Статья "Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников"
статья по чтению на тему

Попова Наталия Анатольевна

Статья о формах взаимодействия с родителями и младшими школьниками для повышения у детей интереса к чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы взаимодействия с родителями и детьми для развития интереса к чтению у младших школьников

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребёнка будет пустой…»

В.А.Сухомлинский.

          О проблемах  потери интереса к чтению младшими школьниками или об его отсутствии, о скудном читательском опыте, о формировании духовно-нравственных ценностей и ориентиров учащихся написано немало статей и методической литературы. Однако в век глобальной компьютеризации и стремительного развития информационных технологий  эти проблемы остаются по-прежнему актуальными.

          Важную роль в решении данных проблем играет семья, а именно семейное чтение. Ведь такое качество, как любовь к книге, формируется с раннего детства в семье. Если родители читали своему ребёнку книги, разучивали с ним наизусть стихотворения, обсуждали прочитанное, рисовали иллюстрации или смотрели мультфильмы по прочитанным произведениям, они способствовали развитию интереса к чтению, любви к книге и её содержанию, формировали систему духовно-нравственных ориентиров своего ребёнка.

Семейное чтение способствует  эмоционально-эстетическому воспитанию ребёнка, его способности к самообразованию, развитию внимания, памяти, фонематического слуха, воображения. Совместное изучение литературы положительно влияет на укрепление взаимоотношений взрослых и детей, становится традицией.

          Но что делать тем родителям, которые не смогли или не захотели уделить домашнему чтению достаточно внимания? Как «заставить» подрастающее поколение выключить телевизор или компьютер, отложить смартфон или планшет и взять в руки книгу? Одних усилий педагогов на уроках и во внеурочной деятельности недостаточно для решения этих проблем. Необходимо возвращаться к давно утерянной традиции семейного чтения.

          Для достижения данных целей учитель активно сотрудничает с семьёй. Ведь домашнее чтение – самый быстрый путь к книге. В этой работе очень помогают следующие формы взаимодействия учителя – родителя – ребёнка:

- тематические беседы на родительских собраниях, анкетирование родителей, определение круга литературы для домашнего чтения;

- регулярное посещение библиотек, театров и музеев;

- ведение дневника читателя;

-оформление уголка читателя и работа с ним;

- проектная деятельность;

- участие в конкурсах и литературных праздниках;

- проведение мастерских творческого письма;

- внедрение музейной педагогики в учебный и внеучебный процесс.

На начальном этапе обучения (в 1-2 классах) особое внимание уделяется овладению навыком чтения вслух и про себя. Детям необходимо научиться читать быстро, плавно, выразительно и при этом понимать прочитанное. Как же сохранить интерес к чтению, когда данный процесс у многих учащихся вызывает ряд трудностей? В процессе освоения программы по литературному чтению учитель и  ученик работают как партнёры, а родители помогают им в меру своей ответственности и заинтересованности в результате. В этот период очень важно вызвать, сохранить и заметно повысить совместный с родителями интерес к чтению, совместное с родителями ведение дневника читателя, совместное оформление уголка читателя и музейная педагогика, в которую включаются все заинтересованные стороны.

           Особое внимание уделяется систематическому ведению дневника читателя. Если в 1 классе он ведётся совместно с родителями, которые фиксируют в нём дату, автора, название произведения и продолжительность чтения, а ребёнок рисует иллюстрацию к прочитанному тексту; то во 2 классе учащиеся уже способны заполнить дневник самостоятельно при поддержке родителей; в 3 классе дети записывают в нём главную мысль произведения, перечисляют главных героев, а в 4 классе уже могут написать отзыв о прочитанном и поделиться им с родителями и одноклассниками.

          В 1-2 классах проводятся еженедельные соревнования «Самый активный читатель», есть даже особый экран, на котором читатели (ученики класса) на своих ракетах летят к Планете Литературных Героев. Кто больше прочитал, тот ближе к Планете.  Дети охотно включаются в эти соревнования и читают с большим удовольствием. В конце каждой четверти проходит награждение по номинациям: «Самый активный читатель … четверти», «Оригинальное оформление дневника читателя в … четверти». Родители отмечают, что благодаря этому соревнованию, интерес к самому процессу чтения значительно повысился, а также появился интерес к выбору книги, которую ребёнок хотел бы почитать.

Кроме этого интерес к чтению поддерживается регулярным оформлением уголка читателя, где можно познакомиться с биографией писателя, интересными фактами по изучаемой теме, увидеть творческие работы товарищей…

К 3-му классу учащиеся переходят от опосредованного чтения к самостоятельному и осознанному. Чтобы не потерять интерес и развивать вкус к чтению, учитель создаёт ситуации, в которых детям нужно учиться проявлять творческие и поисковые способности.

Именно в проектной деятельности удаётся сочетать и целевое чтение, и самостоятельный поиск информации, и её обобщение, и коллективное, и домашнее (семейное) чтение.

 По опыту можем сказать, что родители охотнее совместно работают со своими детьми, если перед ними поставлена конкретная задача по чтению.

Семье тоже приходится идти в ногу со временем, осваивать интернет, электронные книги, учиться находить и осваивать информацию.

Темы для проектной деятельности можно брать прямо из повседневной жизни. Например, в 3-м классе мы работали над проектом «Здравствуй, Масленица!» Ребята не только собрали огромный исторический, фольклорный, художественный материал, но  и участвовали в организации проведения всех  мероприятий и заключительного праздника.

 Подготовительная работа включала в себя большой объём именно домашнего чтения, без этого работа не началась бы.

Действуя поэтапно в рамках проекта, учащиеся выполняют задачи, поставленные в начале проекта, приближаясь к итоговому мероприятию. И родители, и дети наглядно видят плоды своего труда.

Подведение итогов проекта, поощрение и награждение участников помогает возникновению положительных мотиваций для дальнейшей поисково-исследовательской деятельности.

В 4-ом классе дети больше работают самостоятельно, творчески. Ведут поисково-исследовательскую деятельность. Учитель направляет познавательную деятельность детей в необходимое русло (в рамках заданной темы). Сформировавшиеся навыки чтения, работы с информацией позволяют учащимся самостоятельно составлять план исследования, находить нужный материал в справочной литературе, в сети Интернет. Родители и учитель на данном этапе больше направляют, но всё ещё контролируют деятельность детей.

Следующим важным элементов формирования интереса к чтению является музейная технология. Внеурочная деятельность сегодня широко использует данный вид деятельности.  Санкт-Петербург, наш родной город, по определению ЮНЕСКО, город-музей. Сам город, его окрестности, дворцы и парки, мемориальные музеи-квартиры… перечислить всё просто невозможно. И, конечно, нельзя оставить ребят в стороне от этого наследия.

Через  прямое знакомство с музеями родного города была разработана методика проведения занятий по внеурочной деятельности.

Возможность использования музейной технологии в процессе приучения детей к чтению  в начальной школе начинается с посещения музея «Сказкин дом». Профессиональные актеры, играющие роль сказочных персонажей, рассказывают детям историю возникновения сказок и былин, знакомят с предметами сказочного мира и старорусского быта и загадывают веселые загадки. Время от времени, на центральной площади сказочного города театральные труппы разыгрывают свои спектакли и кукольные представления. А от простого созерцания, игровой технологии мы пошли дальше – к участию в городской игре-конкурсе  «Большая регата»

В этом году конкурсу 10 лет, игра жива, игра развивается, что является доказательством интереса ребят, родителей и учителей к поискам новых знаний по истории города, страны, развитию мира. Участие подразумевает посещение ряда музеев в городе и виртуальных музеев по всей России.

«Большая регата» — это уже традиционный конкурс-путешествие для школьных и семейных команд. В течение учебного года команда начальной школы должна посетить 6  музеев и выполнить задания 1-2-х виртуальных музеев, создать свой проект в рамках предложенной темы. Мы участвуем в игре уже 8 год.

Для достижения поставленной цели ребята должны были показать свою эрудицию, уметь быстро и внимательно читать задания игры, работая в команде, анализировать его, видеть «подсказки», «ключики» в тексте, отвечать на вопросы. Дети стали более внимательными на уроках чтения, более активными на занятиях по внеурочной деятельности, научились слушать друг друга, уступать, аргументировать свою точку зрения, командой выбирать правильное решение, а в случае ошибки – не обвинять кого-либо, а делать выводы.

Таким образом, участие в конкурсе «Большая регата» и путешествие по литературному Петербургу  дает огромные положительные результаты. Читательский дневник учащихся интенсивно начинает пополняться новыми записями о прочитанных книгах, а узнали ребята о них в ходе игры.

В результате активного использования в своей деятельности указанных технологий мы можем сделать определенные выводы: начинает укрепляться интерес у учащихся к чтению. Качество чтения стало лучше – более осознано ребята читают, понимают прочитанное, сопереживают героям. Развивается  речь обучающихся – они могут аргументировать свою позицию, подобрать примеры из текста. Родители также отмечают положительную динамику и неподдельный интерес к чтению у своих детей, а некоторые из них признаются, что благодаря школьным заданиям сами стали читать чаще и охотнее.

Проблема конечно ещё не решена, но она, бесспорно, решаема...

Источники.

  1. Белаш Н.А. Мастерская, как одна из форм организации учебного процесса. – СПб.: Гимназия № 526, 1999.-75 с.
  2. Гоппе Г.Б. Рассказы о Петербурге. Мойка, 12. СПб.: Костер, № 2, февраль 1999.
  3. Мухина И.А.,/ Ерёмина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта.: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ, 2002.- С. 4.
  4. Сухомлинский В.А.  Сердце Отдаю детям.  «Радянська школа» Киев 1973. – 78 с.
  5. Чернышева Л.В. Кризис детского чтения – общемировая проблема. Новосибирск.: Гимназия № 1 , 2012, - 4 с.