Конспект урока по литературному чтению в 4 классе " Средства художественной выразительности в стихотворении И. Бунина " Листопад""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Данный материал можно использовать на уроке литературного чтения в 4 классе.

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».

 Задачи:развивать умение анализировать стихотворение о природе;

            развивать речь, память, мышление, воображение;

            воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Средства художественной выразительности  в стихотворении   И.А.Бунина     «Листопад»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина, его стихотворением «Листопад».

 Задачи:развивать умение анализировать стихотворение о природе;

            развивать речь, память, мышление, воображение;

            воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л .Ф .Климановой, 4 класс;  презентация с фрагментами урока;  кленовые листочки.      

     

                             

Ход урока

1.Орг.момент.

Ребята , у нас сегодня необычный урок.  Улыбнитесь друг другу и тихонечко садитесь.

2.Введение в тему.

Художница взмахнула кистью,

Жёлтым окрасила лёгкие листья,

Небо пронзила сизо-лиловым,

Речку покрыла лаком свинцовым.

Из пёстрых узорчатых листьев клёна

Ковёр расстелила на фоне зелёном.

-О какой «художнице» идёт речь?

- Посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Какое слово пропущено.

Вот и осень наступила,

Вслед за летом,точно в срок,

И в садах позолотила

 Каждый маленький листок

Листья стайками летят

В нашем парке……(листопад)

Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад.

3.Сообщение темы урока.

- Сегодня на дворе хмурый  день. Ещё вчера лил дождь. Под ногами грязь и слякоть. На деревьях листья опали. А мы с вами вернёмся в пору золотой осени.

Сегодня на уроке читаем стихотворение И. Бунина «Листопад». Будем учиться находить  средства художественной выразительности, которые автор  использует  для описания леса?

Средства художественной выразительности, с которыми сегодня работаем:

         эпитет, сравнение, олицетворение. (Словарная работа)

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей

 выразительности.

Пример:

Под ледяной своей корой

Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

- Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Примеры:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)

                   

Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

Пример:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит…. (Тютчев Ф.И.)

Послушайте стихотворение И.А.Бунина «Листопад»

 (Чтение стихотворения учителем)

-Что вы  представили ?

- Осень, осенний листопад.

Автором  этих  замечательных строк является Иван Алексеевич Бунин.

(На доске тема урока и портрет Бунина)

4.Работа по теме урока.

И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца . Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.

Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей.

   -Прочитайте ещё раз стихотворении самостоятельно.

    (Словарная работа)

- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:

  • Завороженный – очарованный, околдованный.
  • Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый .
  • Золотой – жёлтый, изумительный.
  • Багряный – красный густого, тёмного оттенка .
  • Лазурь – яркий светло-синий цвет.
  • Терем – на Руси дом в виде башни.
  • Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Подумайте, что напомнил осенний лес поэту?

-Терем.

-Давайте прочитаем первые 4 строчки. (читает ученик)

-Какие слова были непонятны?

-У вас на партах лежат листочки со  стихотворением , подчеркните сравнения в первых 4-х строчках.

- С чем сравнивает Бунин лес?

- С теремом.

Ребята, будьте внимательны. В конце урока скажем, из каких деревьев построен  терем в этом стихотворении.

-Назовите эпитеты.

-Давайте прочитаем следующие 6 строчек.

-Как поэт изображает берёзы?

-Подберите синоним к слову : лазурь-светло-синий цвет

-С чем сравнивает ёлочки?  Подчеркните .

-Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (клёны)

-Что между ними синеют? (просветы)

-А что это такое?

-Подчеркните сравнение.

-Почему Бунин говорит «оконца», а не окна?

-Поэт не только использует краски в описании осени, но он обращает наше внимание на запахи.

-Зачитайте , чем пахнет лес у Бунина.

-Прочитайте следующие 2 строчки.

-Почему слово « Осень»  написано с большой буквы?

-С кем сравнивает её поэт? Подчеркните.

-Кто такая вдова?

-Как понимаете строки «…. тихою вдовой вступает в терем свой»

-Какой приём использует автор? (олицетворение)

-Прочитайте  следующие  4 строчки.

-Где оказался автор?

-Что он увидел здесь?

-А когда осенью бывает много паутины?

-Найдите сравнения в этом отрывке.

-Давайте прочтём, кого ещё увидел Бунин на поляне.

-Кто такой мотылёк?

-Какое сравнение придумал для  него  автор?

-Какие слова помогают поэту показать, что в лесу тишина? Зачитайте.

-А почему о тишине автор говорит, что она «мёртвая».

-Автор повторяет слово сегодня, почему?

-Автор хотел сказать, что было очень светло и очень тихо. Только сегодня мы можем видеть красоту осеннего леса. Завтра может все исчезнуть.

-Скажите, ребята, почему же автор использовал эпитеты, сравнения,           олицетворения в стихотворении?

-Чтобы мы ярче представили картину осеннего леса.

Из чего же построен терем И. Бунина?

- Из каких деревьев?

- Из берез, ёлочек, кленов, дубов и сосен.

-Какое впечатление создаёт это стихотворение?

 -Создаётся впечатление, что сами находимся в осеннем лесу и ощущаем все запахи осени.

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение.

-Мы  прочитали   стихотворение , а теперь подумайте и скажите, о чем это стихотворение?

-О красоте осенней природы. Под  пером  автора лес ожил и наполнился красками.

-Какова главная мысль?

-Всё проходит, всё умирает, даже осенняя красота не вечна. (Автор учит нас любить, ценить  природу , наслаждаться её красотой).

5. Физкультминутка

6.Работа над выразительностью(чтение стихотворения)

-Какое настроение вы передадите при чтении? Почему?

-Как будем читать стихотворение?

-Спокойно, с восхищением.

7.Домашнее задание

1.Выучить отрывок  до слов «И осень тихою вдовой…»

2.Подготовить выразительное чтение.

8.Итог урока. Рефлексия.

-С каким произведением познакомились на уроке?

Что хотел сказать Бунин своим читателям?

-У вас на столах лежат 2 кленовых листочка: красный и жёлтый. Если на уроке вам было всё понятно, интересно, поднимите красный листок. Если были  трудности  - жёлтый.

  -Сейчас попрошу всех выйти к доске с листочками. У нас тоже сегодня будет свой листопад.  Подбросьте вверх свои кленовые листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».

Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения  И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....

Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России» С.Есенин. Средства художественной выразительности в стихотворении «Черёмуха».

Цели: познакомить учащихся со стихотворением С.А.Есенина,  ввести понятие олицетворения, развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, обучить правильному чтению стих...

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»Задачи:·...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Забота о животных в стихотворении Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»"

разработка конспекта урока по произведению Н. Некрасова "Дедушка Мазай и зайцы"...

Урок литературного чтения "Сравнение - словесное средство художественной выразительности"

Познакомить с основным правилом сравнения с использованием дидактических игр....

Презентация и конспект к уроку литературного чтения, 3 класс. Средства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова "Славная осень!

Литературное чтение3 классСредства художественной выразительности в стихотворении Н.Некрасова «Славная осень»Автор: Горачева Марьям Вагсевна...