План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Царева Светлана Владимировна

План-конспект урока по литературному чтению по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»

Задачи:

·         формировать знания учащихся о жизненных взглядах и  творчестве И.А.Бунина;

·         развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;

·         воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке, искусству

·         воспитывать самостоятельную творческую активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бунин23.38 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

урока

по литературному чтению

по теме «Неповторимый образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства»,

Задачи:

  • формировать знания учащихся о жизненных взглядах и  творчестве И.А.Бунина;
  • развивать способность внимательного отношения к слову, сознательного использования выразительных средств языка;
  • воспитывать чувство прекрасного, любовь к природе, интерес к живописи, музыке, искусству
  • воспитывать самостоятельную творческую активность.

Оборудование: учебник по литературному чтению для 4 класса «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий); репродукция картины И.И.Левитана «Золотая осень», альбом «Времена года» Антонио Вивальди «Осень», аудиозапись стихотворения И.А.Бунина «Листопад»; осенние листья, карточки с именами поэтов, презентация к уроку.

Технические средства: компьютер, телевизор.

План урока.

Организационный момент. Игра – приветствие «Здравствуйте».

  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина.
  4. Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень».
  5. Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.
  6. Первичное восприятие произведения (слушание).
  7. Словарная работа.
  8. Осмысленное восприятие и анализ текста.
  9. Вторичное восприятие. Работа над выразительностью.

           10.Итог урока.

                11. Задание на дом.

Ход урока:

Орг.момент. Игра – приветствие «Здравствуйте!»

-Доброе утро, ребята, давайте поприветствуем друг друга и пожелаем всем удачи на уроке!

1.Проверка домашнего задания:

- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали о прекрасном времени года – Осень.( Ученики читают четверостишья осенних произведений, класс узнает автора строк).

      -  Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием!

- Скажите, что общего в этих строфах?

(Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы. Они восхищаются природой родного края. Это стихи о Родине).

2. Изучение нового материала

Сообщение темы и целей урока.

- ребята, а чье имя осталось на доске?

- Правильно, вы, наверное, догадались, что сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина.

Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина (рассказывает ученик)

И.А.Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Его детство прошло на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца и запомнилось писателю весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближних деревень. Он рассказывал товарищам сказку про аленький цветочек, которую сам только что услышал – то ли от матери, то ли от няньки.

Десяти лет Бунин поступил в Елецкую гимназию, а в деревню продолжал ездить на каникулы. «Когда ты вырастешь, - говорил отец, - ты поймёшь, что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо.

Бунин начал писать стихи ещё в гимназии. Он писал их почти до конца своей долгой, трудной жизни (он умер в Париже 8 ноября 1953 года.) Большинство его стихов адресовано взрослому читателю. Но есть и такие, которые Бунин печатал для детей. Часто он с интересом слушал, что говорит о детях, о школе его старший брат Юлий Бунин, педагог.

В издании журнала «Детское чтение» вышла книга стихов Бунина. Поэт назвал её «Под открытым небом». А другой сборник стихов и рассказов вышел три года спустя под названием «Полевы цветы».

- Посмотрите, ребята в окно, что с деревьями  произошло? (Листья осыпались).

       - В какое время года это происходит? (Осенью).

       - Почему? (Затухают процессы сокодвижения).

       - Как называется природное явление, когда с деревьев опадают листья? (Листопад). Скажите, кто из вас знает значение слова листопад?

(Листопад это когда с деревьев осыпаются листья).

- Давайте познакомимся со значением этого слова в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

Один хорошо читающий ученик читает:

(Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад. Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона листопада).

- Ребята, а кто из вас уже догадался, с каким стихотворением мы будем знакомиться на уроке? (Листопад).

На доску вывешивается название стихотворения.

- Сегодня на дворе хмурый дождливый день. Под ногами грязь и слякоть. Скучная картина! А мы с вами вернёмся в пору золотой осени. Научимся выразительно читать стихотворение Бунина «Листопад».

Анализ произведения художника И.И.Левитана «Золотая осень»

-Ребята, где можно ранней весной увидеть деревья в золотом осеннем уборе?(На картинах художников).

-Картину «Золотая осень» написал Исаак  Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы. 

Здесь мало увидеть –

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью  

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать –

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

-Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж?

- Приходилось ли вам испытывать нечто подобное? Когда?

- Хотелось бы вам оказаться в том месте, которое изобразил художник?

-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом).

- Какое небо у Левитана? (Прозрачное, голубое, чистое, лазоревое, с розовыми облаками).

-Когда бывает такое небо? (В яркий солнечный день).

-Представьте, что вы композитор, какую музыку вы напишите к этой картине?

-А теперь послушайте, как композитор Антонио Вивальди передал звуками тоже, что Исаак Ильич Левитан красками – тишь и благодать, царящая в это время в природе.

-Пока будет звучать музыка, мы отдохнём. Положите головы на парты, закройте глаза. Попросим фею Фантазию прилететь к нам. Представьте, что каждый из вас  - это осенний листочек. Сильный порыв ветра сорвал некоторые листочки, а остальные ещё крепко держатся за веточки. Попробуйте почувствовать то, что чувствуют листочки.

Слушание музыки А. Вивальди. Релаксация.

-Ребята, расскажите, что вы увидели и почувствовали. Понравилась ли вам музыка? (Нам радостно и грустно, потому что автор изобразил чудесный солнечный день, и грустно: ведь скоро наступят холода).

- Действительно, левитановская осень и музыка Вивальди – праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты и немного грустный: ведь это красота прощания, скоро зима.

-Ребята, какие средства имеет художник для передачи нам своих чувств? (Краски.)

-А композитор? (Ноты).

- А чем пользуется поэт? (Словом).

-Что характерно для прозаической речи? (Это естественная речь).

-А что свойственно поэтическому языку? (Чёткий ритм, краткость, наличие рифмы).

-Сегодня мы будем читать прекрасное стихотворение И.Бунина  о золотой осени.

Первичное восприятие произведения (слушание).

- Ребята, послушаете аудиозапись стихотворение, постарайтесь представить себе всё то, что увидел Иван  Бунин.

- Понравилось ли вам стихотворение? (Мне стихотворение понравилось. Оно красивое, живое, яркое. Услышав его, поднимается настроение).

- Какие картины, образы вы представили себе ярче всего. (Я представил себе лес – терем в своей красоте).

- Какие звуки услышали? (Шорох листвы, шум ветра).

- Какие краски вы увидели в стихотворении?

- Рассмотрите рисунок. Такие ли краски вы себе представили?

  Словарная работа 

- Ребята, в стихотворении вам встретились незнакомые слова, давайте узнаем их значение:

  • Завороженный – очарованный, околдованный.
  • Лиловый – цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый .
  • Золотой – жёлтый, изумительный.
  • Багряный – красный густого, тёмного оттенка .
  • Лазурь – яркий светло-синий цвет.
  • Терем – на Руси дом в виде башни.
  • Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости.

Осмысленное восприятие и работа с текстом.

-Прочитайте первую часть текста и найдите художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?

- Почему лес расписной? Кто его расписывал?

- Как вы понимаете выражение: лес "стоит" "веселой, пестрою стеной"?

- Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.

- А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?

- А разве тишину можно услышать?

- Почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

- А теперь скажите, о чем это стихотворение?

- О красоте осенней природы.

- О чувствах от увиденной красоты.

- А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Самостоятельная подготовка к выразительному чтению по памятке. Вторичное самостоятельное чтение. Расстановка логических ударений.

- Ребята, самостоятельно подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой, расставьте логические ударения.

-  Ребята, подумайте, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).

Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).

- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).

- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).

- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, восхищается ею. Когда будем читать,  голосом выделим эти слова.

Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Ребята, с каким поэтом, стихотворением вы сегодня познакомились?

Задание на дом.

- Выучить стихотворение наизусть.

- Нарисовать рисунок в тетради к стихотворению и словами описать возможные картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе "Как хорошо уметь читать!"

Тема урока: Как хорошо уметь читать!Цель: познакомить с произведениями С. Я. Маршака «Ты эти буквы заучи» и В. Д. Берестова «Читалочка»....

План-конспект открытого урока по литературному чтению во 2 кл по теме «Стрекоза и муравей»

План-конспект открытого  урока по литературному чтению во 2 клпо теме «Стрекоза и муравей»...

План – конспект открытого урока по литературному чтению в 1 "Буква э"классе

Тема: Гласный звук [э], буквы Э, э.Задачи:1.     Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.2.     Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать, работать с те...

План-конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Конспект урока по литературному чтению на тему Л.Н.Толстой "Акула" 3 класс "Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Стихи о Родине"

Тема: «Стихи о Родине и родной природе».Тип урока: повторительно-обобщающий.Форма проведения: с применением информационных технологий, парной  работыДидактические цели:Образовательные...