Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Бервинова Наталья Александровна

Урок познакомит учащихся с биографией и творчеством А.С. Пушкина, поможет продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.s.pushkin_vot_severtuchi_nagonyaya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе.

Теме: Лирическое стихотворение А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя». Настроение стихотворения.

Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Пушкина, продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения, развивать связную речь, воспитывать интерес к чтению, любовь к природе.

Тип урока: открытие нового знания.

Планируемые результаты:

1. Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- учиться определять степень успешности своей работы;

2. Познавательные УУД:

- учить работать с информацией, самостоятельно находить, осмысливать и использовать ее.

3. Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать в паре и умение слушать своих товарищей

4. Личностные УУД:

- формирование положительной учебной мотивации, навыков самооценки, понимание смысла учебной деятельности.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, книги писателя,музыкальная физминутка.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок.

Начинаем наш урок.

 - Как тихо, неслышно падает снег, так же тихо сядем и мы.

II.Актуализация знаний. 

 - Посмотрите на выставку книг. На перемене вы их брали, рассматривали. Что сейчас можете о них рассказать? (Автор всех этих книг А. С. Пушкин. На выставке представлены сказки и стихи этого поэта. )

 - Какие сказки Александра Сергеевича Пушкина вы уже читали?

 - Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Сказать трудно. Может быть, в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, когда слушали дивные сказки мамы? Пушкин приходит к нам в раннем детстве.

 - Где родился поэт? (Поэт родился в Москве. )

 - Как звали няню поэта? (Арина Родионовна)

 - Каким был Саша в детстве? (В детстве мальчик был шалуном и проказником, непоседливым и озорным. Мать часто его наказывала. )

 - О чём писал поэт? (О свободе, о дружбе, о народе)

 - Каким человеком был Пушкин? (В детстве у него было много друзей. Был любознательным, честным. )

 - Проходят годы. Докажите, что время не властно над памятью поэта. (В городах открываются памятники, улицы носят имя поэта. Одна из школ Москвы названа в его честь. )

III. Целеполагание.

- Как вы думаете , о ком мы будем разговаривать на уроке, с чьим творчеством продолжим знакомство?

lV. Работа по теме урока.

1. Беседа по вопросам учителя.

- Давайте. Ребята, совершим путешествие в далёкое, далёкое прошлое. В то время, когда жил А. С. Пушкин…

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно - красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… Вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где - то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Учитель читает стихотворение.

2. Чтение стихотворения учителем.

Учитель выразительно читает стихотворение, по возможности наизусть. Дети слушают при закрытых книгах.

3.Словарная работа.

-Какие слова были непонятны?

клок – пучок, кусок,

брега – берега (старая форма слова),

пелена – покров,

недвижная река – неподвижная река.

3. Работа над содержанием стихотворения.

 В литературных произведениях зима является к нам и доброй матушкой – зимой, и юной девочкой – снегурочкой, а то и седой колдуньей.

 - А как Пушкин называет зиму? (Волшебница зима)

 - Почему поэт называет её волшебницей? (Зима неживая, а здесь она устраивает чудеса. )

 - Найдите в тексте, какие чудеса творит волшебница зима? (Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках, легла коврами, брега сравняла с рекой)

 - Зима совершает действия как человек, она в стихотворении живое существо. В литературе такой приём называется «Олицетворение», оживление персонажа.

 - Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? Почему? (Север. Он вздохнул, завыл. )

4. Повторное чтение стихотворения учащимися самостоятельно (вполголоса)

 Как, по-вашему, нет ли элементов сказки в стихотворении? (Есть.)

- Что помогает нам перенестись в сказочный мир? (Описание зимы как живого образа, который устраивает чудеса, колдовство. Зима – волшебница.)

- Найдите те места в стихотворении, где поэт рассказывает о зиме сказочно красиво и при этом правдиво.

- Каким словом поэт называет колдовство зимы? (Проказы.)

V. Физминутка

VI. Исследовательская работа

Класс работает по вариантам.

- Первый вариант – подчеркните слова, которые обозначают действия предмета.

- Второй вариант – подчеркните слова, которые обозначают признаки предметов.

Проводится самостоятельная работа с последующей  коллективной 

проверкой.

VII. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа над выразительным чтением.

- Посмотрите и подумайте, сколько частей в стихотворении?

- Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части?

- Вслушайтесь в строчки: «Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл…»

Какие слова и даже звуки передают нам шум ветра?

- После слова «завыл» надо остановиться, сделать паузу, так как дальше говорится не о севере, а о зиме. В конце строфы - более длительная пауза, так как заканчивается первая часть стихотворения.

- Прочитайте первые две строчки второй части стихотворения: «…Пришла, рассыпалась, клоками повисла на суках дубов…»

- Где необходимо сделать паузу? Почему? Прочитайте.

(Паузу надо сделать после слова «рассыпалась», потому что зима «клоками повисла на суках дубов»)

- Как вы это понимаете? (На деревьях клочья снега лежат.

Он не всех ветках задержался)

- Читаем дальше и называем слова, которые должны выделяться, произноситься с большей силой?

(Читают по две строки и называют слова, которые должны выделяться).

2. Чтение хором.

Сейчас поучимся выразительно читать стихотворение хором.

-Каким же словом называет поэт чудеса зимы?

- А вы любите зиму? Почему?

- Все рады проказам матушки-зимы. Кто-то любит её за морозы: он румянит щёки, пощипывает нос, кто-то за первый снег, кто-то за необыкновенный красивый наряд, а кто-то за метели и вьюги.

3. Индивидуальное чтение

   (на листочках, соблюдая интонацию. I- пауза, II –более длительная пауза)

VIII. Рефлексия.

-Какие открытия вы сделали на уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

IX. Итог урока.

- Какова основная мысль стихотворения? (Любовь поэта к зимним картинам волшебницы зимы). 
- Как поэту удалось отразить свое восхищение и радость от картин зимы, ее настроения? (Тон торжественный, выражения использует: идет волшебница зима. Говорит: пришла, рассыпалась, и как бы, подведя итог всему, говорит в конце стихотворения: И рады мы проказам матушки-зимы, как своей родной маме). 

X. Домашнее задание:

выучить стихотворение наизусть и нарисовать картину к стихотворению, по желанию -написать сказку о зиме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Создать в воображении детей картину зимней природы, поэтический образ волшебной зимы, вызвать у них чувство радости, показать те художественные средства, с помощью которых изображен приход зимы....

А.С.Пушкин "Вот север, тучи нагоняя..."

Урок литературного чтения проводится по учебнику З.И.Романовской "Живое слово". На уроке учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина. Ставится цель - формировать навыки эмоционально-выразительного ч...

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Урок о многообразии поэзии Пушкина....

А.С.Пушкин."Вот север, тучи нагоняя..."

Презентация к уроку А.С.Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..."...

Электронная презентация к стихотворению А.С.Пушкина "Вот север тучи нагоняя..."

Данная презентация содержит фотографии зимней природы, иллюстрирующие картины, описанные А.С.Пушкиным...

Урок литературного чтения во 2 классе на тему "А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...» Картины природы в стихотворении. Олицетворение

На этом уроке обучающиеся будут прослушивать, выразительно читать  и работать с этим стихотворением. Знакомиться с понятием олицетворение, и работают с этим понятием. Обучающиеся готовят рассказ ...

Краткий конспект урока по знакомству с лирическим произведением. А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Представлен конспект урока по знакомству с лирическим произведением А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Цели и планируемые результаты реализовались через аспекты: словесно...