Урок обучения грамоте. Буква ы
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Сидаш Евгения Михайловна

Урок обучения грамоте посвящён знакомству с буквой ы. В процессе учебной деятельности учащиеся учатся фиксировать  затруднение, определять способ действия, выполнять действия в группах по алгоритму. Урок поможет начинающим учителям подготовиться к уроку, а опытным учителям будет интересно познакомиться с различными формами работы  на уроках обучения грамоте в 1 классе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_y.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Обучение  грамоте.

Тема: Знакомство с буквой «ы». Открытие нового знания.

Цели:

  1. Познакомить детей с буквой «ы» (познавательная деятельность).
  2. Учить работать по алгоритму ( по порядку шагать к цели, регулятивные УУД).
  3. Учить анализировать полученные новые знания (основа информации) (познавательные УУД).
  4. Коммуникативные УУД ( на основе речи получать новые знания).
  5. Личностные УУД (самостоятельно определять « прав» или « не прав»).
  6. Предметные УУД (на других предметах будут применять все УУД, которые определены для данного урока).
  7. Воспитательная задача (работа в группах обязательно).
  8. Развивающая задача (составлять алгоритм, фиксировать затруднение, пути преодоления).
  9. Учить работать с толковым словарем.

Ход  урока.

I.  Мотивация .

- Для чего вы пришли сегодня в школу?

Цель: Смотивировать на успех. (Пришли получать новые знания).

У вас всё получится.

II. Актуализация новых знаний.

Цель: Познакомить с новой буквой.

Игра: « Доскажи словечко» (Учитель бросает мяч, говорит начало слова – дети ловят, продолжают).

лы (жи)

мы (ло)

сы (рок)

тык (ва)

малы (ши)

- Какой звук вы слышали во всех этих словах? (звук «ы»)

Буква «ы» - тема сегодняшнего урока. Откроем «Буквари» страница 54.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Что вы видите? (Рыба)

- Произведём звуковой анализ слова по алгоритму:

1.Произношу слово.

рыба

 2.Определяю количество звуков.

4 звука

3.Анализирую звуки по порядку.

1-й  (р)-согл., зв., тв., сон.

2-й  (ы)-гл.,уд.

3-й  (б)-согл., зв., тв.

4-й  (а)-гл., безуд.

4.Делю на слоги

5.Определяю ударный слог в модели

             /

6.Печатаю слово

 р ы б а

7. Делю на слоги слово

   

рыа

8.Определяю ударение в слове

    /

рыа

9.Определяю место нового звука в слове

звук (ы)- на втором месте

10.Делаю вывод о новом звуке

звук (ы)- гласный, обозначает твердость согласного звука, ударный

11.Обозначаю новый звук буквой

звук (ы) обозначаем буквой ы

Бывает эта буква

В конце и в середине,

В конце капусты, брюквы,

А в середине дыни.

Особенность буквы « ы»в том, что она никогда не встречается в начале слова, поэтому нет слов на букву «ы»и нет заглавной буквы «ы»

12.Нахожу новую букву на ленте звуков

Смотрим на ленту звуков

13.Она находится в верхнем ряду гласных, т.к. обозначает твердость согласного звука

Определяем место буквы «ы» на ленте звуков

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: Работает группа читающих детей.

- Давайте прочитаем стихотворение в «Букваре». Скажите, что вы поняли из этого стихотворения. (Страница 54).

- В этом стихотворении говорится об особенности буквы «ы». Она никогда не бывает в начале слова. (Следовательно, не бывает заглавной буквой).

- Давайте ещё раз проверим.( Страница 54)

- Посмотрим иллюстрации в учебнике .

- Что вы видите? (Усы, дым).

- Проанализируем эти слова, определим  место нового звука «ы»  в словах.

усы        дым

Сделаем вывод:  буква «ы», стоит в конце и в середине слов.

Она гласная. Бывает ударной (безударной). Обозначает твердость согласного звука.

ФИЗМИНУТКА

                                                  Считалочка

                                    Трынцы, брынцы, бубенцы,

                                    Раззвонились удальцы.

                                    Диги, диги, диги, дон,

                                    Выходи скорее вон!

IV. Первичное закрепление.

Цели: Закрепить новые знания на практике.

- Послушайте стихотворение « Мышка или кошка»?

На доске модель.

М

Ы

Ш

К

А

                                             

Как из слова ,мышка, сделать слово, мушка?

(Поменять 2-ю букву «ы» на «у»)

- На слово мошка?

(Поменять 2-ю букву «у» на «о»)

- Как из слова, мошка, сделать слово, мишка?

(Поменять 2-ю букву «о» на «и»)

- А что изменилось кроме буквы?

(Твёрдый звук  «м» - стал мягким звуком «м’».

- А теперь сделайте слово мишки («а»-«и»   «к»-«к’»)

- Объясните ,пожалуйста, в чём отличие «мишка»-«мишки».

( Один- много)

Работаем с толковым словарем. Наблюдаем за тем, как изменяется смысл слов после изменения одной буквы в лове. Видим- изменяется смысл, значение слов.

V. Самостоятельная работа.

Цель: Самостоятельно сопоставить слова с моделями слов, которые даны в кроссворде (с опорой на предметные картинки).

Страница 55.

- Давайте посмотрим на картинки – подсказки к кроссворду.

Подумайте, какое место займут слова. Внимательно считайте звуки, буквы.

Обращайте внимание на место новой буквы в слове.

- Проверим коллективно через 1минуту.

VII.Рефлексия.

Цель: Учить детей оценивать своё участие в уроке, анализировать собственный уровень понимания изучаемого материала.

- Какая была цель учителя? (Познакомить с новой буквой «ы»).

- Ваша цель? (Познакомиться с новой буквой «ы» на уроке)

- Наши цели совпали? (Да)

- Значит, мы работали совместно.

- Давайте  оценим свою работу на уроке. Ваш  уровень понимания на уроке. Перед вами на столах лежат по три смайлика.

Выберите один из них, который поможет отразить ваше настроение на уроке.

VIII. Связь с жизнью.

Цель: Применить полученные знания в жизни (в играх).

- Где вам пригодится знание буквы «ы».

( В речи, в письме, в словах с буквой «ы»).

- А где она вам будет встречаться?

( В середине и в конце слова)

- Она поможет один предмет  превратить в несколько.

Игра («один – много»)

Кран- краны

Рыба- рыбы

Забор- заборы

Кот- коты

Зуб- зубы

Дуб- дубы

Лёд- льды

Игра «Найди 5 отличий»

- Составьте рассказ из 5 предложений об отличиях, которые вы найдете на  картинках, которые лежат перед вами. Работать будете парами. Посмотрим какая пара быстрее найдет все пять отличий.

Игра «Дорисуй так же».

- Что вы видите на листе?

(Большая рыба плывет на нас, но у нее стерлись некоторые линии)

- Вы догадались, что надо сделать? (Дорисовать).

- Начинаем работу. Дорисуйте так линии, чтобы левая сторона рыбы, была такой же как и правая.

Игра «Один- много»

- Наша новая буква поможет в игре превратить один предмет в несколько. Я буду называть один, а вы много:

кран - краны

рыба - рыбы

забор – заборы

кот - коты

зуб - зубы

дуб - дубы

лёд – льды

-Надеюсь, новые знания пригодятся вам надолго.

1.Произношу слово.

2.Определяю количество звуков.

3.Анализирую звуки по порядку.

4.Делю на слоги

5.Определяю ударный слог в модели

6.Печатаю слово

7. Делю на слоги слово

8.Определяю ударение в слове

9.Определяю место нового звука в слове

10.Делаю вывод о новом звуке

11.Обозначаю новый звук буквой

12.Нахожу новую букву на ленте звуков

13.Она находится в верхнем ряду гласных, т.к. обозначает твердость согласного звука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква е. Звуки буквы е."

Данная презентация к уроку "Буква е и ее звуки" по прогрмме "2100"....

Презентация к уроку обучения грамоте "Буква А,а. 2 урок"

Урок включает в себя звуковой анализ слов, тренировочные упражнения в составлении  схем слов и предложений, подготовку к пересказу скзки "Лисичка -сестричка и серый волк по картинному плану....

Урок обучения грамоте " Буква Фф. Чтение слов с буквой Фф" УМК " Начальная школа 21 век"

Папка содержит технологическую карту урока, презентацию и самоанализ урока. Урок разработан по букварю  Л.Е.Журовой,  А.О.Евдокимовой....

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Презентация к уроку.Урок обучения грамоте. Буква Д( 2 урок).

Презентация к уроку обучения грамоте. Буква Д. Урок 2....

Урок обучения грамоте " Буква и звук Е". Урок 1

Технологическая карта урока по обучению грамоте " Буква и звук Е". Урок 1...