Конспект урока «Сравнение как средство выразительности художественной речи (упр.237) Понятие об усекаемом и неусекаемом инфинитиве.», 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Горшкова Евгения Александровна

Конспект урока по русскому языку, 3 класс, программа развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Сравнение как средство выразительности художественной речи (упр.237) Понятие об усекаемом и неусекаемом инфинитиве.»

 

Выполнила студент(ка): 46 гр.  

Горшкова Е.А.

Проверил:

Отметка:

Дата: 28.03.18

Класс: 3 «А»

Кабинет: 102

Цель:   повторить  с учащимися  условия выбора написания – тся- и   –ться в глаголах; узнать, что такое сравнение как средство выразительности художественной речи.

 Планируемые результаты:

 -личностные:; воспитывать любовь к поэзии, уважительное отношение к прославленным землякам, развивать навыки самоконтроля, умение работать  самостоятельно;

  -предметные: закреплять знания учащихся о правописании окончаний слов-действий;;

Оборудование: презентация,   учебник «Эльконин, Давыдов», 3 класс

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока.  Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Орг. Момент

Словес.: приветствие

Я вас всех очень рада видеть.

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

Хорошо, тогда начинаем!

Приветствовать учителя

Л.: положительное отношение к школе и учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Словесн.:ответы на вопросы,фронтальная

Орфографическая минутка

Не стыдно  (не ) знать,  стыдно (не) учит..ся.

– Объясните пропущенные орфограммы. 
– Дайте смысловое значение данной пословицы.

– Запишите число, классная работа.
– По данному приветствию определите тему урока.

Словарная работа:

К….мандир, д…ректор, ж…лать, в…лшебник, р…шать, св…ркать, к…питан, г…товить. 

 – На какие две группы можно разделить эти слова?
– От каких  из этих глаголов можно образовать новые, с помощью суффиксов 
-ться-тся?

– Давайте вспомним, что мы  уже знаем о словах, обозначающих действие?

– Помни: вопрос – твой помощник!

Что  делает?                                          Что  делать?
Что  сделае
т?                                        Что сделать?
броси
тся                                                броситься
нрави
тся                                                нравиться
удиви
тся                                                удивиться
верну
тся                                                 вернуться

– Существует еще один способ действия при определении правильного написания  -тся и –ться

 Определять тему и цель урока

Отвечают на вопросы, опираясь на лесенку знаний

Определяют, объясняют, доказывают, Спорят, так как одна орфограмма не знакома

Высказывают мнения, предположения

Записать словарные слова

Отвечают на вопросы, формулируют способ действия

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме

К: аргументируют свою позицию.

Регулятивные: действие целеполагания. Познавательные: умение отличать известное от неизвестного.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

3. Постановка учебной задачи и ее решение

Словесн.:ответы на вопросы, фронтальная, практич: самостоятельное выполнение упр.

Теперь давайте откроем учебники на странице 94. Выполним упражнение 237. Кто хочет прочитать задание? Перед вами небольшое стихотворение. Выпишите из стихотворения слова с постфиксом – ся. Разделите лист на 2 колонки. В первую выпишите изменения слов, называющих действия в 3-м лице. Рядом с каждым из них запишите слова в неопределенной форме. Во вторую – слова в неопределенной форме. А рядом с ними слова в 3-м лице единственного числа. Я даю вам время на это.

Подчеркните окончания во всех этих словах. Давайте проверим это задание. Кт хочет прочитать полученные слова?

Ребята, только ли в словах, называющих действия, встретилась орфограмма, обозначающая звук ц? Как вы проверяли ее в других словах?

От какого слова образовалось слово соседская? (От слова сосед). Какие еще слова вы можете образовать от этого слова? Запишите их и выделите в них значимые части и орфограммы.

Стихотворение о кошке, а почему в нем говориться о какой-то птице? (Потому что кошку сравнивают с важной птицей, то есть хотят подчеркнуть ее важность, величие и даже немного посмеяться над ней).

Читать высказывания

Отвечать на вопросы

Записывать пословицы, проверять орфограмму

П: Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.

Умение определять цель урока

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Закрепление

Словесн.: устное выполнение,

Практическ: выполнение упражений на тему ТЬСЯ и ТСЯ

- Теперь откроем учебники на стр.64. Выполним задание 6. Кто хочет прочитать задание?

- Что вы узнали из этого задания? (Как можно определять спряжение глагола новым способом).

- Давайте узнаем это практическим способом. Запишите друг под другом слова слышишь и слушаешь в неопределенной форме. Кто назовет мне их? (Слышать, слушать). А теперь рядом запишите то же слово, только в 1-ом лице ед.ч. Что у вас получилось? (Слышу, слушаю).

Слышать –слышу

Слушать – слушаю

- Выделите значимые части слова в них. Как видите, в инфинитиве обоих слов есть суффикс –а-. А теперь сравните инфинитив обоих слов с их 1-ым лицом. Что вы заметили? (В первом случае суффикс –а- не сохранился).

- А теперь проверим это на других словах. Например, лететь и летать, уснуть и мешать, поклониться и кланяться.

- Запишем эти слова столбиком и сравним инфинитив этих слов.

Лететь – лечу       уснуть – усну        

Латать – летаю     мешать - мешаю

Поклониться – поклонюсь

Кланяться – кланяюсь

Как видите, в первом слове каждой пары суффикс инфинитива «выпадает», или по-другому усекается. Поэтому такие инфинитивы мы называем усекаемыми. А во втором случае он сохранен – поэтому такой инфинитив называется неусекаемым.

Вставить пропущенные орфограммы

Объяснить их выбор

Проверять слова

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу;

Умение извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

6.Подведение итогов урока

словесн.:беседа

Практич: самопроверка по теме ТЬСЯ и ТСЯ

Итак, с какими правилами правописания слов-действий мы с вами сегодня работали? (ответы детей).

Давайте еще раз вспомним, над чем мы работали весь урок?

Кто попробует сформулировать мне правило, как распознать усекаемый или неусекаемый инфинитив?

Выпишите слово-действие (а возможно несколько), которое обозначает ваше состояние и объясните свой выбор :

Интересуюсь, увлекаюсь, познаю, изучаю, рассуждаю, мечтаю, надеюсь, тревожусь, печалюсь, скучаю, затрудняюсь.

У. Спасибо, ребята, вам за то, что вы были внимательными, активными, дружными на уроке. Многие из вас показали прекрасные знания правописания окончаний слов-действий. Запишем домашнее задание.

Отвечать на вопросы

Высказывать свое мнение

К:Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

Презентация к занятию по риторике № 11 Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 11 Тема: Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)...

Конспект урока математики по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. 2-ой класс. Тема: Площадь фигур. Сравнение площадей.

На уроке дети- знакомятся с понятием площадь фигуры,- систематизируют представления о способах сравнения площадей,- развивают умения решать текстовые задачи, - продолжают работу над рационализаци...

4 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер." Перспектива

Тема урока: «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер.»  Класс: 4Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Задачи: - ...

Урок литературного чтения "Средства выразительности"

Очень важно в 1 классе привить ребятам любовь к чтению. И тут перед учителем встаёт вопрос, как научить ребёнка не просто читать, а читать с выражением. Мой урок поможет в игровой форме приблизится к ...

Работа над средствами выразительности устной речи на уроках литературного чтения в начальной школе.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. В глубоком воздействии чт...