Тема : В.В. Маяковский «Тучкины штучки», Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности
презентация к уроку по чтению (3 класс) на тему

Гараева Лилия Шамиловна

Презентация + Конспект  урока учителя начальных классов г.Зеленодольска гимназии №3 Гараевой Лилии Шамиловны  по литературному чтению для учащихся 3 класса.  В.В.Маяковский  «Тучкины штучки», Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности .Система Б.Д. Эльконина- В.В.  Давыдова

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: В.В.Маяковский «Тучкины штучки» Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности.

Слайд 3

Изобразительные средства- средства языка, основанные на особых приемах употребления слова, помогающие автору создавать образы.

Слайд 4

Сравнение- изобразительный прием, который помогает автору понять качества одного предмета через другой, более знакомый. Оно напрямую соотносит два явления и устанавливает между ними связь.

Слайд 5

Ф . А. Миронов «Тучи»

Слайд 6

Этюд-небольшое сочинение о природе, о человеке, его чувствах; зарисовка, которая построена на выделении какого-либо интересного необычного признака описываемого предмета или явления. 1 Объем этюда Небольшое сочинение 2 Тема этюда Зарисовка о природе, человеке, его чувствах. 3 Авторское отношение Обязательно присутствует 4 Главное в содержании Выделение какого – либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления . 5 Важная особенность Незавершенность этюда; он может быть частью другого произведения.

Слайд 7

М.Давыдов Эти облака похожи на огромные белые корабли. Они плывут по голубому небу неизвестно куда. А куда же они плывут? А плывут эти белые облака-корабли в сказочную страну! Здесь они могут превращаться в кого угодно. То они похожи на пушистые подушки, то вдруг превращаются в белого медведя. Но вдруг подул сильный ветер, и они превратились в белого коня, на котором скачет отважный принц. И так эти облака- корабли плывут и плывут в бесконечную даль.

Слайд 8

А. Драгунских Я очень люблю смотреть на облака. Они похожи на львов , слонов и других животных, а иногда они напоминают стаи птиц. Однажды летом я лежала на травке и смотрела на небо. Ярко светило солнце, а по небу плыли облака. Мне показалось, что одно облако похоже на красивую птицу, а второе облако неожиданно стало черным, и казалось, что оно сейчас проглотит птицу. Я испугалась и побежала домой. Тут же начался дождь, и все мои страхи исчезли.



Предварительный просмотр:

Конспект  урока учителя начальных классов г.Зеленодольска гимназии №3 Гараевой Лилии Шамиловны  по литературному чтению.  В.В.Маяковский  «Тучкины штучки», Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности .Система Б.Д. Эльконина- В.В.  Давыдова

Тема : В.В. Маяковский  «Тучкины штучки», Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности

Планируемый результат:

 1.Уметь высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы учебника

2.Уметь высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы учебника

3.Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

4.Уметь работать с дидактическим текстом: выделять ключевые слова, речевые звенья 5.Уметь выполнять  действия контроля и оценки в процессе работы с дидактическим текстом по таблице.

6.Необходимо приучать к целостному восприятию текста, образа.

Предметные умения:

1.Овладение способом синтагматического «взрослого» чтения: выделение из каждого высказывания речевых звеньев; выделение из речевого звена ключевого слова .

2.Овладение умением находить авторские изобразительные средства,

3.Овладение умением характеризовать поведение персонажа.

4.Наблюдение за «штучками», т.е. превращениями, которые совершают тучки в небе.

5.Использование разных способов изображения , овладение новым приемом для создания образа.

6.Выделить критерии выразительного чтения: знание текста, безошибочность, выразительность (умение выделять голосом ключевые слова, делать паузы, менять интонацию, выбирать адекватные смыслу произведения громкость и темп чтения, создавать ритмический рисунок),осознанность (понимание того, что читается)

УУД

1.Научиться выделять ,дорисовывать образ с помощью выразительных глаголов, создающих впечатление живых существ.

2.Научиться высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного текста, отвечать на вопросы учебника и участников коммуникации.

3.Научиться «вычитывать» нужные для анализа слова и выражения из текста.

4.Обсуждать новые версии по поводу прочитанного текста в паре, проявляя умения слушать отвечающего, задавать вопросы, сопереживать, оказывать помощь собеседникам.

5.Формировать действия контроля и оценки в процессе работы с текстом.

6.Пропедевтика изучения изобразительных средств .

 Организация пространства

Учебник «Литературное чтение» стр.40 ,Рабочая тетрадь стр.18-19,презентация

 

1.Тема , прочтение стихотворения В.В.Маяковского (слайд №1)

 Ученикам предлагается рассмотреть заглавие стихотворения.

Учитель:

-Что вы понимаете под словом «штучки»?

-Почему эти «штучки» принадлежат тучкам?

- Какой особый тон содержится при прочтении слова «штучки»?

Ученики:

-Шутливый , ироничный.

-Под «штучками понимают те превращения, которые совершают тучки в небе.

Учитель:

-Что же они вытворяют в небе?

Ученики:

Они плывут по небу и принимают формы разных живых существ?

Учитель:

Сейчас нам стоит вспомнить об авторских изобразительных средствах.

-Как вы думаете , каким приемом пользуется автор для создания образа?

Автор пользуется сравнениями.(слайд №3, №4)

2.Работа с текстом.

Найдите сравнения в тексте.

  1. «от первой до третьей (тучки)- люди;
  2. «четвертая была верблюдик»;
  3. « от нее в небосинем лоне разбежались за слоником слоник»

Кроме этих сравнений, есть еще одно, не менее выразительное : « И следом за ними,, гоняясь и сжирав, солнце погналось – желтый жираф».

-Как вы думаете, почему В.В. Маяковский прибегает именно к таким сравнениям?

Скорее всего, тучки напоминают по форме этих людей и животных, а солнце похоже на жирафа по цвету, да еще оно высоко в небе : жираф тоже высокий.

-Зачем автор пользуется приемом сравнения?

Для создания яркого интересного образа.

-Кроме сравнения, каким известным приемом пользуется автор?(олицетворение)

Тучки в стихотворении совсем живые. Они «плыли по небу», пятой из них свойственно любопытство. Тучки движутся стайкой, пока не исчезают. Вместе с ними уходит и настроение пасмурности. Ведь мы знаем , что тучки бывают при ненастной погоде. Маяковский переворачивает ситуацию. С тучками у него связано веселое настроение.

Итак,  подведем итог.

-Как вы понимаете смысл сравнения?

3.Слайд №5        

Ф.А.Миронов «Тучи»

Работа в парах.

Стихотворение предлагается прочитать детям самостоятельно. Дети работают в паре: прочитают стихотворение друг другу полностью, «пожужжат».

Поэт удивительно чувствует и передает шутливые интонации слова, Ему удается показать тучи совершающими серьезную работу на небе.

-Найдите в стихотворении как можно больше превращений, т.е. сравнений: слов, в которых название одного  предмета переходит на другой предмет.

Тучи показаны стаями, клочьями, табунами, мечущими стрелы, белыми судами, замками сказочными, голубыми кручами. Одна из них напоминает даже горбунью черную.

-Зачем автор прибегает к стольким сравнениям?

Затем, чтобы показать волшебные превращения туч, как их изменчивость влияет на настроение, например, когда туча вызывает на землю дождь.

Ф.А.Миронов , как В.В. Маяковский , дорисовывает образ туч. С помощью выразительных глаголов, создающих впечатление живых существ.

4.Работа в РТ с. 18-19

5.Знакомтсво с новым литературным жанром –этюд ( слайд №6)

1)Ученикам предлагается понаблюдать за плывущими облаками или вспомнить необычную картину преображение облаков или тучек в разные фигуры. Ученики легко придумывают объекты для своего описания (это мы с вами увидим в работах детей), стараются рассказать о них, выражают свое собственное отношение к облакам, тучкам, что является особенно ценным как рождение авторского отношения к тому объекту, который оказался в центре внимания каждого ребенка.

Теперь обратите внимание на особенности этюда, которые занесены в таблицу.

1

Объем этюда

Небольшое сочинение

2

Тема этюда

Зарисовка о природе, человеке, его чувствах.

3

Авторское отношение

Обязательно присутствует

4

Главное в содержании

Выделение какого – либо интересного, необычного признака описываемого предмета или явления.

5

Важная особенность

Незавершенность этюда; он может быть частью другого произведения.

2)зачитываются примеры этюда ( слайд №7,8)

3) Ученикам предлагается вспомнить необычную картину преображения облаков или тучек в разные фигуры.

4)Обсудив с учениками особенности жанра «этюд», предложить  детям  выполнить творческую работу. Работа в РТ с.12-13 выполняется в течении небольшого промежутка времени; от 10 до 20 минут. Затем дать возможность прочитать  работы самостоятельно (для себя),  поработать в парах. Каждый ученик- автор читает другому ученику- слушателю сочинение. Ребята вместе обсуждают достоинства и недостатки каждой работы.

Следующим этапом может быть этап чтения этюдов учеников в классе ( по желанию детей, выступающих в роли авторов сочинений). Каждая работа оценивается учениками в соответствии с заданными особенностями жанра. Кроме этого, обязательно выносятся новые критерии для оценивания творческой работы:

  1. Оригинальность в раскрытии темы;
  2. Умение создать интересный образ;
  3. Необычность авторского языка.

5.Рефлексия.

-Что для вас было самым интересным? Самым впечатляющим?

- Что нового узнали?

-Что было трудно?

6.Домашнее задание.

Выполнить работу  в РТ на с.20, стихотворение  Ф.А. Миронова «Тучи» выучить наизусть.

Дополнительная литература, которая необходима в работе по реализации ФГОС в начальной школе:

1. А.М. Кондаков «Примерные программы по учебным предметам «Начальная школа», часть I,  стандарты второго поколения, Москва «Просвещение», 2010

2. Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова «Планируемые результаты начального общего образования». Стандарты второго поколения, Москва, «Просвещение», 2010

3.Серия «Новые образовательные стандарты» Сборник примерных программ для начальной общеобразовательной школы.(Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова) Издательство ВИТА Пресс ,Москва,2011. Программа: Е.И. Матвеева  .Программа курса «Литературное чтение». 4 класс – М.: «Вита Пресс», 2010.

4.Серия «Новые образовательные стандарты» Рабочая программа по литературному чтению в  начальной школе. Пособие для учителя. Е.И. Матвеева.(Система Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова) Издательство ВИТА Пресс ,Москва,2012

5.Е.И.Матвеева «Обучение литературному чтению в начальной школе».1-4 класс  (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова).Пособие для учителя начальной школы. Издательство ВИТА Пресс ,Москва,2007

6.Учебники: Е.И. Матвеева «Литературное чтение». Учебники  для 1-4 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях.- М.: «Вита Пресс». 2012 г.

7.Е.И. Матвеева «Рабочая тетрадь по литературному чтению» 2 части. М. «Вита Пресс» 2013

8.Электронные пособия: компьютер,  презентации.

Дополнительная методическая литература:

9.Матвеева Е.И Литературное чтение. 1-4 классы. Учим младших школьников понимать художественный текст.- М.:Эксмо,2007.-228с.

10.Матвеева Е.И Литературное чтение. 1-4 классы. Учим младших школьников писать сочинения разных жанров. .- М.:Эксмо,2007.-228с.

11.Матвеева Е.И., Панкова О.Б. ,Патрикеева И.Е. Формирование критериального оценивания в начальной школе.-М.: Московский центр качества образования,2010.-128с.Интернет-ресурсы:http://www.bibliogid.ru- BIBLIO Гид.

12.Матвеева Е.И.,  Патрикеева И.Е. Деятельностный подход на уроках литературного чтения в условиях перехода на новые образовательные стандарты.-М.: «Вита Пресс»  2011.-175с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение В. Маяковского «Тучкины штучки".

Представлен урок,  выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чурако...

В.Маяковский "Тучкины штучки"Особенности поэзии поэта

В качестве эпиграфа к уроку предлагаю вам прочесть слова Бориса Заходера.  Поэт, доподлинный поэт,Готов воспеть любой предмет....

Сравнение как средство художественной изобразительности

Урок нацелен на исследование изобразительного средства сравнение...

Методическая разработка урока чтения по теме В. Маяковский "Тучкины-штучки"

В помощь учителю по разработке уроков литературного чтения по программе Школа 2100...

В.Маяковский. Тучкины штучки.

Текст стихотворения В.Маяковского "Тучкины штучки"....

Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпитеты.

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты....