Работа с текстом.
материал по чтению (4 класс) на тему

Гаврилова Александра Илларионовна

В материале представлены тексты. Учащиеся должны найти и объяснить значение встретившихся в тексте слов. Задания направлены на поиск информации в явном и скрытом виде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom._znachenie_slov.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

1.Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.

Идёт время. Клесты всё срывают да срывают с ёлок шишки. Совсем мало в лесу на елях шишек становится. Голодно белкам. Хочешь не хочешь, а приходится на землю спускаться да понизу ходить, клестовую падалицу из-под снега выкапывать.

Ходит белка понизу — оставляет след. По следу — собака. За собакой — охотник.

— Спасибо клестам, — говорит охотник, — спустили белку на низ!

К весне из всех шишек на елях высыплются последние семена. Белкам теперь одно спасение — падалица. В падалице все семена целы. Всю голодную весну подбирают и шелушат белки клестовую падалицу. Теперь бы им клестам спасибо сказать, но белки не говорят. Не могут они забыть, как клесты заставили их зимой по снегу прыгать!

Падалица-______________________________________

2. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.

До сих пор не могу забыть, как мотал его, бедолагу, ветер! Он всё повыше сесть норовил - на самую высокую "свечку" самой высокой сосны. А там, наверху, ветер; вот и мотало его вместе с веткой, да так, что у меня внизу голова кружилась, на него глядя, но он упорно сидел, вцепившись в мохнатую "свечечку" коготками, и, запрокинув клюв в небо, изо всех силёнок выкрикивал своё "крути-верти, крути-верти!".

Свечка-__________________________________________

3. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.

У всех уток всегда деловой, ужасно занятой вид. Но эта маленькая утица - с носом в колечках, с ярко-зелёными зеркальцами на крыльях, - эта чируша была сама озабоченность. Она тихо крякнула и, упираясь перепончатыми лапами, продиралась вперёд, на чистую воду. За ней гуськом, по пробитой дорожке, торопились пуховые утята - хлопунцы лапчатые.

      Последний - самый маленький - отстал. Заспешил, подскочил - и попал шейкой между двумя стеблями тростника, заклинился и повис в воздухе. Запищал отчаянно и лапками зашлёпал по воде.

      Утица, хлеща жёсткими крыльями по воде, ринулась назад. Схватила утёнка носом за мягкую шейку, подняла и понесла на чистую воду. Глупыш и в материнском клюве пищал и дрыгал ногами.

Чируша-________________________________________

Хлопунцы-_______________________________________

Глупыш-________________________________________

4. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.

Ловил я на озере рыбу. Тростники тревожно стучали друг о друга, как костяные палочки.

      Быть дождю!

      Я стал собирать удочки.

      Вдруг вижу: из густого чакана - озёрной травы - выплывают на чистую воду поганки. Поганка-папа, поганка-мама и крошечные - с жука - поганчики. Поганка, по-учёному - чомга, скрытная птица, не всегда её увидишь.

      Я задержался.

      Чомга-папа выплыл на середину плёса, насторожил глаз в небо - нет ли луня? - встал на караул. Чомга-мама забила крыльями, забарахталась в воде, будто курица в пыли. Да вдруг и ушла под воду.

Чакан-__________________________________________

Поганки-________________________________________

5. Прочитай текст. Объясни, какое значение имеют в этом тексте слова.

За долгую историю озера так бывало не раз. Вода то куда-то уходит, то откуда-то наливается. И вместе с водой, по неведомым подземным ходам и тоннелям, уходит и приходит рыба. И всё это через одну дыру в дне, "яму", как говорят местные жители, или "понор", "прорву", как говорят краеведы.

      Ни один человек ещё не видел понора озера Городно. Ни один аквалангист не стоял на краю этой чёрной ямы. Никто не знает, куда ведут и где выходят наружу подземные карстовые ходы. И куда время от времени исчезает на год, на два, на три года огромное озеро со своей рыбой?

Понор-__________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...