Конспект урока математики по учебнику Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких. 2-ой класс. Тема: Площадь фигур. Сравнение площадей.
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Аввакумова Тамара Ивановна

На уроке дети

- знакомятся с понятием площадь фигуры,

- систематизируют представления о способах сравнения площадей,

- развивают умения решать текстовые задачи,

 - продолжают работу над рационализацией вычислений,

- проводят пропедевтическую работу с понятиями умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых) и деление (на равные части и по содержанию),

- развивают умения решать стохастические и занимательные задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок математики. 2 класс41.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  (2. 31).  Тема: Площадь фигур. Сравнение площадей.

Цели: 

1. Познакомиться с понятием площадь фигуры.

2. Начать систематизировать представления о способах сравнения площадей.

3. Развивать умения решать текстовые задачи.

4. Продолжать работу над рационализацией вычислений.

5. Проводить пропедевтическую работу с понятиями умножение (нахождение суммы одинаковых слагаемых) и деление (на равные части и по содержанию).

6. Развивать умения решать стохастические и занимательные задачи.

Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.

Символы: Н  П  М

    Этапы урока

                                            Ход урока

Формирование УУД,   ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.

1. Организационный момент.      Слайд 1 (+музыка)

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!

Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.        
Слайд 2

- Девиз  нашего  урока:  «С хорошим настроением принимайся за работу!»  

В начале урока включить запись песни «Все то, что неизвестно…»

- Ребята, как вы думаете, почему эта песня прозвучала перед началом урока? (Наверное, мы узнаем что-то новое, что раньше нам было неизвестно.)

-  Окиньте взглядом разворот учебника. Какой сегодня урок?

- А это интересно? Хочется вам узнать что-то новое?

- Тогда в добрый путь.

У: Руки?

Д: На месте.

У: Ноги?

Д: На месте.

У: Локти?

Д: У края.

У: Спина?

Д: Прямая.

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-  Знаете ли вы, из какого мультфильма прозвучала песня? (38 попугаев)           Слайд 3

- Что делали звери в этом мультфильме?

( Они измеряли длину удава в попугаях, обезьянах, слонах)

Слайд 4 (видео)

-  Почему такие разные получались результаты? (Разные мерки)

- Ребята, а когда мы говорим  о мерках? (Когда изучаем величины.)

- Что же такое величины?  (Это то, что можно измерить, сравнить.)

Н 1. 5.

2. Индивидуальная работа.

- Начнем урок, как обычно, с повторения того, что уже знаем и умеем. Мы будем работать фронтально.

- 2 ученика получают задание  «Расшифруй слово». Нам очень важно его правильное выполнение. Оно проложит тропинку к открытию нового. Вам предстоит не только выполнить свое задание, но и проверить его выполнение друг друга.

(Взаимопроверка)

РАСШИФРУЙ СЛОВО

П   27 см – 1 дм 9 см =                        О 4 дм 3 см + 8 см =

А  1 дм 3 см + 20 см =                        Л  6 дм 5 см -  4 дм 7 см =                  

Щ 60 см – 3 дм 3 см =                        Д  6дм – 25 см =

 Ь 7см+7см+7см=

8 см

1 дм 8 см

51 см

2 дм 7 см

33 см

35 см

2дм 1см

П

Л

О

Щ

А

Д

Ь

3. Фронтальная работа.       Слайд 5          

а)  - Что можно сказать о числах? Есть ли закономерность?

- Увеличьте каждое число на 2 десятка.   Клик

4      8      12     16      20      24      28      32      

- Уменьшите каждое число на 4 единицы.

б)  Блиц-опрос «Назовите фигуру».       Слайд 6          

– У какого четырёхугольника противоположные стороны равны?

– У какого четырёхугольника все углы прямые?

– Какая фигура имеет четыре стороны?

– Какая фигура имеет три стороны?

– У какой фигуры нет ни начала ни конца?

– У какого многоугольника три угла?

– У какого прямоугольника все стороны равны?

в) Какое решение для задачи будет правильным?    Слайд 7          

• Сторона квадрата равна 3 см. Чему равен периметр квадрата?

Решения:

1) 3 + 3 + 3 + 3 = 12 см           2) 4 + 4 + 4 = 12 см

Слайд 8          

Метр 

Сантиметр 

г) - Перед вами группа слов.

- Что объединяет все эти слова? (Единицы измерения величин) Клик

- Какое слово можно назвать лишним? Почему? 

- Каким общим названием можно объединить оставшиеся слова? (Лишнее слово - «килограмм»; оставшиеся – «меры длины») 

Слайд 9          

- Вспомним известные величины, заполнив схему. Слайд 10        

- См, дм, м – это единицы ... (длины).   Клик

- Кг, г – это единицы (массы).                Клик     

- Л – это единица (объема).                    Клик

- Как вы думаете, есть ли какие-то другие величины?

д) Проверка индивидуальных заданий.            Слайд 11                    

- Подставим вместо значения  соответствующую букву.

- Какое слово вы расшифровали?    (Площадь)

Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно выполнить задание?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

-  Как бы вы оценили свою работу?

- Я согласна с вашей отметкой. После урока я поставлю ваши первые отметки в дневник.

- Итак, получилось слово площадь.

Словарная работа

- Что вы представляете себе, когда слышите слово площадь? 

Слайд 12        

 - Название какой площади знают все россияне?        Клик

- Посмотрите, как выглядит Красная площадь. Это центральная площадь Москвы. Если бы площадь умела говорить, наверняка поведала бы нам много важного и интересного. Это были бы рассказы о героических сражениях и страшных казнях, о храбрых князьях, о мужестве простых людей и многом другом. В наше время на Красной площади проходят парады, праздники.

- А какая главная площадь в нашем городе?               Клик 

- Что же означает слово “площадь”? Где можно узнать значение слова? (В толковом словаре)

- У слова несколько значений.                Клик

Незастроенное большое и ровное место (в городе, селе), от которого обычно  расходятся в разные стороны улицы.

Слайд 13

Пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.

- У слова площадь есть и математическое значение. Сегодня вы – исследователи. Попробуйте разобраться. С чего нужно начать?  (Поставить основной вопрос урока.)

е) Задание № 1, с. 38. Предварительная работа в парах. Слайд 14

Цель работы. Актуализация знаний о том, что: 1) каждая плоская фигура – это часть плоскости; 2) внутренние части фигур имеют величины, которые можно сравнивать.

- Чем похожи эти фигуры? (квадраты)

- Чем отличаются? (цветом, размером)

- Какая фигура занимает меньшую часть плоскости?

-Меньшую часть плоскости занимает красный квадрат, так как он полностью помещается внутри синего квадрата.

- Как вы это установили?

- «На глаз».             Клик

Познавательные УУД

Развиваем умения          

 1. -самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей;

2. – составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;

3. – строить вспомогательные модели к задачам в виде рисунков, схематических рисунков, схем;

4. – анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Коммуникативные

Развиваем умения

1. – работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 

2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

3. – активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

4. – ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;

5. – ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

6. – участвовать в обсуждениях, работая в паре;

7. - ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

8. – не бояться  собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

9. – работать консультантом и помощником для других ребят;

10. – работать с консультантами и помощниками в своей группе. 

Регулятивные 

Развиваем умения

1. – принимать участие в

обсуждении и

формулировании цели конкретного задания;

2. – принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);

3. – выполнять работу в соответствии с заданным планом; 

4. – участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;

Личностные

1. – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

 2. – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

ТОУУ

3. – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

ТОУУ

II. Открытие нового знания.

III. Формулирование темы и целей урока.

П  3.

1. Задание № 2, с. 38.        Слайд 15

Цель работы: 1) ввести в речь детей понятие «площадь» без определения, как заменяющее используемое до этого понятие «часть плоскости»; 2) обобщить знания о том, как можно сравнивать площади (визуально и наложением).

- Какое задание нужно выполнить? Обсудите в паре.

- К какому решению вы пришли? Можно ли сравнить «на глаз»?

- Какое слово выделено крупным шрифтом в обоих заданиях?  Как понять значение слова «площадь» с математической точки зрения?

(высказывания детей) Обратите внимание на запись в скобках.

- Какое задание вы выполняли с фигурами? А что можно сравнивать?

- Какой вывод можно сделать?   (Площадь – это величина.)

- А вот какое определение площади можно найти в толковом словаре В.И.Даля.          Слайд 16

Площадь - это величина, которая указывает, сколько места занимает фигура на плоскости.

- Правильно мы поняли значение слова?

- Вы догадались, какая сегодня тема урока?    Слайд 17

- Площадь фигур. Сравнение площадей.

- Просмотрите еще раз оба задания и скажите, какой основной вопрос урока можно поставить?            Слайд 18

Сравним его с вопросом учебника.

2. Работа с текстом учебника со знаком  ?!.

- Теперь можно сформулировать и цели урока. Закончите предложения:                     Слайд 19

 Цели:

1. Познакомиться с понятием ... (площадь фигуры)     Клик

2. Найти способы ... (сравнения площадей)                  Клик   

3. Развивать умения решать ... (текстовые и  занимательные задачи).

                                                    Клик

3. Задание № 3, с. 38.  Практическая работа с раздаточным материалом.

- Давайте открывать новое.

Ученики отвечают на вопросы задания, затем – учителя.

- Возьмите фигуры, которые лежат на столе.

- В паре выполните задание.

- Назовите фигуры с одинаковой площадью. (Желтый и зеленый треугольники)

- У какой фигуры наименьшая площадь? (У круга)

- Какие действия вам пришлось совершить с фигурами, чтобы ответить на вопросы задания?

- Надо наложить одну фигуру на другую.

- Так какие способы сравнения величин вы использовали?  («на глаз»,  наложением)                    Слайд 20

- Можете вы сформулировать ответ на основной вопрос?

- Назовите 1-ый способ сравнения.

- А если сравнить «на глазок» нельзя?

- Проверим, совпадают ли наши выводы с мнением авторов учебника?

4. Работа с текстом учебника в оранжевой рамке.

– Да,  наши выводы совпали с формулировкой авторов.

- Открытие сделано, что необходимо теперь?

IV. Первичное закрепление.

П  2. 3.

Задание № 4 (а, б, в), с. 38 фронтально.

- Как выполняли сравнение в каждом случае?

V. Самостоятельная работа в парах.

П  6. 4.

Индивидуальное  задание 2 парам  № 4(зелёная точка), с. 38.

- Какие примеры на сравнение площадей вы подобрали?

Здоровьесберегающая  технология

Физминутка для глаз

Глазки видят всё вокруг.

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

где окно и где крыльцо.

Обведу я снова круг,

посмотрю на мир вокруг.

Мозговая гимнастика. (Психофизиологическая активизация детей)

а) шапка для размышлений (растирание ушных раковин).

б) ленивые восьмёрки (движение руками, имитирующие цифру 8).

в) качание головой (подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди)  

  Упражнения стимулируют мыслительные процессы, улучшают внимание, обеспечивают запоминание.

VI. Систематизация и повторение.

Н 6. 8. 4.

- С какого задания следует начать?

1. Фронтальная работа.

Задание № 6а, с. 39.

План работы.

  1. Читаем текст с карандашом в руках. Подчеркиваем числовые данные и ключевые слова.
  2. Составляем краткую запись и схему. Во время анализа особое внимание уделяем той части задачи, где сказано, что три девочки нашли по 6 кг. Разбираем, как записать выражение:

- Чтобы лучше разобраться, составим  чертеж.            

- О ком говорится в задаче? (о 3-х девочках)

- Что известно про них? (нашли грибы)

- Что обозначим целым отрезком? (Все собранные грибы.)  

 Слайд 20

- Кто собрал эти грибы? Что сказано про девочек?

- Что значит «каждая нашла  6 грибов»?  (1 - 6, 2 -  6, 3- 6.)

- Где это записать в схеме? (Сверху, над дугой.) Как показать, что это все собранные грибы?

- Что сделали с грибами?   (Из 10 сварили суп.)

- Где это записать в схеме?

- Что сказано про другую часть?  (Остальные засушили.)

- Что нужно узнать? (Сколько грибов засушили?)

- Чем является неизвестное? Как найти часть?

- Известна ли нам другая часть?

- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, не знаем, сколько всего грибов собрали.)

Ученик у доски решает задачу с объяснением.

- Во сколько действий задача? Что найдем первым действием?

– Сколько в 1 действии слагаемых?

– Чему равно каждое слагаемое?

Вопросы к ученику, выполнявшему работу:

– Что вам нужно было сделать?

– Удалось ли правильно решить задачу?

– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?

– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имена учеников) учились оценивать свою работу.

2. Фронтальная работа.

Задание № 6, с. 37.

- Какое число дано в 1-ой цепочке? Как идут стрелки? Какие действия будем выполнять? Результаты пишем в окошечке.

3. Задание № 8 комбинаторная задача на перестановку трёх элементов без повторения. 3 ученика вызываются к доске.

- Вспоминаем правило решения таких задач. Каким способом можно записать решение?    (рисунок, таблица).

- А мы попробуем эту задачу инсценировать.

- Сколько способов получили? 

ТОУУ

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Настало время подвести итоги нашего урока.

 - Огромное трудолюбие и ваше сильное желание чему-то научиться помогло нам сделать на уроке открытие. Вы помните, какую цель мы ставили перед собой?  

– Какой новый математический термин открыли на этом уроке?

- Чему вместе с нами научился Вова?  

- Как можно сравнивать площади фигур? 

- Что понравилось больше всего?

- Нужно ли в обычной жизни умение сравнивать площади фигур?

- Узнайте дома у родителей, где они используют умение сравнивать площади.

Рефлексия «Светофор»

VIII. Предполагаемая домашняя работа (включающая инвариант и

вариант).

Задания №  6б  с. 37, № 5 (1, 2) с.39,

 9* - по выбору (мальчики – 1, девочки - 2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике 2 класс на тему "Площадь фигур. Сравнение площадей."

Урок разработан по программе "Школа 2100", первый при изущении темы: "Площадь фигур"....

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой "Моя математика",

Урок открытия нового знания, на котором дети учатся решать уравнения,  используя правило нахождения неизвестного слагаемого....

Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур.

Открытый урок математики в з классе по программе "Школа России" (ФГОС) с использованием ИКТ. Материал содержит конспект урока и приложения к уроку....

Технологическая карта урока математики "Площадь фигуры. Сравнение площадей"

Урок открытия нового знания  разработан в технологии деятельностного метода и предначен для учащихся 2 класса....

Урок математики "Площадь. Способы сравнения площади фигур" (3 класс)

Урок  математики для  3  класса  на тему "Площадь.Способы сравнения площади фигур"  разработан к учебнику "Математика" 3 класс, авторы Моро  М.И...