Исследовательская работа "Изучение читательской активности обучающихся МКОУ - Теренгульская СОШ "
проект по чтению (4 класс) на тему

Исследуется читательская активность обучающихся 1-11 классов. Результаты работы оформлены в форме практических рекомендаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx618.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Теренгульская средняя общеобразовательная школа

Баганского района Новосибирской области

Исследовательская работа

«В чём польза художественной книги?»

Автор:

Квас Наталия, уч-ся 4 класса

МКОУ – Теренгульская СОШ

Руководитель:

Исакова Нина Викторовна

2014 год

Введение

    Мы с вами живём в 21 веке. А 21 век – это век информационных технологий. Сейчас, к сожалению, между человеком и книгой встали компьютеры, мобильные телефоны, телевидение, отодвинув замечательное изобретение – книгу -  на второе место. Наверное, поэтому некоторые школьники считают, что ответ на любой вопрос легче найти в сети Интернет, а художественную книгу можно почитать и в электронном варианте. Я задумалась: «В чём же всё-таки польза книги?   Для чего в наше время нужно читать книги? Сможет ли Интернет вытеснить книги?»

    Я считаю, что выбранная мною тема актуальна в наше время.  С этим вопросом я и попыталась разобраться.

Гипотеза:

Книга – неиссякаемый источник знаний, один из способов воспитания личности.

Цель исследования:

Изучить роль художественной книги в жизни современного школьника.

Задачи :

  •  Познакомиться с мнениями  выдающихся людей о значении чтения.
  • Выявить и описать  уровень читательской активности учащихся Теренгульской школы.
  • Способствовать  созданию позитивного, уважительного отношения к книге, чтению, библиотеке.

Методы исследования

Сроки сбора материалов:

Выполнение исследовательской работы проводилось в течение  двух недель.

В процессе исследования применялись следующие методы:

  1. Поиск информации в библиотеке, сети Интернет
  2. Анкетирование учащихся
  3. Беседа со школьным библиотекарем
  4. Интервьюирование учителя  русского языка  и литературы

В начале своего исследования я нашла в сети Интернет высказывания великих людей о чтении, о книгах.

Писатели, поэты, ученые, художники   придавали чтению огромное значение.

Писатель Антон Павлович Чехов убеждал брата: « Чтобы воспитаться …нужны беспрерывный  дневной и ночной труд, вечное чтение».  Максим Горький считал, что «книга – это «душа», запечатлённая на бумаге знаками и словами». А вот что писал Алексей Пантелеев, автор знаменитой книги « Республика Шкид» : « … Какую роль сыграла в моей жизни книга? А ведь это похоже на то, если бы меня  спросили: « Какую роль играет в вашей жизни воздух?». Джонатан Свифт, английский писатель, говорил, что «книги – это дети разума». Немецкий математик Лейбниц о библиотеках отзывался так: «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа». Юрий Алексеевич Гагарин, первый в мире космонавт, отметил: «Книга – это друг, советчик. Это – источник многих добрых мыслей, чувств, знаний».

Из материалов сети Интернет я узнала кое-что интересное об издании книг в наше время. Оказывается,  книга  рекордов Гиннесса - это одна из самых популярных книг – энциклопедий  в мире. Она издаётся ежегодно, с тиражом около 100 млн экземпляров. Ещё в первый год своего выхода в свет,  в 1955 году,   было продано пять тысяч экземпляров, и с каждым годом тираж этой книги  постоянно растёт.

 

Чтобы определить уровень читательской  активности учащихся Теренгульской школы,  я обратилась за помощью для составления анкет к своему руководителю Исаковой Нине Викторовне. Провела анкетирование, в котором приняли участие 79 из 83  учащихся нашей школы ( 95%).

Результаты анкетирования таковы:

На вопрос «Любишь ли ты читать книги? -  «да» - ответили 73 учащихся (92%), «нет» – 6 учащихся (8% опрошенных). 52 учащихся  из 79 (65%) посещают библиотеку не реже 1 раза в неделю.  Ребята первого класса отметили, что посещают библиотеку 2-3 раза в неделю. 66 учащихся  из 79 (83%) написали,  что у них есть любимая книга, которую могли бы посоветовать прочесть своим друзьям.

 Также меня интересовало мнение ребят по вопросам: « Возможно ли воспитание личности через книгу?» и  «Могут ли компьютеры полностью вытеснить книги из нашей жизни ?»

На эти вопросы  «да» ответили 78 учащихся (98%), лишь один (2%) ответил «нет».

На следующем этапе исследования я побеседовала со школьным библиотекарем.

В процессе беседы я узнала, что в нашей школьной  библиотеке  3059 экземпляров художественных книг.

Все ребята являются читателями библиотеки. Самый читающий класс в нашей школе – первый класс. Также библиотекарь отметила, что наиболее активные читатели – это  учащиеся с 1 по 5 класс. Самый активный читатель в 1 классе -  Исаева Мадина, во 2 классе – Тункевич Александр, в 3 классе – Квас Максим, в 4 классе – Григорьев Вячеслав. Ученика 5 класса Мирова Виктора библиотекарь отметила не только как активного читателя в своём классе, но и как самого активного читателя нашей школы. С сентября по февраль 2013-2014 учебного года он прочитал 47 художественных книг, это больше, чем кто-либо из других ребят.

После беседы со школьным библиотекарем я  взяла интервью у учителя русского языка и литературы.

В ходе  интервью я получила ответы на вопросы:

  1. Все ли ребята прочитывают художественное произведение к уроку?

 Ответ: «Да, большинство ребят, но некоторые читают произведение в кратком содержании».

       2) Способны ли учащиеся  самостоятельно отметить воспитательное воздействие поступков героя, событий на формирование личности?

Ответ: « Да, большая часть ребят способна оценить поступки героев самостоятельно».

  1. С желанием или без него заучивают предложенные стихотворения ?

Ответ: «Это зависит от темы стихотворения, от его объёма, но в основном, конечно, с желанием».

       4) Как считаете,  могут ли компьютеры полностью вытеснить книги из нашей жизни ?

Ответ: «Нет, не могут. Книга была и останется неиссякаемым источником знаний».

Результаты исследований

В процессе своих исследований я познакомилась с высказываниями известных людей о книге как о неиссякаемом источнике знаний; узнала, что самой читаемой среди всех книг является справочник «Книга рекордов Гиннесса», который издаётся довольно давно, с 1955 года.

При обработке  анкет учащихся мне стало известно, что большинство ребят нашей школы не только любят читать художественные книги, но у них  есть любимая книга.

Более половины опрошенных учащихся уверены, что книга не только может воспитывать личность, но и  является одним из неиссякаемых источников знаний.  В  беседе  с библиотекарем  я уточнила количество художественной литературы в школьной библиотеке; получила сведения об активных читателях  по классам и узнала, что самый активный  читатель нашей школы – это ученик 5 класса Миров Виктор.

Практическим результатом моей работы является Памятка «Юным читателям», которую я разработала для того, чтобы способствовать  созданию у моих сверстников  позитивного, уважительного отношения к книге, чтению, библиотеке. Данную памятку можно поместить в «Классном уголке», также  в «Уголке читателя»  в школьной библиотеке.

Выводы

  • Писатели, поэты, учёные, художники считают книгу богатством человеческого духа.
  •  Одной из читаемых в мире книг является  справочник «Книга рекордов Гиннесса».
  • Независимо от популярности сети Интернет все учащиеся Теренгульской школы являются читателями библиотеки.
  • В каждом классе нашей школы имеются самые активные читатели.
  • Ребята не только читают художественную литературу, но и с удовольствием заучивают наизусть стихотворения, отрывки из прозы.
  • Для современного школьника книга остаётся одним из основных источников знаний.
  • Мои сверстники считают, что книга является одним из неиссякаемых источников знаний, влияет на воспитание  личности.

Список использованной литературы

Материалы сети Интернет   (высказывания  великих людей о чтении, о книгах).  Сайт                          http://www.aforism.su/31_3.html

Приложения.

№1.

C:\Documents and Settings\учитель\Рабочий стол\КОШКА\SAM_0318.JPG

Работа в сети Интернет. Поиск высказываний великих людей о роли книги в жизни человека.

№2.

H:\КОШКА\SAM_0314.JPG

Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы. Анкетирование

№3.

H:\КОШКА\SAM_0305.JPG

Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы.  Беседа с библиотекарем.

№4.

H:\КОШКА\SAM_0312.JPG

Сбор информации. Определение уровня читательской активности учащихся Теренгульской школы. Интервьюирование учителя русского языка и литературы.

№ 5.

Памятка

«Юному читателю»

  1. Будь активным читателем: посещай библиотеку не от случая к случаю, а регулярно, не реже 1-2 раз в неделю.
  2. Если затрудняешься в поиске нужной книги – обратись за помощью к библиотекарю.
  3. Читай художественные книги разных жанров.
  4. В процессе чтения размышляй о том, правильно ли поступают герои, оценивай их поступки.
  5. Прочитав книгу, задумайся, о чём главном хотел сказать её автор.
  6. Поделись впечатлениями о прочитанной книге  с родителями, сверстниками, учителем.
  7. Помни: кто много читает, тот много знает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

В данной статье говорится о формировании читательской активности младших школьников  в условиях реализации ФГОС...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Авторская статья о формировании читательской активности у младших школьников...

«Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках окружающего мира»

В наше образовательное учреждение приходят дети, имеющие разный уровень готовности к обучению, неодинаковый социальный опыт, отличия в психофизическом развитии. Эта проблема потребовала необходимости ...

Педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся

В статье рассматриваются педагогические и литературоведческие основы методики развития читательской активности учащихся....

Воспитательная работа в МКОУ - Теренгульской СОШ

Представлена воспитательная работа в начальном звене МКОУ -Теренгульская СОШ....

Роль уроков внеклассного чтения для формирования читательской активности обучающихся с интеллектуальными нарушениями

В данной методической разработке представлен материал по проведению уроков внеклассного чтения в 3-4 классах специальных (корекционных) школ VIII вида....

Современные подходы к формированию читательской активности обучающихся начальной школы

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно п...