Сравнение как средство художественной изобразительности
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Гольцова Алла Александровна

Урок нацелен на исследование изобразительного средства сравнение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 3 класс

Тема: «Сравнение как средство художественной изобразительности»

Цель: исследовать изобразительное средство сравнение, выстроить понятие сравнения, научить находить сравнение в тексте.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний. 5 минут

Ребята, вы писали сочинение на тему «Эти облака похожи на…». Сегодня я приготовила несколько высказываний из ваших сочинений. Прочитайте их. Скажите, какое изобразительное средство вы использовали при написании этих отрывков.

 «Облака, как огромные белые корабли, плывут по голубому небу».

«Облака, как будто мягкие воздушные подушки».

«Они, словно легкие пушинки, летают над землей».

«Одно облако, будто медвежонок, другое – красивая лошадка».

«Оно, как пушистый белый котенок, играющий в мячик».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какова учебная задача?  

Мы с вами читали произведения разных авторов, где тоже встречаются в тексте сравнения.

Плыли по небу тучки.                                        По луже, По дорожке,

Тучек – четыре штучки:                                 По зонтику груздя

От первой до третьей – люди,                      Стучит, как олененок,

Четвертая была верблюдик.                          Копытцами дождя.

  1. Зачем авторы пользуются сравнением, когда пишут свои произведения? (для создания яркого, интересного образа)
  2. Посмотрите еще раз внимательно на отрывки из ваших сочинений. С помощью, каких слов чаще всего оформляется сравнение?

(Как, как будто, словно, точно)

Часто сравнения строятся с использованием формы творительного падежа:

Тучи пусть летят над нами

Стаями и табунами.

  1. Решение частных задач.
  1. Как вы думаете, легко подбирать сравнения? Хотите попробовать свои силы? Давайте выполним задание в тетради «Подбери сравнения к слову солнце, поясни, почему именно на эти предметы оно похоже?»

Подбор сравнений к слову солнце, объяснение причины сходства. Работа в тетради с.17  5 мин.

  1. Мы выполнили большую работу. Сейчас я предлагаю вам придумать схему, которая отражала бы особенности любого сравнения.

      Моделирование схемы «Сравнение». Работа в тетради с.18      7 мин.

  1. Как вы думаете, чему мы должны еще научиться на уроке? (находить сравнения в тексте). Работа с текстом (нахождение сравнений): 10 мин

Вымокла рябинка за окном,

Ягоды блестят в листве, как бусы.

По колоде, спящей кверху дном,

Прыгает в канавке мальчик русый.

Мой зонтик рвется, точно птица,

И вырывается треща.

Туча с тучею ругаются,

Словно ведра по небу катаются!

Горел-полыхал осенний лес, багряные круги плыли перед глазами. Так было красно, будто выступила из земли кровь.

            Я поднял осиновый лист. Обожженный бабьим летом, лист

             горел, как неведомая раковина.

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как дорогая брошь,

Сам себе разбойник, сам сокровище.

Как вы догадались, что речь в этом отрывке идет о жуке? Ведь в тексте ни разу не встретилось слово жук?

  1. Придумайте и запишите текст, в котором использованы сравнения, а сам предмет не назван. А потом мы с ребятами попробуем угадать загаданный вами предмет.

Творческая работа. 12 мин.

  1. Рефлексия. 2 мин.

Что такое сравнение?

  1. Домашнее задание.

Тетрадь с.18-19 №6-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : В.В. Маяковский «Тучкины штучки», Ф.А.Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности

Презентация + Конспект  урока учителя начальных классов г.Зеленодольска гимназии №3 Гараевой Лилии Шамиловны  по литературному чтению для учащихся 3 класса.  В.В.Маяковский  «Тучки...

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе....

Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчес...

Конспект урока «Сравнение как средство выразительности художественной речи (упр.237) Понятие об усекаемом и неусекаемом инфинитиве.», 3 класс.

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова...

Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпитеты.

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты....