К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Кутлуева Зульфира Мунировна

урок литературного чтения, 3 класс, программа "2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paustovskiy._chtenie_3_klass.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Литературное чтение  3  класс

Цель: Организовать первичное эмоциональное, эстетическое восприятие этого крупнообьемного произведения.

           Учить выразительности чтения.

           Развивать в детях чувствительное отношение к действительности, формировать  личностное видение окружающего мира.

            Развитие творческого  воображения через слово, музыку, живопись.

Оборудование: Портрет К.Г. Паустовского, Эдварда Грига, грамзапись пьесы Грига «Утро», таблица со словами из текста.

Ход   урока.

1. Вступительная беседа.

   - На прошлом уроке чтения я вам прочитала замечательное произведение К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Мы знаем, ребята, что Паустовский написал много книг о природе, но он писал также о замечательных  людях (показываю портрет Паустовского).

Прочитайте хором эпиграф нашего урока - «Волшебник и великий музыкант»

О ком эти слова?

Чьи эти слова?

Да, мы должны быть благодарны писателю Паустовскому за то, что он подарил нам замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе - этом добром «волшебнике и великом музыканте» (показываю портрет Э. Грига).

Оба они, и Паустовский и Э. Григ - великие мастера. Один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. И люди всех времен будут признательны им за это.

2. а) Слушание музыки

- А сейчас, мы внимательно послушаем пьесу Эдварда Грига «Утро».

Мне бы хотелось, чтобы вы услышали, как композитор рисует в музыке природу, как меняется музыка, какие инструменты звучат. Чтобы почувствовать и понять музыку,  её нужно слушать в тишине (звучит грамзапись)

б) Беседа после прослушивания

Музыка успокоила нас. Она может и развеселить и вызвать другие глубокие чувства, т.к. музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами, почувствовать и увидеть всё богатство красок природы. Музыка  делает нашу жизнь прекрасной.

- Найдите в тексте строки, где описывается, что услышала Дагни в музыке             (чтение отрывка учеником).

- Дагни была благодарна композитору, сочинившему музыку. А можно ли назвать Дагни чувствительной?

в) Словарная работа (вывешиваю таблицу)

Северная страна Норвегия: лес, горы, море, город Берген

Эдвард Григ, Дагни Педерсон, Хагеруп,

Магда Нильс

- Среди слов, записанных  на таблице, найдите имя композитора.

(Эдвард Григ - великий норвежский композитор. Музыка его проникнута любовью к своей Родине).

Слова первой группы говорят нам о месте действия рассказа (чтение вслух)

Слова второй группы называют нам героев рассказа (чтение хором)

3. Разбор произведения по частям.

 1) чтение первой части рассказа.

«Встреча Грига с девочкой Дагни в осеннем лесу»

Чтение первого эпизода «Григ в лесу» (5абзацев)

- Что делал в лесу композитор Григ?

- Зачем он приходил сюда не однажды?

- Зачем пришла в лес дочь лесника?  (высказывания детей)

Композитора Э. Грига вдохновляет красота осеннего леса, грибной воздух, зелёные пряди мха, золото и медь листьев, осенний наряд.

2) Работа по иллюстрации в учебнике.

- Можно ли сравнивать с нашей природой? (у нас такие же горы, леса, но только нет моря).

3) чтение второго эпизода - разговор Грига и Дагни (чтение по ролям)

- Что в разговоре самое главное? (Григ придумал сделать девочке подарок).

- А почему Григу захотелось сделать подарок Дагни?

(Дагни понравилась Григу. Она мала, но трудолюбива, тащит домой тяжёлую корзину с шишками. Она доверчива: сразу рассказала незнакомцу о доме, игрушках. Она мила, красива. Она чуткая, нежно думает о старом дедушке. А главное, что могло понравиться Григу, это то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.)

- Что надеялась получить в подарок Дагни?

- Почему Э. Григ отсрочил подарок, ведь подарки всегда ждёшь с нетерпением.

(Подарки - вещи легче дарить, а Григ задумал сложный духовный подарок - музыку. Не всегда маленькие дети понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает его через 10 лет.)

- Сколько лет тогда будет  Дагни? (18 лет)

4) Чтение и анализ второй части рассказа.

«В доме композитора Э. Грига» (чтение второй части, 5 абзацев)

- Что было украшением дома?

- Прочитайте 2 абзац с описанием зимы в Бергене. Обратите внимание, что писатель оживляет природу. Этот приём называется олицетворением.

- О чём была написана Григом музыка?

Чтение 2 части до конца.

- Кто и как слушал музыку Грига?

5) Чтение и анализ 3 части. «Дагни приезжает в город к родственникам»

- Что изменилось в жизни Дагни? Какой она стала? Кем были родственники, к которым приехала девушка?

- Что особенного было в комнате тёти Магды?

6) Чтение и анализ 4 части. «Дагни в театре и на концерте» (чтение учащимися)

- Куда любила ходить Дагни в городе?

- Почему она плакала после театральных спектаклей?

- Приходилось ли вам плакать, когда вы смотрели фильм.

(Дагни осталась такой же милой, чуткой, впечатлительной, какой была в детстве).

Кто знает, что такое «белые ночи»

(На севере в начале лета бывают белые ночи. В нашей стране их тоже можно наблюдать. Ночью почти светло, стоят лёгкие сумерки, т.к. солнце ненадолго прячется за горизонт. А.С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах Петербурга «Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса» (продолжение чтения)

- Почему же теперь Дагни плакала, слушая музыку Э.Грига?

(Это слёзы благодарности. Люди плачут не только от горя, но и от больших хороших чувств, кроме того, Дагни жаль, что Григ умер, и, она не сможет  ему сказать «спасибо» за чудесный подарок).

- Понравилась ли музыка Грига другим слушателям?

4. Обобщающая беседа.

- Как вы поняли: счастливый или нет конец у этого рассказа?

- Какую главную мысль открыла для себя Дагни, слушая Э.Грига. (Чтение последних двух строчек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ" ."

Бинарный урок по чтению и музыке. 4 класс. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками.Великий сказочник и музыкант Э. Григ"...

Презентация. К. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Презентация содержит в  себе фотографии и краткую биографию Э. Грига, У К. Паустовского есть замечательный рассказ об Э. Григе, под названием "Корина с еловыми шишками".  А так же прилагаетс...

Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Первый урок по произведению. После скачивания объедините, пожалуйста, все части в одну презентацию. Песня Сольвейг, фрагменты фильма: http://www.youtube.com/watch?v=9TWckPbKWsE  или htt...

К Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Данное произведение изучается на уроках литературного чтение по программе УМК "школа 2100" для 3 класса....

Литературное чтение К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Литературное чтение 3 класс. Научить детей выражать эмоциональный отклик. Создание ситуации осознанности к пониманию, что подарки бывают не только материальные, но и духовные....

Урок литературного чтения К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

        Среди произведений  литературных жанров, особое место занимают лирические. Для полноценного восприятия произведения учащиеся должны проникнуться эмоционал...