коспект урока по литературному чтеию "Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?" 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Прокудина Екатерина  Александровна

Урок 37.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_lit_4kl_ur37-korr.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Урок 37.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

 по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2  3

Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихов А.К. Толстого (по желанию учащихся).

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2  4  2  3  1  2  3  4 

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) Анализ подзаголовков путешествия.

– Почему так точно назван год? О чём это может говорить?

– Куда мы попадём во время путешествия? Знаете ли вы что-нибудь об истории Царского Села? Что можно предположить, исходя из названия?

– Что такое бал? С кем мы встретимся на балу?

– В чём необычность поэтического состязания? Какие ещё могут быть состязания?

2) Исследовательская работа учащихся.

– На большинство вопросов мы получим ответы, прочитав рассказ о путешествии. Но, чтобы путешествие наше получилось более ярким, ознакомимся с историей Царского Села подробнее.

Идёт работа учащихся с различными источниками, можно организовать её как групповую. В результате они объясняют происхождение названия, рассказывают историю возникновения, прослеживают связь с этим местом Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой и др., знакомят с сегодняшним днём Царского Села и пр.

Работа должна занимать не более 5–7 мин.

 Работа с текстом во время чтения.

1) Чтение текста «Путешествия» – с. 112.

– Почему Игорю и Оле потребовалось переодеться перед тем, как отправиться в путешествие?

– Как они, по-вашему, оделись?

– Встречи с кем мы ждём вместе с близнецами?

2) Чтение текста на с. 112–114 (заканчивая утверждением «Сказка – это для простолюдинов»).

– Рассмотрите репродукцию картины П. Геллера. Узнаёте ли вы Н.В. Гоголя? В.А. Жуковского? А.С. Пушкина?

– Что вы знаете о каждом из них?

– Согласны ли вы с утверждением, что «сказка – это для простолюдинов» (черни)?

3) Самостоятельное чтение текста на с. 114–115 (разговор писателей).

– Что нового вы узнали?

– Каким представляете вы В.А. Жуковского? Почему он начал писать сказки? Для кого?

– О каком состязании идёт речь?

– Почему сочинение сказок на народные сюжеты В.А. Жуковский называет поэтическим состязанием?

– Отличается ли от позиции В.А. Жуковского позиция А.С. Пушкина? Для кого писал он?

– Кого советует почитать А.С. Пушкин? Знакомы ли вам эти писатели?

– Сравните оценку Н.В. Гоголем сказок Жуковского и Пушкина. Чьи сказки, по мнению Гоголя, труднее понять читателю?

– Объясните его мысль: «Александр Сергеевич никогда не подставляет лестницы ни для кого из тех, которые глухи к поэзии».

– Что для вас осталось непонятным? Какие вопросы возникли?

4) Самостоятельное чтение текста на с. 116–117.

 Работа с текстом после чтения.

– Итак, похож ли бал 1831 года на современный бал?

– Кого из гостей бала вы запомнили?

– Какие сказки написали А.С. Пушкин и В.А. Жуковский в ходе поэтического состязания?

– Читали ли вы эти сказки? Если читали, то подумайте, легко ли было судить это состязание? Почему вы так думаете?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

IV. Домашнее задание.

Вспомнить прочитанные ранее сказки А.С. Пушкина, найти красочное издание «Сказки о царе Салтане...», рассмотреть иллюстрации к сказке, запомнить имя художника.

Историческая справка для учителя.

Первоначально село называлось Сарским. Название пришло от наименования деревни, из которой позднее и образовалось Царское Село. По-фински деревня именовалась Саари Мойс – Верхняя мыза. С середины XVIII в. село было загородной резиденцией русских царей и превратилось в Царское. Находится оно в 26 км от Петербурга. Расцвет села начался при Елизавете, дочери Петра I, она превратила его в прекрасный архитектурный ансамбль из дворцов, парков, украшенных фонтанами и скульптурами, место отдыха членов царской семьи, их гостей. С тех пор пошла традиция устраивать балы в Царском Селе.

В 1811 г. именно здесь был открыт первый в России лицей для дворянских детей. Одним из первых поступивших в него учеников стал А.С. Пушкин. За 6 лет лицейской жизни в гостях у будущего поэта не раз бывал В.А. Жуковский. Сам Пушкин в свою очередь навещал жившего подолгу в Царском Селе историка и писателя Н.М. Карамзина. После революции село было переименовано в Детское. В 1937 г., в годовщину смерти великого поэта, Детскому Селу было присвоено имя Пушкино. Сейчас это известный на весь мир город Пушкин.

С Царским Селом связана жизнь многих выдающихся представителей русской культуры: поэтессы А. Ахматовой, художника Петрова-Водкина и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 4 классе. Путешествие 5. Лето 1831 года.

Данный материал содержит презентацию к уроку, тест по содержанию путешествия и справочный материал для учителя....

Коспект урока по литературному чтению 1 класс

Коспект урока по литературному чтению...

Коспект урока по литературному чтению 2 класс

Коспект урока по литературному чтению...

Коспект урока по литературному чтению

Тема: С.Козлов "Когда ты прячешь солнце, мне грустно"...

Коспект урока по литературному чтению

Тема:М.Пришвин "Золотой луг"...

Технологическая карта урока окружающего мира: "Когда наступит лето" (времена года) УМК "Школа России"

Тема урока: «Когда наступит лето»Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: Формирование представления о годовом цикле – временах года и причинах смены времен года; формирование пр...