Проблемы преемственности образования и пути их решения.
статья (1 класс)

Шумилова Татьяна Леонидовна

Проблема преемственности между уровнями дошкольного и начального школьного, а также начального школьного и  основного общего образования ищет своего разрешения. Актуальна она и в наше время. Поступление в школу и переход из первой ступени во вторую – это всегда переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

 Шумилова Татьяна Леонидовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Новоцарицынская средняя

общеобразовательная школа»

Москаленского муниципального

района Омской области

Проблемы преемственности образования и пути их решения

Проблема преемственности между уровнями дошкольного и начального школьного, а также начального школьного и  основного общего образования ищет своего разрешения. Актуальна она и в наше время. Поступление в школу и переход из первой ступени во вторую – это всегда переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями.

         Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Если до поступления в школу малыши играли, знакомились с окружающей их природой, лепили, пели, слушали и рассказывали сами стихотворения, сказки, то перед школой система развития, предлагаемая родителям и воспитателям, резко начинает меняться. В ее содержание включаются элементы школьного обучения. Чаще всего детей учат читать и считать. Это связано с тем, что школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ученик первого класса должен научиться четко и грамотно говорить, читать, писать, считать и т. д. Кроме того, и это не менее важно, ребенок, пришедший в школу, должен быть готов к новым формам общения. У него должны быть развиты психические, ориентированные действия мотивационной сферы, где любознательность выступает как основа познавательной активности. Он должен владеть элементарными навыками здорового образа жизни.

Эти требования заставляют родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждения искать разные формы подготовки детей к школе.

         Реализация преемственности между предшкольной подготовкой, начальной школой и основным звеном обучения обеспечивает создание системы  непрерывного образования с учетом:

- сохранения самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;

- сформированности умений учиться, как фундаментального новообразования;

- направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие  индивидуальности каждого ребенка.

             Решая проблему комфортного бесконфликтного плавного перехода детей из одной ступени в другую, учителя Новоцарицынской школы и  воспитатели детского сада  «Солнышко» ведут работу по трем направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей детского сада  на первом этапе, и учителей начальной школы и учителей-предметников в основном звене на    конечном этапе.  
  2. Работа с детьми (воспитатель, учитель, психолог).
  3. Работа с родителями (учитель, психолог, социальный педагог).

       Опираясь на современное определение понятия «преемственность», которое характеризуется, как «непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода», мы спланировали совместную поэтапную работу в цепи:    детский сад – начальная школа – основная школа, включая следующие виды работ на единой организационной, методической, психодиагностической и коррекционно-развивающей основе:

- Работа по адаптации ребенка к школе в детском саду. Воспитатели детского сада  и учителя начальной школы работают над одной методической  темой «Активизация познавательной деятельности детей». На совместных заседаниях методических объединений  изучают и анализируют программы детского сада и школы, нормативные документы по подготовке детей к школе, рассматривают и обсуждают вопросы, касающиеся преемственности образовательного процесса. Организовывается взаимопосещение занятий в школе и детском саду с последующим проведением психолого - педагогического консилиума по результатам посещенных занятий. В подготовительной группе начинается плавный переход от игровой к учебной деятельности, выявляются наклонности и способности детей. Организовываются занятия с детьми, которые не посещают детский сад.

            Ведется работа с родителями по подготовке детей к обучению в школе. Проводят собрания родителей будущих первоклассников, анкетирование родителей с целью выявления ожиданий семьи от школы. Весной проводится собеседование воспитателей, учителей, психолога и родителей с детьми  по вопросу определения уровня  готовности детей к обучению в школе.

            В течение года для будущих первоклассников проводятся экскурсии по школе, в школьный краеведческий музей, на спортивную площадку. Подготовительная группа участвует в проведении праздника Последнего звонка, Дня знаний. Учащиеся начальных классов оказывают шефскую помощь детскому саду в постройке снежных сооружений, в ремонте игрушек, инсценируют для них сказки, готовят подарки к праздникам.      

           Проводится педсовет по выявлению эффективности совместной работы воспитателей ДОУ и учителей по подготовке детей к школе.

          -  Работа по адаптации ребенка в школе.  Летом психологом и учителями  проводятся индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия с будущими первоклассниками с целью выравнивания уровня подготовленности к школе. Специалистами школы проводятся консультации для родителей. В начале учебного года проводится стартовая диагностика учебных возможностей первоклассников учителем 1 класса. Начинается изучение процесса социально-психологической адаптации первоклассников специалистами школы с последующей работой с дезадаптивными детьми в этом направлении. По четвертям ведется анализ итогов успешности обучения в 1 классе и административный контроль над адаптацией первоклассников к новым условиям и преемственностью в обучении детский сад - школа. Начинается более тесное знакомство с семьей и условиями быта. Проводятся индивидуальные занятия с дезадаптивными детьми, консультации для родителей.

         - Работа по адаптации ребенка в период перехода из начальной школы в среднее     звено:

          В 4 классе проводятся родительские собрания  с приглашением учителей основной школы.  Учителями начальных классов и учителями-предметниками 5 классов организовано взаимопосещение уроков. Через них и заседания методических объединений налажен обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей в начальной школе и в 5 классе». Администрацией проводится совещание по выработке единых требований и критериев классно-обобщающего контроля над знаниями учащихся в начальной школе и 5 классе. В начале учебного года проводится психолого- педагогический консилиум по вопросу преемственности и адаптации учащихся 5 класса,  где разрабатываются программы оказания помощи. Специалистами школы посещаются уроки и классные часы с целью выявления дезадаптивных и «отвергнутых» детей и организации работы в данном направлении. С дезадаптивными детьми и детьми «группы риска», выявленными в 5 классе, психологом и социальным педагогом ведутся групповые и индивидуальные занятия, а также консультации для родителей.

                Такая системная взаимосвязанная работа по проблеме преемственности  дает свои результаты. Она обеспечивает целевое и содержательное единство учебной деятельности на всем протяжении процесса получения образования учащимися  в нашей школе.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы детского чтения и пути их решения

Детское чтение – это не только задача педагогов по обучению детей элементарнымым навыкам чтения, это не только задача родителей заинтересовать ребенка какими-то художественными произведениями, это не ...

Презентация "Проблемы современной школы и пути их решения"

Проблемы экологического воспитания младшего школьника...

Урок "чистоты" в 4 классе по теме "Экологичечкие проблемы г. Бугульмы и пути их решения"

Урок проводился в 4 классе с использованием активных методов обучения, которые позволяют детям исследовать экологические проблемы родного города , сделать выводы и найти пути решения эти проблем....

Доклад по теме: Проблемы снижения качества образования и пути их решения.

Доклад и презентация на тему:Проблемы снижения качества образования и пути их решения.Можно использовать на ШМО....

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения.

Проблемы преемственности между дошкольным и начальным образованием и пути их решения....

Проблемы преподавания рисования в дополнительном образовании и пути их решения

Целью занятий по предметам в области изобразительного искусства, как в основном, так и в дополнительном образовании является формирование творческой личности учащегося, приобщение его к достижениям ми...