Лекция "Проблемы детского чтения и пути их решения"
статья по чтению на тему

Кивелис Е.В.

Детское чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_1.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы детского чтения и пути их решения.

          Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги, дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в информационном обществе. Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир.

           Всем нам, учителям, родителям, хочется, чтобы ребёнку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие. Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003–2013 годы объявлены ООН десятилетием грамотности. Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Вопросам продвижения чтения уделяется в последнее время значительное внимание. В Ульяновской области принята региональная целевая программа «Книгоиздательство и продвижение чтения», задачами которой является поддержка  регионального книгоиздательства и формирование читательской культуры подрастающего поколения. В разработанной Национальной программе поддержки и развития чтения, реализация которой идет уже во многих регионах страны на самых разных уровнях, определены две основные цели:

- повышение читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях;

- рост читательской активности  граждан.

В Программе указано, что рост читательской активности граждан достигается за счет повышения:

- доступности, качества и разнообразия выпускаемых изданий и их носителей;

- интереса граждан к регулярному чтению;

- доступности и качества возможностей повышения читательской компетентности.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.   Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.  

По данным социологов число постоянно читающих в нашей стране за последние 10 лет уменьшилось с 49%  до 26%.

Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

Сам ученик будет тянуться к книге тогда, когда будет читать легко, без напряжения. Школьник, читающий по слогам не способен полноценно воспринимать книгу. Именно в этот период, как воздух, необходимо  чтение вслух, которое является началом формирования читательского интереса у младших школьников.       Роль чтения вслух для детей подчёркивается во многих исследованиях, причём чтение вслух важно, не только для дошкольников и младших школьников, но и в более старшем возрасте.

Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении русского методиста В.А. Флёрова «читать – мыслить, читать – чувствовать, читать – жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то почувствовать, что-то  взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком.

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чтения еще не значит стать читателем. Истинное чтение — это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве». Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное — организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развитая.

В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения.

Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность.

Учителю важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Как же сделать, чтобы дети полюбили, уроки литературного чтения, чтобы интерес к чтению не угасал? И что делать, если младшие школьники не хотят читать? Эти вопросы, возникшие однажды, заставили меня поменять акценты в своей педагогической деятельности: особое внимание уделяю формированию читательского интереса и развитию полноценного восприятия художественного текста.  

Работа по формированию читательского интереса я осуществляю через уроки литературного чтения, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, клуб семейного чтения, литературные праздники, участие в различных конкурсах.

Уроки чтения и внеклассные мероприятия  предоставляют широкие возможности для творчества детей, их познавательного развития. Это обсуждение книг, конференции, устные журналы, конкурсы. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой  задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.    

Учеными давно установлена прямая связь между интересом к чтению и восприятием прочитанного. Методист Л.Н. Рожина писала, что «полноценное восприятие художественного произведения не исчерпывается его пониманием. Оно представляет собой сложный процесс, который непременно включает возникновение того или иного отношения как к самому произведению, так и к той действительности, которая в нем изображена». Необученному читателю трудно прилагать усилия к раскрытию идеи произведения, и постепенно по этой причине развивается читательская эмоциональная глухость, когда за словом не возникает образа, представления или настроения. Читать становится неинтересно и скучно, читательская деятельность затухает, человек взрослеет, но читателем не становится.

Изучив работы педагогов-исследователей и новаторов, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «три П»:

ТРИ

П

Переживай!

Прочитанное

чувства

Представляй!

образы

Понимай!

мысли

"Три П": переживай, представляй, понимай прочитанное! Я думаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке. Процесс работы с произведением - это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики - учитель - автор.

Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств. Подход к литературе как виду искусства дает в начальных классах широкие возможности для развития разностороннего творчества как учителя, так и ученика.

На сегодняшний день мною достигнуты некоторые положительные результаты: во-первых, все дети моего класса показывают результаты техники чтения выше нормы; во-вторых, все являются постоянными читателями   школьной и сельской  библиотек; принимают участие в различных конкурсах.

Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова Сессиль  Лупан «Привить ребенку вкус к чтению — лучший подарок, который мы можем ему сделать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского чтения и пути их решения

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не ...

Выразительное чтение текстовых задач – один из путей их решения

Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит де...

Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".

Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДУЗ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

Выразительное чтение текстовых задач – один из путей их решения

Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит де...

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Выступление на педсовете на актуальную тему, так как в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития обр...

Конспект родительского собрания на тему: "Детская агрессия. Причины. Пути решения проблемы"

За последние 2–3 года подростковая агрессия из частно-семейной проблемы превратилась в одну из важнейших общественных. Агрессия (от лат. aggressio – нападение, приступ)...