное оружие, сабля; (Слайд №8).

уланы, драгуны- солдаты кавалерийских частей в царской армии; (Слайды №9, 10)

мусью- мсье (франц.)- обращение к французу;

бусурманы- враги;

хват- смелый человек;

сеча – сражение, битва.

Работа по теме урока.  

В 1812 году мирная жизнь России была нарушена вторжением в её пределы французской армии под командованием Наполеона Бонапарта.(Слайд №11)

Ему захотелось завоевать весь мир. « Через три года я буду властелином мира… Остается Россия, но я раздавлю ее» - заявил Наполеон перед вторжением в Россию.

Верховным главнокомандующим русской армии был  император Александр I. (Слайд №12)

Общее руководство русскими войсками осуществлял Барклай  де Толли.(Слайд №13)

Наполеон рассчитывал разбить их поодиночке. Но опытные русские военачальники разгадали план неприятеля.

Уклоняясь от окружения и от сражения, русские армии отходили на восток. Война принимала затяжной характер, все планы Наполеона рушились. Русская армия продолжала отступать.

- Как об этом говорится в стихотворении?

Ученик:

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? На зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки»-

писал М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».

Учитель: Но командиры не боялись изорвать чужие мундиры. Они тщательно готовились к генеральному сражению.

20 августа главнокомандующим русской армии был назначен Михаил Илларионович Кутузов.(Слайд №14)
Его давно знали и любили в войсках.
«Прибыл Кутузов бить французов»- говорили солдаты.

В момент назначения Кутузову было 67 лет.

Сегодня мы попробуем представить себе  картину самого крупного сражения Отечественной войны 1812 года.

Учитель: И действительно самое крупное сражение в этой войне произошло 26 августа

( по новому стилю 7 сентября) 1812 года в 124 километрах от Москвы около села Бородино.

На Бородинском поле стояли друг против друга две огромные армии: 135 000 солдат и 580 орудий у Наполеона и 120 000 солдат и 640 орудий у Кутузова.

- Вы заметили, что рассказ о Бородинском сражении ведется  от имени старого солдата.

- Что можно о нём сказать?(опытный, переживший невзгоды простой солдат, он участник сражения, он был на поле боя, он видел все события своими глазами, использует в речи исторические слова, понятные русскому солдату, полон любви к Родине).

- Что побудило ветерана рассказать о Бородинском сражении? (Ему задали вопрос, ответом на который и явился рассказ?).

- Скажи-ка, дядя, ведь недаром

 Москва, спалённая пожаром,

 Французу отдана?

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

-Какой вопрос интересует молодых солдат? (Для них непонятно, почему была сдана Москва).

 - Почему было важно отстоять Москву? (Москва – это символ независимости и могущества нашей Родины)

 - Молодые солдаты обвиняют ли  участников битвы в том, что не удалось отстоять Москву? (Нет.)

 - Как об этом сказано в тексте? (“ Ведь  недаром”, ” ведь были схватки боевые, да, говорят, ещё какие”)

Дополнение

- Русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод. Подкреплённая  свежими силами, оружием, русская армия освободила Москву от французов.

- Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля…

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!  

-Каким словом называет рассказчик своих боевых товарищей? (Богатыри) - Почему? ( Он ими гордится)

 - Кого  издавна на Руси называли богатырями? (Сильных людей, защитников Родины)

 - Что обозначают выражения “плохая им досталась доля”,” немногие вернулись с поля?”

 

Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

“Что ж мы на зимние квартиры?

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки?”

-Почему русская армия вынуждена была отступать? (Армия Наполеона была в два раза больше русской армии) - Как  относились солдаты к отступлению? - Почему они ворчали? (Хотели идти вновь и вновь в бой)

 - Почему? (Чтобы одержать победу).

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки-

Французы тут как тут.  

-Как называется поле боя? (Бородинское поле)

- Какие строчки говорят о том, что поле пришлось по душе солдатам?

- Что построили здесь солдаты? (Редут). Повторите значение этого слова.

- Как вы понимаете выражение “ у наших ушки на макушке”? (Готовы к бою).

- Когда появились французы? (Ранним утром).

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат, мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдём ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою!

-К чему готовились солдаты? (К бою)

 - Почему появилась шутливая интонация у рассказчика? (Солдаты довольны тем, что отступление закончено и предстоит сразиться с врагом)

 - Что обещают сделать солдаты? Как вы это понимаете?

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке ?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

“Пора добраться до картечи!”

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

-Почему ветеран  предыдущие два дня называет “безделкой”?

- Что за третий день ждали солдаты? (Главный день битвы)

 - Как вы понимаете выражение “пора добраться до картечи”? (Стрелять во врага с близкого расстояния).

Прилёг вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

-Как солдаты провели ночь перед Бородинской битвой?

 - Чем занимались воины? (Отдыхали и тщательно  готовились к предстоящему бою).

 - Что такое  “лафет”, “кивер”?

- А почему  “ликовал француз”?  (Были уверены в победе)

   Задача чтения этого отрывка - заставить слушателей почувствовать торжественное настроение русских воинов накануне великой битвы.

И только небо засветилось,

Всё шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражён булатом, 

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

“ Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!”

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали 

Мы в Бородинский бой.

-Кого вспомнил старый солдат? (Своего командира).

- Что солдат рассказал о полковнике? (Он с гордостью вспоминает его,“рождён хватом” – обозначает смелый человек, для солдат был как отец, был примером для всех, сожалеет о его гибели)

 -Какую клятву дали полковнику солдаты? (Храбро воевать, умереть, но не сдать Москвы).

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И все на наш редут.

Уланы с пёстрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

- С чем сравнивает солдат французские войска?

 - Какие рода войска  участвовали в сражении?

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась -  как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий 

Слились в протяжный вой…

-Каково общее впечатление  от Бородинского боя? (Бой был стремительный, страшный, жаркий.)

- Какие картины боя нам представляет рассказчик?

- Как рассказчик передаёт мужество и героизм русских солдат?

-Какой момент боя рассказчик считает главным? (Рукопашный бой). Почему?

- В описании боя представлена быстрая смена картин. Поэт заставляет не только увидеть, но и услышать звуки боя (“Звучал булат, картечь визжала “).

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

Вот затрещали барабаны –

И отступили бусурманы,

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

-Бой утих с наступлением темноты.  Что вспоминает рассказчик после боя? (Подсчитывали  потери и рвались завтра снова в бой)

 -Как называет рассказчик французов?

Учитель: Сражение продолжалось 15 часов. Но русские войска стойко держали оборону.

«К ночи бой затих. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! Огромная площадь была взрыта ядрами, везде трупы людей и лошадей. Умирающие, стонущие, плачущие раненые. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью»- пишет очевидец. Наполеон впоследствии писал: « Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой.

Французы понесли огромные потери в Бородинском сражении- 60 000 убитыми. Однако потери русских тоже были велики- свыше 40 000 убитыми. Продолжать бой было рискованно. Кутузов принял решение отвести армию к Москве. Утром 27 августа русская армия покинула Бородинское поле.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля,

Не будь на то господня воля,

Не отдали б Москвы!

-Звучит ли в рассказе старого солдата гордость за русских воинов?

- Какими словами он их называет? (“Могучее лихое племя”,” Богатыри”)

   В сентябре 2012 года мы отмечаем 200 лет со дня Бородинского сражения. И сегодня нас волнует это стихотворение и это событие. Почему?

   Да потому, что война во все времена никого не оставляла равнодушным. Война – это слёзы и смерть, это кровь и разруха. Но подвиг русских солдат, погибших во спасение Отечества, будет жить вечно. Не зря М.Ю.Лермонтов сказал:” Недаром помнит вся Россия про день Бородина”.

Конкурс «Картинная галерея» (портреты великих полководцев) (Слайды №16 -25)

Конкурс чтецов.  

Я предлагала вам выучить любой понравившийся вам отрывок из стихотворения.

Самооценка с использованием «лесенки правильности, лесенки красоты и лесенки быстроты».

Резерв.

Конкурс «Доскажи строчку»

К какому отрывку иллюстрация?

Закрепление.

Тест. (работа в парах)

1.Стихотворение «Бородино» написал:

а) Лермонтов;

б) Пушкин;

в)Толстой.

 2. Бородинское сражение произошло:

а) 1 сентября;

б) 7 сентября;

в)15 сентября.

3. В этом году отмечается :

а) 100 лет;

б) 500 лет;

в) 200 лет.

4. С кем воевала российская армия?

а) с немцами;

б) с французами;

в) с японцами.

5. В Бородинском сражении русскую армию возглавил:

а) М. Кутузов;

б) Д. Давыдов;

в)М. Платов.

Проверим тест. (Слайд №26)

6. Итог урока

- Какое стихотворение мы читали на уроке?

 - Кто его написал?

 - О каком событии в нём рассказывается?

- Как сражались русские солдаты?

7. Рефлексия.

- Я узнал…

- Я сумел…

- Я научился…

А сейчас небольшой сюрприз для вас, ребята! Напоследок  я хочу рассказать вам очень красивую и необычную историю... Оказывается, мы можем не только услышать, вспомнить, но и... попробовать вкус истории войны 1812 года.

(Достаю 2 буханки Бородинского хлеба: одна целая - для показа детям, а вторая - на блюде, разрезанная на кусочки, но пока закрытая полотенцем).

Бородинский хлеб до тридцатых годов 19 в.назывался "нарышкинским", и это был родовой рецепт действительно поминального хлеба , который игуменья Мария (некогда Маргарита Тучкова, в девичестве Нарышкина) открыла сестрам Спасо-Бородинского монастыря, что вырос вокруг храма.

Юная княжна Маргарита Михайловна Нарышкина получила блестящее домашнее образование. В совершенстве знала французский и английский языки. Обладала приятным голосом, прекрасно музицировала. Отличалась упрямым характером и не девичьей настойчивостью. Была натурой страстной и увлекающейся. К сожалению, мы не знаем, как она выглядела - не сохранилось ни одного портрета Маргариты Нарышкиной в молодости. Она повстречалась со своей мечтой, блестящим офицером Александром Тучковым (Слайд № 27). Командир полка покорил женское сердце. В 1806 году влюбленных обвенчали. В 1811 году в семье Тучковых появился наследник, которого назвали Николаем. Как-то в один из вечеров в доме Тучкова, к тому времени уже генерала, затянулось офицерское совещание. Маргарита пошла к маленькому Николеньке и прилегла отдохнуть. Усталость сморила.

Маргарита проснулась среди ночи от страшного сна – она сидит у стола в незнакомой комнате, вдруг, отворяется дверь и входит её отец с маленьким Николенькой на руках и говорит со слезами: «Муж твой пал на полях Бородина…» Она, в отчаянье и слезах, даже не поняв, что это был всего лишь сон, побежала к Александру. Услышав об этом страшном и нелепом сне, он велел тут же принести подробную карту России и все принялись искать на ней это неведомое место – Бородино… Искали там, где служил Александр… Не найдя, решили, что всё это вздор и от перемены погоды… Но вот грянула Отечественная война 1812 года. Перестали приходить письма от мужа. По всей России прокатилась весть, что под Москвой произошло жестокое сражение, в котором не на жизнь, а на смерть сошлись главные силы русских и французов. У всех на устах звучало местечко Бородино. В начале сентября 1812 года судьба нанесла страшный удар Маргарите – она получила известие о гибели мужа на Бородинском поле (они прожили вместе всего 6 лет). А через некоторое время и подробности этого вместе с  письмом командующего дивизии генерала Коновницына. Там описывалось,  что Александр Тучков погиб геройски со знаменем в руках впереди своего полка. Потом Маргарита узнала, что её муж, тридцатипятилетний генерал Тучков, находился в гуще сражения. Дрогнул один из его полков – Ревельский, был сражен знаменщик. Генерал выхватил из рук убитого знамя, со шпагой в другой руке поднял подчиненных в атаку. Сначала ему оторвало ногу, солдаты пытались вынести его на носилках, и в это время в него попала бомба. Ничего не осталось от тела Александра. И вот, спустя два месяца, с картой Коновницына, на которой крестиком было помечено, где погиб Александр, Маргарита отправилась на Бородинское поле… Невозможно себе представить, что увидела эта молодая хрупкая женщина – 50 тысяч трупов лежали неубранные с того страшного августовского дня, десятки тысяч лошадей, оружие, техника… Всё это было перемешано страшным огнём с обеих сторон… Два дня вместе с монахом Лужицкого монастыря она разыскивала тело своего мужа, но не нашла… И потом она решила – коли он погиб здесь, его тело растворилось в этой земле, построить на этом месте церковь. Она продала свои имения, бриллианты ( оставила только на образование сына).  , Александр I прислал 10 тыс. рублей, помещики, кому принадлежала эта земля, отдали её ей  бесплатно и она стала возводить каменную церковь. Для неё построили небольшую деревянную избушку. Она в ней поселилась вместе с сыном и гувернанткой-француженкой. Наблюдала и руководила всем этим строительством. К 1820 году Спасская церковь была построена. Это был первый памятник на Бородинском поле.  Она очень скучала по Александру. Единственное, что спасало Маргариту – Николенька, он всё больше становился похож на Александра.  В 1826 году судьба наносит новый страшный удар Маргарите – в кандалах отправлен в Сибирь её любимый младший брат – Михаил Нарышкин, не выдержав горя, умирает её мать и самый страшный удар – от скарлатины умер Николай, любимый сын 15-летний мальчик, в котором с каждым годом всё больше проявлялись черты Александра Тучкова. Маргарита обезумела от горя. Она привезла прах сына на Бородинское поле и похоронила его в склепе церкви, построенной на костях её мужа. Иногда по ночам она выскакивала из домика и бежала куда-то в темноту. Ей казалось, что её сын и муж зовут её. Или запиралась в склепе сына и там её находили без чувств… С этим надо было что-то делать… И она написала метрополиту Филарету. Он приказал ей убрать игрушки и вещи Николеньки, запретил часто бывать на его могиле. И велел организовать общину, чтобы утешать других вдов. И она этим занялась. И у неё получилось. К 1833 году это поселение возле Спасской церкви получило статус общежительства – ещё не монастыря. В 1838 году Маргарита постриглась в монахини, а после пострига монахи меняют имя, и стала сестрой Марией  и игуменьей, то есть главой, руководительницей своего монастыря.(Слайд № 28.) И до самой своей смерти в 1852 году она возглавляла этот монастырь и молилась за павших на Бородинском поле. (Слайд № 29). 

Именно Мария с другими монахинями стали выпекать тот самый Бородинский хлеб, а чёрный он потому, что так черна была её скорбь по умершим...

Долгое время Бородинский хлеб использовался в качестве поминального блюда, став символом погибших в 1812 году. И поныне его выпекают в Спасо - Бородинском монастыре близ Москвы, а также на всех хлебозаводах нашей необъятной Родины.

Предлагаю вам, ребята, попробовать вкус истории войны 1812 года. (Обхожу всех ребят с подносом). (Слайд № 30).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Урок внеклассного чтения во 2 классе

Слайд 2

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слайд 3

Редут - земляные укрепления на поле боя.

Слайд 4

Картечь -небольшие снаряды для стрельбы на близком расстоянии.

Слайд 5

Лафет -приспособление , на котором укрепляется ствол пушки.

Слайд 6

Бивак - стоянка войска под открытым небом.

Слайд 7

Кивер - высокий головной убор для военных.

Слайд 8

Булат - стальное оружие, сабля.

Слайд 9

Уланы - конные воины с пиками.

Слайд 10

Драгуны - конные воины, способные и для пешего боя. Их головные уборы украшались конскими волосами.

Слайд 11

Наполеон Бонапарт

Слайд 12

Император Александр I

Слайд 13

Барклай де Толли Михаил Богданович

Слайд 14

Кутузов Михаил Илларионович

Слайд 16

ДА, БЫЛИ ЛЮДИ В НАШЕ ВРЕМЯ… Конкурс «Картинная галерея»

Слайд 17

Кутузов Михаил Илларионович

Слайд 18

Барклай де Толли Михаил Богданович

Слайд 19

Платов Матвей Иванович

Слайд 20

Багратион Пётр Иванович

Слайд 21

Давыдов Денис Васильевич

Слайд 22

Раевский Николай Николаевич

Слайд 23

Братья Тучковы Николай Алексеевич Александр Алексеевич

Слайд 24

Воронцов Михаил Семёнович

Слайд 25

Коновницын Пётр Петрович

Слайд 26

Тест. 1 + 2 + 3 + 4 + 5 +

Слайд 27

Александр Алексеевич Тучков

Слайд 28

Маргарита Михайловна Тучкова (Нарышкина)

Слайд 29

Спасо-Бородинский монастырь

Слайд 30

Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не божья воля, Не отдали б Москвы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения по произведениям братьев Гримм: «Бременские музыканты», «Золотой гусь», «Принц - Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»

Цель: формирование умения работать с текстомЗадачи:•         вспомнить и повторить содержание сказок братьев Гримм в игровой форме•...

Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина

Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина для 3 класса ...