И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Климкина Елена Евгеньевна

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimkina_e_urok_liter_chteniya.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ Школа  № 11

г. Саров Нижегородской области

 

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

(урок комплексного применения знаний и умений)

Цель:  Создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения находить средства художественной выразительности в литературном произведении.

Планируемые  результаты

 

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные знания и умения

2) формировать способность устно  оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) развивать читательский интерес к предмету

 

Метапредметные результаты

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

1)           осознавать и принимать  учебную задачу

2)           оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

          

Познавательные универсальные учебные действия:

1) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

2) перерабатывать полученную информацию,  делать выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) строить осознанно высказывание в устной форме

 

Предметные результаты:

Закрепить

выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного и прочитанного;

понимать содержание прочитанного;

Развивать умение

  - выделять главную мысль произведения

 - находить в тексте средства художественной   выразительности  (олицетворение,         сравнения. эпитеты, аллитерацию)

  - осознанно выбирать интонацию, темп чтения и логические паузы в соответствии с особенностями текста

Оборудование:              

мультимедийный проектор

 интерактивная доска

компьютер   

    

 

Дидактические средства и материалы:

карточки “Таблица оценивания” у каждого ученика

карточки с заданиями (одна на команду)

карточки с названиями средств художественной выразительности

рисунки детей “Осенний пейзаж” (на стенде)

портрет Бунина И.А.

задание для команд на карточках

аудиозапись с исполнением стихотворения

песочные часы

презентация

Структура урока :

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных     знаний учащихся. Актуализация знаний.
  3.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4.  Первичное закрепление   в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).
  5.  Физкультминутка.
  6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации          (проблемные задания).
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

 

Ход урока

  1. Организационный этап.
  •  Урок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи. Как все ученые, нам нужно поставить перед собой задачи  и попытаться их решить. А  поможет речевая разминка.

2.    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных     знаний учащихся.Актуализация знаний

 

 

Учитель. Проверим домашнее задание. С помощью видеоролика, дополнительной информации из интернета, энциклопедий расскажите , какие интересные факты из жизни о великого русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина вы узнали.

(ученики просматривают видеоролик с прошлого урока с основными этапами биографии писателя, потом выступают с сообщениями - 1-2 человека)

Примерное содержание (если посылать на сайт)

1 ученик

В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. Стихотворение «Листопад» было опубликовано в сборнике с таким же названием  «Листопад» в 1901.г.

2 ученик

Маленький Ваня и сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

 Иван Бунин собирал коллекцию аптечных флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

3 ученик

 Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой : был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

Речевая разминка “Найди рифму” 

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село, 

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

                                                      Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

(На экране – стихотворение И.А.Бунина в сервисе  LearningApps, созданное учениками,   с пропущенными словами. Нужно подобрать слова, подходящие по смыслу и в рифму)    Делала Просвиркина Вика

Проверка (дети читают стихотворение выразительно по четверостишиям)

-Вика, как называлось стихотворение и кто его автор? Почему ты выбрала именно его?

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Зачем нам читать стихи? (чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихов к родной природе, ведь они более внимательны и наблюдательны, чем мы)

-Вы правы, ребята, но чтобы увидеть эту красоту, нужно научиться читать так стихи, чтобы хотелось слушать и слушать. А если мы прочитаем по слогам, невыразительно, неинтересно, то никакого образа, картины не получится.

  - Обозначим тему урока. (учитель переворачивает табличку около портрета “Творчество Бунина И.А.”

- Дома вы учились вдумчиво читать стихотворение целыми словами. Какие картины вы представляли?

-Да, ребята, в стихотворении так красиво описана природа осеннего леса, что чувствуешь, что попал на самом деле на эту полянку и все разглядел, услышал звуки, шелест листьев. Почему получилось стихотворение таким красочным?

-Правильно, поэт использовал разные средства художественной выразительности. ( учитель прикрепляет табличку на доску). Это и будет нашей основной задачей на уроке - какие средства художественной выразительности использует автор и зачем. Повторим их.

4. Первичное закрепление   в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).

 Составление кластера

-Составим кластер “Средства художественной выразительности”.

-Назовите средства художественной выразительности.

Учитель прикрепляет параллельно с ответами детей карточки с названиями средств:

сравнение, олицетворение, эпитеты, звукопись.

  • Дайте определения этим средствам художественной выразительности.
  • Посмотрите, какие определения даются в толковом словаре ОжеговаС.И.

(учащиеся дают определения, учитель показывает на презентации по щелчку определения, появляются примеры примеры из стихотворений, дети могут добавить свои из изученных произведений).

В презентации:

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для

большей  выразительности.

Пример:

Под ледяной своей корой

Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

- Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Примеры:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)

                   

Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

Пример:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…. (Тютчев Ф.И.)

Звукопись (аллитерация) - совокупность приемов для усиления звуковой выразительности.

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром, кружат, шуршат… (Брюсов В.Я.)

 Введение нового термина - аллитерация. (карточка)

5. Физкультминутка.

Давайте представим, как кружатся осенние листочки. ( музыка Чайковского)

 

- Работа в группах по 5-6 человек. Представитель команды вытягивает листок с заданием. Нужно на карточках выписать из стихотворения сравнения, олицетворения. эпитеты, строки с аллитерацией. время - 3 мин.

 (по песочным часам).

Потом один человек из команды представляет общую работу у доски.

(зачитывает ответы)

Обратная связь: если вы согласны с ответом команды, то хлопните в ладоши.

6.  Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации          (проблемные задания).

Ребята, наша основная задача урока - научиться читать выразительно.Ваша работа по нахождению средств художественной выразительности  поможет нам прочитать стихотворение еще лучше. интереснее, выразительнее. Давайте послушаем. как читают артисты. (аудиозапись)

-Хотите так же читать стихи?

Работа над выразительностью.

Прочитаем 1 четверостишие( На экран выводятся слова, по 1 отрывку на слайд))

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

-Опишите своими словами картины, которые вы увидели.

(словесное рисование)

-С каким настроением нужно прочитать отрывок?

( учитель маркером выделяет слова с логическим ударением.)

-Прочитаем хором, но следим за мной, расставляем паузы, передаем радость. (прием диктором)

-Кто прочитает один?

-Прочитайте 2 отрывок про мотылька. “Сегодня целый день играет…..” до “Пригретый солнечным теплом”.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

-Какую картину вы увидели?

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине.

Возможно, это его последний полет.

-Какой темп нужно выбрать для чтения этой строчке? Быстрый или медленный?

-Громко или тихо? Почему? (приемы интонационного чтения)

Чтение “диктором” и по 1.

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы  понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы  услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Учитель.  Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Чтение “диктором” и по 1.

-Напомните, как называется этот прием..

Звукопись (аллитерация)

Прочитайте  последний отрывок.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

-Почему Бунин повторяет строчки, которые были в начале стихотворения?

-Да, осень - это радость, и осень - это грусть.

-Сравните настроение. Как мы читали 1 отрывок ? А как нужно прочитать последний, с какой интонацией и темпом?

Вывод: На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

·         Темп чтения. 

·        Громкость.

·         Логические ударения.

·         Паузы.

 

Работа в парах -  прочитать друг другу 1 часть стихотворения.

Проверка выразительного чтения.

На уроке ИЗО вы изображали осенний пейзаж. Вы были художниками, а теперь вы станете артистами. На экране появятся ваши картины, и мы услышим красивое выразительное чтение.

(видеоролик)

Чтение стихотворения 3 учениками вслух.

-Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

(учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

(если не успеваем, то подарить аплодисменты)

Вывод:  Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Обратимся к нашей задаче. Мы научились читать выразительно это стихотворение? Можем применить полученные знания для других стихотворений?

Творческая работа (обобщение)

Составление по командам синквейнов к стихотворению  и зачитывание.

-Вы должны в командах составить один синквейн по любой картине, которую мы описывали.

 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (дифференцированное)

Выучить наизусть по желанию все стихотворение.

Выучить отрывок (любую из частей)

Написать синквейн к стихотворению и красиво оформить. Мы будем собирать книгу синквейнов.

 8..   Рефлексия деятельности.

 Учитель.

-Возьмите таблицы оценивания, прочитайте задание. Вы должны оценить свою работу на уроке,  а также ваш товарищ должен оценить вашу работу.   Раскрасьте нужным цветом смайлика, потом обменяйтесь листочками с соседом. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Н. Некрасов «Славная осень!..». Средства художественной выразительности: сравнение

Урок разработан по УМК «Перспектива» на основе системно-деятельностного метода. Урок соответствует требованиям ФГОС начального общего образования. Цели: познакомить с жизнью и творчес...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад». Задачи:...

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной вырази-тельности. Сравнения, эпитеты.

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты....