Исследовательская работа "Изучение читательской активности обучающихся МКОУ - Теренгульская СОШ "
проект по чтению (4 класс) на тему
Исследуется читательская активность обучающихся 1-11 классов. Результаты работы оформлены в форме практических рекомендаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 618.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Теренгульская средняя общеобразовательная школа
Баганского района Новосибирской области
Исследовательская работа
«В чём польза художественной книги?»
Автор:
Квас Наталия, уч-ся 4 класса
МКОУ – Теренгульская СОШ
Руководитель:
Исакова Нина Викторовна
2014 год
Введение
Мы с вами живём в 21 веке. А 21 век – это век информационных технологий. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув замечательное изобретение – книгу - на второе место. Наверное, поэтому некоторые школьники считают, что ответ на любой вопрос легче найти в сети Интернет, а художественную книгу можно почитать и в электронном варианте. Я задумалась: «В чём же всё-таки польза книги? Для чего в наше время нужно читать книги? Сможет ли Интернет вытеснить книги?»
Я считаю, что выбранная мною тема актуальна в наше время. С этим вопросом я и попыталась разобраться.
Гипотеза:
Книга – неиссякаемый источник знаний, один из способов воспитания личности.
Цель исследования:
Изучить роль художественной книги в жизни современного школьника.
Задачи :
- Познакомиться с мнениями выдающихся людей о значении чтения.
- Выявить и описать уровень читательской активности учащихся Теренгульской школы.
- Способствовать созданию позитивного, уважительного отношения к книге, чтению, библиотеке.
Методы исследования
Сроки сбора материалов:
Выполнение исследовательской работы проводилось в течение двух недель.
В процессе исследования применялись следующие методы:
- Поиск информации в библиотеке, сети Интернет
- Анкетирование учащихся
- Беседа со школьным библиотекарем
- Интервьюирование учителя русского языка и литературы
В начале своего исследования я нашла в сети Интернет высказывания великих людей о чтении, о книгах.
Писатели, поэты, ученые, художники придавали чтению огромное значение.
Писатель Антон Павлович Чехов убеждал брата: « Чтобы воспитаться …нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». Максим Горький считал, что «книга – это «душа», запечатлённая на бумаге знаками и словами». А вот что писал Алексей Пантелеев, автор знаменитой книги « Республика Шкид» : « … Какую роль сыграла в моей жизни книга? А ведь это похоже на то, если бы меня спросили: « Какую роль играет в вашей жизни воздух?». Джонатан Свифт, английский писатель, говорил, что «книги – это дети разума». Немецкий математик Лейбниц о библиотеках отзывался так: «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Юрий Алексеевич Гагарин, первый в мире космонавт, отметил: «Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний».
Из материалов сети Интернет я узнала кое-что интересное об издании книг в наше время. Оказывается, книга рекордов Гиннесса - это одна из самых популярных книг – энциклопедий в мире. Она издаётся ежегодно, с тиражом около 100 млн экземпляров. Ещё в первый год своего выхода в свет, в 1955 году, было продано пять тысяч экземпляров, и с каждым годом тираж этой книги постоянно растёт.
Чтобы определить уровень читательской активности учащихся Теренгульской школы, я обратилась за помощью для составления анкет к своему руководителю Исаковой Нине Викторовне. Провела анкетирование, в котором приняли участие 79 из 83 учащихся нашей школы ( 95%).
Результаты анкетирования таковы:
На вопрос «Любишь ли ты читать книги? - «да» - ответили 73 учащихся (92%), «нет» – 6 учащихся (8% опрошенных). 52 учащихся из 79 (65%) посещают библиотеку не реже 1 раза в неделю. Ребята первого класса отметили, что посещают библиотеку 2-3 раза в неделю. 66 учащихся из 79 (83%) написали, что у них есть любимая книга, которую могли бы посоветовать прочесть своим друзьям.
Также меня интересовало мнение ребят по вопросам: « Возможно ли воспитание личности через книгу?» и «Могут ли компьютеры полностью вытеснить книги из нашей жизни ?»
На эти вопросы «да» ответили 78 учащихся (98%), лишь один (2%) ответил «нет».
На следующем этапе исследования я побеседовала со школьным библиотекарем.
В процессе беседы я узнала, что в нашей школьной библиотеке 3059 экземпляров художественных книг.
Все ребята являются читателями библиотеки. Самый читающий класс в нашей школе – первый класс. Также библиотекарь отметила, что наиболее активные читатели – это учащиеся с 1 по 5 класс. Самый активный читатель в 1 классе - Исаева Мадина, во 2 классе – Тункевич Александр, в 3 классе – Квас Максим, в 4 классе – Григорьев Вячеслав. Ученика 5 класса Мирова Виктора библиотекарь отметила не только как активного читателя в своём классе, но и как самого активного читателя нашей школы. С сентября по февраль 2013-2014 учебного года он прочитал 47 художественных книг, это больше, чем кто-либо из других ребят.
После беседы со школьным библиотекарем я взяла интервью у учителя русского языка и литературы.
В ходе интервью я получила ответы на вопросы:
- Все ли ребята прочитывают художественное произведение к уроку?
Ответ: «Да, большинство ребят, но некоторые читают произведение в кратком содержании».
2) Способны ли учащиеся самостоятельно отметить воспитательное воздействие поступков героя, событий на формирование личности?
Ответ: « Да, большая часть ребят способна оценить поступки героев самостоятельно».
- С желанием или без него заучивают предложенные стихотворения ?
Ответ: «Это зависит от темы стихотворения, от его объёма, но в основном, конечно, с желанием».
4) Как считаете, могут ли компьютеры полностью вытеснить книги из нашей жизни ?
Ответ: «Нет, не могут. Книга была и останется неиссякаемым источником знаний».
Результаты исследований
В процессе своих исследований я познакомилась с высказываниями известных людей о книге как о неиссякаемом источнике знаний; узнала, что самой читаемой среди всех книг является справочник «Книга рекордов Гиннесса», который издаётся довольно давно, с 1955 года.
При обработке анкет учащихся мне стало известно, что большинство ребят нашей школы не только любят читать художественные книги, но у них есть любимая книга.
Более половины опрошенных учащихся уверены, что книга не только может воспитывать личность, но и является одним из неиссякаемых источников знаний. В беседе с библиотекарем я уточнила количество художественной литературы в школьной библиотеке; получила сведения об активных читателях по классам и узнала, что самый активный читатель нашей школы – это ученик 5 класса Миров Виктор.
Практическим результатом моей работы является Памятка «Юным читателям», которую я разработала для того, чтобы способствовать созданию у моих сверстников позитивного, уважительного отношения к книге, чтению, библиотеке. Данную памятку можно поместить в «Классном уголке», также в «Уголке читателя» в школьной библиотеке.
Выводы
- Писатели, поэты, учёные, художники считают книгу богатством человеческого духа.
- Одной из читаемых в мире книг является справочник «Книга рекордов Гиннесса».
- Независимо от популярности сети Интернет все учащиеся Теренгульской школы являются читателями библиотеки.
- В каждом классе нашей школы имеются самые активные читатели.
- Ребята не только читают художественную литературу, но и с удовольствием заучивают наизусть стихотворения, отрывки из прозы.
- Для современного школьника книга остаётся одним из основных источников знаний.
- Мои сверстники считают, что книга является одним из неиссякаемых источников знаний, влияет на воспитание личности.
Список использованной литературы
Материалы сети Интернет (высказывания великих людей о чтении, о книгах). Сайт http://www.aforism.su/31_3.html
Приложения.
№1.
Работа в сети Интернет. Поиск высказываний великих людей о роли книги в жизни человека.
№2.
Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы. Анкетирование
№3.
Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы. Беседа с библиотекарем.
№4.
Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы. Интервьюирование учителя русского языка и литературы.
№ 5.
Памятка
«Юному читателю»
- Будь активным читателем: посещай библиотеку не от случая к случаю, а регулярно, не реже 1-2 раз в неделю.
- Если затрудняешься в поиске нужной книги – обратись за помощью к библиотекарю.
- Читай художественные книги разных жанров.
- В процессе чтения размышляй о том, правильно ли поступают герои, оценивай их поступки.
- Прочитав книгу, задумайся, о чём главном хотел сказать её автор.
- Поделись впечатлениями о прочитанной книге с родителями, сверстниками, учителем.
- Помни: кто много читает, тот много знает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников в условиях реализации ФГОС...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...
«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»
В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...
Педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся
В статье рассматриваются педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся....
Воспитательная работа в МКОУ - Теренгульской СОШ
Представлена воспитательная работа в начальном звене МКОУ -Теренгульская СОШ....
Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями
В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....
Современные подходы к формированию читательской активности обучающихся начальной школы
В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно п...