Урок внеклассного чтения по произведению В. Катаева "Сын полка"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Для уч-ся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

урок внеклассного чтения. Тема: «В. Катаев СЫН ПОЛКА»

Масранская О. Н. МБОУ СОШ №49

ХОД УРОКА

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, настрой учащихся на работу        

II. Введение темы урока

Учитель. Каждый внимательный читатель при знакомстве с произведением открывает для себя много нового, знакомится с интересными людьми, с прошлым и настоящим своей Родины.

Сегодня на уроке мы поговорим о войне. Поработаем с отдельными главами повести Валентина Петровича Катаева "Сын полка" (слайд 1), поделимся своими впечатлениями о прочитанном, поработаем с текстом, поразмышляем над поступками героев, их взаимоотношениями.

О каких событиях рассказал нам Катаев в своей повести? (Повесть возвращает нас к трудным, но героическим событиям военных лет - 1941г.-1945г. Великая Отечественная война.) П J

Кто главный герой нашего произведения? (Героем стал юный участник войны подросток - Ваня Солнцев.)

О Ване и о людях, которые помогли и повели его по жизни мы с вами поговорим на нашем уроке.

Учитель читает начало повести: «Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из черных лесных болот, заваленных коричневыми листьями, поднимался густой туман…»(слайд 2)

 -- Так начинается повесть «Сын полка». Каким настроением проникнуто описание природы? Осенью в лесу темно и жутко.

-- Можем ли мы предположить, какие события произойдут дальше?

 Сразу понимаешь, что дальше произойдет что-то ужасное, страшное.

 --   Расскажите, о чем повествуется в начале книги.

Учащиеся рассказывают о разведчиках, выполнявших боевое задание.

 --   Какую картину они увидели в лесу?

 Ученик выразительно читает отрывок из текста.

--   Почему вид спящего мальчика так ужаснул разведчиков?

Найдите в тексте и прочитайте, каким увидели разведчики Ваню.

--   Как отнеслись разведчики к Ване? Как они его прозвали? Почему?

Работа в группах

- Литература – очень богатый вид искусства, способный передать с помощью слов не только внешность человека, но и его характер, внутренний мир.

У вас на столах лежат карточки со словами (самостоятельный, надеется на себя, смелый, смышленый, вежливый, добрые, мужественные, любят детей, осторожные, способны ценить хорошего человека).

Вы должны выбрать те качества, которые подходят вашему герою

1 группа – Ваня

2 группа – разведчики

Карточки прикрепляются к доске.

Давайте проверим, совпало ли ваше мнение с мнением автора (слайд 3).

-- Опираясь на данную характеристику героев, скажите, какие взаимоотношения сложились у них?

Ваня   -     разведчики

         уважал     по - отцовски любили,

           заботились,

      жалели

(слайд 4)

ФИЗМИНУТКА

А теперь внимание на экран (видеосюжет «побег Вани») (слайд 5)

- Какой эпизод вы только что  посмотрели?

Ваня убежал от ефрейтора Биденко

- Найдите главу, в которой об этом говорится. Прочитаем «цепочкой» по абзацам.

- Ребята, давайте к этой главе вопросы составим сами, а поможет нам наша подстановочная таблица (общая таблица на экране и у каждого на столе)

(слайд 6)

Вопрос

Ситуация из произведения или иллюстрация

Что…?

«…зашуршало по веткам, и свалилось ….»

Где…?

Иллюстрация учебника с. 201

Как…?

«Пастушок обвел его вокруг пальца…»

Итог:

- как вы думаете, почему Катаев назвал повесть «Сын полка», как вы понимаете это выражение?

 (слайд 7)

Сын полка  — ребёнок, обеспечиваемый всем необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен на довольствие. Термин получил широкое распространение в годы Великой Отечественной войны.

- С кем еще встретится Ваня Солнцев вы узнаете после прочтения отрывка из девятой главы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения по произведениям братьев Гримм: «Бременские музыканты», «Золотой гусь», «Принц - Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»

Цель: формирование умения работать с текстомЗадачи:•         вспомнить и повторить содержание сказок братьев Гримм в игровой форме•...

Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина

Урок внеклассного чтения по произведениям К.Зиганшина для 3 класса ...