Главные вкладки

    Урок внеклассного чтения по произведениям А.С.Пушкина. 3 класс.
    план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

    Петрова Любовь Яковлевна

    Методическая разработка урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_vnekl.chteniya_literaturnaya_gostinaya.docx27.26 КБ
    Office presentation icon prezentatsiyaa.s.pushkin.ppt1.33 МБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ. 3 КЛАСС.

    «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ А.С. ПУШКИНА).

    Петрова Л.Я.

    Государственное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения,  город Москва

    Цель: обобщить ранее полученные знания детей о произведениях  А.С. Пушкина.  

    Задачи: 

    Образовательная

    - систематизировать знания  учащихся о творчестве А.С. Пушкина;

    - развивать умение работать с поэтическим произведением;

    - совершенствовать навыки выразительного чтения;

    -  расширить круг чтения детей.

     Коррекционно-развивающая 

    - корригировать и развивать устную речь: орфоэпически правильное произношение, обогащение активного и пассивного словаря, диалогическую речь;

     - развивать долговременную память на основе воспроизведения изученного ранее стихотворного материала;

    -корригировать переключение внимания путем частой смены заданий;

    -коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций  анализа и синтеза).

    Воспитательная

    -  воспитывать интерес к миру детской художественной литературы, через уроки внеклассного чтения;

    - воспитывать любовь и уважение к поэзии А.С. Пушкина, поэтическому слову ;

    - воспитывать интерес к человеку и его внутреннему миру через художественные и музыкальные произведения;

    - воспитывать любовь к природе через поэтическое слово;

    -  развивать духовно-нравственный мир учащихся;

    -воспитывать  чувство коллективизма, умение работать в группах;

    Здоровьесберегающая 

    - планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей;

    -способствовать созданию благоприятного психологического климата;

    - чередовать статические и динамические задания;

    Оборудование и ТСО:

    Портрет А.С. Пушкина, плакат с названием темы, выставка детских рисунков , выставка произведений А.С. Пушкина, ПК, мультимедийное оборудование, экран, презентация к уроку, магнитофон, диски со сказками Пушкина и музыкальными произведениями, предметы, воссоздающие пушкинскую эпоху: гусиное перо, свеча, чернильница и др.

    Ход урока:

    -Добро пожаловать в литературную гостиную! Я - хозяйка, а вы мои гости. И разговор у нас пойдёт о творчестве великого русского поэта, который так писал о себе в минуты вдохновения:

    И мысли в голове волнуются в отваге,

    И рифмы лёгкие навстречу им бегут,

    И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

    Минута - и стихи свободно потекут.

    - Как вы думаете, кому из великих  русских поэтов принадлежат эти строки? Сегодня наш урок посвящается гениальному человеку, поэту, творчество которого знакомо каждому с раннего детства. Это …А.С.Пушкин (Слайд  1)

    Язык Пушкина прозрачен, чист и ясен. Вы уже знакомы с его произведениями и, наверняка, полюбили их.

    - Давайте вспомним, а что мы знаем о жизни А.С. Пушкина.

    -Когда и где родился А.С.Пушкин? (слайд 2)

    - На каком языке говорили в семье А.С.Пушкина?

    - Кто учил его писать по-русски? (слайд3)

    - Кто ему рассказывал сказки? (слайд 4)

    - Ребята, какое время года больше всего любил Пушкин?

    Каждое время по-своему прекрасно. Чудесная пора весна, однако поэт писал:

    «Я не люблю весны, скучна мне оттепель,

    Вонь, грязь, - весной я болен…»

    Казалось бы, как не любить лето, но поэт восклицает:

    «Ох, лето-красное, любил бы я тебя,

    Когда б не зной, да пыль, и комары да мухи.»

    И наступает унылый октябрь, а душа поэта расцветает. («Унылая пора!», «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода») (Слайд 5, 6,7)

    Позвольте, но А.С.Пушкин писал и о зиме, вот послушайте «Зимнее утро», «Опрятней модного паркета». (Слайд 8)

    Это ещё не все пушкинские стихи о зиме, мне нравится стихотворение «Зимний вечер».

    - Как выразительны пушкинские строки. Вот он говорит о буре. С кем он сравнивает завывание бури?

    - Читая эти строки, мы действительно слышим звуки бури за окном. А своими словами: «Что же, ты моя старушка…» к кому он обращается?

    - Как он относится к своей няне?

    - Каждое стихотворение вызывает у человека определенные эмоции, настроение. Что вы почувствовали после прочтения этого стихотворения?

    - Поэзия Пушкина настолько легка, светла, она как бы сама просится в музыку. Поэтому многие композиторы в своем творчестве обращались к  произведениям А.С.Пушкина. Сейчас мы с вами послушаем произведение «Зимний вечер» в исполнении тенора Лемешева. (Слайд 9)

    Пушкин – это возрождение,

     Русской музы воплощение,

    Это старой няни сказки,

    Это молодость из сказки.

     На длинных полках вдоль стены

     Вместились сказки старин

     И Черномор, и князь Гвидон

      Людмила и Руслан,

      Балда и царь Додон.

      Их Пушкин написал,

      От доброй няни услыхав,

      В глуши забытого селенья.

    (появляется Арина Родионовна. Обращается к портрету Пушкина)

    - Ах, Саша, Саша!

    Как ты вырос!

    А помнишь няни тихий глас,

    Когда рассказывала сказки

    Тебе в вечерний поздний час?

    Ты слушал, затаив дыханье.

    - Вот по листу бежит рука…

    И строки няниных сказаний

    Пройдут сквозь многие века.

    -А помните, сколько сказок написал А.С.Пушкин? (слайд 10)

    Назовите их.

    А сейчас проведём конкурс: «Знаток сказок А.С.Пушкина».

    Вопросы:

    1. С какими словами обращается старик к золотой рыбке?

    (…Смилуйся, государыня рыбка…)

    1. Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?

    (Ты прекрасна, спору нет,

    Но царевна всех милее,

    Всех румяней и белее…)

    1. Что кричал Золотой Петушок?

    (Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!)

    1. Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?

    (Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря..)

    1. Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане?

    (…Три девицы под окном,

     Пряли поздно вечерком…)

    1. Какую песню исполняла белочка в сказке о царе Салтане?

    (Во саду ли, в огороде…)

    1. Какими словами заканчиваются сказки А.С.Пушкина?

    (Я там был, мёд пиво пил

    И усы лишь обмочил…

    …Сказка ложь, да в ней намёк

    Добрым молодцам урок…)

    -  Много разных героев в сказках Пушкина: люди, звери, птицы, насекомые. Назовите героев из каждой сказки. Конкурс «Герои сказок А.С.Пушкина».

    Игра «Доскажи словечко». Я начну, а вы продолжите.

    - Свет мой, зеркальце, скажи…(Да всю правду доложи…)

    - С первого щелчка прыгнул Поп… (до потолка).

    -А орешки не простые, все скорлупки золотые, … (Ядра - чистый изумруд)

    - Говорят царевна есть, что не можно глаз отвесть…(Днём свет божий затмевает,

    Ночью землю освещает…)

    -Вот мудрец перед Дадоном

    Стал и вынул из мешка…(Золотого петушка).

    - Вставить недостающие слова. (Работа в группах. Дополнить пропущенные слова в отрывок и прочесть)

    -А сейчас отгадаем кроссворд. (Разгадывание кроссворда).

    - Творчеству, какого поэта был посвящен урок?

    -  Поэт дорог нам и навсегда останется в народной памяти.

    - Как россияне берегут память об А.С.Пушкине? (Слайд11)

    Чтение стихотворения: (Слайд12)

    У памятника на бульваре летом

    Играют дети, и, склонив главу,

    По пояс озарен вечерним светом

    Он с возвышенья смотрит на Москву…..

    Поют, гудят, машины выбегая,

    На площадь и бульвар из-за угла

    Бурлит Москва – родная, но другая –

    И старше, и моложе, чем была.

    А он всё тот же. Только год от года

    Фигура с наклонённой головой

    Роднее и дороже, для народа

    Шумящего вокруг на мостовой.

    Участник наших радостей и бедствий,

    Стоит, незыблем в бурю и грозу,

    Там, где играл, быть может, в раннем детстве,

    Как те ребята, что снуют внизу

    По-русски говорим мы с детства,

    Но волшебство знакомых слов

    Мы обретаем, как наследство

    В сиянье пушкинских стихов.

    - Вот уже гаснут свечи, пришла пора расстаться, но мы никогда не расстанемся с Пушкиным. «Солнце русской поэзии»- так называем Пушкина и мы. Вот уже много лет лучи этого солнца освещают и согревают жизнь людей. А теперь огромное счастье- читать Пушкина – предстоит и нам.(Слайд13)

    Люблю я Пушкина творенья,

    И это вовсе не секрет.

    Его поэм, стихотворений

    Прекрасней не было, и нет!

    С мальства его читаем сказки,

    В них жар души, природы краски.

    Добро цветёт в них, злоба чахнет.

    В них русский дух, в них Русью пахнет!

    За Пушкина Руси спасибо

    От имени всего народа!

    Ведь мы стихи его читаем

    Как он писал –

    без перевода.( Слайд 13)

    - Спасибо, дорогие гости! Я надеюсь, что еще не раз мы встретимся в этой прекрасной литературной гостиной.

    Приложение:

    Царь с  царицею простился,

    В путь дорогу снарядился.

    А царица у   ____________

    Села ждать его________________

    Ждёт – пождёт с __________ до __________ ,

    Смотрит в поле инда очи

    Разболелись глядючи

    С белой ___________ до ____________ .

    И царица хохотать,

    И ________________ пожимать,

    И подмигивать _________________ ,

    И прищёлкивать ________________ ,

    И вертеться подбочась,

    Гордо в _______________ глядясь.  

    Воевода говорит:

    -Петушок опять кричит;

    Страх и шум во всей ________________ .

    Царь к окошку ,- ан на _______________ ,

    Видит  бьётся ______________________ ,

    Обратившись на _________________ .

    И царица над __________________ ,

    Как орлица над _________________

    Шлёт с ________________ она гонца,

    Чтоб обрадовать отца.

    А ткачиха с _________________ ,

    С сватьей _________________ Бабарихой

    Извести её хотят,

    Перенять гонца _______________ .

    Видит весь сияя в ______________

    Царь Салтан сидит в _________________

    На _______________ и в _________________ ,

    С грустной думой на _______________ .

    Королевич Елисей,

    Помолясь усердно ______________ ,

    Отправляется в _________________

    За _______________ душой,

    За _______________ молодой.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Александр Сергеевич Пушкин 1799 - 1837

    Слайд 2

    6 июня 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

    Слайд 3

    Ганнибал Мария Алексеевна Любовь к родному языку маленькому Пушкину привила бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски .

    Слайд 4

    Яковлева Арина Родионовна Няня Арина Родионовна рассказывала сказки, которые запали в душу мальчику на всю жизнь. Знала много, говорила складно. У неё Пушкин получил первые уроки литературного мастерства.

    Слайд 5

    «Унылая пора! Очей очарованье!»

    Слайд 8

    «Мороз и солнце; день чудесный!»

    Слайд 10

    Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

    Слайд 11

    Квартира Пушкина в Москве на Арбате

    Слайд 12

    «Солнце русской поэзии»

    Слайд 13

    Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем Как он писал – без перевода.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок внеклассного чтения. Литературная гостиная"А.С.Пушкин"

    Урок с использованием ИКТ, педагогики сотрудничества, культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения....

    Урок внеклассного чтения по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

    Дети получат представление о войне 1812 года, о Бородинском сражении, познакомятся с героями Бородинской битвы....

    урок внеклассного чтения по произведениям Н. Н. Носова для 2 класса

    Цель:  создание устойчивой положительной мотивации к чтению           книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова. Задачи:...

    Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

    Урок- игра способствует закреплению знаний учащихся по прочитанным сказкам А. С. Пушкина....

    "Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

    Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

    Урок внеклассного чтения по произведениям братьев Гримм: «Бременские музыканты», «Золотой гусь», «Принц - Лягушонок, или Генрих Железное Сердце»

    Цель: формирование умения работать с текстомЗадачи:•         вспомнить и повторить содержание сказок братьев Гримм в игровой форме•...