Выразительное чтение текстовых задач – один из путей их решения
статья по математике (2, 3, 4 класс) на тему

Недоспасова Лариса Михайловна

Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций. Развитие умений решать текстовые задачи должно с 1-го класса сопровождаться развитием умений, позволяющих осознанно читать и понимать текст (всю заложенную в нём информацию), а также читать, понимать, строить и применять вспомогательные модели. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Недоспасовой Л.М.

                       

Выразительное чтение текстовых задач – один из путей их решения

        Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит детей конструировать и рассматривать математические модели некоторых жизненных ситуаций. Развитие умений решать текстовые задачи должно с 1-го класса сопровождаться развитием умений, позволяющих осознанно читать и понимать текст (всю заложенную в нём информацию), а также читать, понимать, строить и применять вспомогательные модели. Для этого на уроках математики, как и на уроках обучения грамоте, литературного чтения, идёт кропотливая работа с текстом, со словом. Дети учатся находить и выделять слова-помощники, несущие основную смысловую нагрузку, что помогает нарисовать в воображении заданную ситуацию, а также представить содержание задачи через вспомогательные модели, удобные для составления решения. В начальных классах главная задача учителя – умело организовать и направить работу по анализу текста задачи с помощью наводящих вопросов. Мы учим детей находить и выделять (если можно, подчёркивать) важные (опорные) слова, соотносить их с готовой схемой либо «одевать» её. Такое продвижение к пониманию смысла задачи идёт в ходе коллективного обсуждения, через диалог. Вовлекать в него надо всех учеников, особенно тех, кто готов только повторить уже сказанное. Этому и помогают готовые схемы задач. В начальной школе алгоритм действий по анализу задач таков:

Этапы  чтения текстовой задачи.

1.Чтение текста задачи (про себя !!!).

2.Ответы на вопросы по прочитанному тексту (практика)

3.Выявление известных и неизвестных величин (с помощью смысловой интонации и смысловых пауз).

4. Перевод текстовой задачи на язык математики (числа, выражения, схема, таблица, чертёж, диаграмма, уравнение или неравенство)

5. Повторное чтение вопроса задачи: при каком условии можно ответить на заданный вопрос.

6.Каким действием можно ответить на вопрос?

Задача из рубрики

«Путешествие в прошлое», с.63

       У крестьянина было заготовлено 16 брёвен. Половину он извёл на поправку дома, четвёртую часть оставшихся брёвен – на поправку сарая. Остальные брёвна он продал соседу по одному рублю за бревно. Сколько денег должен получить крестьянин от своего соседа?

 Получаем круговую диаграмму:

Чертеж1-Model.jpg

Далее мы учим детей сопоставлению готовой и понятной модели с текстом задачи для разъяснения и обсуждения смысла текста через эту модель. Ребёнок должен математическим языком строить высказывания по опорным словам и устанавливать связи между величинами задачи. Для чего это нужно? Графическое моделирование на основе развёрнутого анализа текста делает задачу более понятной, обеспечивает её качественный анализ, учит строить целостное высказывание и повышает активность и гибкость мыслительной деятельности учащихся. При этом важна и грамотность изложения собственных рассуждений. На первый взгляд тексты задач представляют собой несложную структуру для «вычерпывания» фактуальной информации. Все факты, как говорится, лежат на поверхности. Их надо просто понять и соотнести друг с другом в зависимости от поставленного вопроса. Дело в том, что дети часто не могут сделать этого сами, но данное умение развивается, особенно на уроках литературного чтения. Ребёнок учится читать, понимать, объяснять тексты, по-своему интерпретировать их, самостоятельно ставить вопросы, творчески продолжать или додумывать недостающие факты, события. Иными словами, он учится работать с текстом, выбирая из него важную информацию. Текст управляет пониманием и ведёт читателя к главному – своему «смысловому ядру» [2].

Содержание текстовой задачи и умелая аналитическая работа ведут к верному способу решения и ответу на поставленный вопрос. Вот почему мы говорим о единой для разных предметов технологии продуктивного чтения.

Для того чтобы научить детей внимательному вычитыванию условия и вопроса, следует включать в содержание уроков и предлагать для решения задачи с излишними или недостающими данными, нестандартные задачи.

Давайте поиграем в «Вопрошайку».

Работаем по алгоритму:

Можно ответить на этот вопрос, если знать …  

Выберу действие …, так как (если) ….

- Во сколько раз отец старше своего сына?

Ответ:

          -  Можно ответить на этот вопрос, если знать сколько лет отцу и сколько лет сыну. Выберу действие деления, т.к. спрашивается « во сколько раз?».

- Какова масса ящика с картофелем?

- На сколько килограммов урожай этого года больше предыдущего?

- Сколько вишен осталось на тарелке?

- Сколько молока во всех бидонах?

В детской поликлинике(с.139)

На приёме у врача-педиатра были трое малышей: Яша, Саша и Наташа. Яше 8 месяцев. Саша старше Яши в 3 раза, а Наташа старше Саши в 3 раза. Сколько лет Саше и сколько Наташе?

                   Решение

1) 8 Х 3 = 24

2) 24 Х 3 = 72

                                     Ответ: 24, 72.

- Ничего вас не  смущает в этом ответе?

Добавим, что учитель должен быть готов к обсуждению всех заложенных в текстовые задачи возможностей для поиска решения. Значит, он должен понимать важность организации диалога при работе с разными видами математических текстов. И тогда к 4-му классу дети смогут полностью самостоятельно читать, анализировать текстовый материал задачи, составлять различные вспомогательные модели и предлагать различные способы решения.

Литература

1. Рудницкая В.Н. Математика: 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.-М. : Вентана-Граф, 2012.

2. СоболеваО. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст : пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. – М. :Баласс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выразительное чтение текстовых задач – один из путей их решения

Текстовая задача открывает педагогу широкое поле деятельности для формирования у учащихся умений работать с текстом. Эта работа позволяет не только развивать словесно-логическое мышление, но и учит де...

Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".

Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ и пути их решения

Современные проблемы в формировании чтения школьников с ОВЗ  и пути их решения. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.

Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный ...

Решение текстовых задач путем составления уравнения

Урок  математики по теме: "Решение текстовых задач путём составления уравнений"...

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...

Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения

Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...