ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
статья

Ермолаева Елена Валентиновна

Выступление на педсовете на актуальную тему, так как в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_mezhdu_sadom_i_shkoloy.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете.

Тема: ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

ДЕТСКОГО САДА  И  ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

Ермолаева Елена Валентиновна,

 учитель 1 категории

школы-сада №7

 г.Пересвета

Январь 2016 г.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА  И  ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

 Л. С. Выготский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении отдельных  элементов при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

   2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

   3. Нравственные и умственные способности учащихся.

   4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

   5.  Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и  сверстниками.

С какими же проблемами мы, педагоги, сталкиваемся при обеспечении преемственности детского сада и школы?

1.  Одной из проблем является выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Ведь необходимо учитывать особенности психики и физическое состояние ребёнка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя и многое другое.

Специфика нашего учреждения позволяет установить непосредственный контакт педагогов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогает определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

2. Вторая  проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в ряде школ (особенно гимназий и лицеев). При поступлении в такую школу требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал числами в пределах ста и многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей, приводящая к переутомляемости детей.

У нас специальный отбор не проводится. Собеседование, которое я провожу с будущими первоклассниками и их родителями в начале лета, направлено на то, чтобы познакомиться с детьми, дать рекомендации родителям, составить впечатление о классе.

Чтобы сгладить переход от детского  сада  к школе  в этом году была введена предшкольная подготовка. Она поможет в  решении нескольких задач:

  1. организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  2. отбор содержания образования детей, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития;
  3. укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;
  4. формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

 

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:

  1. Методическая работа.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с детьми.

Методическая работа осуществляется через проведение семинаров-практикумов, бесед, педсоветов, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

  1. Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.
  2. Психологическая готовность ребёнка к школе.
  3. Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Семинары включают в себя взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.

Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Родительские собрания о подготовке ребёнка в школу, о развитии познавательных и творческих способностей, о выборе школы и будущих программ обучения детей. Учителя будущих первоклассников и психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации. Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду.  Информ для\ род

 И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются участие в совместных праздниках и мероприятиях, беседы  воспитателей о школе. Предложение: проведение экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них  общее название - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

В процессе работы в 1 классе были выявлены некоторые трудности,  на которые следовало бы обратить внимание всем педагогам и родителям:

  1. Как ребёнок держит ручку, карандаш, ложку (начиная с младшей группы)
  2. Кто автор произведения, которое прочитали.
  3. Дети не знают и с трудом объясняют смысл пословиц (включать эту работу не только в занятия, но и в повседневное общение)

Решение педсовета:

1.В течение февраля старшему воспитателю Рябых Л.И. и зам. директора по УВР Бондаренко С.Ю. посетить занятия учителей-дефектологов, воспитателей и урок письма в 1 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"

Проблемы экологического воспитания младшего школьника...

Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"

Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....

Проблемы преемственности начальной и основной школы и пути их решения

Переход из начальной школы в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных проблем, а период адаптации в 5 классе - одним из труднейших периодов школьного обучения....

Проблемы, возникающие при работе. пути их решения.

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ. ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ....

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДУЗ и начальной школой?   Этот вопрос сегодня ставят пе...

Психологические проблемы преемственности "Детский сад-начальная школа"

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

Проблемы преемственности образования и пути их решения.

Проблема преемственности между уровнями дошкольного и начального школьного, а также начального школьного и  основного общего образования ищет своего разрешения. Актуальна она и в наше время. Пост...