Мир чувств в стихотворении М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и картинах И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
М.Ю Лермонтов "На севере диком...". И.Шишкин "Сосна". М.Сарьян "Пальма"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Литературное чтение
3 класс
Тема: Мир чувств в стихотворении М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» и картинах И.Шишкина «Сосна», М.Сарьяна «Пальма». | Тип: Урок открытия нового знания | ||||||||||||
Цель урока: Способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения; учить видеть скрытый, переносный смысл поэтического текста М.Ю.Лермонтова; подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения. | |||||||||||||
Планируемые результаты учащийся научится/получит возможность научиться: | |||||||||||||
Предметные: Анализировать стихотворение, сюжет, средства выразительности, использованные в нем, поэтические образы. Понимать эстетические и нравственные ценности художественного текста. Воспринимать и осмысливать живописное полотно, соотносить художественно-изобразительные средства картины и поэтического произведения. Сравнивать различные художественные тексты. Создавать собственные художественные тексты. | Метапредметные: Строить устное высказывание с учетом учебной задачи. Оценивать результаты работы, осуществлять самопроверку. Участвовать в учебном диалоге. Осуществлять выбор, участвовать в коллективной работе. | Личностные: Создать условия для формирования интереса к некоторым видам творческой деятельности на основе литературного произведения, интереса к миру чувств и и мыслей человека, отраженных в литературе. | |||||||||||
Ход урока | |||||||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||||||
Мотивация к деятельности Актуализация знаний | |||||||||||||
1. Знакомство с планом урока: - Ознакомьтесь с планом, по которому мы будем работать. 1. Открываем секреты поэтического текста М.Ю.Лермонтова «На севере диком...» 2. Даем советы рассказчикам стихотворения 3. Посещаем картинную галерею 4. Выполняем задания по душе 5. Придумываем домашнее задание 6. Подводим итоги - Всем ли понятен план работы, какие вопросы у вас возникли? - Что обозначают пиктограммы? - Мы будем анализировать стихотворение по плану: « что можно увидеть, услышать, почувствовать» 2. Целеполагание - Внимательно прочитав план, вы уже можете сформулировать тему нашего урока. - Какие задачи мы можем поставить на урок? | Читают план, задают вопросы по плану. (возник вопрос «что значит задание по душе») Формулируют тему («Стихотворение М.Лермонтова «На севере диком…») Формулируют задачи (понять, о чем рассказал поэт, какие приемы он использовал, узнать новые слова, познакомиться с новыми картинами, понять, как выразительно читать) | ||||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||||
1. Анализ поэтического текста: - Послушайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «На севере диком…» в исполнении артиста. Закройте глаза и нарисуйте картину в своем воображении к услышанному. - Какие образы вы нарисовали? - Какой центральный образ оказался у всех на картине? (сосна) - Чтобы наполнить свою картину более точными деталями, прочтите стихотворение в учебнике на стр 144, подчеркните образы, нарисованные поэтом. - Какие поэтические образы нарисовал поэт? В процессе обсуждения уточняется значение словосочетаний и незнакомых слов (риза, север дикий, утес горючий), называются приемы, которые использовал поэт. Голая вершина горы на севере диком ----- эпитет Сосна одинокая ------ эпитет Сосна дремлет, ей снится ------------ олицетворение Одета, как ризой ----------- сравнение Пальма одинокая, грустная, прекрасная ------ эпитет Утес горючий ----- эпитет - Образ пальмы и сосны – это контрастные образы или близкие? - Почему сосна мечтает именно о пальме, которая так далеко, а не о друге-сосне? Как вам кажется, наполнено ли это стихотворение звуками? Какие чувства испытывают герои произведения? Какие чувства мог испытывать автор – М.Ю.Лермонтов? А что чувствуете вы, читая стихотворение? - О чем же это стихотворение? (о мечте найти друга, об одиночестве) - Как вы могли бы назвать это стихотворение? Физминутка
2. Советы рассказчикам стихотворения - В каком темпе, с какой интонацией, громкостью стоит читать это стихотворение? Какие слова нужно акцентировать при чтении? - Попробуйте прочесть выразительно это стихотворение вполголоса. - Дома попробуйте записать свое чтение на диктофон, чтобы услышать, удалось ли вам передать нужное настроение. 3. Посещение картинной галереи - Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Сосна». Сравните ее с картиной Мартироса Сарьяна «Пальма». - Что можно сказать о настроении каждой картины и характере центрального образа? Чем отличается колорит картин? - Какая картина/ы может стать иллюстрацией к стихотворению? 4. Работа в паре /малой группе / индивидуально на выбор - Предлагаю выполнить задания по душе. Вы сами решаете в группе, в паре или самостоятельно вы будете его выполнять.
Представление творческих работ. | Слушают аудиозапись Формулируют высказывания Читают самостоятельно текст, подчеркивают Объясняют выбор слов, используемых в произведении для создания поэтических образов. Выделяют в тексте эпитеты, сравнения, олицетворение. Определяют настроение произведения, находят в тексте отражение авторского отношения к изображаемому, анализируют свои чувства. Формулируют заголовок, обобщают. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определяют настроение живописного произведения, сравнивают с настроением литературного произведения. Выбирают задание, определяют форму работы, объединяются в пары/группы по желанию, выполняют творческие задания. Представляют свои работы | ||||||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||||||
Домашнее задание - Какое домашнее задание вы предложили бы? Выберите одно или несколько заданий по душе. (чтение наизусть , выразительное чтение, подобрать музыку, проиллюстрировать, сочинить хокку или синквейн) Подводим итоги - Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой. - Оцените свою работу, заполнив лист самооценки, используя знаки «+, + - , - +, - »
- Смогли мы реализовать план нашего урока? - Я благодарю Вас за работу! | Делятся идеями Заполняют таблицу, выполняют самоанализ | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...

Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...

Работа над стихотворением М.Ю.Лермонтова "На Севере диком..."
Работа над содержанием данного произведения сопровождается просмотром репродукции картины И.И.Шишкина "На Севере диком...", музыкальными призведениями Г.Свиридова к драме А.С.Пушкина "Метель" и ...

Знакомство с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус»
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Парус» ...

Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чт...

Интегрированный урок литературного чтения "Тема "Одиночество в произведении М. Ю. Лермонтова «На севере диком».
Чтобы формировалась более высокая степень понимания произведения, я провела интегрированный урок, на котором показаала, как средствами разных видов искусства: поэзии, музыки и живописи раскрыта тема о...
Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение
На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...
