Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?», «Про бабочку».
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Цели урока:  способствовать приобщению учащихся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта, опоры на его социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализа текста; развивать исследовательские навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chteniya_2_klass.docx344.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 г классе 
(система Л.В.Занкова)

 Учитель: Хузина Светлана Александровна

Тема урока: Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?»,  «Про бабочку».


Цели урока:  способствовать приобщению учащихся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта, опоры на его социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализа текста; развивать исследовательские навыки.


Предметные: определять отличительные особенности рассказа; уметь различать виды произведений, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения. 
Метапредметные: 
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;

познавательные: сравнивать рассказы различных видов и народов, выявлять общее и различное; 
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные). 
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе рассказа. 

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран,

                           сигнальные карточки, карточки для работы в паре,

                           карточки опорных слов, книга Корниловой Галины,

                           бабочка для притчи. 

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Одна половинка окна растворилась,

Одна половинка души показалась.

Давай-ка откроем и ту половинку,

И ту половинку окна.

- Давайте откроем еще одну частичку нашей души. Садитесь.

- Я желаю вам сегодня быть внимательными и вдумчивыми читателями.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
  1. Проверка домашнего задания. Считалки авторские и народные.

Работа в парах.

- О чем говорили на прошлом уроке? Какие бывают считалки? (авторские и народные)

- В чем секрет считалок? (Считалки – это стишки, в которых есть счет, рифма и ритм.)

- Расскажите друг другу считалки. Оцените работу своих товарищей. Если все хорошо, поднимите зеленые карточки, если не все понравилось, поднимите красную карточку.

  1. Постановка учебной задачи.

- Сегодня я хочу познакомить вас с писательницей Галиной Петровной Корниловой и героем ее историй. Его зовут  Бумчик.

- Предположите,  кто он и что может означать его странное имя. Вы ведь умеете вслушиваться в то, как звучит слово? (Мальчик, маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)

- Отгадайте загадку

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

 (Бабочка.)

- А при чем тут бабочка? Что может связывать Бумчика и бабочку? Какая история может приключиться с ними?

- Поставьте цели на сегодняшний урок.

- Ну что же, проверим наши предположения.

  1. Открытие новых знаний.
  1. Первичное чтение учителем рассказа  Г. П. Корниловой «Кто такой Бумчик?» (учебник стр. 54)

- Кто же такой Бумчик? Он обычный мальчик или сказочный?

- Бумчик является героем серии рассказов Галины Корниловой, собранных в сборник  «Наш знакомый Бумчик».

  1. Повторное чтение учащимися про себя. Беседа по содержанию.

- Прочитайте описание внешности Бумчика.

- Чем увлекается Бумчик? Что он умеет делать?

- Найдите Бумчика на рисунке. Объясните свой выбор. Вы его представляете таким же?

- Познакомимся с ним поближе.

- Еще не догадались, что связывает Бумчика и бабочку?

  1. Первичное чтение учителем рассказа Г.П. Корниловой «Про бабочку» (учебник стр.55-56)

- Вам понравился отрывок? Определите жанр произведения. Это литература художественная или научная, стихи или проза, сказка или рассказ?

- Докажите, что это рассказ (небольшое повествование, сообщение о встрече в лесу, правдивая история встречи бабочки и мальчика).

- Каким вам представляется  Бумчик?

  1. Повторное чтение учащимися по цепочке и беседа по содержанию.

- Прочитайте. Что произошло с мальчиком в лесу. (Ему на нос села бабочка.)

- На какую мысль натолкнула маленькая бабочка Бумчика? (Собрать собственную коллекцию бабочек.)

- Почему Бумчик передумал? (Он представил себя на месте бабочки, ему стало жалко ее.)

- Что можете сказать о характере Бумчика? ( Добрый, любит животных, любознательный,  маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Утром бабочка проснулась,

 Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела!

  1. Самостоятельное чтение, составление плана.

- Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.

- Сколько частей получилось? (Две.)

- О чем говорится в первой части? Прочитайте.

- Озаглавьте. (Бабочка на носу.)

- Прочитайте вторую часть.

- О чем она? Озаглавьте ее. (Бумчик в раздумье.)

- Как вы думаете, стал ли Бумчик собирать коллекцию бабочек?

- Давайте поможем Бумчику собрать коллекцию бабочек. Как можно собрать коллекцию не навредив бабочкам?

(Нарисовать бабочек, собрать коллекцию рисунков, Сфотографировать бабочек, собрать сборник стихов о загадок о бабочке.)

  1. Обобщение.

- Как вы думаете, могли бы стать друзьями Бумчик и мальчик из стихотворения И. Пивоваровой «Как  я считал?» (Могли стать друзьями, они маленькие, у них похожие характеры, они любят природу, любознательные, мечтатели.)

- На кого еще похож Бумчик? На Дениску, героя рассказов Виктора Драгунского похож?

- Чему учит этот рассказ? (Прежде чем как-то поступить в отношении других, нужно поставить себя на их место и прочувствовать, что они чувствуют.)

  1. Домашнее задание

1-й уровень. Выразительное чтение рассказа «Кто такой Бумчик?», «Про бабочку» стр. 54-56

2-й уровень. Приготовить Бумчику подарок – «Коллекцию бабочек» (коллекция рисунков, фотографий, стихов, загадок).

  1. Итог урока.

- Закончить урок мне хочется притчей-небольшим мудрым рассказом.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».

-Многое  в нашей жизни зависит от нас и находится в наших руках. Каждый сам вершит свою судьбу. Жизнь окружающих нас тоже зависит от нас. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была интересной и увлекательной, значит, мы сами должны быть почемучками и исследователями…Иллюстрация № 12 к книге "Литературное чтение. Учебник для 2 класса в 2-х частях. Часть 1", фотография, изображение, картинка

  1. Оценивание

-Сигнальными кружочками или руками, если у вас все получилось сегодня на уроке, поднимите раскрытую ладонь, если  у вас остались вопросы, было трудно, поднимите указательный палец.

- Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями. 
- Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо? 
- Я с вами согласна.
- А я скажу вам: спасибо, ребята, за урок.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....