Развитие интереса к чтению у младших школьников
статья по чтению (1 класс) на тему

Раз в четыре года (когда ко мне приходят первоклассники) приходится сталкиваться с проблемой  трудностей формирования интереса к чтению у детей младшего школьного возраста.  Очень хочется, чтобы процесс чтения доставлял ребёнку радость и удовлетворение. Небольшой экскурс по приёмам с элементами занимательности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие интереса к чтению у младших школьников.

Литературное чтение не только решает функциональные задачи обучения (формирует навык чтения), но и более широкие (развивает культуру восприятия художественного текста, ориентирует в литературоведческих понятиях, расширяет читательский кругозор).

В соответствии с концепцией начального образования, одной из задач обучения первоклассников  является формирование чтения как общеучебного универсального умения. Это умение даёт возможность ребёнку использовать приобретённые знания и учебные действия в более широкой сфере (получить информацию, решать нестандартные практические и учебные задачи, применять свои познания в других областях).

В 1 классе чтение – это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радость и удовлетворение. Процесс обучения чтению есть многократные тренировки. Известно, что однообразие быстро отвращает от деятельности, особенно сопряжённой с трудностями.

В методике известно разнообразие форм внеклассной работы по развитию интереса к чтению: кружки, утренники, викторины, конкурсы, стенная газета, уголок внеклассного чтения, литературные игры и т.д.

Как ребёнок 1 класса может участвовать в «уголке чтения»?

  • Участвовать в составлении книжных выставок по теме.
  • Поддерживать порядок в уголке чтения (организация и сохранность книжного фонда).
  • Выполнять игровые задания.
  • Участвовать в конкурсах на лучший рисунок, поделку по прочитанным произведениям.
  • Декламировать стихи и т.д.

Элементы литературной игры, которая может проходить по подобию КВН, «Что? Где? Когда?», я уже использую на уроках литературного чтения:

  • Угадать произведение по отрывку.
  • Назвать литературного  героя по описанию.
  • Указать источник цитаты.
  • Ответить на вопросы по литературному произведению.
  • Буриме (дополнить четверостишие по предложенным 2 строчкам)

В чистом поле, в белом поле

Было всё белым-бело.

………(Снегом зайчику на горке его лапки замело.)

  • (подобрать из предложенных слов пропущенные рифмы)

Широка и глубока

Под мостом текла ……..

Под корягой, под мостом

Жил в реке усатый………(строка, дом река, треска, дном, сом)

                     (С.Я.Маршак)

Существует множество приёмов отработки техники чтения. Для поддержания и развития интереса к процессу чтения на уроках я стараюсь использовать приёмы с элементами занимательности:

  • Чтение цепочкой по предложению.
  • Чтение  с целью нахождения отрывка к рисунку.
  • С целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос.
  • Чтение самого красивого места в тексте.
  • Нахождение всего предложения по его части.
  • Чтение с целью нахождения самого длинного слова.
  • Кто быстрее найдёт слово на определённое правило.
  • Нахождение 2х, 3х, 4хсложных слов.
  • Чтение непонятных слов с объяснением.
  • Чтение шифрованных текстов.
  • Чтение ребусов и т.д.

В работе с родителями пытаюсь убедить их в том, что семейное чтение – важная часть семейного воспитания, сближающая всех членов семьи, а так же поддерживающая интерес ребёнка к книге, чтению. Уже ни для кого не секрет, что если ребёнок рано начинает слышать выразительное чтение текстов, написанных хорошим языком, то его собственная речь развивается быстрее и становится богаче, чем у детей, слышащих только разговорную речь. И поскольку я как педагог не удовлетворена качеством семейного чтения в моём классе, в данном направлении  планирую нашу совместную деятельность сделать более интенсивной и продуктивной.

И ещё один немаловажный фактор успешности повышения интереса к чтению – создавать и поддерживать ситуацию успеха (особенно у слабо читающих детей). Ведь на базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте идёт большое накопление чувств и переживаний. Поэтому дети данного возраста ждут от чтения занимательности, эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего, герои действия. В этом плане, по моему мнению, очень удачен УМК «Перспективная начальная школа», и в данном случае учебник литературного чтения, где дети преодолевают трудности, разгадывают загадки, шаг за шагом становятся читателями вместе со своими героями Машей и Мишей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В данной статье рассматриваются вопросы формирования и развития интереса к чтению средствами внеурочной деятельности, где чтение выступает как универсальное умение в жизни человека, без которого он не...

Формирование и развитие интереса к чтению у младших школьников

Компьютер, телефон и телевизор отняли у детей время и желание читать.   Родители жалуются, что детей трудно заставить читать.Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка ...

Способы и методы развития интереса к чтению у младших школьников

Статья представляет собой краткое описание путей развития читательского интереса у детей младшего школьного возраста...

Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"

Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению....